Трудовые правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является следующее: изучить и проанализировать трудовое правоотношение.
К задачам курсовой работы можно отнести следующие:
1. Анализ теоретических работ отечественных правоведов о сущности трудового права и его субъектах;
2. Раскрытие сущности понятия трудового правоотношения, оснований его возникновения, изменения и прекращения, а также сущности субъектов трудового права;
3. Краткая характеристика понятий трудового правоотношения, характеризовать права и обязанности субъектов трудового права.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 Трудовые правоотношения: понятия и виды………………….. 5
1.1 Понятие и особенности трудовых правоотношений.…………………. 5
1.2 Классификация трудовых правоотношений………………..………….. 9
1.3 Виды трудовых правоотношений………………………………………... 10
ГЛАВА 2 Субъекты и содержание трудовых правоотношений……….….. 20
ГЛАВА 3 Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений ……………………..……………………………
25
Заключение…………………………………………………………………… 31
Список использованной литературы……………………………………….. 32

Файлы: 1 файл

Крсовая.docx

— 71.17 Кб (Скачать файл)

Статья 2 Конвенции МОТ № 154 О содействии коллективным переговорам(1981 г.) определяет коллективные переговоры как все переговоры, которые проводятся между нанимателями, группой нанимателей или одной или несколькими организациями нанимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников с другой, в целях: а)  определения условий труда и занятости; и (или) б) регулирования отношений между нанимателями и работниками; в) регулирования отношений между нанимателями или их организациями и организацией или организациями работников.

В нормах международного права коллективные переговоры рассматриваются как процесс, направленный  к заключению коллективного договора, соглашения.

Широкое применение правоотношений по ведению коллективных переговоров позволяет успешно решить определенные  в ТК Республики Беларусь (п. 2 ст. 2 ТК) задачи по развитию социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления.

Отношения, связанные с взаимоотношениями между  работниками (их представителями) и нанимателями. При рассмотрении отношений, связанных с взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями, следует иметь в виду, что речь идет об общественно-трудовых отношениях, субъектами которых являются наниматели и работники.

Если буквально толковать данный вид отношений, то необходимо признать, что под ним имеется в виду комплекс трудовых и связанных с ними отношений (по поводу заключения коллективных договоров и ведения коллективных переговоров, разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров, а также другие отношения, вытекающие из основных прав работников и нанимателей, например, участие в управлении организацией, участие в собраниях, объединение в профсоюзы и др.). Поэтому они характеризуются в соответствующих видах трудовых отношений.

Отношения, связанные с обеспечением занятости. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 41) государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Правовое регулирование в сфере занятости осуществляется на основе специального Закона от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями), а также ряда подзаконных нормативных правовых актов (см.: Положение о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589, с изменениями от 7 февраля 2005).

В статье 1 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» занятость определяется как незапрещенная законом деятельность граждан, приносящая им заработок (доход). Таким образом, в сфере обеспечения занятости населения складываются отношения, прямо связанные с трудовыми. Эти отношения преследуют цель обеспечения незанятых граждан работой,  а нанимателей – необходимой рабочей силой, чем  и обусловлено их вхождение в сферу отношений, регулируемых трудовым правом.

Об отношениях, связанных с контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде. Гарантия охраны труда, здоровья и трудовых прав работников в ходе осуществления трудовых правоотношений вызывает потребность правового регулирования отношений по контролю и надзору за охраной труда, рассмотрению трудовых споров.

Государственный надзор и контроль над соблюдением законодательства о труде – это функция, являющаяся разновидностью правоохранительной функции государства, которая осуществляется специально уполномоченными государственными органами в целях соблюдения законности в трудовых правоотношениях.

Объектом надзора и контроля является соблюдения трудовых прав человека (как индивидуальных, так и коллективных).

Систему органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде образуют специально уполномоченные органы межотраслевой компетенции. Особое место в регулировании и организации трудовых отношений, а также в осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В этих целях в  систему Министерства труда и социальной защиты входят департамент государственной инспекции труда, а также областные и Минская городская экспертизы труда.

Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют профсоюзы (их органы). Все субъекты по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде взаимодействуют между собой. Целевая направленность этих правоотношений – предотвращение и пресечение нарушений трудового законодательства со стороны нанимателей.

Правоотношение по надзору и контролю за соблюдением нанимателем трудового законодательства связано обычно с составлением акта уполномоченным должностным лицом департамента государственной инспекции труда, в котором дается объективная оценка деятельности нанимателя по соблюдению трудового законодательства. В тех случаях, когда указанное должностное лицо обнаруживает нарушения нанимателем трудового законодательства, правоотношение по контролю и надзору связывается с привлечением виновных должностных лиц, проверяемой организации, к ответственности. Правоотношения по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде прекращаются с ликвидацией конкретного производства.

Отношения, связанные с государственным социальным страхованием. В соответствии со статьей 47 Конституции Республики Беларусь гражданам гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом.

В этих целях в Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих отношения, возникающие в этой жизненно важной сфере: законы Республики Беларусь от 22 февраля 1991 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении», от 17 декабря 1992 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям» (с измен. и дополн.), от 30 октября 1992 «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» и др.

В соответствии с Законом  от 31 января 1995 г. «Об основах государственного страхования», государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов в случаях, предусмотренных этим Законом.

По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются: пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет, пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением, пособиями по безработице, пособиями на погребение (ст. 10 указанного Закона).

Правовые отношения, возникающие в сфере государственного социального страхования, органически связаны с трудовыми отношениями, вытекают из них и обеспечивают их стабильность, в связи с чем относятся к предмету регулирования трудового права.

Отношения, связанные с рассмотрением трудовых споров. Содержанием указанных правоотношений является реализация процессуальных прав и обязанностей органов по рассмотрению трудовых споров и спорящих сторон, связанных с разрешением разногласий  по вопросам применения трудового законодательства или установления условий труда.

Разногласия или трудовые споры возникают по разным причинам. Они могут быть вызваны нарушением одной из сторон законодательства о труде, условий трудового договора, различными подходами к пониманию содержания некоторых норм трудового законодательства.

Правильное разрешение возникающих трудовых споров играет важную роль в обеспечении надлежащих условий труда, устойчивости трудовых связей. Отношения в этой области не могут быть оторваны от трудовых, поэтому включаются в сферу трудового права.

Для разрешения трудовых споров законодательством предусмотрена система органов, действующих непосредственно в организации и вне ее. В соответствии со ст. 233 ТК Республики Беларусь индивидуальные трудовые споры по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения рассматриваются: комиссиями по трудовым спорам (КТС) и судами.

По общему правилу индивидуальные трудовые споры первоначально должны рассматриваться в КТС, а при несогласии с решением КТС или если члены КТС не пришли к соглашению, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд. Вместе с тем существует ряд трудовых споров, рассмотрение которых законодательством отнесено к непосредственной компетенции суда, то есть таких споров, которые рассматриваются вне организации, а в суде (ст. 241 ТК Республики Беларусь).

Компетенция каждого из названных органов строго определена законом. Субъектами правоотношений по рассмотрению трудовых споров являются, с одной стороны, орган по рассмотрению трудовых споров, с другой – участники  трудового спора (работник, наниматель).

Указанные правоотношения относятся к длящимся, их продолжительность определяется временем нахождения спора в производстве компетентных органов, включая и исполнительное производство в случаях, когда ответчик по трудовому спору добровольно не исполняет решение и суд прибегает по заявлению истца к принудительному исполнению решения.

Исходя из выше сказанного, мы можем прийти к выводу, что рассмотрение видов трудовых правоотношений даже в самых общих чертах позволяет видеть неразрывную связь их формы (субъективные права и обязанности сторон) и содержания (реального их осуществления в деятельности сторон). И в настоящее время нельзя не отметить необходимость перемещения центра тяжести в обеспечении трудовых прав граждан их сферы правотворчества в сферу правоприменения – реального и осуществления, и защиты трудовых прав трудящихся.

В юридической литературе последних лет отмечается, что государство создает реальные правовые гарантии осуществления участниками трудовых правоотношений их прав и законных интересов. Достаточный круг прав и обязанностей работников и нанимателей определен как в законодательных актах, так и в уставах, положениях, локальных нормативных документах. Но отклонений от нормативных положений не становится меньше. Видимо, должны быть конкретизированы и даже усилены меры ответственности за неисполнение субъективных прав и обязанностей  участниками правоотношений, правоправное отклонение от определяемого законодательством их содержания. Важную роль в решении этих задач должны выполнять правоведы, исследующие проблемы современного трудового права, и в первую очередь трудовых правоотношений, с учетом и на основе дальнейших разработок представлений о структуре правовых отношений, о их юридической форме и реальном содержании [14, с. 185 – 209].

 

ГЛАВА 2

 СУБЪЕКТЫ И  СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

 

Содержание трудового правоотношения - это взаимные трудовые права и обязанности его субъектов, определенные трудовым договором, трудовым законодательством и коллективным договором, соглашением. Работник обязан точно выполнять свою оговоренную договором трудовую функцию, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка данного производства, а наниматель - соблюдать трудовое законодательство и все условия труда работника, предусмотренные трудовым и коллективным договором и трудовым законодательством. В ст. 11 и 12 ТК подробно перечислены основные права и обязанности работника и нанимателя.

Трудовое правоотношение - длящееся, основано на трудовом договоре, действует во времени и имеет личный характер. Работник не может заменить себя по выполнению его трудовой функции кем-то другим, и наниматель тоже без оснований не может заменить работника кем-то другим. Наниматель имеет право дисциплинарной власти, поэтому за трудовое правонарушение он может наказать работника, привлечь его к дисциплинарной и материальной ответственности.

Субъектами трудового правоотношения являются работник - с одной стороны и наниматель - с другой. Обязательной предпосылкой для возникновения трудового правоотношения является наличие у гражданина и нанимателя их трудовой правосубъектности - праводееделиктоспособности. У гражданина (в том числе и иностранца) она возникает, как правило, с 16-летнего возраста, когда возможен прием его на работу, за исключением некоторых работ, для которых требуется повышенный возраст. У нанимателя трудовая правосубъектность возникает с момента его регистрации в качестве нанимателя и наличия у него фонда оплаты труда, расчетного счета в банке, когда он может начать прием на работу.

Каждое трудовое правоотношение характеризуется едиными для него субъектами, содержанием и основаниями возникновения, определяющими в целом его самостоятельность в системе правоотношений. Нельзя соединять в одно правоотношение субъекты и содержание различных правоотношений, хотя и возникших по поводу труда работника. Каждое из указанных девяти правоотношений сферы трудового права является самостоятельным со своим содержанием прав и обязанностей его субъектов.

И так, теперь мы можем перейти к рассмотрению непосредственно субъектов трудовых правоотношений.

Субъектами в трудовых правоотношениях будут выступать граждане, работники как субъекты трудового права должны обладать трудовой правосубъектностью, т.е. трудовой праводееспособностью, иными словами иметь и своими действиями приобретать субъективные трудовые права и обязанности. Как и любой субъект трудового правоотношения, граждане имеют свои права и обязанности.

Информация о работе Трудовые правоотношения