Арбитражные суды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Основным законом государства - Конституцией РФ - каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45), в том числе судебная защита (ч. 1 ст. 46).
В то же время в России и за рубежом все более актуальной становится тема альтернативного разрешения гражданско-правовых споров (далее - АРС). Ученые-цивилисты активно занимаются созданием классификаций альтернативных форм разрешения споров, изучая ист

Файлы: 1 файл

арбитражный процесс.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

Ряд принципов постепенно трансформировался и изменился под влиянием социально-правовых реалий и законодательства. Например, принцип процессуальной активности суда в гражданском процессе, справедливо обоснованный В.М. Семеновым и соответствовавший имевшему место в советский период уровню законодательства и задач суда, трансформировался в ходе судебно-правовой реформы в принцип судейского руководства. Другой основополагающий процессуальный принцип объективной истины фактически свелся к установлению юридической истины, соответствующей материалам дела. Такое развитие весьма симптоматично и отражает новые социально-правовые реалии, в которых действуют органы судебной власти при осуществлении правосудия.

Сохраняется сложившееся деление принципов.

1. Общеправовые - действующие во всех  без исключения отраслях права, например законности.

2. Межотраслевые - закрепленные в  нормах нескольких отраслей права,  как правило, близких по характеру.  Сюда относятся практически все  принципы судоустройственного характера,  закрепленные в ГПК РФ, АПК  РФ, Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"), например гласность судебного разбирательства, а также принципы судопроизводственного характера.

3. Отраслевые - закреплены в нормах  только одной конкретной отрасли  права. Ранее в арбитражном  процессуальном праве к таковым  относили целый ряд принципов,  например принципы арбитрирования, доарбитражного урегулирования, однако  теперь все они утратили свое значение, поскольку не имеют нормативной основы. Поэтому в настоящее время выделить сугубо отраслевые принципы для арбитражного процессуального права, которые не были бы одновременно присущи и другим отраслям процессуального права (входящим в сферу гражданской юрисдикции), кроме принципа юридической истины, вряд ли возможно.

Вместе  с тем следует отметить некоторое  отличие в содержании ряда одноименных  принципов и новые акценты  в самом их названии, также определяемом сущностными чертами арбитражной  процессуальной формы. Принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел в арбитражном процессуальном праве отличается от одноименного принципа в гражданском процессуальном праве тем, что коллегиальность в арбитражном судопроизводстве обеспечивается, во-первых, за счет участия арбитражных заседателей, во-вторых, за счет коллегиального рассмотрения некоторых категории дел в арбитражных судах субъектов РФ коллегией из трех профессиональных судей. То же касается отличий принципа устности судебного разбирательства в гражданском процессуальном праве от принципа сочетания устности и письменности судебного разбирательства в арбитражном процессуальном праве, который характеризует специфику арбитражного процесса, связанную с преимущественным исследованием в ходе процесса письменных доказательств. В АПК РФ не предусмотрена процедура оглашения письменных доказательств, установленная в ст. ст. 175, 176 ГПК РФ.

4. Принципы отдельных институтов  арбитражного процессуального права,  например принципы межотраслевых институтов подведомственности (разрешения споров о праве и иных дел преимущественно государственными органами), института доказательств (допустимости средств доказывания, относимости доказательств).

При классификации принципов на конституционные  и закрепленные в отраслевом законодательстве отметим расширение числа конституционных принципов - это наиболее важные принципы межотраслевого характера, имеющие особое политико-правовое значение. Ввиду значения судебной власти эти важнейшие начала ее функционирования непосредственно закреплены прямо в Конституции РФ.

К их числу относятся:

- осуществление правосудия только  судом (ст. 118);

- независимость судей и подчинение  их только Конституции и федеральному  закону (ст. 120);

- несменяемость судей (ст. 121);

- гласность судебного разбирательства (ст. 123);

- состязательность и равноправие  сторон (ст. ст. 19, 123).

 

2.3. Организационные (судоустройственные) принципы

арбитражного  процессуального права

 

К числу судоустройственных принципов  арбитражного процессуального права, т.е. принципов, определяющих организацию, устройство арбитражного суда, относятся:

- принцип назначения судей арбитражного  суда высшими органами государственной  власти;

- осуществление правосудия только  судом;

- принцип законности;

- независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону;

- гласность судебного разбирательства;

- сочетание коллегиального и единоличного  рассмотрения дел в арбитражных  судах;

- государственный язык судопроизводства;

- равенство всех перед законом и судом.

1. Принцип осуществления правосудия  только судом представляет собой  правило, по которому реализация  полномочий, отнесенных к ведению  органов судебной власти, может  осуществляться только судами, созданными  в соответствии с законом. Данный  принцип характеризует место органов судебной власти в системе разделения властей, когда (в наиболее обобщенном виде) органы законодательной власти должны принимать нормативные акты, органы исполнительной власти обеспечивают их практическую реализацию, а органы судебной власти разрешают конфликты.

Применительно к арбитражному процессуальному  праву данный принцип закрепляет, что по делам в сфере хозяйственной  юрисдикции, отнесенным к ведению  арбитражных судов, только арбитражный  суд вправе осуществлять правосудие. В соответствии со смыслом ст. 118 Конституции РФ и ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" судебная власть в России в сфере хозяйственной юрисдикции может осуществляться только арбитражными судами в лице арбитражных судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Не допускается создание каких-либо чрезвычайных судов. Судебная власть самостоятельна и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Тем самым законодатель обеспечивает специализацию каждого из государственных и судебных органов на решении определенного круга вопросов, не допуская пересечение их компетенции.

В ряде случаев дела, отнесенные к  ведению арбитражных судов, могут  разрешаться другими органами, например третейскими судами, в том числе  международными коммерческими арбитражами, органами административной юрисдикции. Однако деятельность указанных органов по разрешению правовых конфликтов не является правосудием и не может лишить заинтересованных лиц права на обращение в арбитражный суд за защитой.

Так, согласно п. 6 ст. 4 АПК РФ по соглашению сторон возникший или могущий  возникнуть спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, до принятия акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда. При этом деятельность третейских судов не является правосудием, а третейское разбирательство - судебным процессом. Такая деятельность по своей правовой природе - форма частного правоприменения, основанная на соглашении сторон. В конечном счете решения третейских судов в той либо иной степени подконтрольны арбитражным судам при решении вопросов о выдаче исполнительного листа к взысканию.

То  же самое относится к деятельности административных юрисдикций, наделенных правом разрешения в предварительном  порядке споров в сфере гражданского оборота. В конечном счете их решения могут быть оспорены в суде (п. 2 ст. 11 ГК РФ), и заинтересованные лица вправе апеллировать к правосудию в лице компетентного арбитражного суда.

2. Принцип назначаемости судей  арбитражных судов на должность  высшими органами власти. Председатель, заместители и судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации. Председатели, заместители, судьи окружных судов, апелляционных судов и судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии рекомендации соответствующей квалификационной коллегии судей. Срок полномочий ограничен возрастом - до 70 лет, прекращение полномочий осуществляется по решению соответствующей квалификационной коллегии судей (ст. 8 ФКЗ "Об арбитражный судах в Российской Федерации", ст. 11 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

3. Принцип сочетания единоличного  и коллегиального состава суда  при рассмотрении дел (ст. 17 АПК  РФ). Дела в первой инстанции  рассматриваются судьями единолично, за исключением дел об оспаривании нормативных правовых актов, а также дел о несостоятельности (банкротстве), которые рассматриваются коллегиально. Коллегиально рассматриваются дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, и дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение дела.

При коллегиальном рассмотрении дела в  состав суда должны входить трое судей  или судья и два арбитражных  заседателя.

Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Следует отметить те категории дел, которые  не рассматриваются с участием арбитражных  заседателей:

- относящиеся к подсудности Высшего  Арбитражного Суда РФ;

- дела об оспаривании нормативных  правовых актов, дела о несостоятельности  (банкротстве);

- дела, направленные в арбитражный  суд первой инстанции на новое  рассмотрение с указанием на  коллегиальное рассмотрение;

- дела, возникающие из административных  и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

Порядок предъявления ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей установлен ст. 19 АПК РФ.

Все дела, рассматриваемые в судах  апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора, рассматриваются коллегиально в  составе трех или иного нечетного  количества судей (ч. 4 ст. 17 АПК РФ), т.е. коллегиальным составом профессиональных судей.

Вопросы, возникающие при рассмотрении дел  арбитражным судом в коллегиальном  составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним. Судья, не согласный с решением большинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу, но не объявляется. Лиц, участвующих в деле, с особым мнением судьи не знакомят.

Разбирательство дела должно производиться при неизменном составе суда. В случае замены судьи  или одного из судей при коллегиальном  рассмотрении дела разбирательства  дела должно быть произведено с самого начала (ч. 2 ст. 18 АПК РФ).

4. Принцип независимости судей  арбитражных судов (ст. 5 АПК РФ). Данный принцип сочетает в  себе одновременно два начала: независимость судей, которая  в то же время одновременно  ограничивается необходимостью  их подчинения Конституции РФ  и федеральным законам. Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимы и влекут за собой установленную законом ответственность.

Гарантии  независимости судей арбитражных  судов устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом (ч. 3 ст. 5 АПК РФ).

В Законе РФ "О статусе судей  в Российской Федерации" закреплены положения, направленные на обеспечение независимости судей на основе политических, экономических и юридических гарантий (ст. ст. 9 - 11).

К политическим гарантиям независимости  судей относятся положения, которые  запрещают судьям арбитражных судов  быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, объединениях, представлять интересы должностных лиц, наций, социальных групп. Решения арбитражного суда должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности судей.

К экономической гарантии независимости  судей относятся положения, закрепленные в соответствующих нормативных  правовых актах, которые предоставляют  судьям арбитражных судов за счет государства материальное и социальное обеспечение.

К правовым гарантиям относятся, в  частности, следующие положения:

- закрепляющие несменяемость судей;

- судья арбитражного суда не  обязан давать каких-либо объяснений  по существу рассмотренных или  находящихся в его производстве  дел;

- органы внутренних дел обязаны принимать меры по обеспечению безопасности судьи арбитражного суда, членов его семьи, сохранности принадлежащего ему имущества;

- личность, жилище, транспорт и корреспонденция  судьи неприкосновенны.

5. Принцип равенства всех участников арбитражного процесса перед законом и судом (ст. 7 АПК РФ). Исходя из этого принципа, правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, равенства всех организаций перед законом и судом независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств. Арбитражный суд обязан обеспечить равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Информация о работе Арбитражные суды