Статус профсоюзов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:35, реферат

Описание работы

Профсоюзы имеют право на участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, осуществлять контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости, на участие в выборах органов государственной власти и местного самоуправления, урегулирование коллективных трудовых споров, осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде, охраны труда и окружающей среды, защиту интересов работников, имеют право создавать общероссийские, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) профсоюзов, сотрудничать с профсоюзами других стран, создавать международные профсоюзные объединения.

Файлы: 1 файл

TP.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные права  профсоюзов и их классификация 
Традиционные профсоюзы - это бывшие советские профсоюзы, объединившиеся в Федерацию независимых профсоюзов (ФНПР) 
Граждане, достигшие 14-летнего возраста, осуществляющие трудовую (профессиональную) деятельность, имеют право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью.

Профсоюзы имеют право на участие  в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, осуществлять контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости, на участие в выборах органов государственной власти и местного самоуправления, урегулирование коллективных трудовых споров, осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде, охраны труда и окружающей среды, защиту интересов работников, имеют право создавать общероссийские, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) профсоюзов, сотрудничать с профсоюзами других стран, создавать международные профсоюзные объединения.

Профсоюзы, их объединения владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим  им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов государственной власти и местного самоуправления, работодателей, администрации предприятий и учреждений, политических партий и других организаций, им не подотчетны и не подконтрольны.

Основная задача профсоюзов связана с осуществлением ими главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений.  
 
Правосубъектность профсоюзов как юридических лиц возникает с момента их регистрации в органах Министерства юстиции РФ в уведомительном порядке. 
 
Основные права профсоюзов на практике трансформируются в субъективные права их органов. Профсоюзный орган - это орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации. Если правоспособностью в сфере труда обладают все профсоюзы, то дееспособностью т.е. способностью своими действиями осуществлять предоставленные им права, обладают не все профсоюзы в целом, а только их органы. 
 
Основным правам профсоюзов посвящена гл. II Закона о профсоюзах. 
 
1. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 11 Закона о профсоюзах). 
 
Конституция РФ, подчеркивая роль общественности в защите законных интересов человека, в ст. 30 указала, что каждый имеет право создавать профсоюзы. К сожалению, на предприятиях среднего и малого бизнеса обычно не создаются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны защищать интересы работников. Это происходит по различным причинам: негативное отношение некоторых работодателей к деятельности профсоюзов, так как они ограничивают их власть; преследование работников, обратившихся в профсоюз для защиты нарушенного права; слабое знание работниками трудового законодательства, а в связи с этим и нежелание защиты нарушенных прав при помощи профкома или комиссии по трудовым спорам. В условиях безработицы для сохранения своего рабочего места работник нередко вынужден пожертвовать своими законными правами. 
 
Защите трудовых прав работников профсоюзами посвящена гл. 58 ТК РФ. 
 
Право профсоюзов на защиту социально-трудовых прав и интересов работников реализуется в четырех организационно-правовых формах: 
 
1) участие профсоюзов в отношениях социального партнерства. Все нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных договоров принимаются с участием профсоюзов. Так, представители общероссийских объединений профсоюзов наряду с представителями общероссийских объединений работодателей и Правительства РФ являются членами такого органа социального партнерства, как Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, действующая на федеральном уровне. Трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут образовываться и в субъектах РФ, в состав которых также входят представители профсоюзов. Кроме того, на федеральном уровне или на уровне субъекта РФ могут создаваться отраслевые (межотраслевые) комиссии в целях проведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения; на локальном уровне, т.е. на уровне конкретной организации, - комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения. 
 
В сферу деятельности этих комиссий ст. 35 ТК РФ включает: обеспечение регулирования социально-трудовых отношений; ведение коллективных переговоров и подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключение; организацию контроля за выполнением коллективного договора и соглашений.  
 
Путем представительства интересов работников профсоюзами в указанных комиссиях реализуется также право профсоюзов, их объединений (ассоциаций), а также первичных профсоюзных организаций и их органов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением (ст. 13 Закона о профсоюзах). 
 
Представительство профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях определяется с учетом количества объединяемых ими членов профсоюза. 
 
В случае если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза. 
 
Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя. 
 
Работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями (ассоциациями) по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях. [13, с. 573] 
 
Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. 
 
В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством; 
 
2) участие профсоюзов в применении установленных условий труда в организации, которое проявляется в том, что администрация обязана согласовывать с выборным профсоюзным органом: 
а) график сменности (ст. 103 ТК РФ); 
б) правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ); 
в) привлечение к сверхурочным работам, работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. ст. 99, 113 ТК РФ); 
г)график отпусков (ст. 123 ТК РФ); 
д) систему оплаты труда, а также системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях (ст. ст. 135, 144 ТК РФ); 

3) участие профсоюзов  в разрешении трудовых споров, в процессе которого реализуется,  в частности, право профсоюзов  на защиту интересов работников  в органах по рассмотрению  трудовых споров (ст. 23 Закона о профсоюзах). 
Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.  
В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюзов, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры. 
С 1992 г. профсоюзы исключены из числа органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры, так как, представляя интересы членов профсоюза, не могут быть объективными арбитрами. Согласно ст. 382 ТК РФ органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссии по трудовым спорам и суды] 
 Статья 391 ТК РФ дает право соответствующему профсоюзу, защищающему интересы работника, являющегося членом этого профсоюза, обратиться с заявлением в суд в случае, если работник не согласен с решением комиссии по трудовым спорам или когда обращение в суд происходит минуя комиссию по трудовым спорам. Профсоюзы могут выделить своих представителей для защиты в суде интересов работника, даже когда иск заявлен им самим. 
 
В сфере урегулирования коллективных трудовых споров профсоюзы имеют права (ст. 14 Закона о профсоюзах): 
а) на участие в урегулировании коллективных трудовых споров; 
б) на организацию и проведение в соответствии с законодательством забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников. Возглавляющий забастовку орган (соответствующий орган профсоюза) вправе созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам. Возглавляющий забастовку орган вправе также приостановить забастовку (ст. 411 ТК РФ); 
 
4) осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде (ст. 19 Закона о профсоюзах). 
 
Согласно ст. 19 Закона о профсоюзах профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. 
Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами. 
Существует мнение о том, что после образования федеральной инспекции труда легализация инспекций профсоюзов (правовых и технических) не оправданна, так как они не имеют властных полномочий. Однако следует отметить, что интересы инспекций совпадают, а в случае массовых проверок государственной инспекции труда необходима помощь инспекций труда профсоюзов.  
Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. 
Обе эти профсоюзные инспекции имеют право ставить вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц администрации, виновных в трудовых правонарушениях. 
 
2. Права профсоюзов на содействие занятости населения (ст. 12 Закона о профсоюзах). Данная группа прав включает в себя следующие права профсоюзов: 
 
1) принимать участие в разработке государственной политики в области содействия занятости (п. 1 ст. 21 Закона о занятости населения). В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профсоюзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите; 
 
2) предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации. 
Закон о профсоюзах расширил перечень оснований, обусловливающих необходимость уведомления профсоюзных органов при намечаемом высвобождении работников. Так, в нем указывается, что ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза. [10, с. 22] 
Данная норма расширила перечень обстоятельств, при которых требуется предварительное уведомление профсоюзов. Оно стало необходимым не только при массовом высвобождении работников, как это было установлено ранее в законодательстве о занятости, но и в случаях приостановления производства (работы), реорганизации или ликвидации организации, влекущих любое сокращение численности работников, а также ухудшение условий труда. 
Статья 73 ТК РФ устанавливает особый порядок изменения существенных условий трудового договора, касающихся режима рабочего времени, для тех случаев, когда изменения организационных или технологических условий труда могут повлечь массовое увольнение работников. В этих случаях в целях сохранения рабочих мест работодатель вправе вводить режим неполного рабочего времени на срок до шести месяцев, при этом обязательно должен учитывать мнение выборного профсоюзного органа организации; 
 
3) осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости; 
 
4) вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников. Так, в случаях массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению профсоюзных органов могут приостановить на срок до шести месяцев решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов. При этом предложения профсоюзов, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат обязательному рассмотрению; 
 
5) содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством РФ. 
Расторжение трудового договора (контракта) с работником - членом профсоюза по инициативе работодателя может быть произведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных законодательством, коллективными договорами, соглашениями. [11, с. 158] 
Так как профсоюзы выступают представителями работников при заключении коллективного договора, то они вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости (например, предоставление лицам, подлежащим увольнению в связи с сокращением штата работников, дополнительного времени для поиска работы). 
Кроме того, привлечение и использование в Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляется с учетом мнения соответственно общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов или территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов. 
 
3. Права профсоюзов в сфере нормотворчества. В соответствии с Конституцией РФ профсоюзы не обладают правом законодательной инициативы, однако все проекты нормативно-правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, принимаются федеральными органами государственной власти по согласованию с общероссийскими профсоюзами и их объединениями (ассоциациями). Например, принятие проекта Трудового кодекса РФ должно быть согласовано с общероссийским объединением профсоюзов. Такие же проекты рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующего профсоюза. Таким образом, все нормативные акты, затрагивающие социально-трудовые права работников, должны пройти апробацию профсоюзов, которые могут сделать по ним замечания, предложения. 
Согласно ст. 11 Закона о профсоюзах профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. 
Профсоюзы также имеют право принимать свои корпоративные акты, регламентирующие их внутреннюю деятельность, например устав профсоюза, положение о первичной профсоюзной организации. 
 
4. Право профсоюзов на информацию (ст. 17 Закона о профсоюзах) включает в себя следующие права: 
 
1) бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам для осуществления своей уставной деятельности; 
 
2) обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления; 
 
3) пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учредителями средств массовой информации. 
 
5. В сфере участия в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров (ст. 18 Закона о профсоюзах) профсоюзы имеют следующие права: 
 
1) создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения. 
Профсоюзные образовательные и научно-исследовательские учреждения могут частично финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов в установленном порядке; 
 
2) осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза. 
 
6. Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды (ст. 20 Закона о профсоюзах). 
Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности. 
Согласно ст. 13 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 20 мая 2002 г., 10 января 2003 г., 9 мая, 26 декабря 2005 г.) (далее - Закон об основах охраны труда) в организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда, которые организуют разработку раздела коллективного договора (соглашения) по охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок. В состав таких комитетов (комиссий) на паритетной основе входят представители профсоюзов.  
Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством. 
В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер. 
При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ вплоть до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо обязаны незамедлительно выполнить такое требование. 
Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов. 
 
7. Право профсоюзов на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 21 Закона о профсоюзах). 
Профсоюзы вправе иметь своих представителей в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения. 
Представитель профсоюза входит в число представителей организации, направляемых в соответствующий комитет по управлению имуществом для участия в работе комиссии по приватизации организации и осуществления профсоюзного контроля. 
 
8. Право профсоюзов на социальную защиту работников (ст. 22 Закона о профсоюзах) включает в себя права в области: социального страхования, охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников. 
Профсоюзы имеют право участвовать в управлении социальным страхованием, выдавая бесплатно или с частичной оплатой путевки в санатории, дома отдыха, выплачивать пособия по государственному социальному страхованию - за счет Фонда государственного социального страхования. Профкомы совместно с администрацией определяют право работников на пенсию и делают соответствующие представления в органы социального обеспечения о назначении пенсий. 
Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере. 
 
Все указанные права профсоюзов классифицируются по объему прав в правоприменении на четыре вида: 
 
1) права исключительно их компетенции, которые профсоюз не делит с администрацией. Это право, например, выдавать путевки в дома отдыха, санатории, профилактории, право контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства; 
 
2) совместные с администрацией права, в которых воля администрации и профсоюза одинаковы как по их инициативе в соответствующих вопросах, так и по решению вопросов. Это совместные подготовка и заключение коллективного договора, определение кандидатов на доску почета, в книгу почета, представление к наградам за выдающиеся результаты в труде, распределение жилплощади и др.; 

3) права согласительного  характера, когда норма права  применяется волей 

администрации, но она должна быть согласована с  профсоюзным органом. Таких прав у профсоюзов много: согласие профсоюза на перевод членов профсоюза на другую работу, на увольнение по инициативе администрации члена соответствующего профсоюза без вины работника, на организацию сверхурочных работ, работ в выходные и праздничные дни и др.; 
 
4) права совещательного характера, когда администрация осуществляет правоприменение с предварительного уведомления об этом профсоюзов в определенный срок. В этот срок профсоюзный орган может высказать свое мнение, рекомендации по данным правоприменительным действиям администрации.

Профсоюзные объединения  в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и  обязанностями в сфере исполнительной власти и потому могут быть участниками  разнообразных административных правоотношений. 
Законодательством установлены определенные гарантии прав профсоюзов и их работников. В частности, приостановить или прекратить их деятельность возможно только в судебном порядке. 
В законодательстве прямо не решен вопрос о последствиях принятия нормативных правовых актов о труде или их применения без участия профсоюзов, когда это предусмотрено. Между тем решения по таким вопросам непосредственно затрагивают права и интересы работников. Поэтому правовые последствия неучастия профсоюзов в принятии решений об установлении или применении условий труда необходимо определять в зависимости от того, нарушают ли эти решения права и интересы работников и исполнены ли они.  
Профсоюзы обладают некоторыми правами, обеспечивающими им возможность влиять на формирование властных структур, осуществление их деятельности. Так, они вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством; на паритетных началах с другими партнерами участвовать в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами; взаимодействовать с государственными органами и органами местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта и т.п. 
Профсоюзы обязаны: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.




Информация о работе Статус профсоюзов в РФ