Конституционные принципы правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные притязания, трудовые споры, споры политического характера, жалобы граждан на действия чиновников). Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом. Ее соблюдение при осуществлении судебной власти имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, отменяется вышестоящим судом и дело направляется на новое рассмотрение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
2 СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПОРЯДОК ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ 23
2.1 Районный (городской) суд Республики Беларусь 23
2.2 Областной и Минский городской суд Республики Беларусь 28
2.3 Военные суды Республики Беларусь 30
2.4 Верховный Суд Республики Беларусь 34
3 СПЕЦИАЛЬНЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Файлы: 1 файл

Тема Конст принципы правосудия.docx

— 101.73 Кб (Скачать файл)

Президиум областного, Минского городского судов образуется в составе председателя суда, заместителей председателя суда, судей этого суда в количестве, определяемом Президентом  Республики Беларусь. Состав президиума суда утверждается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению  Министра юстиции, Председателя Верховного Суда и председателя областного, Минского городского судов.

Полномочия президиума можно разделить на процессуальные и организационные. К процессуальным относится рассмотрение уголовных  и гражданских дел в порядке  надзора и по вновь открывшимся  обстоятельствам. Президиум рассматривает  эти дела по протестам на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления  районных (городских) судов, а также  на кассационные определения судебных коллегий данного областного (Минского городского) суда[15,с.148].

Организационные полномочия президиума призваны обеспечить надлежащий уровень работы структурных  подразделений и аппарата данного  суда и единообразное направление  судебной практики районных (городских) судов. К ним относится: утверждение  по представлению председателя суда составов судебных коллегий; рассмотрение материалов изучения и обобщения  судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивание председателей  судебных коллегий о деятельности коллегий; заслушивание председателей судебных составов о работе составов; оказание помощи районным (городским) судам в  правильном применении законодательства и повышении профессионального  мастерства судей.

2.3 Военные суды Республики Беларусь

 

Исторически военные  суды представляют собой первые специализированные органы правосудия в белорусской  судебной системе. Межгарнизонные военные  суды образуются Президентом Республики Беларусь с учетом численности и  дислокации воинских частей, Вооруженных  Сил государства и других воинских формирований по совместному представлению  Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. В Республике Беларусь действует шесть межгарнизонных военных судов: в Минске, Бресте, Гродно, Витебске, Бобруйске и Борисове.

Межгарнизонный  военный суд состоит из председателя суда, судей и народных заседателей. При наличии пяти и более судей  в составе межгарнизонного военного суда вводится должность заместителя  председателя. Количество судей для  каждого межгарнизонного военного суда устанавливается Президентом  Республики Беларусь по совместному  представлению Министра юстиции  и Председателя Верховного Суда. Только Межгарнизонный военный суд в  г. Минске имеет шесть судей, во всех остальных по трое судей. К судьям межгарнизонных военных судов кроме  общих требований, предъявляемых  к судьям районных (городских) судов, применяются дополнительные: состоять на действительной военной службе; иметь офицерское звание [15,с.159].

Народными заседателями межгарнизонного военного суда могут  быть граждане Республики Беларусь, состоящие  на действительной военной службе. Их количество для межгарнизонного  военного суда 35 человек на одного судью (10,ст.3).

Председатель  межгарнизонного военного суда и  его заместитель назначаются  Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет. Полномочия председателя межгарнизонного военного суда совпадают  с полномочиями председателя районного (городского) суда (8,ст.5).

В межгарнизонных военных судах имеется аппарат, выполняющий вспомогательные функции, аналогичные тем, которые осуществляют работники аппарата районных (городских) судов. Его численность зависит  от количества судей в конкретном суде и объема их работы. Приведем пример судебной практики межгарнизонного  военного суда. Минский гарнизонный  суд вынес приговор по уникальному  уголовному делу. К 2 годам дисциплинарного  батальона приговорен солдат срочной  службы, который, чтобы стать героем, инсценировал вооруженное нападение  на самого себя.

Это произошло  летом прошлого года в одной из воинских частей Минского гарнизона. Приблизительно в час ночи солдаты, охранявшие военные  склады и гаражи, услышали выстрел  со стороны одной из вышек, где  нес службу их сослуживец. Прибежав туда, они обнаружили на вышке раненного  в мягкие ткани правого бедра  часового, который объяснил, что  в него кто-то выстрелил со стороны  частного жилого фонда. Преступников солдат не видел. Склады остались нетронутыми. Прибывшая к месту преступления оперативно-следственная группа обнаружила на земле недалеко от вышки гильзу от автомата Калашникова и пулевое  отверстие в стене вышки. По траектории движения пули эксперты определили, что  точка обстрела, вероятнее всего, располагалась за забором воинской части в районе частного жилого сектора. Все это подтверждало версию часового. В его же автомате все патроны  были в наличии, а ствол блестел  от ружейного масла. Смущала одна деталь: зачем кому-то нужно было стрелять в часового, не предприняв даже попытки завладеть его оружием  либо похитить военное имущество. К  тому же часовых всегда стараются  «снять» бесшумно. Да и имущество  охраняемого склада не было особо  ценным, ради которого стоило бы пойти  на «убийство». Точки над «i» расставили эксперты. Установлено: из автомата часового после последней чистки был произведен один выстрел, а на одежде солдата  в месте прохождения пули сохранились  следы пороха и частички металла. Это свидетельствовало о том, что выстрел в солдата был  произведен с близкого расстояния и  из его же оружия. Под давлением  неопровержимых доказательств раненый  солдат выдвинул новую версию: якобы  автомат случайно выстрелил, когда  он забрасывал его на плечо. К новой  версии появились новые вопросы: пуля ведь прошла через мягкие ткани  не вертикально, а горизонтально. И  эту версию развалил следственный эксперимент. После этого подозреваемый начал  «колоться». Оказалось, что несколько  недель назад он случайно нашел патрон от автомата. Этот патрон и подвиг его  к «гениальному» плану. Прослужив  всего два месяца, солдат очень  хотел съездить домой в отпуск. Приехать же хотелось настоящим обстрелянным героем. Вот и появилась мысль  об инсценировке вооруженного нападения. Солдат привязал автомат за дверью вышки, а через спусковой крючок пропустил веревочку, за которую  затем и дернул. Молодой парень действительно стал героем, но только судебного дела. Слишком строго его  наказывать не стали, но 2 года дисциплинарного  батальона от Минского межгарнизонного  военного суда он все-таки получил.

Белорусский военный  суд — второе звено в системе  военных судов республики. Его  количественный состав устанавливается  Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. Белорусский военный суд  состоит из председателя суда, двух его заместителей, шести судей  и народных заседателей. Число последних  определяется в размере 25 человек  на одного судью. Списки народных заседателей  для Белорусского военного суда составляются сроком на пять лет и утверждаются командирами воинских частей.[15,с.166] Белорусский военный суд действует  в составе судебных коллегий, которые  утверждаются его председателем  из числа судей этого суда. Однако название этих коллегий в законе отсутствует. Руководство их работой осуществляют заместители председателя суда.

Судебные коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные дела о преступлениях  против мира и безопасности человечества, преступлениях против государства, о преступлениях, за которые может  быть назначена смертная казнь, совершенных  военнослужащими. Белорусский военный  суд вправе рассматривать по первой инстанции и гражданские дела в случаях, предусмотренных законодательством (2,ст.44). Он может изъять любое уголовное  или гражданское дело из межгарнизонного  суда и принять его к своему производству по первой инстанции.

В кассационном порядке судебные коллегии Белорусского военного суда рассматривают жалобы и протесты на не вступившие в законную силу приговоры, решения, определения  и постановления межгарнизонных военный судов. С этой целью в  судебных коллегиях образуются составы  суда. Могут также образовываться специализированные составы суда для  рассмотрения отдельных категорий  дел.

Белорусский военный  суд осуществляет надзор за судебной деятельностью межгарнизонных военных  судов. Судебные коллегии Белорусского военного суда по направлениям своей  деятельности изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику. Руководят работой Белорусского военного суда председатель и его  заместители, которые назначаются  Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет [15,с.167].

Для обеспечения  деятельности по осуществлению правосудия в Белорусском военном суде имеется  аппарат суда, аналогичный по своему составу и функциям аппарату областных и Минского городского судов.

Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь является третьим звеном в системе  военных судов. Она образуется из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждается его Пленумом. В настоящее время в ее состав входят: председатель коллегии, пять судей, а также народные заседатели в  количестве 10 человек на одного судью, участвующие в рассмотрении уголовных  дел по первой инстанции. Судья Военной  коллегии Верховного Суда Республики Беларусь должен обладать стажем работы в качестве судьи не менее пяти лет, состоять на действительной военной  службе и иметь офицерское звание. Он назначается на должность Президентом  Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания. Военная коллегия рассматривает  в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции. В  соответствии со ст. 269 УПК ей подсудны: 1)уголовные дела о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, если на них распространяется статус военнослужащих; 2)уголовные  дела о преступлениях, переданные в  данный суд с согласия обвиняемого  и его защитника из нижестоящих  военных судов в целях обеспечения  объективности судебного разбирательства; 3)принятые к своему производству по собственной инициативе любые уголовные  дела, входящие в компетенцию военных  судов.

2.4 Верховный Суд Республики Беларусь

 

Одним из проявлений суверенитета государства на своей  территории является наличие высшего  судебного органа, принимающего последнее, окончательной решение подсудным  ему делам и контролирующего  деятельность всех нижестоящих судов. В Республике Беларусь таким органом  для общих судов является Верховный  Суд.

Осуществляя надзор за судебной деятельностью общих  судов, Верховный Суд обеспечивает не только исправление, но и предупреждение судебных ошибок, способствует единообразному пониманию и применению законов  различными судами республики. Он не только унифицирует, но, в известной мере, и направляет судебную практику, давая  судам указания, как следует правильно  и наиболее эффективно применять  определенные нормы права[16,с.10].

Верховный Суд  Республики Беларусь состоит из Председателя суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей и народных заседателей  и действует в составе: судебной коллегии по гражданским делам; судебной коллегии по уголовным делам; Военной  коллегии; судебной коллегии по патентным  делам; Президиума; Пленума. Судебные коллегии обеспечивают специализацию судей  при рассмотрении дел. Они формируются  из числа судей Верховного Суда и  утверждаются его Пленумом (6,ст.54). При  этом учитывается как желание  самого судьи, так и стаж его работы, предшествующий опыт. В настоящее  время судебная коллегия по уголовным  делам насчитывает 20 судей, судебная коллегия по гражданским делам - 12, Военная  коллегия - 6, судебная коллегия по патентным  делам - 4 судьи. Такой различный количественный состав коллегий связан с объемом  их работы. Традиционно число гражданских  дел, рассматриваемых Верховным  Судом, уступает числу уголовных.

Судебные коллегии Верховного Суда рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Только судебная коллегия по патентным делам действует как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам (6, ст. 55).

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда рассматривает по первой инстанции дела: о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и судьями; подсудные нижестоящим судам и переданные в данный суд с согласия обвиняемого и его защитника в целях обеспечения объективности судебного разбирательства; подсудные нижестоящим судам и принятые к производству по собственной инициативе в связи с их особой сложностью либо особым общественным значением (3,ст.269).

Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает по первой инстанции дела: по жалобам на отказ в регистрации республиканских и международных общественных объединений граждан; по заявлениям о прекращении деятельности таких объединений; по жалобам на отказ в регистрации инициативной группы по проведению республиканского референдума; по жалобам на отказ в регистрации политических партий; по заявлениям о прекращении деятельности политических партий; по жалобам на решения Президента Республики Беларусь по вопросам гражданства; по жалобам на отказ Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов в регистрации кандидатов Президенты Республики Беларусь; другие категории дел, подсудные Верховному Суду, в соответствии с актами законодательства.

Судебная коллегия по патентным делам начала свою работу в 2000 г. К полномочиям этой судебной коллегии отнесены дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием (выявлением, выведением), правовой охраной и использованием объектов промышленной собственности, а также дела по жалобам на решения Апелляционного совета патентной экспертизы при патентном органе (2,ст. 45),(2,ст.359). Коллегия действует как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам и рассматривает дела в составе трех судей (2, ст. 26). Отмечаем также рост поступления заявлений и жалоб о защите прав в сфере интеллектуальной собственности, в том числе и исков по спорам в области авторского права и смежных прав. Так, в 2010 году в коллегии по патентным делам Верховного Суда на рассмотрении находилось 52 дела (в 2009 году - 43), из которых 28 - споры, связанные с защитой авторского права и смежных прав.

Президиум Верховного Суда образуется в составе Председателя Верховного Суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда. Персональный состав Президиума утверждается Президентом по представлению  Председателя Верховного Суда. Полномочия Президиума можно разделить на процессуальные и организационные. К процессуальным относится рассмотрение уголовных и гражданских дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения, кассационные и надзорные определения судебных коллегий Верховного Суда (3,ст.407). В рассмотрении Президиумом судебных дел принимают участие Генеральный прокурор Республики Беларусь или его заместители. Постановления Президиума принимаются большинством голосов членов Президиума и подписываются председательствующим. Осуществляя надзор за судебной деятельностью, Президиум Верховного Суда не только исправляет ошибки, допущенные судебными коллегиями Верховного Суда и иных судов республики, но и направляет судебную практику, ориентируя эти суды на единообразное применение действующего законодательства.

Организационная деятельность Президиума имеет два основных направления:

1) рассмотрение  вопросов организации работы  самого Верховного Суда, его подразделений  и аппарата;

2) воздействие  на деятельность нижестоящих  судов в целях обеспечения  правильного и единообразного  применения законодательства.

Первое направление  состоит в рассмотрении Президиумом  вопросов текущего и перспективного планирования работы Верховного Суда, докладов председателей коллегий об итогах работы за полугодие или квартал, об организации деятельности отдельных  судебных составов, подразделений аппарата и сотрудников Верховного Суда, повышения  их квалификации.

Информация о работе Конституционные принципы правосудия