Трудовые пенсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является: раскрытие значения и сущности трудовых пенсий, выявление субъектов их получения, изучение законодательства о трудовых пенсиях.
В связи с поставленной целью, перед настоящим исследованием стоят следующие задачи:
Изучить обязательное пенсионное страхование как особую форму социального обеспечения;
Исследовать понятие трудовой пенсии;
Рассмотреть трудовую пенсию по старости;
Проанализировать трудовую пенсию по инвалидности;

Файлы: 1 файл

содержание.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Право социального обеспечения  является производной или комплексной  отраслью права, так как в ее предмет  входят нормы и частного, и публичного права, тесно связанные между  собой. Только в указанном комплексе эти нормы позволяют полностью урегулировать возникающие в области социального обеспечения отношения. Метод права социального обеспечения носит смешанный императивно-диспозитивный характер1.

Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции РФ2 признана социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.  Главным показателем, как государство выполняет эту обязанность, является уровень пенсионного обеспечения, который напрямую зависит от размеров пенсий. Право граждан на пенсию является конституционным правом. В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом3.

Проблемы, связанные с исчислением  и сохранением размеров пенсий, на сегодняшний день имеют первостепенное значение, так как пенсии коснутся в будущем каждого и от того, насколько эффективно и совершенно законодательство об исчислении размеров пенсий, зависит не только уровень жизни пенсионеров, но и продолжительность жизни этих людей.

Пенсионное обеспечение рассматривается  как самая важная государственная гарантия стабильного развития общества, поскольку затрагивает интересы почти всего населения. Особенно важное значение оно приобретает в период кардинальных экономических реформ. Именно в социальной сфере наглядно проявляется невыполнение государством своих международных обязательств и конституционных норм, призванных обеспечить достойную жизнь каждого человека.

Вместе с тем, ошибки в законодательстве, неверно прогнозируемые или вообще не просчитанные социальные последствия применения тех или иных законов (о монетизации льгот, лекарственном обеспечении, пенсионной реформе), оторванность от реальной социально-экономической ситуации в обществе, игнорирование законодателем общественных ожиданий, традиций – все это создает негативный эффект для отдельного человека, общества в целом, государства, перспектив их развития, гармоничного сосуществования, противоречит закрепленной в Конституции страны и неоднократно продекларированной в программных выступлениях Президента РФ идеологии признания высшей ценностью человека, его жизни, прав, социальной защищенности4.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что право на пенсии является одним из основных гарантий в правовом государстве, вместе с тем, несмотря на значимость института, на данную тему очень мало специальных исследований.

Целью настоящего исследования является: раскрытие значения и сущности трудовых пенсий, выявление субъектов их получения, изучение законодательства о трудовых пенсиях.

В связи с поставленной целью, перед  настоящим исследованием стоят  следующие задачи:

  1. Изучить обязательное пенсионное страхование как особую форму социального обеспечения;
  2. Исследовать понятие трудовой пенсии;
  3. Рассмотреть трудовую пенсию по старости;
  4. Проанализировать трудовую пенсию по инвалидности;
  5. Рассмотреть трудовую пенсию по случаю  потери кормильца.

Методологической основой исследования явились диалектический, сравнительно-правовой, системный, логический, экономико-правовой, статистический и другие методы.

 

 

ГЛАВА 1. ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ В СИСТЕМЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

§1. Обязательное пенсионное страхование как особая форма социального обеспечения

Непререкаемым принципом демократического общества является то, что каждый человек обязан обеспечить свое существование сам. Но в любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или старости не в состоянии это делать. Социально не адаптированные люди, больные, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются нуждающимися, нетрудоспособные люди требуют ухода и лечения и т. д. Общество не может бросить таких людей на произвол судьбы, а потому создает государственную систему их обеспечения материальными благами (социальное обеспечение) за счет общества. В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм5.

Данное право отражает важную сторону  социального государства - его цивилизационную функцию заботы о человеке. Всеобщая декларация прав человека (ч. 1 ст. 25)6 провозгласила право на обеспечение в случаях утраты средств к существованию по независящим обстоятельствам, не указав, что такое обеспечение должно быть «социальным», т. е. за счет общества. Но Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 9) признает «право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование»7. Право на социальное обеспечение, принадлежащее трудящимся и их иждивенцам, а также обязательства государств по эффективному обеспечению этого права закреплены в пересмотренной Европейской социальной хартии (Страсбург, 1996 г.), которая подписана, но не ратифицирована Россией. Это право детально регулируется несколькими конвенциями Международной организации труда8.

В этих документах не содержатся конкретные определения указанных понятий. Тем не менее, исходя из текстов конвенций и рекомендаций, можно найти подтверждение тому, что содержание понятия «социальная защита» выходит за рамки содержания понятия «социальное обеспечение», которое всегда связано с определенными формами и видами обеспечения, конкретными социальными рисками. В указанных документах обозначен довольно широкий спектр государственных и негосударственных, общих и специальных систем социального обеспечения, а также обозначены некоторые организационные формы социального обеспечения, свидетельствующие о том, что социальное обеспечение включает не только социальное страхование и социальное вспомоществование9.

Статья 39 Конституции Российской Федерации10 устанавливает, что каждому ее гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях установленных законом.

Система обязательного пенсионного  страхования является частью системы  обязательного  социального  страхования.  Ст. 39 Конституции РФ содержит важный пункт о поощрении добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности. Тем самым государство оказывает поддержку негосударственным формам материального обеспечения людей, т. е. созданию частных пенсионных фондов, личному страхованию. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»11 создал правовую основу для развития этого направления социального обеспечения12.

В настоящее время пенсионное законодательство, рассчитанное на большую часть пенсионеров, существенно обновилось. Приняты Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»13 и Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»14. Этими Законами сохранено деление пенсий на трудовые, т. е. заработанные, заслуженные длительным трудом, и социальные, которые предоставляются вне связи с трудовой, иной общественно полезной деятельностью определенным категориям нетрудоспособных граждан.

Пенсионное обеспечение при  наступлении страхового случая (достижение установленного законом пенсионного возраста, или в случае инвалидности, потери кормильца) осуществляется за счет общих средств застрахованных, или другими словами, на основе солидарности поколений. В данном случае, допуская определенные упрощения, пенсионная система, можно сказать, представляет страховое сообщество работников, пенсионные выплаты которым обеспечиваются за счет их собственных средств, а в отдельных случаях и средств государства, что проявляется в их участии в финансировании своего пенсионного обеспечения. Все это дает основание сделать вывод: институт обязательного пенсионного страхования в условиях рыночной экономики явление не случайное и непроизвольное. Необходимость его обусловлена внутренними ее законами и предполагает непосредственное участие в социальной защите и работодателя, и работника15.

Таким образом, основой обязательного  пенсионного страхования является система социально-экономических отношений рыночного типа.

 

§2. Понятие трудовой пенсии

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом о трудовых пенсиях в Российской Федерации. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств16.

 Виды трудовых пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца.

Право на пенсию в соответствии со ст. 3 Закона о пенсионном обеспечении имеют17:

  • граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных законодательством РФ;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством РФ или международными договорами.

По общему правилу гражданам, которые  имеют право одновременно на различные  пенсии, назначается одна пенсия по их выбору если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из этого правила  установлены исключения. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

  • гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;
  • участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;
  • родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия, (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), 
  • вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия, (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);
  • нетрудоспособным членам семей граждан получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,  принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца);
  • гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;
  • членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов,. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца)18.

В соответствие со ст. 3 Закона о трудовых пенсиях право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях.

Нетрудоспособные члены семей лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных Федеральным законом о трудовых пенсиях.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации19.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ВИДЫ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ

§1. Трудовая пенсия по старости

Трудовая пенсия по старости (по возрасту) - это пожизненная ежемесячная  выплата, назначаемая за счет средств  Пенсионного фонда РФ и служащая основным источником средств существования  для лиц, достигших установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами - 55 лет. Таким образом, общеустановленный пенсионный возраст в России остался прежним, а стажевые требования значительно понижены.

Гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным  законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»20. Пенсии выплачиваются также гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы России. Кроме того, Конституция поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Все формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Человек заранее должен знать, на что он может рассчитывать при наступлении тех или иных социальных рисков, т. е. каковы основания, условия, уровень обеспечения, порядок получения и т. д. Выход на пенсию - это право, а не обязанность человека21.

Страховой стаж определяется как учитываемая  при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. К иным периодам, например, относятся: военная служба, уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, время получения пособий по временной нетрудоспособности и безработице и др. Зачет в страховой стаж не страховых периодов (военной службы по призыву и ухода за ребенком) обусловлено возмещением уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета (ст. 1, 11 ФЗ «О трудовых пенсиях»)22.

Информация о работе Трудовые пенсии