Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 16:13, курсовая работа
Рассмотрены важнейшие особенности в регулировании гражданских и политических прав человека на международно-правовом уровне и в самых общих чертах механизм имплементации.
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ И СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Принцип уважения прав человека
1.2. Понятие и значение международных стандартов в области прав человека. Соотношение со стандартом национального режима
1.3. Виды международных стандартов в области прав человека
2. МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТРОЛЯ (ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ) ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 19
2.1. Общие положения.
2.2. Верховный комиссар ООН по правам человека.
2.3. Комитет по правам человека
2.4. Комитет против пыток.
2.5. Комитет по правам ребенка.
2.6. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин.
2.7. Европейская гуманитарная юстиция.
ЛИТЕРАТУРА
Международно-правовое регулирование гражданских и политических прав человека
План
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ И
1.1. Принцип уважения прав
1.2. Понятие и значение
1.3. Виды международных стандартов в области прав человека
2. МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНОГО
2.1. Общие положения.
2.2. Верховный комиссар ООН по правам человека.
2.3. Комитет по правам человека
2.4. Комитет против пыток.
2.5. Комитет по правам ребенка.
2.6. Комитет по ликвидации
2.7. Европейская гуманитарная
ЛИТЕРАТУРА
Международные нормы и стандарты
в области гражданских и
1.1. Принцип уважения прав человека
Одним из важнейших принципов современного международного права является принцип уважения прав человека. При этом государство обязуется гарантировать и соблюдать эти права вне зависимости от принадлежности человека к титульной или иной нации, определенной религиозной конфессии, профессии и т.п. В частности, Всеобщая декларация говорит (и это положение повторяется в других актах) по данному вопросу следующее:"Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации". (Ст. 7 Декларации.)
1.2. Понятие и значение
Международно-правовые обязательства, реализующие принцип уважения прав человека и развивающие его в конкретных нормах, называются международными стандартами в области прав человека.Современное значение международных стандартов можно показать на примере Протокола №6 к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 28 апреля 1983 года, запретившего смертную казнь для государств, ратифицировавших этот протокол. Как известно, Российская Федерация ратификацию произвела, и теперь вынуждена отменить смертную казнь, несмотря на достаточно настороженное отношение общества к подобной мере.Безотносительно к проблеме отмены смертной казни, можно сказать следующее. Это еще один пример того, что, во-первых, нормы международного права должны находить свое адекватное отражение в национальном законодательстве. А во-вторых, однажды дав согласие, государство становится рабом своего слова. Несмотря на видимое нежелание России отменять смертную казнь, давление мирового сообщества было столь велико, что Президент пошел на экстраординарную (правда, не для нашего государства) меру, фактически упразднив нормы закона своим указом.Нормы международного права фактически, а большей частью и юридически имеют приоритет над национальным законодательством. В России действует принцип примата международно-правовых норм (ч. 4 ст.15 Конституции). Судебная практика по делам, касающимся прав человека, также поддерживает эту позицию.Так, по делу Ниира Постоянная смешанная комиссия по претензиям, учрежденная США и Мексикой указала: "...Правильность правительственных действий должна проверяться сравнением с международными стандартами... Обращение с иностранцем, чтобы составить международное правонарушение, должно выражаться в насилии, недобросовестности, преднамеренном невыполнении обязанностей или в форме необоснованных правительственных мер, столь далеких от международных стандартов, что каждый разумный и беспристрастный человек признал бы их необоснованность"2.Однако бывают и противоположные случаи. Так, достаточно остро в настоящее время стоит проблема обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей в уголовном процессе. УПК не дает возможности суду даже проводить закрытое заседание в случаях, когда существует реальная угроза безопасности указанных лиц при даче ими правдивых показаний. Как следствие, нередки отказы от ранее данных показаний и дача заведомо ложных показаний именно по соображениям личной безопасности. В то же время ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливают: "Печать и публика могут не допускаться на все судебное заседание или часть его... в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо,- при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия".Для разрешения сложившейся ситуации и до внесения изменений в УПК предлагается непосредственно применять соответствующие нормы указанных актов, опираясь на принцип непосредственного действия международно-правовых норм при противоречии с отечественным законодательством (ч. 4 ст. 15 Конституции)3.
1.3. Виды международных стандартов в области прав человека
По кругу участников соответствующих соглашений стандарты бывают региональными и универсальными. Универсальные стандарты признаны во всем мире. Они содержатся, в частности, в Пакте о гражданских и политических правах. Региональные стандарты действуют в пределах определенной территории (выше уже приводился пример регионального европейского стандарта - Протокол №6 к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 28 апреля 1983 года).Соответствующие стандарты носят не только позитивный, но зачастую и негативный характер. Например, ст. 27 Пакта о гражданских и политических правах устанавливает: "В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком".В данном случае государство обязуется не посягать на определенные права человека (в приведенном примере - на соответствующие права представителей национальных меньшинств).Представляется целесообразным перечислить основные стандарты в области гражданских и политических прав человека, как они зафиксированы в Пакте о гражданских и политических правах, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и ряда других актов.Конечно, вначале надо упомянуть право на жизнь. Это право предусмотрено в ст. 6 Пакта о гражданских и политических правах: "Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни".В стандарт входят и нормы, регулирующие назначение смертной казни. Она может назначаться только "за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит требованиям настоящего Пакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него". Смертный приговор может выноситься только компетентным судом.Смертная казнь не приводится в исполнение в отношении беременных женщин, а приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет. Кроме того, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него запрещает действия (включая, конечно, и изменение национального законодательства), совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.
Однако эти стандарты
Пакт о гражданских и
- каторжная или иная работа, назначаемая по приговору суда;
- работа, выполняемая в порядке альтернативной службы, или служба военного характера;
- любая служба, обязательная в
случае чрезвычайного
- служба, входящая в обыкновенные гражданские обязанности.
Понятие рабства определено в Конвенции
относительно рабства от 25 сентября
1926 года (ст. 1): "Рабство есть состояние
или положение человека, над которым
осуществляются атрибуты права собственности
или некоторые из них".Определение
работорговли содержится в Дополнительной
конвенции об упразднении рабства,
работорговли и институтов и обычаев,
сходных с рабством от 7 сентября
1956 года (ст. 7): "Под работорговлей
понимаются и в нее включаются
все действия, связанные с захватом,
приобретением какого-либо лица или
с распоряжением им с целью
обращения его в рабство; все
действия, связанные с приобретением
раба с целью его продажи или
обмена; все действия по продаже
или обмену лица, приобретенного с
этой целью, и вообще всякое действие
по торговле или перевозке рабов
какими бы то ни было транспортными
средствами".В дополнение к данному
в Конвенции относительно рабства
определению рабства
- права семьи женщины выдать женщину замуж без ее согласия, передать ее другому лицу или по наследству после смерти мужа; - право семьи ребенка или подростка моложе 18 лет передавать его третьим лицам с целью эксплуатации его самого или его труда.Большое значение имеет стандарт, гарантирующий каждому право на свободу и личную неприкосновенность. В него входит сразу несколько нормативов, касающихся не только собственно права на свободное передвижение, но и условия для ареста и осуждения. Поэтому представляется целесообразным рассматривать эти нормативы отдельными пунктами.
1. Задержание лица производится
только по основаниям, указанным
в законе. Задержанному при аресте
сообщаются причины его ареста
и в срочном порядке
В Пакте содержится положение о
том, что задержанное или
2. Все лица, лишенные свободы,
имеют право на гуманное
3. Декларируется право свободно
передвигаться и выбирать
Информация о работе Международно-правовое регулирование гражданских и политических прав человека