Арбитражные суды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Основным законом государства - Конституцией РФ - каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45), в том числе судебная защита (ч. 1 ст. 46).
В то же время в России и за рубежом все более актуальной становится тема альтернативного разрешения гражданско-правовых споров (далее - АРС). Ученые-цивилисты активно занимаются созданием классификаций альтернативных форм разрешения споров, изучая ист

Файлы: 1 файл

арбитражный процесс.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

Таким образом, законодатель определил досудебный порядок решения вопроса об изменении  и расторжении договора, который, по сути, является претензионным производством, хотя такая терминология и не употребляется в данном случае:

1) претензионный порядок установлен  в ст. 797 ГК РФ, которая прямо  предусматривает обязательность  предъявления претензии перевозчику  грузов до предъявления к нему  соответствующего иска;

2) упоминает о претензиях кредиторов наследодателя ст. 63 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1, где говорится о том, что нотариус по месту открытия наследства в соответствии с законодательством РФ принимает претензии от кредиторов наследодателя, хотя сам законодатель в ст. 1175 ГК РФ предпочитает термин "требования" кредиторов, придавая ему более широкий смысл, поскольку под такого рода требования подпадают и требования, обращенные к суду, т.е. иски кредиторов;

3) сохранен претензионный порядок также в отношениях с органами связи согласно ст. 37 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", ст. ст. 55 - 56 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи";

4) обязательный порядок предъявления  претензии закон предусмотрел для требований к перевозчику по договору морской перевозки груза в каботаже ст. ст. 403, 405 - 407 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ;

5) обязательное предъявление претензий  к перевозчику до обращения  в суд предписывается ст. ст. 120 - 126 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации";

6) императивный порядок предъявления  претензий перевозчику при внутренних  и международных воздушных перевозках  установлен ст. ст. 125 - 128 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ;

7) установлен обязательный претензионный  порядок для предъявления претензий  к экспедитору ст. 12 Федерального  закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О  транспортно-экспедиционной деятельности";

8) Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской  деятельности в Российской Федерации"  в ст. 10 устанавливает обязанность  туриста обратиться с письменной  претензией к туристической фирме  не позднее 20 дней с момента  окончания туристической поездки.

Претензионный порядок можно определить как  установленную федеральным законом  или соглашением сторон разновидность  предварительного внесудебного (чаще - досудебного) порядка (процедуры) урегулирования спора, возникшего из частноправовых отношений, по завершении урегулирования которого у стороны, направившей претензию и не получившей на нее ответа либо получившей не удовлетворяющий ее ответ, возникает право на обращение в суд с соответствующим иском.

 

1.2. Арбитражные суды в РФ: система,  структура, полномочия

 

В соответствии со ст. 118 Конституции  РФ правосудие в Российской Федерации  осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства.

Деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции.

Арбитражные суды - это особая разновидность  судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению.

Конституция РФ и Федеральный конституционный  закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О  судебной системе в Российской Федерации" относят арбитражные суды к федеральным судам. На уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы, наделенные правом разрешения дел, отнесенных к ведению арбитражных судов. Арбитражные суды имеют собственную компетенцию, а порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную АПК РФ.

Арбитражный суд является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием  и изображением Государственного герба  РФ.

Система арбитражных судов установлена  Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами "О судебной системе в Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации", основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для Конституционного Суда, и для судов общей юрисдикции.

В настоящее время судебную арбитражную  систему в РФ составляют:

1) Высший Арбитражный Суд Российской  Федерации;

2) федеральные арбитражные суды  округов (арбитражные кассационные  суды);

3) арбитражные апелляционные суды;

4) арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов РФ).

Под устройством любого арбитражного суда понимается его внутренняя структура.

Состав  Высшего Арбитражного Суда РФ:

- Пленум Высшего Арбитражного  Суда РФ;

- Президиум Высшего Арбитражного  Суда РФ;

- судебная коллегия по рассмотрению  споров, возникающих из гражданских  и иных правоотношений;

- судебная коллегия по рассмотрению  споров, возникающих из административных правоотношений.

Состав  федерального арбитражного суда округа:

- президиум федерального арбитражного  суда округа;

- судебная коллегия по рассмотрению  споров, возникающих из гражданских  и иных правоотношений;

- судебная коллегия по рассмотрению  споров, возникающих из административных правоотношений.

Состав  арбитражного апелляционного суда:

- президиум арбитражного апелляционного  суда;

- судебная коллегия по рассмотрению  споров, возникающих из гражданских  и иных правоотношений;

- судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Состав  арбитражного суда субъекта РФ представлен  президиумом. В арбитражном суде субъекта РФ также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских  и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе арбитражных судов РФ могут быть образованы и иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных  категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта РФ.

Постоянные  судебные присутствия могут быть образованы по решению Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ в арбитражных  судах субъектов РФ или арбитражных  апелляционных судах РФ в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых этими судами в отдельных местностях.

Постоянное  судебное присутствие арбитражного суда является обособленным подразделением соответствующего арбитражного суда субъекта РФ вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, разработки предложений по совершенствованию законодательства, выполнению иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Аппарат арбитражного суда организует прием  лиц, участвующих в деле, принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов и арбитражных штрафов, подлежащих внесению на депозитный счет суда; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях (ст. 45 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

Вопросы внутренней деятельности арбитражных  судов РФ и взаимодействия между  ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Министерством юстиции РФ, органами судейского сообщества регулируются Регламентом арбитражных судов РФ <5>.

--------------------------------

<5> Постановление Пленума ВАС РФ  от 5 июня 1996 г. N 7 "Об утверждении Регламента арбитражных судов".

 

Полномочия  арбитражных судов.

В соответствии со ст. 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражном  суде являются:

1) защита нарушенных или оспариваемых  прав и законных интересов  лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2) обеспечение доступности правосудия  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное  разбирательство в установленный  законом срок независимым и беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение  правонарушений в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения  к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Приведенные задачи осуществляются арбитражными судами присущими им, как и другим органам  судебной власти, способами и с  помощью полномочий, указанных в  арбитражном процессуальном законодательстве. Для осуществления этих задач арбитражный суд каждого уровня наделен своими, только ему присущими полномочиями.

Особое  место в судебно-арбитражной системе  занимает Высший Арбитражный Суд  РФ, который одновременно выполняет  целый ряд полномочий:

1) является высшим судебным органом  по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, поскольку  в силу правил подсудности  ряд категорий дел отнесен  к его исключительной компетенции;

2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в РФ;

3) пересматривает по вновь открывшимся  обстоятельствам принятые им  и вступившие в законную силу  судебные акты;

4) обращается в Конституционный  Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров;

5) обращается в Конституционный  Суд РФ с запросом о проверке  конституционности закона, примененного  или подлежащего применению в  деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

6) изучает и обобщает практику  применения арбитражными судами  законов и иных нормативных  правовых актов, регулирующих  отношения в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам  судебной практики;

7) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

8) ведет судебную статистику и  организует работу по ее ведению  в арбитражных судах;

9) осуществляет меры по созданию  условий для судебной деятельности  арбитражных судов, в том числе  по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным  видам обеспечения;

10) решает в пределах своей компетенции  вопросы, вытекающие из международных договоров РФ;

11) решает вопросы образования постоянных  судебных присутствий арбитражных  судов;

12) обладает правом законодательной  инициативы по вопросам его  ведения;

13) по вопросам внутренней деятельности  арбитражных судов и взаимоотношений  между ними принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в РФ.

Полномочия  нижестоящих арбитражных судов  можно разделить на 2 группы:

1) свойственные только арбитражным  судам определенного уровня;

2) свойственные всем арбитражным  судам.

Рассмотрим  более подробно указанные группы полномочий:

1) полномочия, свойственные только  арбитражным судам определенного  уровня:

- Федеральный арбитражный суд  округа: проверяет в кассационной  инстанции законность судебных  актов по делам, рассмотренным  арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами;

- Арбитражный апелляционный суд:  проверяет в апелляционной инстанции  законность и обоснованность  судебных актов, не вступивших  в законную силу по делам,  рассмотренным арбитражными судами  субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

Информация о работе Арбитражные суды