Конституционные принципы правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные притязания, трудовые споры, споры политического характера, жалобы граждан на действия чиновников). Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом. Ее соблюдение при осуществлении судебной власти имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, отменяется вышестоящим судом и дело направляется на новое рассмотрение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
2 СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПОРЯДОК ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ 23
2.1 Районный (городской) суд Республики Беларусь 23
2.2 Областной и Минский городской суд Республики Беларусь 28
2.3 Военные суды Республики Беларусь 30
2.4 Верховный Суд Республики Беларусь 34
3 СПЕЦИАЛЬНЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Файлы: 1 файл

Тема Конст принципы правосудия.docx

— 101.73 Кб (Скачать файл)

Первым и вместе с тем основным звеном судебной системы  БССР являлся районный (городской) народный суд. Он образовывался в каждом административном районе или городе, не имеющем районного  деления (ст. 27 Закона о судоустройстве БССР). Являясь низшим звеном судебной системы и действуя только в качестве суда первой инстанции, этот суд рассматривал основную массу гражданских и  уголовных дел поступивших в  суд.

Районные (городские) народные суды формировались путем  выборов: народные судьи избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании  сроком на пять лет, народные заседатели — на общих собраниях рабочих, служащих и колхозников по месту  их работы или жительства, военнослужащих — по воинским частям открытым голосованием сроком на два года. Структура судов  и количество народных судей устанавливалась  Президиумом Верховного Совета БССР по представлению министра юстиции  Белорусской ССР. Порядок выборов  районных (городских) народных судов  подробно регулировался Положением, утвержденным Президиумом Верховного Совета БССР от 25 октября 1960 г., с последующими изменениями и дополнениями. Кандидат в народные судьи считался избранным, если он получал абсолютное большинство  голосов.

В БССР в одном  районном (городском) народном суде число  народных судей — от одного до шести. Количество народных заседателей для  каждого районного народного  суда определялось исполкомом областного, городского (городов республиканского подчинения) Советов депутатов трудящихся по представлению начальника отдела юстиции данного исполкома.

«Районный суд  рассматривает уголовные и гражданские  дела, за исключением дел, отнесённых Законом к ведению вышестоящих  судов или военных: трибуналов» (ст. 31 Закона о судоустройстве БССР). Среди  уголовных дел народный суд рассматривал дела о преступлениях против социалистической собственности, жизни, здоровья, свободы  и достоинства личности, политических, трудовых, жилищных и иных прав граждан, личной собственности, о хозяйственных, должностных преступлениях, преступлениях  против порядка управления, общественной безопасности, общественного порядка.

Районному (городскому) народному суду были подсудны все  категории гражданских дел, подведомственных судебным органам (ст. 112 Гражданско-процессуального  кодекса БССР). Это споры между  гражданами, а также гражданами, с одной стороны, и государственными предприятиями, учреждениями, организациями, колхозами. К компетенции этих судов  отнесено также рассмотрение дел  об административных правонарушениях. Дела о малозначительных преступлениях  и имущественных спорах на сумму  до 50 руб. народные суды при определенных условиях могли направлять на рассмотрение товарищеских судов.

Областной суд  являлся вторым, средним, звеном судебной системы БССР. Занимая промежуточное  положение между основным звеном судебной системы — районным (городским) народным судом и Верховным судом  республики, областной суд играет важную роль в осуществлении задач  правосудия. Уступая народным судам  по количеству рассматриваемых в  первой инстанции дел, он принимал к  своему производству дела о наиболее опасных преступлениях и сложных  гражданско-правовых спорах. Но главное  назначение этого суда состоит в  осуществлении надзора за судебной деятельностью народных судов, исправлении  допускаемых ими ошибок, руководстве  судебной практикой.

Областной суд  состоял из председателя, его заместителей, членов и народных заседателей, избираемых областным Советом депутатов, трудящихся сроком на пять лет. Количественный состав суда устанавливался областным Советом  депутатов трудящихся и зависел  от объема выполняемой судебной работы.

Областной суд  действовал в составе: судебной коллегии по уголовным делам; судебной коллегии по гражданским делам и президиума. Имелась также коллегия по дисциплинарным делам, которая рассматривала дела о дисциплинарных проступках народных судей и членов областного суда.

Члены суда с  учетом объема работы по уголовным  и гражданским делам распределялись по судебным коллегиям председателем  суда. Президиум областного суда образовывался  в составе председателя, его заместителей и двух-трех членов суда. Состав президиума утверждался исполкомом областного Совета депутатов трудящихся. В заседаниях президиума обязательно было участие  прокурора области.

Областной суд  являлся судом первой, второй (кассационной) и надзорной инстанций. В качестве суда первой инстанции он рассматривал отнесенные к его ведению уголовные  и гражданские дела. Областному суду были подсудны уголовные дела повышенной общественной опасности: о государственных  преступлениях (кроме дел о шпионаже), особо крупных хищениях государственного и общественного имущества, умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, наиболее серьезных должностных  и хозяйственных преступлениях  и некоторые другие дела.

Судебные коллегии действовали, как первая и вторая (кассационная) инстанции. В первом случае соответствующие дела рассматривались  постоянным членом данного суда, председательствующим в судебном заседании, и двумя  народными заседателями, во втором — тремя постоянными членами  суда, из которых один является председательствующим. Председательствующим в судебном заседании  по любому делу, рассматриваемому по первой или второй инстанции, мог быть председатель суда или его заместители.

Президиум областного суда — это, прежде всего, надзорная  инстанция, рассматривавшая в порядке  судебного надзора протесты Генерального Прокурора СССР, Председателя Верховного суда Белорусской ССР, Прокурора  БССР и их заместителей, прокурора  области и председателя областного суда на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и  постановления районных (городских) народных судов и на кассационные определения судебных коллегий данного  суда. Президиум решал также вопрос о возобновлении дел по вновь  открывшимся обстоятельствам в  отношении приговоров и определений  районных (городских) народных судов. На своих заседаниях президиум рассматривал вопросы о работе судебных коллегий и аппарата суда, материалы изучения судебной практики и оказывал помощь народным судам в правильном применении ими законодательства, координируя  эту деятельность с отделом юстиции  исполкома областного Совета.

В соответствии со ст. 82 Конституции Белорусской  ССР высшим судебным органом республики являлся Верховный суд БССР. Он формировался Верховным Советом: БССР, и был ответствен перед ним и ему подотчетен.

Верховный суд  БССР являлся высшей надзорной инстанцией в судебной системе республики. Именно ему, как правило, принадлежало последнее, окончательное слово по делам, рассмотренным  судами БССР. Верховный суд следил за судебной деятельностью всех судов, действовавших на территории республики, за исключением военных трибуналов, т.е. выполнял полномочия суда второй (кассационной) и надзорной инстанций. Ему, единственному  из судов Белорусской ССР, было предоставлено  право давать судам руководящие  разъяснения о применении республиканского законодательства, а также право  законодательной инициативы. Верховный  суд был наделен также функциями  суда первой инстанции.

По первой инстанции  Верховный суд БССР рассматривал дела особой сложности или особого  общественного значения, что зависело от обстоятельств дела, характера  преступления и личности виновного. Верховный суд был вправе принять  к своему производству в качестве суда первой инстанции, любое дело, подсудное нижестоящему суду, и рассмотреть  его по существу с вынесением приговора  или решения. Приговоры и решения, вынесенные Верховным судом БССР, кассационному обжалованию не подлежали  и могли быть отменены или изменены только в порядке надзора Пленумом Верховного суда БССР или, в предусмотренных  законом случаях, соответствующей  судебной коллегией Верховного Суда СССР.

Судебные коллегии выполняли функции суда первой, второй и надзорной инстанций. В качестве суда первой инстанции они рассматривали  дела в составе постоянного члена  суда (председательствующий) и двух народных заседателей, в кассационном порядке — в составе трех постоянных членов суда. В таком же составе  судебные коллегии рассматривали протесты на вступившие в законную силу решения  и приговоры, определения и постановления  всех судов республики, а также  на постановления президиумов областных  судов.

В соответствии со ст. 49 Закона о судоустройстве БССР Пленум Верховного суда БССР рассматривал протесты Генерального Прокурора СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Председателя Верховного суда БССР, Прокурора БССР и их заместителей на решения, приговоры  и определения судебных коллегий Верховного суда БССР. Он давал судам  руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства БССР Пленум входил в Президиум Верховного Совета БССР с представлениями по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном  порядке, и по вопросам толкования законов  Белорусской ССР.

Новым этапом становления  судебной системы Республики Беларусь является начало 90-х годов, когда  Республика получила независимость  и перед судебной системой были поставлены новые цели и задачи. Основным актом, который определил построение судебной системы на новых принципах стала  Конституция Республики Беларусь 1994года, где целая глава (6 глава) посвящена  суду. Так статья 109 Конституции гласит: "Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов  строится на принципах территориальности  и специализации. Судоустройство в  Республике Беларусь определяется законом. Образование чрезвычайных судов  запрещается" [1, ст. 83].

По сравнению  с советским периодом расширены  права и полномочия судов и  судей. Важно, как мне кажется, и  то, что запрещается создание чрезвычайных судов, так как из истории мы помним о том, как в Сталинское время  существовала целая система внесудебных  органов и чрезвычайных судов (трибуналов), которые погубили тысячи жизней. Расширение полномочий судебной власти отразилось и в Статье 110 "Судьи при осуществлении  правосудия независимы и подчиняются  только закону. Какое-либо вмешательство  в деятельность судей по оправлению правосудия недопустимо и влечёт ответственность по закону". В  этой статье получил закрепление  основополагающий принцип построения судебной системы - принцип независимости.

Из истории  всем известно, так называемое " телефонное право" когда из государственных  органов звонили судьям с целью  повлиять на исход дела. Статья 112 гласит: "Если при рассмотрении конкретного  дела суд придёт к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает  решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке  вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным". Принцип  разделения властей, который закреплён  в Конституции означает, что каждая ветвь власти независима, но каждая из них воздействует друг на друга  с помощью системы сдержек  и противовесов. Статья 115 закрепляет, что правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Это наиболее существенные признаки, которые отличают судебную систему Республики Беларусь от советской  судебной системы. Следующим нормативным  актом который регулировал построение Белоруской судебной системы был  Закон «О судоустройстве и статусе  судей в Республики Беларусь». который был принят 13 января 1995 г.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит  только судам, образованным в установленном  порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей.

На современном  этапе судоустройство в Республике Беларусь определяется законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 года «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006 г. № 139-З.

Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь личные права и  свободы, социально-экономические и  политические права граждан, конституционный  строй Республики Беларусь, государственные  и общественные интересы, права юридических  лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий  хозяйствования. Право на обращение  за судебной защитой гарантируется  статьей 60 Конституции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПОРЯДОК ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ

2.1 Районный (городской) суд Республики Беларусь

 

Система судов  строится на принципах территориальности  и специализации. Она состоит  из Конституционного Суда, системы  общих и хозяйственных судов. Образование чрезвычайных судов  запрещается.

Председатель  Верховного Суда Республики Беларусь и Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются  соответственно из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и из числа  судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Судьи Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь соответственно и исполняют свои обязанности  бессрочно.

Председатели  районных (городских), областных, Минского городского судов назначаются Президентом  Республики Беларусь по совместному  представлению Министра юстиции  Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на семь лет.

Судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов  областей, хозяйственного суда города Минска назначаются Президентом  Республики Беларусь и исполняют  свои обязанности также бессрочно, кроме назначенных на должность  судьи впервые. Судьи, назначенные  на должность впервые, назначаются  бессрочно после пяти лет работы судьей.

Информация о работе Конституционные принципы правосудия