История Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР) и единого социального налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе в условиях перехода от централизованного командного управления народным хозяйством к рыночным отношениям усилилось внимание со стороны государства к системе налогообложения. Она существенно перестроена. Налоги должны стать одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, распределения и потребления, процессов производства. В Российской Федерации проведена и продолжает развиваться кардинальная реформа налоговой системы. В основных своих положениях она была построена с учетом опыта зарубежных стран, для которых характерна развитость рыночных отношений. Но механизм системы налогообложения в Российской Федерации требует еще существенной обработки, учета особенностей перехода к рыночным отношениям периода своеобразия хозяйственных связей в стране. Это обусловило разработку дальнейших мер по регулированию налогообложения и совершенствованию регулирующего законодательства.

Содержание работы

Введение. 2
Глава 1. История Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР) и единого социального налога:краткая справка. 3
1.1 История ФНПР. 3
1.2 Единый социальный налог: краткая справка. 5
Глава 2 .Позиция ФНПР в отношении ЕСН 10
Глава 3. Роль ФНПР в социальной защите работников. Судебная практика. 15
Заключение 21
Список использованной литературы: 22

Файлы: 1 файл

Контр раб ФНПР.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

ФНПР настойчиво добивалась изменения социальной политики государства, убеждала органы власти, что только система обязательного социального страхования, опирающаяся на развитую законодательную базу и актуарное обоснование тарифов способна решать задачу возмещения затрат на воспроизводство рабочей силы, как важного фактора повышения производительности труда и роста экономических показателей.

 

Обоснованность  позиции и действия ФНПР способствовали отмене единого социального налога и возвращению к страховым принципам социальной защиты работника, что было закреплено федеральными законами № 212-ФЗ3 и № 213-ФЗ4 от 24.07.2009. Функции администрирования сбора страховых средств от налоговых органов вновь переданы внебюджетным социальным фондам.

Вот некоторые  факты          В мае 2000 году Первомайские мероприятия ФНПР проходили под лозунгами обеспечения прав граждан на труд и социальные гарантии, достойную заработную плату и развитие отечественного производства.

ФНПР выступила  с резкими возражениями в связи  с попытками  введения правительством единого социального налога (ЕСН). Было принято Заявление, которое подписали 43 общероссийских профсоюза. Профсоюзные организации на местах провели пикетирования административных зданий, направили в адрес Правительства РФ письма протеста. 

         Следом в июне 2000 г. в знак  протеста против введения ЕСН как нового наступления власти на права трудящихся профсоюзные организации на местах провели пикетирования административных зданий в республиканских и областных центрах

А в июле 2000г.        Федерация Независимых Профсоюзов России выступила с резким Заявлением, осуждающим введение Единого социального налога. ФНПР предупредила Правительство и Госдуму об их ответственности за последствия введения ЕСН.

И спустя год, уже  в июле 2001 Координационным комитетом  солидарных действий ФНПР обсуждены действия Федерации и ее членских организаций в связи с рассмотрением во втором чтении в Государственной думе ФС РФ проектов Трудового кодекса РФ и законов «О трудовых коллективах», «О едином социальном налоге».

 

Для эффективного перехода налогоплательщиков от ЕСН к пенсионным взносам ПФР и ФНПР заключили соглашение о сотрудничестве

Пенсионный  фонд РФ и Федерация независимых профсоюзов России заключили соглашение о взаимодействии по вопросам развития пенсионного страхования в РФ. Одна из главных задач взаимодействия сторон, по сообщению пресс-центра ПФР, — обеспечение эффективного перехода в течение 2010−2014 годов от единого социального налога к страховым взносам.

В этой связи ПФР и ФНПР будут проводить совместные заседания, семинары и конференции, оказывать друг другу организационную, информационную и консультационную помощь.

Кроме того, ПФР  и ФНПР будут проводить совместный мониторинг процесса перехода к страховым взносам, выявлять возникающие у организаций вопросы и разрабатывать предложения по их совместному решению.

Так же Федерация независимых профсоюзов России выступает против изменениями выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов и проект федерального закона о бюджете ФСС России на эти годы предусматривают значительные изменения норм обеспечения застрахованных граждан пособиями по временной нетрудоспособности.

Этими документами  планируется доведение до 3−х дней оплаты пособия по болезни за счет средств работодателя, увеличение до 24 месяцев расчетной базы при определении среднего заработка для исчисления пособия (сейчас — 12 месяцев), пересмотр шкалы выплаты пособия в зависимости от страхового стажа: до 8 лет — 60% среднего заработка, от 8 до 15 лет — 80%, свыше 15 лет — 100% (по действующему законодательству: при стаже до 5 лет — 60%, от 5 до 8 лет — 80%, свыше 8 лет — 100%).

В письме за подписью председателя ФНПР М.В. Шмакова говорится, что ФНПР не поддерживает указанное изменение норм выплаты пособий, которое, по сути, приведет к снижению размеров пособия.

 

Однако эти  начальные шаги оставили значительное поле деятельности для продолжения работы по формированию законодательной базы системы обязательного социального страхования исходя из общепризнанных в мировой практике приоритетов и необходимости приближения уровня страхового обеспечения работника к европейским стандартам.

Глава 3. Роль  ФНПР в социальной защите работников. Судебная практика.

 

 

В управлении фондами  социального страхования и контроле за их деятельностью принимают участие профсоюзы.

Источниками финансирования являются:

  • единый социальный налог (ФСС – 2,9%, ПФ – 20%, ФОМС – 3,1%);
  • средства и дотации из федерального бюджета;
  • средства иных бюджетов.

Рассмотрим  более подробно каждый из фондов.

Роль профсоюзов в управлении фондами социального страхования:

  1. Представительство интересов работников в органах управления фондов.
  2. Участие в формировании бюджета фондов на федеральном и региональном уровне.
  3. Контроль за расходованием средств фондов.

Позиция ФНПР в пенсионном обеспечении работников:

  1. В связи с низкой продолжительностью жизни повышение пенсионного возраста недопустимо.
  2. Размер пенсии не должен быть ниже прожиточного минимума пенсионера.
  3. Размер пенсии не должен быть ниже 40% утраченного заработка (в соответствии с Конвенцией МОТ № 1025).
  4. Установление единых критериев пенсионного обеспечения работающих граждан.
  5. Государственные гарантии сохранности пенсионных накоплений.

Предложения профсоюзов по реформированию обязательного  медицинского страхования:

  1. Совершенствование нормативно-правовой базы по медицинскому обеспечению населения.
  2. Увеличение государственных ассигнований в обязательное медицинское страхование за неработающих граждан.
  3. Повышение ответственности субъектов за невыплачивание средств в Фонд обязательного медицинского страхования.

 

О судебной практике по реализации права работников на пенсионное обеспечение.6

 
Федерация Независимых Профсоюзов России продолжает работу по обобщению  поступающей от членских организаций  информации, касающейся возникающих судебных разбирательств в связи с нарушением прав работников на пенсионное обеспечение.  
Как показывает анализ материалов судебной практики на местах и поступающих в ФНПР обращений граждан, наиболее массовый характер носят две проблемы:  
1. Отказ в досрочном назначении трудовых пенсий по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.  
2. О нарушении пенсионных прав застрахованных из-за неперечисления работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.  
Работники обращаются в суд с исками к отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации в случаях отказа пенсионных комиссий признать имеющиеся у них документы дающими право на назначение досрочных трудовых пенсий по старости. Основанием для отказа в назначении досрочной пенсии, как правило, являются неточное оформление записей в трудовой книжке работника; отсутствие у работодателя документов, подтверждающих характер работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, даже при наличии необходимых записей в трудовой книжке работника.  
Как следует из ответа заместителя Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Л.И. Чижик на запрос Межрегионального профсоюза работников химических отраслей "Содружество", вопросы отнесения работников к соответствующим Спискам, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся к компетенции работодателя и подтверждаются имеющимися документами, содержащими необходимые сведения.  
Соответствующие порядок и правила определены разъяснением Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", которое не отменено; Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 01.04.2003 № 15 "Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ"; Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001".  
Если подтверждается документально, то оснований для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости работникам не имеется.  
В целях предотвращения возникновения подобных ситуаций и учитывая, что во многих случаях судебные инстанции удовлетворяют иски граждан, обязывая органы Пенсионного фонда назначить досрочную пенсию по старости, первичным профсоюзным организациям следует обращать внимание и обеспечить меры постоянного контроля за правильностью оформления документов, требующихся для назначения досрочных пенсий по старости.  
Основными документами для этого являются: трудовая книжка, приказы о приеме на работу, переводах внутри предприятия, закрепление за определенными цехами, участками, оборудованием, штатное расписание, карты аттестации рабочих мест по условиям труда, учет фактической занятости на работах, дающих право на досрочную пенсию (где это необходимо для специализированных ремонтных служб и цехов), должностные и рабочие инструкции, технологический регламент, инвентарный список основного оборудования, единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий работников, книга инструктажа по технике безопасности, журналы заданий, технический паспорт оборудования и другие иные документы предприятия, подтверждающие факт работы во вредных условиях.  
Согласно ст. 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 167-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.  
В случаях, когда гражданам, являющимся застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с действующим законодательством, стало известно о неперечислении за них работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, они могут воспользоваться правом защиты своих прав, в том числе в судебном порядке (согласно нормам ст. 15 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ст. 15, 16 части I ГК РФ, ст. 1069 части II ГК РФ).  
Согласно ст. 14 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Осуществление контроля за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ст. 25 указанного ФЗ возложено на налоговые органы, а взыскание в судебном порядке недоимки по страховым взносам и пеней - на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.  
Страховщик в лице Пенсионного фонда Российской Федерации имеет право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями (ст. 13 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001).  
Получив в органах Пенсионного фонда Российской Федерации отказ в назначении пенсии вовремя и в полном объеме, обоснованный неперечислением за них страховых взносов, застрахованные лица обращаются в суд с исками к ПФР. В настоящее время подобный способ защиты пенсионных прав приобретает массовый характер, в связи с чем Федерация Независимых Профсоюзов России обратилась в Пенсионный фонд Российской Федерации с предложением обобщить и систематизировать данные дела с целью создания механизма их досудебного разрешения.  
Однако, по мнению ПФР, вопросы обеспечения уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе защиты прав застрахованных лиц, урегулированы действующим законодательством.  
В частности, "п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ определено право застрахованного лица на беспрепятственное получение от работодателя информации о начисленных страховых взносах и осуществление контроля за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Наравне с этим застрахованное лицо с целью получения информации о состоянии его индивидуального лицевого счета может обратиться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации... Отличительной чертой новой пенсионной системы в частности и рыночной экономики в целом является высокая степень ответственности каждого человека за формирование своей пенсии... В новых экономических условиях предполагается непосредственное участие работника (прямое или косвенное) в формировании пенсионных ресурсов... Статьей 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ предусмотрено право застрахованных лиц защищать свои права, в том числе в судебном порядке. Кроме того, Законом не предусмотрена обязанность органов ПФР по обеспечению исполнения работодателем обязательств по уплате страховых взносов. Контроль за их уплатой возложен на налоговые органы в соответствии с налоговым законодательством.".  
В настоящее время появилась также судебная практика по искам застрахованных лиц к страхователям с требованием обязать последних уплатить за работников страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.  
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 5 августа 2003 г. № АК-09-25/8271 "О судебной практике по искам застрахованных лиц к страхователям" Пенсионный фонд Российской Федерации обращает внимание управляющих отделениями и начальников юридических служб территориальных органов ПФР на необходимость в процессе рассмотрения судами дел данной категории добиваться, чтобы суд выносил решение о понуждении уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и сдать сведения индивидуального (персонифицированного) учета не в отношении одного работника, заявившего соответствующие исковые требования, а в отношении всех работников данной организации.  
В указанных целях Пенсионный фонд Российской Федерации рекомендует территориальным органам ПФР при получении информации о принятии исков застрахованных лиц к производству заявлять ходатайства о привлечении территориального органа ПФР в качестве третьего лица с предъявлением иска о взыскании всей суммы задолженности организации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. "Одновременно следует принять меры по соблюдению досудебного порядка урегулирования спора путем обязательного предъявления к страхователю требования об уплате задолженности по страховым взносам... В регионах, где налоговые органы отказываются выставлять соответствующие требования, территориальные органы ПФР должны предъявить требование самостоятельно по форме, установленной налоговыми органами... Необходимо привлекать к рассмотрению споров органы прокуратуры..."  
В то же время в материалах судебных дел, поступающих в ФНПР, прослеживается тенденция отказа судов в удовлетворении исков граждан. Мотивируется это тем, что истцы (наемные работники) не являются участниками правоотношений, связанных с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование и действующим законодательством им не предоставлено право на предъявление иска о перечислении задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ. При этом судебные органы расценивают требования истцов как поданные в интересах Пенсионного фонда РФ.  
Представители ПФР, выступающие в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, также считают иски необоснованными, "поскольку истцы не вправе обращаться с иском о перечислении взносов... Правом требования о перечислении страховых взносов законом наделен лишь страховщик - Пенсионный фонд в лице его органов, а не застрахованные лица".  
ФНПР продолжает проводить анализ поступающей с мест информации для направления запроса в Верховный Суд Российской Федерации по систематизации судебной практики и вынесения соответствующих рекомендаций судебным органам. В связи с этим рекомендуем профсоюзным организациям вести постоянный мониторинг ситуации с перечислением работодателями взносов на обязательное пенсионное страхование и обо всех выявленных случаях нарушения прав работников на пенсионное обеспечение, а также решениях судебных инстанций по данной проблеме информировать вышестоящий профсоюзный орган для принятия совместных мер.

 

ВЫВОДЫ:

  1. Социальная защита работников и членов их семей – одно из главных направлений деятельности профсоюзов.
  2. Социальное страхование – основа социальной защиты работников.
  3. Профсоюзы используют различные формы своей деятельности с целью защиты социальных прав и интересов работников.
  4. Решение проблем социальной защиты работников достигается прежде всего путем увеличения заработной платы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

За последние годы профсоюзы добились возвращения системы социальной защиты работника на страховые рельсы, введения страховых взносов вместо единого социального налога.

01 января 2010 года  вступил в силу Федеральные  законы №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Принятые законы позволяют начать полноценную реализацию принципов социального страхования. Особое значение это приобретает в сложившихся экономических условиях, так как позволяет более четко и адресно проводить в жизнь социальную политику государства. Для работающих граждан это важно тем, что создает прямую зависимость величины заработка, с которого уплачиваются страховые взносы и размера получаемых пособий, для работодателей – тем, что устанавливаются единые правила уплаты страховых взносов, для Фонда социального страхования РФ – тем, что упорядочивает систему выплат, четко разделяя пособия, подлежащие страховому обеспечению за счет средств Фонда и пособия, выплачиваемые за счет других источников, прежде всего, за счет средств федерального бюджета. Система обязательного социального страхования переходит по-настоящему на страховые принципы. Во-первых, теперь законодательно четко определены страховые случаи, по которым будет осуществляться возмещение работнику утраченного заработка. За счет страховых взносов, отчисляемых работодателями за своих работников в Фонд, будут выплачиваться пособия в случае временной нетрудоспособности, беременности и родов, ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и в случае смерти. Во-вторых, размер выплаты теперь зависит от суммы страхуемого заработка работника, т, е. устанавливается взаимосвязь между суммой выплаты работнику пособия и суммой уплаченного за него страхового взноса.  
  
  
  
  
  
  

Список использованной литературы:

 

  1. Федеральный закон от 12.01.96 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г.)
  2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ
  3.   Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Трудовое право России. М. 2003
  4. Крылов К. Законодательство России о профессиональных союзах / К. Крылов - М. : Профиздат, 2010.
  5. Фролова Т.Л. Социальная безопасность в России: теоретико-методологические основы и механизмы обеспечения: монография / Т.Л. Фролова. - М. : Социальные отношения, 2009.
  6. Федеральные законы № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
  7. Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"
  8. <Письмо> ФНПР от 24.06.2005 № 103-114/33  
    "О судебной практике по реализации права работников на пенсионное     обеспечение"
  9. Официальный  сайт ФНПР. http://www.fnpr.ru/

 

 

 

1 Официальный сайт: http://www.fnpr.ru/

2 Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Трудовое право России. М. 2003

3 Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с изменениями от 25 ноября 2009 г., 10 мая, 27 июля, 28 сентября, 16 октября, 29 ноября, 8, 23, 28 декабря 2010 г., 3 июня, 1, 11, 18 июля, 7, 28, 30 ноября, 3 декабря 2011 г.)

4 Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"

Информация о работе История Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР) и единого социального налога