Правовое регулирование политической рекламы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 12:20, контрольная работа

Описание работы

По своей возможности массового охвата аудитории ни одно другое средство массовой информации не может сравниться с телевидением: комбинация звука, визуального изображения и движения; возможность демонстрации продукта; потенциал в использовании специальных эффектов; фактор доверия, когда все происходит прямо перед вашими глазами; эффект присутствия.

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование политической рекламы.docx

— 37.44 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Прежде всего, необходимо отметить, что правовое регулирование касается преимущественно коммерческой рекламы.

Политическая реклама, то есть свободное выражение определенных политических взглядов и агитация за них, пользуется, как правило, конституционной защитой в любом демократическом государстве. И хотя определенные ограничения для политической рекламы существуют (например, во время избирательных кампаний), они не так строги и ужесточены как для рекламы коммерческой. Так, в части 2 статьи 2 ФЗ "О рекламе" прямо сказано, что "настоящий ФЗ не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума".

Коммерческая реклама трактуется как реклама, направленная в первую очередь на увеличение прибылей от продажи товаров и услуг и конституционно защищена гораздо меньше (Австрия, Германия, Швеция, США), а в некоторых странах вообще лишена конституционной защиты (Канада, Нидерланды).

Также следует указать, что правовое регулирование рекламы должно осуществляться государством исключительно в целях утверждения и реализации конституционных прав и свобод граждан, безопасности государства, сохранения здоровья нации. Поэтому, если потребление алкогольных и табачных изделий приобретает в каком-либо государстве столь широкий размах, что можно всерьез опасаться деградации населения и ухудшения генофонда нации, то государство вправе ограничить или вовсе запретить рекламу этих товаров, наложить ограничения на производство и стандарты в области прав человека предусматривают право граждан на охрану здоровья, а государствам, присоединившимся к этим стандартам, корреспондируется обязанность создать все условия для реализации этого права.

Правовое государственное регулирование рекламы предусматривает разработку и принятие национальных законодательных и нормативных актов, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения, распространения и использования рекламы; определяющих принципы рекламной деятельности; предотвращающих и пресекающих недобросовестной рекламы и рекламы, посягающей на общественные ценности и общепринятые нормы морали.

Также законодательно делается существенное различие между рекламой в печатных и электронных СМИ. Как правило, ограничения и запреты касаются электронных СМИ, в большей степени, телевидения. Связано это с большим творческим потенциалом телерекламы. По своей возможности массового охвата аудитории ни одно другое средство массовой информации не может сравниться с телевидением: комбинация звука, визуального изображения и движения; возможность демонстрации продукта; потенциал в использовании специальных эффектов; фактор доверия, когда все происходит прямо перед вашими глазами; эффект присутствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Правовое регулирование политической рекламы

 

Действующий закон о рекламе не распространяется на политическую рекламу. Регулирование рекламы, связанной с реализацией прав граждан на участие в управлении государством, осуществляется специальным избирательным законодательством.

В действующем законодательстве отсутствует определение политической рекламы, тем не менее этот термин упоминается в Законе «О рекламе» 2006 г.

Единственное определение политической рекламы было дано в постановлении Центральной избирательной комиссии от 5 апреля 1996 г., согласно которому политическая реклама - это распространяемая участниками избирательного процесса через СМИ информация о кандидатах на должность Президента Российской Федерации с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, повторяемость), с целью формирования общественного мнения как за, так и против тех или иных кандидатов.

Данное определение не является универсальным, поэтому предпочтительнее политическую рекламу определять через общее определение рекламы, но с учетом ее специфических субъектов и объектов рекламирования.

Согласно такому подходу, политическая реклама - это распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц информация, направленная на привлечение внимания к политическому субъекту (результатам интеллектуальной деятельности, мероприятиям), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на различных уровнях государственной и муниципальной власти.

Действующим законодательством подробно регулируется такой вид политической рекламы как предвыборная агитация. Политическая реклама в более широком смысле специально законом не регулируется и подчиняется общим правилам, определяющим свободу слова, свободу массовой информации, установленные законом ограничения и порядок использования этих свобод.

В качестве политического субъекта могут выступать следующие лица:

- кандидат - лицо, выдвинутое  в установленном законом порядке  в качестве претендента на  замещаемую посредством прямых  выборов должность или на членство  в органе (палате органа) государственной  власти или органе местного  самоуправления либо зарегистрированное  соответствующей избирательной  комиссией в качестве кандидата;

- политическая партия - общественное  объединение, созданное в целях  участия граждан Российской Федерации  в политической жизни общества  посредством формирования и выражения  их политической воли, участия  в общественных и политических  акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления  интересов граждан в органах  государственной власти и органах  местного самоуправления;

- общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое  формирование, созданное по инициативе  граждан, объединившихся на основе  общности интересов для реализации  общих целей, указанных в уставе  общественного объединения;

- избирательное объединение - политическая партия, имеющая в  соответствии с федеральным законом  право участвовать в выборах, а также региональное отделение  или иное структурное подразделение  политической партии, имеющие в  соответствии с федеральным законом  право участвовать в выборах  соответствующего уровня. При проведении  выборов в органы местного  самоуправления избирательным объединением  является также иное общественное  объединение, устав которого предусматривает  участие в выборах и которое  создано в форме общественной  организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне.

- инициативная группа  по проведению референдума - группа  участников референдума, образуемая  в порядке и на срок, которые  установлены Федеральным конституционным  законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О  референдуме», в целях реализации  инициативы проведения референдума.

Законы о выборах Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав) подробно регламентируют такой вид политической рекламы как реклама предвыборной агитации.

Согласно статье 2 названного закона, предвыборная агитация - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

Содержание предвыборной агитации могут составлять:

- призывы голосовать за  кандидата, кандидатов, список, списки  кандидатов либо против него (них);

- выражение предпочтения  какому-либо кандидату, избирательному  объединению;

- описание возможных последствий  в случае, если тот или иной  кандидат будет избран или  не будет избран, тот или иной  список кандидатов будет допущен  или не будет допущен к распределению  депутатских мандатов;

- распространение информации, в которой явно преобладают  сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном  объединении в сочетании с  позитивными либо негативными  комментариями;

-  распространение информации  о деятельности кандидата, не  связанной с его профессиональной  деятельностью или исполнением  им своих служебных (должностных) обязанностей;

- деятельность, способствующая  созданию положительного или  отрицательного отношения избирателей  к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список  кандидатов.

Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие принципы осуществления предвыборной агитации:

- множественность субъектов;

- равенство субъектов;

- гласность выборов и референдумов;

- прозрачность финансирования;

- законность ограничений права на агитацию;

- недопустимость злоупотреблений;

- самостоятельность субъектов предвыборной агитации.

Следует различать предвыборную агитацию и информирование избирателей, которое осуществляется в целях распространения объективной информации о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, о кандидатах, избирательных объединениях.

Разъяснения по поводу разграничения предвыборной агитации и информирования избирателей дал Конституционный суд Российской Федерации при проверке конституционности положений Закона об основных гарантиях избирательных прав.

«Поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, при том что достоверные и объективные сведения о кандидате в большей мере помогают избирателю сформировать свои предпочтения, чем просто призывы голосовать «за» или «против», то очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. В противном случае граница между информированием и предвыборной агитацией стиралась бы, так что любые действия по информированию избирателей можно было бы подвести под понятие агитации, что в силу действующего для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, запрета неправомерно ограничивало бы конституционные гарантии свободы слова и информации, а также нарушало бы принципы свободных и гласных выборов» .

Информирование избирателей могут осуществлять следующие субъекты:

- органы государственной власти, органы местного самоуправления (при этом они не вправе информировать о кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках);

- избирательные комиссии;

- организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации;

- физические и юридические лица.

Закон устанавливает принципы информирования избирателей: объективность, достоверность, равенство кандидатов, свобода массовой информации. Заметим, что закон не предъявляет требования объективности к агитационным материалам.

Различают следующие способы предвыборной агитации:

- на каналах организаций телерадиовещания;

- в периодических печатных изданиях;

- проведение агитационных публичных мероприятий;

- выпуск и распространение агитационных материалов.

Закон об основных гарантиях избирательных прав устанавливает общие и специальные правила проведения предвыборной агитации.

К общим правилам проведения предвыборной агитации можно отнести следующие:

1) расходы на проведение  агитации осуществляются исключительно  за счет средств избирательных  фондов;

2) запрещается привлечение  к агитации лиц моложе 18 лет;

3) запрещается проводить  агитацию:

- органам государственной власти и местного самоуправления,

- государственным и муниципальным служащим, членам органов управления организаций при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;

- воинским частям, военным учреждениям и организациям;

- благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

- избирательным комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

- иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

Информация о работе Правовое регулирование политической рекламы