Конституционные принципы правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные притязания, трудовые споры, споры политического характера, жалобы граждан на действия чиновников). Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом. Ее соблюдение при осуществлении судебной власти имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, отменяется вышестоящим судом и дело направляется на новое рассмотрение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
2 СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПОРЯДОК ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ 23
2.1 Районный (городской) суд Республики Беларусь 23
2.2 Областной и Минский городской суд Республики Беларусь 28
2.3 Военные суды Республики Беларусь 30
2.4 Верховный Суд Республики Беларусь 34
3 СПЕЦИАЛЬНЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Файлы: 1 файл

Тема Конст принципы правосудия.docx

— 101.73 Кб (Скачать файл)

Окружные суды состояли из одного или нескольких отделений по уголовным и гражданским  делам. Они разбирали большинство  дел, причем все гражданские и  значительная часть уголовных разбирались  коронными судьями. Для рассмотрения дел о преступлениях, за которые  могло быть назначено наказание  в виде лишения прав состояния, как  особенных, связанных с принадлежностью  к привилегированным сословиям, так и всех прав (имущественных, брачно-семейных и т.д.), привлекались присяжные заседатели. Как правило, лишение прав состояния  сопровождалось другими наказаниями: каторжными работами, ссылкой, тюрьмой  – и назначало за тяжкие преступления.

Теория свободной  оценки доказательств была приспособлена  главным образом к деятельности суда присяжных, а ее сущность выражена в правилах, определявших исследование доказательств и вынесение судебного  решения в этом суде. Правила свободной  оценки доказательств должны были создать  иллюзию беспристрастности судей, убеждение которых формируется  якобы исключительно под влиянием тех впечатлений, которые присяжные  получают в ходе судебного разбирательства.

Реформой 1864 года была установлена следующая система  судов: суды с избираемыми судьями  – мировые судьи и съезды мировых  судей – и суды с назначаемыми судьями – окружные суды и судебные палаты. Каждый уезд, с входившим  в него городом, а в ряде случаев  и отдельно крупный город составляли мировой округ, делившийся на несколько  участков. Каждый из них имел одного участкового, мирового судью и одного почетного. Мировые судьи – участковые и почетные – избирались на три  года местными органами городского и  земского самоуправления (уездными земскими собраниями и городскими думами) из числа лиц, проживавших в данной местности и имевших определенный возрастной, образовательный, служебный  и имущественный ценз (имущественный  ценз определялся недвижимой собственностью не менее чем в 15 тысяч рублей или равнялся двойному земскому земельному цензу) [14. c. 246-249].

Новая судебная система по сравнению с прежней  отличалась определенной стройностью. Для разбора мелких уголовных, гражданских  дел учреждался институт выборных мировых  судей. Мировой судья единолично рассматривал дела по обвинению в  преступлениях, за совершение которых  могло быть определено одно из следующих  наказаний: замечание, выговор, денежное взыскание на сумму не свыше 300 рублей, арест на срок не свыше трех месяцев, заключение в тюрьму на срок до одного года. Мировые судьи (участковые и  почетные) данного округа собирались на уездные съезды мировых судей  или мировой съезд судей, который  был окончательной апелляционной  инстанцией. Дальнейшее рассмотрение дел мировых судей проводилось  лишь в кассационном порядке в  Сенате.

Сенат в процессе судебной реформы также претерпел  изменения. Он превратился в единственный в стране кассационный суд. Основное отличие кассационного порядка  обжалования судебных решений и  приговоров от апелляционного порядка  обжалования в России состояло в  том, что поводом для кассации являлись процессуальные правонарушения.

Судебная реформа 1864 года создала систему общих  судов. Судами первой инстанции были окружные суды. Каждый окружной суд  учреждался для рассмотрения гражданских  и уголовных дел, выходивших за рамки  подсудности мирового судьи. Второй инстанцией в системе общих судов  являлась судебная палата. В ней  в апелляционном порядке рассматривались  дела по жалобам на приговоры и  решения окружных судов, вынесенные без присяжных заседателей. Кроме  того, к ее подсудности были отнесены дела об особо опасных преступлениях  – государственных и должностных. Эти дела должны были рассматриваться  коронным судом с сословными представителями, по одному от каждого сословия: губернский (или уездный) предводитель дворянства, городской голова и волостной  старшина.

В отличие от суда присяжных особое присутствие  судебной палаты представляло собой  единую коллегию коронных судей и  народных представителей, причем права  всех членов присутствия были равны  и в процессе судебного следствия, и при вынесении приговора. Но это формальное равенство не приводило  к повышению их роли по сравнению  с присяжными заседателями.

В таком состоянии  и практически без значимых изменений  судебная система просуществовала  до 1917 года, когда было начато строительство  новой судебной системы базирующейся на новых принципах и преследующей новые цели.

В Беларуси, как  и в центре России, на Украине  и в других местах, революционный  слом старой судебной системы начался  с первых дней Великой Октябрьской  социалистической революции. По инициативе трудящихся под руководством большевиков  создавались новые суды. Они были первым шагом в организации советской  судебной системы.

Исходным правовым документом Советской власти в области  судебного строительства явился Декрет Совнаркома РСФСР о суде от 24 ноября (7 декабря) 1917 г., который назывался  в последующих законодательных  актах Декретом о суде №1. Его  историческое значение; заключалось  в том, что, законодательно закрепив упразднение старой судебной системы, декрет предусмотрел организацию новых  советских судов на основе новых  принципов: выборности судей, участия  в судебном разбирательстве заседателей, коллегиальности, гласности процесса и т. д.

Сразу же после  обнародования декрета в Белоруссии началось создание местных судов  и рабоче-крестьянских революционных  трибуналов. Первые учреждались для  рассмотрения отнесенных к их подсудности  гражданских дел и дел об обще уголовных преступлениях, вторые —  для рассмотрения дел о контрреволюционных и иных особо опасных для Советского государства преступлениях.

Позднее, в соответствии с Декретом о суде № 2, изданным 7 марта 1918г., были образованы окружные народные суды, рассматривавшие дела, превышавшие  подсудность местного народного  суда. В Белоруссии, входившей до января 1919 г. в состав Российской Федерации, были проведены в жизнь и другие декреты ВЦИК и СНК об организации  общих судов и революционных  трибуналов.

Большую роль в  истории советского суда сыграл Декрет (Положение) о народном суде РСФСР  от 30 ноября 1918 г., повсеместно учредивший единый народный суд в трех составах: народный судья, народный судья и  два народных заседателя и народный судья и шесть народных заседателей. В каждом судебном округе для рассмотрения кассационных жалоб на приговоры  и решения народных судов создавался Совет народных судей, выполнявший  одновременно функции судебного  контроля [6,  c. 111].

Образование Белорусской  ССР в области судебного строительства  было отмечено опубликованием в середине января 1919 г. постановления Народного  комиссариата республики об организации  народного суда. Оно подтвердило  упразднение в БССР старых судебно-следственных учреждений и объявило о создании органов пролетарского правосудия. По окончании иностранной интервенции  и гражданской войны республика вместе со всей страной приступила к восстановлению народного хозяйства. В целях укрепления социалистической законности и развития советской  демократии в БССР, как и в стране в целом, были осуществлены меры, имевшие  общественно-политическое значение, и  в частности, проведена судебная реформа. 30 марта 1923 г. II сессия ЦИК Белоруссии приняла Положение о судоустройстве, в котором обобщался опыт судебного строительства в республике с момента ее образования. Оно восприняло основные принципы Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. и вместе с тем учитывало местные условия и особенности административно-территориального деления.

В БССР была создана  трехзвенная судебная система: народный суд, Высший суд и Верховный суд. Наряду с системой общих судов  предусматривалось действие: военных  трибуналов — по делам о преступлениях, совершаемых в армии; особых сессий народного суда по трудовым делам; земельных  комиссий — по земельным делам; арбитражной  комиссии — по спорам между социалистическими  организациями.

Основным звеном судебной системы являлся народный суд. Народный судья единолично или  с участием двух народных заседателей  осуществлял свою деятельность в  пределах уезда или городского района. Кассационной инстанцией для народных судов являлся Высший суд. Он действовал и в качестве суда первой инстанции  по отнесенным к его ведению делам  и выполнял функции органа судебного  контроля.

Верховный суд  был высшим судебным органом республики. Он осуществлял надзор и судебный контроль за всеми судами, кроме  военных и военно-транспортных трибуналов.

В 1924 и 1925 гг. были приняты новые Положения о  судоустройстве БССР, которые не внесли коренных изменений в организацию  судебной системы. В точном соответствии с Основами судоустройства СССР и  союзных республик, утвержденными  постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г., законодательство о судебной организации БССР сформулировало задачи правосудия, установило систему судебных органов. В связи с укрупнением  БССР и введением нового административно-территориального деления вместо Высшего суда были организованы окружные суды, а также  расширены полномочия Верховного суда республики. 6 июля 1923 г. постановлением II сессии ЦИК СССР в целях укрепления социалистической законности на территории Союза ССР был создан Верховный Суд СССР.

В годы социалистической реконструкции народного хозяйства  существенных изменений в организацию  судебной системы республики не вносилось. В связи с ликвидацией округов  Положение о судоустройстве БССР 1931 г. закрепило двухзвенность судебной системы: народные суды и Верховный суд БССР. Вскоре, однако, среднее звено судебной системы было восстановлено.

Конституция СССР 1936 г. и Конституция БССР 1937 г. расширили  демократические основы правосудия, обеспечили последовательный демократизм  советского суда. В отличие от Конституции  СССР 1924 г. общесоюзная Конституция 1936 г. отнесла к ведению СССР все  законодательство о судоустройстве. 16 августа 1938 г. II сессия Верховного Совета СССР приняла закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», на длительное время определивший задачи и организацию советского суда.

В соответствии с этим законом на территории Белорусской  ССР действовали народные и областные  суды и Верховный суд БССР. Реализуя указания XX съезда КПСС о расширении суверенных прав союзных республик, VI сессия Верховного Совета СССР в феврале 1957 г. приняла закон «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов». Отнесение к компетенции Союза ССР установления основ законодательства о судоустройстве, а к ведению союзных республик — законов о судебной организации отвечает принципам советского федерализма, обеспечивает единство советской судебной системы и вместе с тем позволяет учесть в судоустройстве союзных республик местные и национальные особенности.

Организация судебной системы в БССР определяется Конституцией СССР и Конституцией БССР, Основами законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик  от 25 декабря 1958 г., Законом о судоустройстве БССР, принятым Верховным Советом  БССР 20 ноября 1959г., Положением о выборах  районных (городских) народных судов  БССР от 25 октября 1960 г. и другими  нормативными актами.

В соответствии со ст. 102 Конституции. СССР и ст. 1 Основ  законодательства о судоустройстве советская судебная система состоит  из Верховного Суда СССР, Верховных  судов союзных и автономных республик, областных, краевых, городских судов, судов автономных областей и национальных округов, районных (городских) народных судов, а также, военных трибуналов.

В СССР различаются  общесоюзные суды и суды союзных  республик. К первым относятся Верховный  Суд СССР и военные трибуналы, ко вторым — все остальные суды. Общесоюзные суды действуют от имени  СССР, суды союзных республик —  от имени соответствующей союзной  республики. Суды БССР выносят приговоры  и решения именем Белорусской  ССР.

В соответствии со ст. 104 Конституции СССР Верховный  Суд СССР является высшим судебным органом Советского государства. На него возлагается надзор за судебной деятельностью судебных органов  СССР, а также судебных органов  союзных республик в пределах, установленных законом. В частности, Верховный Суд СССР вправе проверить  в порядке судебного надзора  решения, приговоры и постановления  Верховного суда БССР, если эти судебные акты противоречат общесоюзному законодательству или нарушают интересы других союзных  республик. Верховный Суд СССР изучает  практику применения судами законодательства и дает руководящие разъяснения  судам по вопросам его применения. Ему принадлежит право законодательной  инициативы. В качестве суда первой инстанции Верховный Суд СССР рассматривает дела исключительной важности. Верховный Суд СССР избирается Верховным Советом Союза ССР  сроком на пять лет в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. Верховный Суд СССР ответствен перед Верховным Советом  СССР, а в период между сессиями Верховного Совета СССР — перед  Президиумом Верховного Совета СССР [5,  c.132].

Военные трибуналы  осуществляют правосудие в Советской  Армии и на Военно-Морском Флоте.

В союзных республиках  в зависимости от административно-территориального деления и имеющихся национально-государственных  образований действуют трехзвенные  или двухзвенные судебные системы. В соответствии со ст. 80 Конституции  БССР и ст. 1 Закона о судоустройстве БССР судебную систему республики образуют Верховный суд БССР, областные  суды и районные (городские) народные суды, т.е. в Белорусской ССР действует  трехзвенная судебная система (Трехзвенные  судебные системы имеются в восьми союзных республиках: РСФСР, УССР, БССР, Казахской, Киргизской, Узбекской, Туркменской  и Таджикской союзных республиках, в остальных действуют двухзвенные  судебные системы). Председатели Верховных  судов союзных республик входят по должности в состав Верховного Суда СССР и его Пленума (ст. 3 Положения  о Верховном Суде СССР).

Информация о работе Конституционные принципы правосудия