Международно-правовое регулирование гражданских и политических прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрены важнейшие особенности в регулировании гражданских и политических прав человека на международно-правовом уровне и в самых общих чертах механизм имплементации.

Содержание работы

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ И СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Принцип уважения прав человека
1.2. Понятие и значение международных стандартов в области прав человека. Соотношение со стандартом национального режима
1.3. Виды международных стандартов в области прав человека
2. МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТРОЛЯ (ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ) ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 19
2.1. Общие положения.
2.2. Верховный комиссар ООН по правам человека.
2.3. Комитет по правам человека
2.4. Комитет против пыток.
2.5. Комитет по правам ребенка.
2.6. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин.
2.7. Европейская гуманитарная юстиция.
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Международно.docx

— 43.34 Кб (Скачать файл)

Международно-правовое регулирование  гражданских и политических прав человека

 План

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ И СТАНДАРТЫ  В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ  ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 

1.1. Принцип уважения прав человека 

1.2. Понятие и значение международных  стандартов в области прав  человека. Соотношение со стандартом  национального режима 

1.3. Виды международных стандартов  в области прав человека 

2. МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТРОЛЯ (ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ) ГРАЖДАНСКИХ И  ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 19

2.1. Общие положения. 

2.2. Верховный комиссар ООН по  правам человека.

2.3. Комитет по правам человека

2.4. Комитет против пыток. 

2.5. Комитет по правам ребенка. 

2.6. Комитет по ликвидации дискриминации  в отношении женщин.

2.7. Европейская гуманитарная юстиция. 

   ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

Международные нормы и стандарты  в области гражданских и политических прав человека

 

1.1. Принцип уважения прав человека

Одним из важнейших принципов современного международного права является принцип уважения прав человека. При этом государство обязуется гарантировать и соблюдать эти права вне зависимости от принадлежности человека к титульной или иной нации, определенной религиозной конфессии, профессии и т.п. В частности, Всеобщая декларация говорит (и это положение повторяется в других актах) по данному вопросу следующее:"Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации". (Ст. 7 Декларации.)

 

1.2. Понятие и значение международных  стандартов в области прав  человека. Соотношение со стандартом  национального режима

Международно-правовые обязательства, реализующие принцип уважения прав человека и развивающие его в конкретных нормах, называются международными стандартами в области прав человека.Современное значение международных стандартов можно показать на примере Протокола №6 к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 28 апреля 1983 года, запретившего смертную казнь для государств, ратифицировавших этот протокол. Как известно, Российская Федерация ратификацию произвела, и теперь вынуждена отменить смертную казнь, несмотря на достаточно настороженное отношение общества к подобной мере.Безотносительно к проблеме отмены смертной казни, можно сказать следующее. Это еще один пример того, что, во-первых, нормы международного права должны находить свое адекватное отражение в национальном законодательстве. А во-вторых, однажды дав согласие, государство становится рабом своего слова. Несмотря на видимое нежелание России отменять смертную казнь, давление мирового сообщества было столь велико, что Президент пошел на экстраординарную (правда, не для нашего государства) меру, фактически упразднив нормы закона своим указом.Нормы международного права фактически, а большей частью и юридически имеют приоритет над национальным законодательством. В России действует принцип примата международно-правовых норм (ч. 4 ст.15 Конституции). Судебная практика по делам, касающимся прав человека, также поддерживает эту позицию.Так, по делу Ниира Постоянная смешанная комиссия по претензиям, учрежденная США и Мексикой указала: "...Правильность правительственных действий должна проверяться сравнением с международными стандартами... Обращение с иностранцем, чтобы составить международное правонарушение, должно выражаться в насилии, недобросовестности, преднамеренном невыполнении обязанностей или в форме необоснованных правительственных мер, столь далеких от международных стандартов, что каждый разумный и беспристрастный человек признал бы их необоснованность"2.Однако бывают и противоположные случаи. Так, достаточно остро в настоящее время стоит проблема обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей в уголовном процессе. УПК не дает возможности суду даже проводить закрытое заседание в случаях, когда существует реальная угроза безопасности указанных лиц при даче ими правдивых показаний. Как следствие, нередки отказы от ранее данных показаний и дача заведомо ложных показаний именно по соображениям личной безопасности. В то же время ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливают: "Печать и публика могут не допускаться на все судебное заседание или часть его... в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо,- при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия".Для разрешения сложившейся ситуации и до внесения изменений в УПК предлагается непосредственно применять соответствующие нормы указанных актов, опираясь на принцип непосредственного действия международно-правовых норм при противоречии с отечественным законодательством (ч. 4 ст. 15 Конституции)3.

 

1.3. Виды международных стандартов  в области прав человека

По кругу участников соответствующих соглашений стандарты бывают региональными и универсальными. Универсальные стандарты признаны во всем мире. Они содержатся, в частности, в Пакте о гражданских и политических правах. Региональные стандарты действуют в пределах определенной территории (выше уже приводился пример регионального европейского стандарта - Протокол №6 к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 28 апреля 1983 года).Соответствующие стандарты носят не только позитивный, но зачастую и негативный характер. Например, ст. 27 Пакта о гражданских и политических правах устанавливает: "В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком".В данном случае государство обязуется не посягать на определенные права человека (в приведенном примере - на соответствующие права представителей национальных меньшинств).Представляется целесообразным перечислить основные стандарты в области гражданских и политических прав человека, как они зафиксированы в Пакте о гражданских и политических правах, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и ряда других актов.Конечно, вначале надо упомянуть право на жизнь. Это право предусмотрено в ст. 6 Пакта о гражданских и политических правах: "Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни".В стандарт входят и нормы, регулирующие назначение смертной казни. Она может назначаться только "за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит требованиям настоящего Пакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него". Смертный приговор может выноситься только компетентным судом.Смертная казнь не приводится в исполнение в отношении беременных женщин, а приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет. Кроме того, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него запрещает действия (включая, конечно, и изменение национального законодательства), совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.

Однако эти стандарты справедливо  рассматривались участниками Пакта  лишь как базовые. Например, ст. 59 УК РФ запрещает назначать смертную казнь также лицам, достигшим 65-летнего  возраста, и всем женщинам. Но в настоящее  время, как уже говорилось выше, смертная казнь запрещена в государствах, ратифицировавших Протокол №6 к европейской  Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 28 апреля 1983 года, а в России наложен мораторий  на ее применение.Рекомендательный характер имеют одобренные резолюцией ЭКОСОС от 25 мая 1984 года Меры, гарантирующие  защиту прав тех, кто приговорен к  смертной казни. В них декларируется  право приговоренного на апелляцию, на подачу прошения о помиловании, требование о гуманности приведения приговора  в исполнение и оговаривается  ряд других моментов.Запрещается  подвергать людей пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему их достоинство  обращению или наказанию, в частности  ставить медицинские или научные  опыты на людях без их согласия. Данный стандарт установлен в ст. 7 Пакта  о гражданских и политических правах и развит в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных  или унижающих достоинство видов  обращения и наказания.Пыткой в  Конвенции называется "любое действие, которым какому-либо лицу причиняется  сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или  третье лицо или в совершении которого они подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание  причиняются государственным должностным  лицом или иным лицом, выступающим  в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия" (ст. 1 Конвенции). Там же отмечается, что "в это определение не включаются боль или страдания, которые возникают  в результате лишь законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно".Пытки запрещаются  принципиально, даже в самых исключительных обстоятельствах, включая войну (ст. 2 Конвенции). Запрещается даже выдача лиц другому государству, если есть серьезные основания полагать, что  этому лицу может угрожать там  применение пыток (ст. 3 Конвенции).

Пакт о гражданских и политических правах запрещает также рабство  и работорговлю, принудительный или  обязательный труд (ст. 8). Принудительным или обязательным трудом согласно Пакту  не являются:

- каторжная или иная работа, назначаемая по приговору суда;

- работа, выполняемая в порядке  альтернативной службы, или служба  военного характера;

- любая служба, обязательная в  случае чрезвычайного положения;

- служба, входящая в обыкновенные  гражданские обязанности.

Понятие рабства определено в Конвенции  относительно рабства от 25 сентября 1926 года (ст. 1): "Рабство есть состояние  или положение человека, над которым  осуществляются атрибуты права собственности  или некоторые из них".Определение  работорговли содержится в Дополнительной конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством от 7 сентября 1956 года (ст. 7): "Под работорговлей  понимаются и в нее включаются все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или  с распоряжением им с целью  обращения его в рабство; все  действия, связанные с приобретением  раба с целью его продажи или  обмена; все действия по продаже  или обмену лица, приобретенного с  этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов  какими бы то ни было транспортными  средствами".В дополнение к данному  в Конвенции относительно рабства  определению рабства Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством к указанным  признакам запрещает следующее:- долговая кабала, т.е. положение или  состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение  долга своего личного труда или  труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой  работы не засчитывается в погашение  долга, если продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен;- крепостное состояние, т.е. такое пользование землей, при  котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому  лицу, и выполнять определенную работу для такого или другого лица, за вознаграждение или без него, и  это свое состояние не может изменить;

- права семьи женщины выдать  женщину замуж без ее согласия, передать ее другому лицу или  по наследству после смерти  мужа; - право семьи ребенка или подростка моложе 18 лет передавать его третьим лицам с целью эксплуатации его самого или его труда.Большое значение имеет стандарт, гарантирующий каждому право на свободу и личную неприкосновенность. В него входит сразу несколько нормативов, касающихся не только собственно права на свободное передвижение, но и условия для ареста и осуждения. Поэтому представляется целесообразным рассматривать эти нормативы отдельными пунктами.

1. Задержание лица производится  только по основаниям, указанным  в законе. Задержанному при аресте  сообщаются причины его ареста  и в срочном порядке сообщается  любое предъявленное обвинение  (п. 2 ст. 9 Пакта о гражданских и  политических правах). Продолжительность  "срочности порядка" в разных  странах определяется по-разному.  Например, ст. 90 УПК РСФСР разрешает  задерживать лицо, подозреваемое  в совершении преступления, на  срок до десяти суток без  предъявления обвинения.

В Пакте содержится положение о  том, что задержанное или арестованное лицо должно немедленно доставляться к судье (в отечественном законодательстве подобная норма отсутствует). Составной  частью стандарта является требование о согласии суда на законность ареста или задержания. У нас в настоящее  время санкции может давать еще  и прокурор, хотя Конституция требует  исключительно санкции судьи (правда, до внесения изменений в УПК продолжает действовать старый порядок).Обвиняемые по возможности помещаются отдельно от осужденных, а обвиняемые несовершеннолетние - отдельно от совершеннолетних.Каждый задержанный и арестованный имеет  право на судебное разбирательство  в течение разумного срока  или на освобождение. При незаконности ареста или задержания пострадавший имеет право на компенсацию. Запрещается  лишать свободы за неисполнение гражданско-правовых обязательств (ст. 11 Пакта).

2. Все лица, лишенные свободы,  имеют право на гуманное обращение  и уважение достоинства, присущего  человеческой личности (п. 1 ст. 10 Пакта). Существуют Минимальные стандартные  правила обращения с заключенными  от 30 августа 1955 года, которые подробно  регулируют этот вопрос. В них  устанавливаются стандарты относительно  ведения учета заключенных, содержания помещений, личной гигиены и питания, одежды и т.п. При этом ограничивается чрезмерная строгость в отношении заключенных: например, запрещается пользоваться в качестве средства наказания смирительными рубашками, кандалами и т.п.Существенной целью режима пенитенциарных заведений является исправление и социальное перевоспитание заключенных (п. 3 ст. 10 Пакта).Минимальные правила реализуются через национальное законодательство. Они носят не обязательный, а лишь рекомендательный характер (п. 1 Правил).

3. Декларируется право свободно  передвигаться и выбирать место  жительства в пределах государства,  в котором лицо законно находится.  Каждый может свободно покидать  любую страну, включая свою собственную.  Никто не может быть произвольно  лишен права на въезд в собственную  страну. Ограничиваться эти права  могут только на основании  закона в целях охраны государственной  безопасности, общественного порядка,  здоровья или нравственности  населения, прав и свобод других (ст. 12 Пакта). Высылка иностранцев  разрешена, но им предоставляются  некоторые гарантии против произвола  в форме требования пересмотра  решения о высылке судом (ст. 13 Пакта). Выше говорилось, что запрещается  экстрадиция в государства, где  высылаемому лицу могут угрожать  пытки. Однако на практике эта  норма толкуется по-разному.В  деле Vilvarajah v. United Kingdom, касавшемся пяти  тамилов, незаконно въехавших  в Великобританию и высланных  обратно в Шри-Ланку, где они  подвергались пыткам и избиениям,  европейский Суд по правам  человека не нашел нарушения  нормы ст. 3 европейской Конвенции,  запрещающей пытки. Хотя тамилы  предупреждали, что они подвергнутся  пыткам на родине, и действительно  подверглись им, хотя английский  суд признал свою неправоту,  Суд указал:"Поскольку ответственность  договаривающихся государств по  своему характеру связана с  действием, подвергающим лицо  риску ненадлежащего обращения,  наличие такого риска должно  оцениваться прежде всего с  учетом фактов, которые были или  должны были быть известны  договаривающемуся государству  на момент высылки".Поэтому  Суд сосредоточил свое внимание  на "предсказуемых последствиях  отправки заявителя в Шри-Ланку  в свете общего положения в  этой стране в феврале 1988 г." Суд постановил, что с учетом  улучшения политической и военной  ситуации в период, когда Соединенное  Королевство приняло свое решение,  проходившей в то время добровольной  репатриации тамильских беженцев и особых обстоятельств, в которых находились заявители, нарушения Конвенции не было4.Еще в ст. 9 - 11 Декларации были включены стандарты, гарантирующие уголовно-процессуальные права личности, в первую очередь подозреваемого (обвиняемого, подсудимого), которые получили свое развитие в Пакте о гражданских и политических правах (ст. 15, 16 Пакта), где отчасти регламентируются и гражданско-процессуальные права. Закреплены принципы:

Информация о работе Международно-правовое регулирование гражданских и политических прав человека