Трудовые правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является следующее: изучить и проанализировать трудовое правоотношение.
К задачам курсовой работы можно отнести следующие:
1. Анализ теоретических работ отечественных правоведов о сущности трудового права и его субъектах;
2. Раскрытие сущности понятия трудового правоотношения, оснований его возникновения, изменения и прекращения, а также сущности субъектов трудового права;
3. Краткая характеристика понятий трудового правоотношения, характеризовать права и обязанности субъектов трудового права.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 Трудовые правоотношения: понятия и виды………………….. 5
1.1 Понятие и особенности трудовых правоотношений.…………………. 5
1.2 Классификация трудовых правоотношений………………..………….. 9
1.3 Виды трудовых правоотношений………………………………………... 10
ГЛАВА 2 Субъекты и содержание трудовых правоотношений……….….. 20
ГЛАВА 3 Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений ……………………..……………………………
25
Заключение…………………………………………………………………… 31
Список использованной литературы……………………………………….. 32

Файлы: 1 файл

Крсовая.docx

— 71.17 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Классификация трудовых правоотношений

 

Оснований для классификации трудовых отношений достаточно большое количество, видимо потому что они считаются сложными, включающими значительный состав институтов.

В зависимости от правового регулирования:

1) Регулятивные;

2) Охранительные;

3) Общие отношения (закрепляют  принципиальные положения для  всех работников без исключения, обеспечивают единство регулирования. Данные отношения не требуют  специальных юридических фактов: по зарплате, обязанность нанимателя заплатить за труд и право работника получить эту зарплату);

4) Специальные отношения (учитывают особенности труда  различных категорий работников. Они помимо правовой нормы требует наличие юридического факта: доплаты, сверхурочные)[5].

В зависимости от вида трудовых отношений:

Собственно трудовые отношения, которые возникают по поводу

1) Заключения индивидуального  трудового договора

2) Заработной платы

3) Рабочего времени и  времени отдыха

4) Трудовой дисциплины

5) Охраны труда

6) Материальной ответственности (Отдельные авторы уточняют, что  ими являются участники трудового  отношения, которые несут ответственность  за ущерб, причиненный по вине  одной стороны другой).

Эти отношения охранительного характера. Стороны их - стороны трудового отношения - работник и наниматель. Возникают эти отношения лишь при наличии противоправных действий, причинивших ущерб (вред). У большинства работников не возникают такие отношения. Отношения по материальной ответственности за ущерб могут быть двух видов:

1) по материальной ответственности нанимателя, причинившего вред работнику трудовым увечьем или нарушением его права на труд;

2) по материальной ответственности  работника, причинившего ущерб имуществу нанимателя.

В зависимости от места в системе трудовых правоотношений:

1) предшествующие (занятость, трудоустройство, профессиональная подготовка);

2) сопутствующие -  это  отношения  которые могут и  не возникать, но возникнув продолжаются одновременно с трудовыми. К сопутствующим относятся:

а) те правовые связи, которые возникают с применением различного ряда льгот, несвязанных с применением трудовых обязанностей;

б) группа "поощрительные" - т.е. поощрения, не входящие в систему зарплаты;

в) группа "наказаний" - правовые связи, возникающие при применении мер дисциплинарного взыскания.

3) вытекающие из трудовых.  Данные отношения возникают с  момента прекращения трудовых отношений: материальное  обеспечение уволенного работника, восстановление на работе неправильно уволенного работника.

Обстоятельства, положенные в основу дифференциации трудовых отношений в трудовом праве, можно разделить на две основные группы:

1) объективные, т.е. независимые  от свойств личности.

2) субъективные, т.е. вызванные качествами самого человека (возраст, пол и т.п.).

В зависимости от состояния правовых связей:

1) статические - есть права  и обязанности у обеих сторон, но никто не реализует свои  права;

2) динамические - реализуются;

3) есть ситуации, когда возникают и те и другие правоотношения - так, если работника уволили, а затем суд восстановил его на работе. В этом случае, когда увольняют - статическая форма, а когда по судебному решению восстанавливают, тогда - динамическое правоотношение.

В связи со сроком, в течение которого продолжаются трудовые отношения трудовые отношения классифицируются на сезонные, временные работы, труд совместителей, бессрочные, срочные…[6]

 

1.3 Виды трудовых  правоотношений

 

Трудовые правоотношения определяют все другие правоотношения в сфере трудового права. Следует отметить, что иные правоотношения оправданы и целесообразны в той мере, в какой этого требует развитие трудовых правоотношений.

Чтобы охарактеризовать правоотношения в сфере трудового права, их общие черты и отличительные особенности, необходимо осуществить их дифференциацию в соответствии с видами общественных отношений, являющихся предметом трудового права.

На этой основе в статье 4 ТК Республики Беларусь выделяются следующие виды общественных связей, регулируемые им и приобретающие форму правоотношений:

1) трудовые отношения, основанные  на трудовом договоре;

2) отношения по профессиональной  подготовке работников на производстве;

3) отношения, связанные с  деятельностью профсоюзов и объединений  нанимателей;

4) отношения по ведению  коллективных переговоров;

5) взаимоотношения между  работниками (их представителями) и  нанимателями;

6) отношения по обеспечению  занятости;

7) отношения по надзору  и контролю за соблюдением законодательства о труде;

8) отношения, связанные с  государственным социальным страхованием;

9) отношения по рассмотрению  трудовых споров.

Все перечисленные правоотношения подразделяются на индивидуальные и коллективные, что нашло отражение и в структуре ТК Республики Беларусь.

К первым, по определению, относятся те правовые связи, стороной которых является отдельный индивидум. В отношения второго рода участвуют коллективные субъекты, к которым относятся органы государственного правления, соответствующие юрисдикционные органы, призванные разрешать коллективные трудовые споры, профсоюзные органы, объединения нанимателей, представительные органы работников и нанимателей. Все они участвуют в коллективных правоотношениях, связанных с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей, с ведением коллективных переговоров, с взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями, с разрешением коллективных трудовых споров.

Так,  современное развитие трудовых правоотношений обусловливает, прежде всего, соответствующее правовое регулирование отношений по трудоустройству.

Правоотношения по трудоустройству возникают на основе трудового договора в связи с подысканием подходящей работы и представляют собой единство трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных правоотношений:

а) между органом  трудоустройства и гражданином, обратившимся с заявлением об устройстве на работу;

б) между органом трудоустройства и организацией, нуждающейся в работниках;

в) между гражданином и организацией, куда он направлен на работу органом трудоустройства.

При этом орган трудоустройства должен учитывать и желание гражданина работать в определенном месте, в конкретной организации, но каких-либо правовых обязанностей на этот счет он не несет. Исключение составляют случаи трудоустройства за счет установленной брони молодежи, инвалидов. Сроки трудоустройства законом не установлены. Как правило, они длятся до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение.

Правоотношения по профессиональной подготовке работников на производстве. В государственных организациях складываются три группы правоотношений, связанные с профессиональной подготовкой работников на производстве:

а) на основе гражданско-правового договора по ученичеству;

б) по повышению квалификации работников;

в) по руководству обучением.

Правоотношения по ученичеству возникают в результате заключения гражданско-правового договора между гражданином и организацией, по которому заказчик (наниматель) от имени организации обязуется организовать индивидуальное, бригадное или курсовое обучение гражданина новой для него специальности, а гражданин – освоить специальность в установленные сроки и в дальнейшем заключить трудовой договор или контракт с нанимателем данной организации.

Правоотношение по ученичеству и трудовое правоотношение схожи, поскольку протекают внутри кооперации труда, среди трудового коллектива работников, субъекты этих правоотношений (гражданин и организация) совпадают. При этом на работников и учеников в одинаковой мере распространяется внутренний трудовой распорядок и ответственность за его нарушение.

В то же время по содержанию и целевой направленности названные правоотношения отличаются, и это предопределяет их межвидовое различие. Если трудовые правоотношения складываются в процессе выполнения трудовой функции, то ученические – в ходе профессиональной учебы.

В статье 4 ТК Республики Беларусь прямо указано, что отношения, связанные с профессиональной подготовкой работника на производстве регулируются этим кодексом. Однако вопросы профессионального обучения на производстве в указанном Кодексе регламентируются фрагментарно.

Так, в статье 205 ТК Республики Беларусь определено, что при установлении более высокой квалификации (разряда, класса, категории и т.д.) по профессии или при продвижении по работе учитывается успешное прохождение работниками профессионального обучения на производстве (наряду с общим средним и профессионально-техническим образованием, получением высшего или среднего специального образования, наличием ученой степени, звания).

Согласно статье 278 ТК Республики Беларусь для работников, прошедших обучение непосредственно на производстве, могут устанавливаться пониженные нормы выработки. В статье 280 указанного Кодекса предусмотрено, что местными исполнительными и распорядительными органами для организаций может устанавливаться броня приема  на работу и профессиональное обучение на производстве для лиц моложе 18 лет.

Таким образом, правоотношения по профессиональной подготовке работников на производстве предшествуют трудовым и возникают с целью заключения после обучения трудового договора для выполнения работы по полученной квалификации (специальности) [12, с. 20-21].

Правоотношения по повышению квалификации работников во многом сходны с правоотношениями по профессиональной подготовке в форме обучения новой специальности. Однако правоотношения по повышению квалификации связываются с договором о повышении квалификации, заключенным между работником и организацией, с которой он  уже состоит в трудовых правоотношениях.

Правоотношения по руководству обучением возникают в связи с заключением соответствующего договора, по которому работники данной организации берут на себя обязательство подготовить учеников к самостоятельной работе по определенной специальности либо содействовать повышению квалификации того или иного работника или группы работников. Эти правоотношения являются разновидностью трудовых правоотношений, а договор о руководстве профессиональной подготовкой – разновидностью трудового договора.

Правоотношения по руководству обучением представляют собой дополнительные  трудовые правоотношения, их содержание сводится к осуществлению прав и обязанностей дополнительны к предусмотренным трудовым договором при поступлении на работу.

Они всегда ограничены временем прохождения ученичества или повышения квалификации, поэтому являются «спутниками» правоотношений по ученичеству и повышению квалификации [13,с. 202 – 203].

Отношения, связанные с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей. В связи с наличием трудовых правоотношений становятся необходимыми организационно-управленческие правоотношения между профсоюзами и объединениями нанимателей по установлению и применению условий труда.

Сфера общественных отношений, возникающих в связи с взаимодействием профсоюзов и объединений нанимателей, достаточно обширна. К ней относятся предусмотренные, прежде всего, ТК Республики Беларусь те группы отношений, которые складываются в связи с реализацией работниками своего права на объединение в профсоюзы, нанимателей – в свои объединения, а также отношения партнерства, по поводу заключения коллективных договоров и соглашений, разрешения коллективных трудовых споров.

Деятельность профсоюзов и объединений нанимателей может касаться обеспечения взаимных социально-трудовых интересов работников и нанимателей в связи с разработкой и выполнением программ занятости граждан, осуществлением контроля над соблюдением трудового законодательства и др.

Данная группа отношений направлена на обеспечение благоприятных условий труда для работников, стабильности трудовых договоров.

Отношения, связанные с ведением коллективных переговоров. У работников организаций, состоящих в трудовых правоотношениях с нанимателем, наряду с индивидуальными могут возникнуть и коллективные трудовые споры. Эти споры разрешаются с помощью коллективных переговоров.

Отношения, связанные с ведением коллективных переговоров, обусловлены необходимостью разрешения в духе социального партнерства различных проблем, разногласий, возникающих при заключении, изменении или дополнении коллективных договоров и соглашений. Этот вид отношений применительно к трудовым относится к иным (сопутствующим) правоотношениям.

Также правоотношения можно подразделить на три группы: предшествующие, сопутствующие и вытекающие из трудовых. Предшествующие правоотношения возникают и развиваются до трудовых и прекращаются обычно в связи с появлением последних. К предшествующим относятся, например, правоотношения по трудоустройству, профессиональной подготовке работников (ученичество). Сопутствующие правоотношения возникают и существуют наряду с трудовыми, чтобы обеспечить их развитие и защиту. Таковыми являются социально-партнерские правоотношения по коллективным переговорам и заключению коллективных договоров и соглашений.

Информация о работе Трудовые правоотношения