Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2015 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Коллективные трудовые споры чаще всего возникают из организационно-управленческих отношений (производных от трудовых), субъектами которых являются трудовые коллективы или профсоюзы, представляющие их интересы, и
администрация предприятий, учреждений и организаций. Споры эти могут касаться как вопросов установления новых условий труда, например, в связи с заключением коллективных договоров, так и применения норм трудового законодательства.
В настоящее время основной причиной конфликтов является задержка или невыплата заработной платы.

Содержание работы

Введение............................. стр. 2
Глава I Понятие трудового спора, общая характеристика ....... стр. 3
Глава II понятие коллективных трудовых споров. Предмет,
стороны и виды........................ стр. 14
Глава III Порядок разрешения коллективных трудовых споров:....стр. 18
а) в примирительной комиссии;
б) с участием посредника;
в) в трудовом арбитраже;
г) полномочия службы по урегулированию коллективных трудовых споров
Глава IV Забастовка. Реализация прав на забастовку. Правовое
положение работников в связи с участием в забастовке.......стр. 23
Заключение ......................... стр. 26
Список литературы ...................... стр. 27

Файлы: 1 файл

Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения трудовое право.docx

— 54.80 Кб (Скачать файл)

возможных социальных последствиях коллективного трудового спора. Оканчивает

трудовой арбитраж рассмотрение спора разработкой рекомендаций по существу

спора в письменной форме. Эти рекомендации передаются сторонам. Они

приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в

письменной форме об их выполнении. Закон не оговорил, когда такое соглашение

заключается при создании трудового арбитража или после получения его

рекомендаций. Думается, по соглашению сторон оно может заключаться как до

рассмотрения спора трудовым арбитражем, так и после получения его

рекомендаций. Поскольку в составе трудового арбитража три арбитра, то его

рекомендации могут быть приняты и по большинству голосов, т.е. если за них

проголосовало два арбитра из трёх.

Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, рассмотрения

спора о нём, а также от выполнения его рекомендаций, когда было соглашение об

их обязательности, то предоставляется право работникам в этих случаях

приступить к забастовке. Соглашение, достигнутое в ходе разрешения

коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для

сторон обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляют стороны

коллективного трудового спора.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров является

государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых

споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской

Федерации, Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых

споров», другими федеральными законами, актами Президента Российской

Федерации, решениями Правительства Российской Федерации.

Систему службы составляют Департамент по урегулированию коллективных трудовых

споров Министерства труда Российской Федерации и  территориальные органы по

урегулированию коллективных трудовых споров этого Министерства, а также

подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

Основными задачами службы являются содействие урегулированию коллективных

трудовых споров, организация примирительных процедур и участие в них,

осуществление мер по предупреждению и разрешению коллективных трудовых

споров.

Служба в соответствии с возложенными на нее задачами:

— организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во

взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами

государственной власти и органами местного самоуправления, используя все

предусмотренные законодательством РФ возможности для разрешения возникших

коллективных трудовых споров;

— осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;

— проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон

коллективного трудового спора;

— формирует списки посредников и трудовых арбитров для рассмотрения

коллективных трудовых споров, определяет порядок приглашения посредника

сторонами коллективного трудового спора или назначения его службой в случае,

если стороны не достигнут соглашения относительно кандидатуры посредника;

— участвует совместно со сторонами коллективных трудовых споров в создании

трудовых арбитражей, в формировании их состава, определении регламента и

полномочий;

— утверждает состав трудового арбитража в случае несогласия одной из сторон с

предложенным составом;

— выявляет причины и условия возникновения коллективных трудовых споров,

подготавливает предложения по их устранению;

— оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения

коллективных трудовых споров;

— организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

— подготавливает оперативную информацию о коллективных трудовых спорах

(забастовках) в регионах РФ и  принимаемых мерах по их разрешению;

— организует работу по подбору и повышению квалификации работников службы, а

также по подготовке и повышению квалификации посредников и трудовых арбитров,

специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

— разрабатывает предложения о проведении научно-исследовательских работ по

проблемам урегулирования коллективных трудовых споров;

— изучает, обобщает и распространяет отечественный и зарубежный опыт

организации работы по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых

споров, издает информационный бюллетень.

Работники службы могут в установленном порядке привлекаться к выполнению

работы  в качестве  эксперта, посредника или трудового арбитра при проведении

примирительных процедур по урегулированию коллективных трудовых споров.

    

    

Забастовка. Реализация права на забастовку. Правовое положение работников в

связи с участием в забастовке.

     Забастовка — по определению федерального закона "О порядке разрешения

коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 года "временный добровольный

отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в

целях разрешения коллективного трудового спора". Ниже я привожу фрагмент

Закона:

     « Право на забастовку

     1. Если примирительные  процедуры не привели к разрешению  коллективного

трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур,  не

выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного  трудового

спора,  работники вправе использовать собрания,  митинги, демонстрации,

пикетирование, включая право на забастовку.

     2. В соответствии  со статьей 37  Конституции  Российской  Федерации

признается право работников на забастовку как  способ  разрешения коллективного

трудового спора.

     3. Участие  в забастовке является добровольным.  Никто не может  быть

принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие

работников к участию или отказу от участия  в забастовке, несут ответственность

(дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном

законодательством.

     4.   Представители  работодателя  не вправе организовывать  забастовку и

принимать в ней участие.»

А что самое главное участники забастовки не должны преследоваться и «

Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения

трудовой дисциплины и основания расторжения трудового  договора»  и

«Таким образом,  исходя из личного решения работника об участии в забастовке,

время  забастовки  должно  включаться  в  расчетный период для исчисления

среднего заработка.»

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией)

работников организации, филиала, представительства или профсоюзной

организацией, объединением профсоюзов. О начале предстоящей забастовки

работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за

десять календарных дней.

     Право на забастовку — одно из конституционных трудовых прав человека в

демократических государствах. Является частью более широкого права на

индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных

законом процедур. Стало  широко закрепляться в  конституциях в послевоенный

период, однако никогда не признавалось конституциями т.н. "социалистических"

стран. Право на забастовку имеет значительное число ограничений, как на уровне

текущего законодательства, так и в самих текстах конституций. Как правило,

права на забастовку лишены военнослужащие, сотрудники органов охраны

правопорядка и служб жизнеобеспечения, иногда это право отрицается за всеми

государственными служащими. Само применение права на забастовку закон

обставляет, как правило, также достаточно сложными процедурами, рассматривая

забастовку как исключительное средство. Конституция РФ 1993 г. закрепляет право

на забастовку в ст. 37 в числе др. трудовых прав.

Работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их

участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением

обязательного минимума работ (услуг). За работниками, не принимавшими участия

в забастовке, но в связи с ней не имевшими возможности выполнять свою работу,

заработная плата сохраняется в размерах не ниже установленных

законодательством за простой не по вине работника.

                                Заключение                               

Законодатель, учитывая возможную тяжесть социальных последствий коллективных

споров для общества и необходимость защиты интересов трудящихся, переносит

акцент в регулировании коллективных трудовых отношений на недопущение

социальной напряженности, на достижение согласия между работниками и

предпринимателями, социальное партнерство между ними. В Законе о порядке

разрешения коллективных трудовых споров подчеркивается целесообразность

достижения соглашения между сторонами сначала на основе переговоров их

представителей, после чего должны быть использованы определенные

примирительные процедуры.

Коллективные трудовые споры чаще всего возникают из организационно-

управленческих отношений (производных от трудовых), субъектами которых

являются трудовые коллективы или профсоюзы, представляющие их интересы, и

администрация предприятий, учреждений и организаций. Споры эти могут касаться

как вопросов установления новых условий труда, например, в связи с

заключением коллективных договоров, так и применения норм трудового

законодательства. В настоящее время основной причиной конфликтов является

задержка или невыплата заработной платы.

Итак мы разобрались в правах которые мы имеем вступая в трудовые отношения.

Точнее сказать мы выяснили как их защитить. Теперь вступая в трудовые

отношения мы можем с уверенностью сказать: «Я знаю свои права и могу их

отстоять».

                            Список литературы                           

1.     Конституция РФ.-М., 1997

2.     Кодекс Законов О  Труде РФ.-М., 1998

3.     Положение о службе  по урегулированию коллективных  трудовых споров.

Утв. постановлением правительства РФ от 15.04.96.г. № 468.// Бюллетень

Минтруда РФ.— 1996. — № 5.

4.     Рекомендации об  организации работы по рассмотрению  коллективного

трудового спора примирительной комиссией. Утв. постановлением Минтруда РФ от

12.03.97г. № 11.// Бюллетень Минтруда  РФ.— 1997.— № 4.

5.     Федеральный закон  РФ «О порядке разрешения коллективных  трудовых

споров» от 20.10.95г.// Бюллетень Минтруда РФ.— 1995.— № 12; Российская

газета.— 1995.— 5 декабря.

6.     Комментарии к Законодательству  о труде (г. Пермь 1993)

7.     Курс Российского  трудового права В3-ХТ. Т.1. Часть  общая –СПб. Изд-во

Санкт-Петербургского Университета, 199 с последующим изменением и

дополнением.

8.     Сыроватская Л.В. Трудовое  право: Учебник. – М.: Юристъ, 1999

    

 


Информация о работе Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения