Введение.
 
Прежде всего, необходимо отметить, что 
правовое регулирование касается преимущественно 
коммерческой рекламы.
Политическая реклама, то есть свободное 
выражение определенных политических 
взглядов и агитация за них, пользуется, 
как правило, конституционной защитой 
в любом демократическом государстве. 
И хотя определенные ограничения для политической 
рекламы существуют (например, во время 
избирательных кампаний), они не так строги 
и ужесточены как для рекламы коммерческой. 
Так, в части 2 статьи 2 ФЗ "О рекламе" 
прямо сказано, что "настоящий ФЗ не 
распространяется на политическую рекламу, 
в том числе предвыборную агитацию и агитацию 
по вопросам референдума".
Коммерческая реклама трактуется как 
реклама, направленная в первую очередь 
на увеличение прибылей от продажи товаров 
и услуг и конституционно защищена гораздо 
меньше (Австрия, Германия, Швеция, США), 
а в некоторых странах вообще лишена конституционной 
защиты (Канада, Нидерланды).
Также следует указать, что правовое 
регулирование рекламы должно осуществляться 
государством исключительно в целях утверждения 
и реализации конституционных прав и свобод 
граждан, безопасности государства, сохранения 
здоровья нации. Поэтому, если потребление 
алкогольных и табачных изделий приобретает 
в каком-либо государстве столь широкий 
размах, что можно всерьез опасаться деградации 
населения и ухудшения генофонда нации, 
то государство вправе ограничить или 
вовсе запретить рекламу этих товаров, 
наложить ограничения на производство 
и стандарты в области прав человека предусматривают 
право граждан на охрану здоровья, а государствам, 
присоединившимся к этим стандартам, корреспондируется 
обязанность создать все условия для реализации 
этого права.
Правовое государственное регулирование 
рекламы предусматривает разработку и 
принятие национальных законодательных 
и нормативных актов, регулирующих общественные 
отношения, возникающие в процессе производства, 
размещения, распространения и использования 
рекламы; определяющих принципы рекламной 
деятельности; предотвращающих и пресекающих 
недобросовестной рекламы и рекламы, посягающей 
на общественные ценности и общепринятые 
нормы морали.
Также законодательно делается существенное 
различие между рекламой в печатных и 
электронных СМИ. Как правило, ограничения 
и запреты касаются электронных СМИ, в 
большей степени, телевидения. Связано 
это с большим творческим потенциалом 
телерекламы. По своей возможности массового 
охвата аудитории ни одно другое средство 
массовой информации не может сравниться 
с телевидением: комбинация звука, визуального 
изображения и движения; возможность демонстрации 
продукта; потенциал в использовании специальных 
эффектов; фактор доверия, когда все происходит 
прямо перед вашими глазами; эффект присутствия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Правовое регулирование 
политической рекламы
 
Действующий закон о рекламе 
не распространяется на политическую 
рекламу. Регулирование рекламы, связанной 
с реализацией прав граждан на участие 
в управлении государством, осуществляется 
специальным избирательным законодательством.
В действующем законодательстве 
отсутствует определение политической 
рекламы, тем не менее этот термин упоминается 
в Законе «О рекламе» 2006 г.
Единственное определение политической 
рекламы было дано в постановлении Центральной 
избирательной комиссии от 5 апреля 1996 
г., согласно которому политическая реклама 
- это распространяемая участниками избирательного 
процесса через СМИ информация о кандидатах 
на должность Президента Российской Федерации 
с использованием средств и приемов, отличающих 
рекламные материалы от других видов и 
жанров информации (преобладание эмоционального 
воздействия над смысловым, броскость, 
лаконизм, повторяемость), с целью формирования 
общественного мнения как за, так и против 
тех или иных кандидатов.
Данное определение не является 
универсальным, поэтому предпочтительнее 
политическую рекламу определять через 
общее определение рекламы, но с учетом 
ее специфических субъектов и объектов 
рекламирования.
Согласно такому подходу, политическая 
реклама - это распространяемая любым 
способом, в любой форме и с использованием 
любых средств, адресованная неопределенному 
кругу лиц информация, направленная на 
привлечение внимания к политическому 
субъекту (результатам интеллектуальной 
деятельности, мероприятиям), формирование 
или поддержание интереса к нему и его 
продвижение на различных уровнях государственной 
и муниципальной власти.
Действующим законодательством 
подробно регулируется такой вид политической 
рекламы как предвыборная агитация. Политическая 
реклама в более широком смысле специально 
законом не регулируется и подчиняется 
общим правилам, определяющим свободу 
слова, свободу массовой информации, установленные 
законом ограничения и порядок использования 
этих свобод.
В качестве политического субъекта 
могут выступать следующие лица:
- кандидат - лицо, выдвинутое 
в установленном законом порядке 
в качестве претендента на 
замещаемую посредством прямых 
выборов должность или на членство 
в органе (палате органа) государственной 
власти или органе местного 
самоуправления либо зарегистрированное 
соответствующей избирательной 
комиссией в качестве кандидата;
- политическая партия - общественное 
объединение, созданное в целях 
участия граждан Российской Федерации 
в политической жизни общества 
посредством формирования и выражения 
их политической воли, участия 
в общественных и политических 
акциях, в выборах и референдумах, 
а также в целях представления 
интересов граждан в органах 
государственной власти и органах 
местного самоуправления;
- общественное объединение 
- добровольное, самоуправляемое, некоммерческое 
формирование, созданное по инициативе 
граждан, объединившихся на основе 
общности интересов для реализации 
общих целей, указанных в уставе 
общественного объединения;
- избирательное объединение 
- политическая партия, имеющая в 
соответствии с федеральным законом 
право участвовать в выборах, 
а также региональное отделение 
или иное структурное подразделение 
политической партии, имеющие в 
соответствии с федеральным законом 
право участвовать в выборах 
соответствующего уровня. При проведении 
выборов в органы местного 
самоуправления избирательным объединением 
является также иное общественное 
объединение, устав которого предусматривает 
участие в выборах и которое 
создано в форме общественной 
организации либо общественного 
движения и зарегистрировано в соответствии 
с законом на уровне, соответствующем 
уровню выборов, или на более высоком уровне.
- инициативная группа 
по проведению референдума - группа 
участников референдума, образуемая 
в порядке и на срок, которые 
установлены Федеральным конституционным 
законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О 
референдуме», в целях реализации 
инициативы проведения референдума.
Законы о выборах Российской 
Федерации, Федеральный закон от 12 июня 
2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных 
прав и права на участие в референдуме 
граждан Российской Федерации» (далее 
- Закон об основных гарантиях избирательных 
прав) подробно регламентируют такой вид 
политической рекламы как реклама предвыборной 
агитации.
Согласно статье 2 названного 
закона, предвыборная агитация - деятельность, 
осуществляемая в период избирательной 
кампании и имеющая целью побудить или 
побуждающая избирателей к голосованию 
за кандидата, кандидатов, список кандидатов 
или против него (них) либо против всех 
кандидатов (против всех списков кандидатов).
Содержание предвыборной агитации 
могут составлять:
- призывы голосовать за 
кандидата, кандидатов, список, списки 
кандидатов либо против него (них);
- выражение предпочтения 
какому-либо кандидату, избирательному 
объединению;
- описание возможных последствий 
в случае, если тот или иной 
кандидат будет избран или 
не будет избран, тот или иной 
список кандидатов будет допущен 
или не будет допущен к распределению 
депутатских мандатов;
- распространение информации, 
в которой явно преобладают 
сведения о каком-либо кандидате 
(каких-либо кандидатах), избирательном 
объединении в сочетании с 
позитивными либо негативными 
комментариями;
-  распространение информации 
о деятельности кандидата, не 
связанной с его профессиональной 
деятельностью или исполнением 
им своих служебных (должностных) 
обязанностей;
- деятельность, способствующая 
созданию положительного или 
отрицательного отношения избирателей 
к кандидату, избирательному объединению, 
выдвинувшему кандидата, список 
кандидатов.
Анализ действующего законодательства 
позволяет выделить следующие принципы 
осуществления предвыборной агитации:
- множественность субъектов;
- равенство субъектов;
-  гласность выборов и референдумов;
-  прозрачность финансирования;
-  законность ограничений права 
на агитацию;
- недопустимость злоупотреблений;
- самостоятельность субъектов 
предвыборной агитации.
Следует различать предвыборную 
агитацию и информирование избирателей, 
которое осуществляется в целях распространения 
объективной информации о ходе подготовки 
и проведения выборов, референдумов, о 
сроках и порядке совершения избирательных 
действий, о законодательстве Российской 
Федерации о выборах и референдумах, о 
кандидатах, избирательных объединениях.
Разъяснения по поводу разграничения 
предвыборной агитации и информирования 
избирателей дал Конституционный суд 
Российской Федерации при проверке конституционности 
положений Закона об основных гарантиях 
избирательных прав.
«Поскольку как агитация, так 
и информирование любого характера могут 
побудить избирателей сделать тот или 
иной выбор, при том что достоверные и 
объективные сведения о кандидате в большей 
мере помогают избирателю сформировать 
свои предпочтения, чем просто призывы 
голосовать «за» или «против», то очевидно, 
что критерием, позволяющим различить 
предвыборную агитацию и информирование, 
может служить лишь наличие в агитационной 
деятельности специальной цели - склонить 
избирателей в определенную сторону, обеспечить 
поддержку или, напротив, противодействие 
конкретному кандидату, избирательному 
объединению. В противном случае граница 
между информированием и предвыборной 
агитацией стиралась бы, так что любые 
действия по информированию избирателей 
можно было бы подвести под понятие агитации, 
что в силу действующего для представителей 
организаций, осуществляющих выпуск средств 
массовой информации, запрета неправомерно 
ограничивало бы конституционные гарантии 
свободы слова и информации, а также нарушало 
бы принципы свободных и гласных выборов» 
.
Информирование избирателей 
могут осуществлять следующие субъекты:
- органы государственной власти, 
органы местного самоуправления (при этом 
они не вправе информировать о кандидатах, 
избирательных объединениях, избирательных 
блоках);
-  избирательные комиссии;
- организации, осуществляющие 
выпуск средств массовой информации;
- физические и юридические 
лица.
Закон устанавливает принципы 
информирования избирателей: объективность, 
достоверность, равенство кандидатов, 
свобода массовой информации. Заметим, 
что закон не предъявляет требования объективности 
к агитационным материалам.
Различают следующие способы 
предвыборной агитации:
- на каналах организаций телерадиовещания;
- в периодических печатных 
изданиях;
- проведение агитационных публичных 
мероприятий;
- выпуск и распространение 
агитационных материалов.
Закон об основных гарантиях 
избирательных прав устанавливает общие 
и специальные правила проведения предвыборной 
агитации.
К общим правилам проведения 
предвыборной агитации можно отнести 
следующие:
1) расходы на проведение 
агитации осуществляются исключительно 
за счет средств избирательных 
фондов;
2) запрещается привлечение 
к агитации лиц моложе 18 лет;
3) запрещается проводить 
агитацию:
- органам государственной власти 
и местного самоуправления,
- государственным и муниципальным 
служащим, членам органов управления организаций 
при исполнении ими своих должностных 
или служебных обязанностей и (или) с использованием 
преимуществ своего должностного или 
служебного положения;
-  воинским частям, военным 
учреждениям и организациям;
- благотворительным и религиозным 
организациям, учрежденным ими организациям, 
а также членам и участникам религиозных 
объединений при совершении обрядов и 
церемоний;
-  избирательным комиссиям, 
членам комиссий с правом решающего голоса;
- иностранным гражданам, лицам 
без гражданства, иностранным юридическим 
лицам;