Трудовые споры и порядок их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является рассмотрение понятия и возникновения института трудовых споров, а так же рассмотрение классификации трудовых споров.
Исходя из поставленной цели, можно выдвинуть следующие задачи:
1. Рассмотреть историю трудовых споров.
2. Рассмотреть и изучить понятия, общую характеристику индивидуальных и коллективных трудовых споров.
3. Изучить общий порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Ретроспективный анализ возникновения института трудовых споров………………………………………………………………………….....6
Глава II Порядок разрешения трудовых споров
§1 Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров……………….12
§2 Порядок разрешения коллективных трудовых споров…………………….21
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиографический список……………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

кожухова курсовая готовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

 

ФГБОУ ВПО Шадринский государственный педагогический институт 
Факультет социального образования

Кафедра правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

«Трудовое право»

На тему:

          «Трудовые споры и порядок их разрешения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 332 группы

Кожухова К.В.

       Проверила: Макарова С.В.

Оценка…………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шадринск 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I Ретроспективный анализ возникновения института трудовых споров………………………………………………………………………….....6

Глава II  Порядок разрешения трудовых споров

§1 Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров……………….12

§2 Порядок разрешения коллективных трудовых споров…………………….21

Заключение……………………………………………………………………….34

Библиографический список……………………………………………………..37

 

 

 

Введение

Актуальность темы. Защита трудовых прав работника и коллективных интересов работников организаций (предприятий) приобретает все большее значение в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики.

Столкновение противоречивых интересов работодателя и работников либо нарушение руководителем (администрацией) трудовых прав работника порождают разногласия между ними, перерастающие в трудовые споры - коллективные и индивидуальные.

Массовый характер приобрело  нарушение коллективных договоров и соглашений, порождающих коллективные трудовые споры, перерастающие в забастовки.

Причины коллективных трудовых споров сосредоточены в экономической  сфере. Хотя нередко нарушения такого условия коллективного договора, как своевременная выплата заработной платы работникам, были связаны с недобросовестными действиями отдельных руководителей.

Причинами индивидуальных трудовых споров чаще всего являются нарушения трудовых прав работника, допускаемые работодателем, выступающим  от его имени руководителем (администрацией). Эти неправомерные действия могут быть результатом невысокого уровня индивидуального правосознания в силу недостаточности правовых знаний либо пренебрежительного отношения руководителя (администрации) к соблюдению законов о труде, условий коллективного договора, иных соглашений, а также трудового договора работника. Индивидуальный трудовой спор может возникнуть и по причине недостаточности правовых знаний работника, его добросовестного заблуждения, в связи с чем он оспаривает правомерные действия руководителя. Может быть и иная ситуация, когда недобросовестный работник знает, что он не прав, но стремится любым путем оспорить правомерные действия руководителя.

От причин, вызывающих индивидуальные трудовые споры, обычно отличают объективные факторы и обстоятельства, порождающие эти споры. Ими могут быть недостатки производства и труда конкретной организации (предприятия) либо отдельные неточности или пробелы в законодательстве о труде.

Объектом исследования являются разногласия между субъектами трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда.

Предмет исследования составляют:

1.  Действующее трудовое законодательство Российской Федерации как система правовых норм, регулирующих трудовые отношения

2.   Практика рассмотрения трудовых споров в правоприменительной деятельности внесудебных и судебных органов.

Цель данной работы является  рассмотрение понятия и возникновения института трудовых споров, а так же рассмотрение классификации трудовых споров.

Исходя из поставленной цели, можно выдвинуть следующие задачи:

  1. Рассмотреть историю трудовых споров.
  2. Рассмотреть и изучить понятия, общую характеристику индивидуальных и коллективных трудовых споров.
  3. Изучить общий порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Методологическую основу работы составляют общенаучный диалектический метод познания, философские, формально-логические методы: анализ, синтез, описание, сравнение.

Структура работы. В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми задачами была определена и структура работы, которая состоит из двух глав и трёх параграфов. Первая глава посвящена ретроспективному анализу возникновения института трудовых споров. Во второй главе рассмотрена классификация трудовых споров и порядок их разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I  Ретроспективный анализ возникновения института трудовых споров

Предпосылки формирования трудового законодательства стали  складываться еще в Древнем мире, но в узком смысле первые законодательные акты о труде на Западе принимались в XIV в.  С конца XVIII в. в регулировании трудовых отношений господствующим стало частноправовое начало, государственное вмешательство было сведено к минимуму. Данная либеральная тенденция, помимо очевидных плюсов, имела большие негативные последствия в виде безудержной эксплуатации детского и женского труда, фактически неограниченного рабочего времени, отсутствия элементарных санитарно-гигиенических условий на рабочих местах1.

До Крестьянской реформы 1861 г. общественное производство в России основывалось главным образом на принудительном труде крепостных крестьян. До Февральской революции 1917 г. говорить о выделении норм, регулирующих рассмотрение индивидуальных трудовых споров, в качестве самостоятельного института или даже подынститута отрасли трудового права нельзя, поскольку в этот период трудовые споры рассматривались в судах по правилам гражданского судопроизводства и отсутствовали специфические правила или процедуры рассмотрения этих споров. В период военного коммунизма (1918 – 1921 гг.) судебная защита при возникновении коллизий в сфере трудовых отношений практически отсутствовала, и трудовые споры разрешались преимущественно в административном порядке.

После Февральской революции 1917 г. была сделана еще одна попытка сдвинуть с мертвой точки вопрос о создании трудовых судов. Министерством труда было принято решение разработать проект учреждения промысловых судов для разрешения споров между нанимателями и лицами, отдающими им свой труд по трудовому договору, когда получаемое ими вознаграждение не превышает 6000 рублей в год. Работа над указанным законопроектом была прекращена в связи с падением Временного правительства2

С тех пор идея создания трудовых судов не потеряла своей актуальности. Многие современные юристы пишут о том, что «в интересах дела целесообразно установить единый порядок рассмотрения трудовых споров, создать в судебной системе такую самостоятельную структуру, как трудовые суды, разработать соответствующий Трудовой процессуальный кодекс, выделить трудовой процесс в самостоятельную отрасль права».

Следует отметить, что  в конце XIX – начале XX века в России определенную роль в разрешении трудовых споров играла Фабричная инспекция, первоначально созданная в 1882 г. для осуществления надзора за исполнением закона об охране труда малолетних, а затем значительно расширившая свои функции и полномочия. Специфика деятельности Фабричной инспекции в России состояла в том, что она не только следила за исполнением фабричных законов и возбуждала преследование за их нарушение, но и выполняла примирительно-посреднические функции при возникновении трудовых конфликтов; предупреждение трудовых споров считалось важнейшей задачей Фабричной инспекции. Примирительно-посреднические функции при возникновении трудовых конфликтов и функция предупреждения трудовых споров не были присущи трудовой инспекции западных стран и составляли специфическую особенность российского законодательства дореволюционного периода. Фабричная инспекция выступала как орган, осуществлявший досудебное разбирательство дел, склоняя стороны к миролюбивому соглашению.

В марте 1917 г. был создан Отдел труда в составе Министерства торговли и промышленности, а с  мая 1917 г. функции Отдела труда были переданы вновь учрежденному Министерство труда. Новое министерство создавалось в целях подготовки реформы трудового законодательства, надзора за безопасностью труда и других.

В декабре 1918 г. был принят Кодекс законов о труде – первый относительно широкий и комплексный  по содержанию акт советского трудового законодательства, своего рода конституция труда, положившая начало череде последующих кодификаций этого законодательства и заложившая основу дальнейшего развития советского трудового права.

В 1922 – 1928 гг. был принят ряд нормативных актов, существенно дополнивших КЗоТ РСФСР 1922 г. и внесших новшества в порядок рассмотрения трудовых споров.

Новое Положение о  порядке рассмотрения трудовых споров было утверждено Указом ПВС СССР63 от 31 января 1957 г. Оно вносило определенные изменения в существовавшую ранее систему организации и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. На всех предприятиях (в учреждениях и организациях) должны были создаваться комиссии по трудовым спорам (КТС) из равного числа представителей администрации и ФЗМК. КТС были первичными органами по рассмотрению исковых споров между работниками и администрацией (по вопросам увольнений и перевода на другую работу, установления норм выработки, оплаты сверхурочных работ, брака, простоя и т. п.)3.

Период «развитого социализма» (1960-е – 1980-е гг.) был ознаменован двумя главными событиями: третьей по счету в советской истории кодификацией трудового законодательства и принятием Конституции 1977 г. 15 июля 1970 г Верховный Совет СССР одобрил Закон «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде». Это был первый в советской истории общесоюзный закон о труде кодифицированного характера, объединивший все основные нормы, регулировавшие труд рабочих и служащих4.

Кодекс законов о  труде, принятый на сессии Верховного Совета РСФСР 9 декабря 1971 г. и введенный в действие с 1 апреля 1972 г., дополнив и конкретизировав Основы законодательства о труде, в течение трех десятилетий, с многочисленными поправками и дополнениями, действовал в России как основной законодательный акт по труду.

После 1992 г. в Кодекс законов  о труде РФ 1971 г. почти ежегодно вносились изменения и дополнения путем принятия федеральных законов.

Кодекс законов о  труде РФ 1971 г. утратил силу с 1 февраля 2002 г. в связи с введением в действие действующего в настоящее время Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ. В действующий Трудовой кодекс РФ существенные изменения вносились в 2006 г. Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации»; однако изменения внесенные указанным законом в главу 60 Трудового кодекса РФ, посвященную рассмотрению индивидуальных трудовых споров, имели не кардинальный, а лишь уточняющий и дополняющий характер.

Трудовые споры и  порядок их разрешения — одна из важнейших форм самозащиты трудящихся, поскольку без инициативы со стороны работника, его иска не может возникнуть индивидуальный трудовой спор, а без инициативы со стороны коллектива работников или их представителя (профсоюза) нет и коллективного трудового спора.

Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют трудовые правонарушения в сфере труда, являющиеся непосредственным поводом для спора. Трудовым правонарушением называется виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а, следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения. Если же действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет.

Из этого определения видно, что нельзя сводить трудовые споры только к разногласиям между отдельными работниками и предприятием, понятие трудовых споров шире: оно включает конфликты и между другими субъектами трудового права, например, между трудовым коллективом и администрацией. Кроме того, споры по своему характеру могут быть связаны как с применением норм трудового законодательства (правильным или неправильным), так и с установлением новых условий труда, еще не регулированных нормами трудового права, например в процессе заключения коллективного договора. Наконец, трудовые споры - это не просто разногласия между сторонами, а лишь те из них, что переданы на рассмотрение соответствующего юрисдикционного органа (органа, уполномоченного государством принять обязательное для сторон решение).

Возникновение на предприятиях трудовых споров объясняется, прежде всего, незнанием или неверным толкованием действующих норм трудового законодательства некоторыми представителями администрации или работниками.

Наряду с этим, встречаются случаи, когда трудовые споры возникают вследствие недобросовестного отношения отдельных рабочих и служащих к исполнению своих служебных обязанностей и предъявления ими незаконных требований (например, о лишении премии, снятии дисциплинарного взыскания и др.); или вследствие бюрократического отношения некоторых хозяйственных руководителей к законным требованиям работников, сознательного нарушения ими действующего законодательства о труде (например, перенос или отмена выходных дней, превышение установленных норм на сверхурочные работы, отказ в предоставлении очередного отпуска в соответствии с утвержденным графиком и др.)5.

Таким образом, трудовые споры - это разногласия между  субъектами трудового права по поводу установления условий труда или  заключения трудового договора, а также применения норм трудового законодательства, о которых заявлено в соответствующий юрисдикционный орган. Трудовые споры и порядок их разрешения — одна из важнейших форм самозащиты трудящихся, поскольку без инициативы со стороны работника, его иска не может возникнуть индивидуальный трудовой спор, а без инициативы со стороны коллектива работников или их представителя (профсоюза) нет и коллективного трудового спора.

Информация о работе Трудовые споры и порядок их разрешения