Виды, составные части и условия назначения трудовой пенсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Принимая вместо одного пенсионного закона 1990г. два ( о государственном пенсионном обеспечении и о трудовых пенсиях), законодатель избрал критерием для этого источник финансирования пенсий: выплачиваются ли они только из средств федерального бюджета либо также и за счет страховых взносов. Отмечу, что новое деление пенсий – на трудовые и государственные – условное, поскольку рудовые пенсии не утратили характера государственных.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2

I. Предпосылки реформирования пенсионной системы……………………5
II.Виды, составные части и условия назначения трудовой пенсии……….14
2.1.Пенсия по старости………………………………………………..20
--установление, исчисление, выплата
--структура (базовая, страховая, накопительная)
2.2.Особенности назначения льготных(досрочных) пенсий……….25
-- досрочная пенсия по старости ( за выслугу лет)
-- за вредные условия труда
2.3. Пенсия по инвалидности ………………………………………..33
--установление, исчисление, выплата
--структура (базовая, страховая, накопительная)
2.4.Пенсии по случаю потери кормильца………………………….43
--структура (базовая, страховая)
--установление, исчисление, выплата
2.5. Конвертация и индексация трудовых пенсий………………..53
III. Проблемы и перспективы пенсионного законодательства………..62

Заключение……………………………………………………………….70

Список использованной литературы……………………………………74

Файлы: 1 файл

трудовые пенсии.docx

— 130.72 Кб (Скачать файл)

Источником финансирования базовой пенсии является федеральный налог, собираемый налоговыми органами в федеральный бюджет. По нормам  утверждаемым законами о федеральном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда на тот или иной год, собранные таким образом средства перечисляются в бюджет ПФР и становятся источниками финансирования выплат базовой части пенсии. Сегодня механизмом, обеспечивающим сбор и поступление средств на эти цели, является единый социальный налог (ЕСН). Однако обсуждаются возможности выделения из ЕСН прямого пенсионного налога с перспективой уменьшения его и снижения налогового бремени на работодателей, осуществляющих уплату налогов и страховых платежей за своих работников.

Страховая часть пенсии формируется и финансируется в рамках системы государственного пенсионного страхования, ядром которой является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Источником финансирования страховой части пенсии является страховой платеж, собираемый налоговыми органами и перечисляемый в бюджет Пенсионного фонда. Страховые платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных, фиксируясь в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на их личных счетах. Сами же поступившие средства идут после этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах будет происходить накопление не непосредственно средств, а обязательств государства перед гражданином.

Размер страхового платежа для разных возрастных групп различен. Для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1957 года рождения он установлен в размере 14% от размера их заработной платы. Для мужчин. родившихся в интервале от 1953 до 1967 гг., и женщин в интервале от 1958 до 1967 г. он составляет 12 %. И, наконец, для тех, кто родился после 1967 г. тариф платежа предусмотрено в период с 2002 по 2006 гг. снижать по одному проценту в год — с 11% в 2002 до 8% в 2006.

В отличие от базовой части пенсии, которая ни в коей мере не связана с тем, сколько зарабатывал пенсионер до выхода на пенсию, страховая часть непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного. Чем выше размер заработной платы, тем выше страховые платежи с нее и, следовательно, тем выше размер будущей пенсии.

Накопление источников для финансирования страховой части и ее назначение при выходе на пенсию будет происходить следующим образом: страховые платежи поступают на лицевые счета граждан и суммируются там. Полученный объем накопленных прав (пенсионный капитал) регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и пенсии нынешних пенсионеров. Это тоже дает прирост пенсионного капитала. К моменту выхода на пенсию образовавшаяся сумма пенсионных обязательств окончательно выверяется и делится на средний расчетный период нахождения на пенсии -- новым законодательством он установлен в размере 228 выплатных месяцев. Получившаяся величина и составляет размер ежемесячной страховой выплаты будущего пенсионера, которая будет по нормам закона повышаться путем индексации.

В отличие от базовой части, которую государство обязано выплачивать безусловно после достижения работником пенсионного возраста, страховую часть пенсионер по своему выбору может получать  в полном или частичном размере, а может вообще отказаться от получения ее. Последнее дает возможность существенно активизировать накопление обязательств на личных счетах и существенное (до 55-60%) увеличение страховой пенсионной выплаты.

 Когда  законодатель рассматривал эту  норму, высказывались серьезные  сомнения по поводу того, будут  ли пенсионеры пользоваться ею. Как показал опыт первого полугодия  пенсионной реформы, уже сегодня  в разных регионах от 3 до 5%  выходящих на пенсию но новым нормам отказываются от получения страховой ее части. Такой выбор, как правило, делают получатели высоких зарплат, продолжающие после выхода на пенсию работать, т.е. та самая категория, для которой и была задумана данная норма.

 Накопительная  часть пенсии по сути является разновидностью страховой. Она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из 14-процентного страхового взноса. Но в отличие от страховой части, средства, направляемые на накопление, будут не расходоваться на выплату текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего, в итоге, увеличить размер их пенсий.

Размер тарифа накопительных отчислений для разных возрастных групп различен. Для мужчин, родившихся в интервале от 1953 до 1967 гг., и женщин в интервале от 1953 до 1967 гг. на накопление выделяется 2 % из 14 % страховых платежей, которые делает в их интересах работодатель. Для тех же, кто родился после 1967г., законом предусмотрено постепенное повышение накопительных отчислений с 3 % в 2002 г. до 6 % в 2006 г.

  Накопительные  отчисления будут поступать на  специальную часть лицевого счета  застрахованного. Начиная с 2003 г. граждане, имеющие в составе лицевого  пенсионного счета накопительную  специальную часть, смогут принимать  решения об инвестировании своих  пенсионных накоплений (которые, впрочем, будут по правовому статусу  оставаться в федеральной собственности) в те или иные виды активов, предлагаемые государственными  агентами и управляющими компаниями. А с 2004 г. они могут направлять  накопительные средства и в  проекты, осуществляемые негосударственными  пенсионными фондами2.

На первом этапе пенсионной реформы у россиян, выходящих на пенсию, в ее составе будут только две части — базовая и страховая. Первые пенсионеры, у которых в составе пенсии будет и накопительная часть, появятся только в 2012 году.

Рассмотрим все эти виды трудовой пенсии, их структуру и примеры расчетов подробнее.

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Трудовая пенсия по старости

Установление, исчисление, выплата

По введенному в действие законодательству право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины -55 лет. Назначается трудовая пенсия при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Структура (базовая, страховая, накопительная)

Базовая часть пенсии установлена в размере 450 рублей в месяц. Однако она может быть дифференцирована в зависимости от возраста, инвалидности и наличия иждивенцев. Так, лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, базовая  часть пенсии устанавливается в сумме 900 рублей, а при наличии трех и более нетрудоспособных членов их семьи – 1350 рублей(См. табл.2.1.).

Таблица 3.1. Базовая часть трудовой пенсии по старости

( в руб., с учетом  индексации в 2002г.)3

 

Пенсионерам по старости , не достигшим 80 лет и не являющимися

Инвалидами 1 группы

Пенсионерам по старости ,  достигшим 80 лет,  либо   являющимися  инвалидами 1 группы

 

с 1.01.02.

с.1.02.02.

с.1.08.02.

с 1.01.02.

с.1.02.02.

с.1.08.02.

При отсутствии

иждивенцев

 

450,00

 

479,25

 

522,38

 

900,00

 

958,50

 

1044,77

При наличие

1 иждивенца 

 

600,00

 

639,00

 

696,51

 

1050,00

 

1118,25

 

1218,02

При наличие

2 иждивенцев

 

750,00

 

798,75

 

870,64

 

1200,00

 

1278,00

 

1393,02

При наличие

3 иждивенцев

 

900,00

 

958,50

 

1044,77

 

1350,00

 

1437,75

 

1567,15


 

Пример расчета: пенсионеру 70 лет, он работает и имеет двух нетрудоспособных иждивенцев – детей в возрасте 14 и 11 лет. Базовый размер его пенсии по старости 750 руб. Изменится ли размер пенсии, если пенсионер оставит трудовую деятельность? Не изменится. Изменится ли размер базовой пенсии, когда старшему ребенку исполнится 18 лет? Да, изменится, он составит 600 рублей. Изменится ли размер пенсии если пенсионер станет инвалидом с ограничением способности к трудовой деятельности III степени? Да изменится. Базовый размер  его пенсии при двух нетрудоспособных иждивенцах составит 1200, а при одном –1050 рублей.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости рассчитывается по следующей формуле:

СЧ =ПК/Т,

где СЧ – страховая часть пенсии;

ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица. Под расчетным пенсионным капиталом понимается общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо, включая пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу закона о трудовых пенсиях, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты страховой части пенсии, равного 19 годам или 228 месяцам.

Следует отметить, что на переходный период, начиная с 1 января 2002 года, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев до достижения 16 лет (192 месяца).

С 1 января 2011 года ожидаемый период увеличивается ежегодно на один год до достижения 19 лет (228 месяцев).

Пример расчета: Расчетный пенсионный капитал составляет 150 тыс.рублей, а ожидаемый срок выплаты пенсии 144 месяца ( такой срок предусмотрен для граждан, которым пенсия по старости установлена до 1 января 2002г., а также тем граждан, которым она  назначена впервые в 2002г.) Страховая часть пенсии (СЧ) в этом случае составит 1041 руб. 67 коп. (150 000 : 144). Если пенсия будет устанавливаться в 2003г., когда ожидаемый период выплаты пенсии увеличится  до 150 месяцев4, то при том же расчетном пенсионном капитале  страховая часть трудовой пенсии по старости составит 1000 руб. ( 150 000 : 150).

При назначении страховой части пенсии по старости в более позднем возрасте, чем требуется по закону, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. При этом ожидаемый период выплаты пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части, не может быть менее 14 лет (168 месяцев). Однако для тех лиц, которые воспользуются такой возможностью уже в ближайшее время, начиная с 1 января 2002 года, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости может составить 10 лет (120 месяцев), но не менее.

Сумма базовой и страховой частей трудовой пенсии не может быть меньше 660 рублей в месяц.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ=ПН/Т,

где НЧ – размер накопительной части пенсии;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета. Специальная часть индивидуального лицевого счета является разделом индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного в ПФР, в котором учитываются сведения о поступивших за это лицо страховых взносах, направленных на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, доходе от инвестирования и о выплатах, произведенных за счет пенсионных накоплений;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной ее части. Ожидаемый период выплаты рассчитывается на основе данных федерального органа по статистике и применяется для расчета страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Полный размер трудовой пенсии по старости представляет собой совокупность трех самостоятельных частей этой пенсии, которую можно определить по формуле:

П = БЧ + СЧ + НЧ,

где П – размер трудовой пенсии по старости;

БЧ – базовая часть пенсии;

СЧ – страховая часть пенсии;

НЧ – накопительная часть пенсии.

Для лиц, имеющих возраст старше 50-лет мужчин и 45 лет женщин, размер трудовой пенсии по старости определяется из суммы двух частей: базовой и страховой, т.к. страховые взносы за этих лиц не направляются на накопительную часть пенсии, о аккумулируются только на страховой ее части. В этом случае расчет будет производиться по формуле:

П= БЧ + СЧ,

при этом особую роль приобретает правильная оценка пенсионных прав застрахованных лиц, произведенная на 1 января 2002 года, т.е. на момент введения в действие закона о трудовых пенсиях.

Минимальная трудовая пенсия по старости при полном трудовом стаже не может быть менее 660 рублей. Максимально возможная пенсия ( при трудовом стаже 40-45 лет) составляет 0,75 х 1,2 х 1671= 1503 руб.90 коп.

Оценка пенсионных прав осуществляется путем конвертации их в расчетный пенсионный капитал по формуле:

ПК = (РП – БЧ) х Т,

где БЧ – базовая часть пенсии, размер которой конкретно определен по видам трудовой пенсии;

Т – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости;

РП – расчетный размер трудовой пенсии.

Информация о работе Виды, составные части и условия назначения трудовой пенсии