Единый социальный налог и тотношение к нему ФНПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:23, реферат

Описание работы

Налоги появились на очень ранних стадиях развития человеческого общества- еще в рамках первобытнообщинного строя , когда предпосылки для возникновения первых цивилизаций только начали формироваться .Налоги сами стали из таких предпосылок. Они имели различные формы , совершенно не похожие на современные , но их основной смысл и экономическое содержание , неизменно сохраняющиеся на протяжении тысячелетий прослеживаются достаточно отчетливо.

Содержание работы

1. Единый социальный налог: краткое содержание.
2. Единый социальный налог: объект налогообложения и налоговая база.
3. Единый социальный налог: порядок его исчисления.
4. ФНПР выступили за отмену ЕСН.
5. Позиции ФНПР в пользу страховых взносов.
6. Роль профсоюзов в управлении фондов социального страхования.
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат профсоюзное движение ЕСН.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Уральский Социально-Экономический институт (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений»

 

 

Кафедра профсоюзного движения

 

 

Реферат

 

на тему  «Единый социальный налог и отношение к нему ФНПР»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент з/о

                                                                 

 

 

 

                                                          Преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

     Введение

 

1. Единый социальный налог: краткое содержание.

2. Единый социальный налог: объект налогообложения и налоговая база.

 3. Единый социальный налог: порядок его исчисления.

4. ФНПР выступили за отмену ЕСН.

5. Позиции ФНПР в пользу страховых взносов.

6. Роль профсоюзов в управлении фондов социального страхования.

      Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

   Чтобы установить объективное содержание экономической категории «налог»,обратимся к истокам налогообложения ,причинам и условиям его возникновения.

             Налоги появились на очень ранних стадиях развития человеческого общества- еще в рамках первобытнообщинного строя , когда предпосылки для возникновения первых цивилизаций только начали формироваться .Налоги сами стали из таких предпосылок. Они имели различные формы , совершенно не похожие на современные , но их основной смысл и экономическое содержание , неизменно сохраняющиеся на протяжении тысячелетий прослеживаются достаточно отчетливо.

             Таким образом , возникновение налогов обусловливалось объективными общественными потребностями ,было необходимым условием существования и дальнейшего развития человеческого общества.

             Обеспечение общественных потребностей и есть основное и главное предназначение налогов. Это их экономическая сущность , которая в той или иной мере прослеживается на протяжении всей истории человеческого общества. Во все времена и во всех странах собранные за счет налогов средства использовались не только на содержание государства (что само по себе является общественной потребностью), но и на развитие образования  и культуры, создание инфраструктуры и другие общественно значимые цели. Налоги представляют собой не Неизбежное зло , а общественное благо , необходимое условие существования человеческого общества.

             Налоги являются одним из главных источников формирования    доходов государства. Основной принцип государственной политики России в области налогообложения – создание стабильной налоговой системы. Поэтому вопросы правого регулирования  налогообложения относятся к числу наиболее актуальных в социальной и экономической жизни российского государства.

             Только всесторонний учет всех функций налогов может обеспечить        успешную налоговую политику страны.

             На современном этапе в условиях перехода от централизованного   командного управления народным хозяйством к рыночным отношениям усилилось внимание со стороны государства к системе налогообложения. Налоги являются основным инструментом государственного регулирования экономики . Кроме чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство , его структуру, динамику ,размещение, на ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или , наоборот ,ограничивать деловую активность , а следовательно , и развитее тех или иных отраслей предпринимательской деятельности , создавать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий ,для повышения конкурентноспособности национальных предприятий на мировом рынке.

    Борьба профсоюзов за улучшение трудового законодательства – была и остается одним из коренных направлений работы. Восстановление социальной справедливости в нашей стране – главный вызов, который стоит перед российскими профсоюзами сегодня. Следовательно правильное распределение налогов одна из задач профсоюзов.

 

 

 

 

 

 

 

 

           

1.Единый социальный налог: краткое содержание.

ЕСН — это налог, который платят все работодатели, и объектом налогообложения являются все выплаты, начисляемые работникам, в также все выплаты, начисляемые по договорам гражданско-правового характера. Когда говорится о работодателях, имеются в виду, как работодатели-организации, так и работодатели — индивидуальные предприниматели. Кстати, предприниматели платят еще и сами за себя. Но мы будем говорить, прежде всего, об организациях.

Когда работодатель начисляет своему работнику заработную плату или премии за производственные показатели, он обязан на эти суммы начислить ЕСН и перечислить их в бюджет. Вся сумма налога платится в федеральный бюджет, но налог по сути своей многослойный, он состоит из нескольких частей.

  Начисление и уплата единого социального налога регулировался главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса. Она введена в действие с 1 января 2001 года и утратила силу с 1 января 2010 года в связи с заменой ЕСН страховыми взносами в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

 Единый социальный налог согласно пункту 1 статьи 235 НК РФ уплачивался:

  1. лицами, производящие выплаты физическим лицам:
    • организации;
    • индивидуальные предприниматели;
    • физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
  2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

   Если налогоплательщик одновременно относился к нескольким категориям таких лиц, он исчислял и уплачивал единый социальный налог по каждому основанию.

Не платили единый социальный налог организации и индивидуальные предприниматели:

  • являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога (п. 3 ст. 346.1 НК РФ);
  • применяющие УСН (п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ);
  • систему налогообложения в виде ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ);
  • пользующиеся льготами, установленными в статье 239 НК РФ.

 

2.Единый социальный налог: объект налогообложения и налоговая база.

Выплаты, признаваемые и не признаваемые объектом налогообложения ЕСН у разных категорий налогоплательщиков определены в пунктах 1 и 2 статьи 236 НК РФ.

Признавались объектами налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц:

  • по трудовым договорам;
  • гражданско-правовым, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;
  • авторским договорам.

Исключение составляли вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям, адвокатам или нотариусам, занимающимся частной практикой (п. 1 ст. 236 НК РФ). Для индивидуальных предпринимателей, частнопрактикующих нотариусов и адвокатов объектом налогообложения являлись доходы от предпринимательской или иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (п. 2 ст. 236 НК РФ).

Не признавались объектом налогообложения выплаты и вознаграждения, не относимые организацией к расходам, уменьшающим облагаемую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде (п. 3 ст. 236 НК РФ).

Налоговая база. В соответствии с пунктом 1 статьи 237 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели — работодатели, производящие выплаты физическим лицам, определяют налоговую базу как сумму выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (услуг), и авторским договорам за отчетный период. Данные выплаты включаются в налоговую базу независимо от того, в какой форме они выплачены — в денежной или натуральной. Налоговая база определяется отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом (п. 2 ст. 237 НК РФ).

Выплаты, не облагаемые ЕСН. Начисление единого социального налога не производились на выплаты, поименованные в статье 238 НК РФ. К ним, в частности, относятся пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, компенсационные выплаты. Не включаются в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в ФСС России) кроме этих выплат, также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам.

Отчетность и сроки уплаты ЕСН. Датой осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц для организаций и предпринимателей является день начисления этих сумм (абз.2 ст. 242 НК РФ). Налоговым периодом для ЕСН являлся календарный год. Отчетными периодами по налогу признавался первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 240 НК РФ). По их итогам налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, должны были представлять в инспекции расчеты по авансовым платежам не позднее 20-го числа следующего месяца (абз. 5 п. 3 ст. 243 НК РФ). Форма расчета утверждена приказом Минфина России от 09.02.2007 № 13н. В течение отчетных периодов такие налогоплательщики уплачивали ежемесячные авансовые платежи по ЕСН не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетных периодов налогоплательщики уплачивали разницу между исчисленной суммой налога и суммой ежемесячных авансовых платежей, уплаченных за тот же период (абз. 3 п. 3 ст. 243 НК РФ). Налогоплательщики, уплачивающие ЕСН за себя (индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты), платили авансовые платежи, расчет которых производили налоговые органы, три раза в год: не позднее 15 июля, 15 октября текущего года и 15 января следующего года (п. 4 ст. 244 НК РФ).

Налоговую декларацию по ЕСН по форме, утвержденной приказом Минфина России от 29.12.2007 № 163н, плательщики ЕСН были обязаны представить не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 243 НК РФ)

3.Единый социальный налог: порядок его исчисления.

Ставки единого социального налога установлены в статье 241 НК РФ. Размер единого социального налога зависит не только от суммы выплачиваемого или получаемого дохода, но и от статуса налогоплательщика. Ставка единого социального налога является регрессивной. Она снижается при увеличении налоговой базы нарастающим итогом в двух интервалах: с 280 001 руб. до 600 000 руб. и свыше 600 000 руб.

Общая величина налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, при величине налоговой базы до 280 000 руб. определена в размере 26%, из которых:

  • 20% направляется в федеральный бюджет;
  • 2,9% — в ФСС России;
  • 1,1% — ФФОМС;
  • 2% — ТФОМС.

Исключение составляют работодатели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, сельскохозяйственные товаропроизводители, организации народных художественных промыслов, а также организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий). Для них ставки единого социального налога определены в пунктах 1, 3, 4 и 6 статьи 241 НК РФ.

Для некоторых категорий налогоплательщиков установлена пониженная ставка ЕСН. Так, например, для работодателей-сельхозпроизводителей и организаций народных художественных промыслов ставка единого социального налога определена в размере 20% (при налоговой базе на каждое физическое лицо до 280 000 руб.), из которых:

  • 15,8% направляется в федеральный бюджет;
  • 1,9% — в ФСС России;
  • 1,1% — ФФОМС;
  • 1,2% — ТФОМС.

4. ФНПР выступили за отмену ЕСН.

       Снижение ЕСН не устраивало ни профсоюзы ,ни представителей министерств. Представитель ФНПР заявил, что все нынешние беды социального страхования начались с введения единого социального налога. Этот налог уничтожил систему страхования ,существовавшую в России с 1912 года. По мнению профсоюзов ,платит ЕСН ,на самом деле обычный гражданин. Ведь именно из его зарплаты вычисляется налог. А предприятия тут выступают как налоговые агенты, перечисляя налог от своего имени в бюджет.

     Единый социальный налог обезличил средства социального страхования, лишил их целевого назначения. Тариф страхового платежа и пособия, выплачиваемые работнику, утратили взаимосвязанный характер по отношению к заработной плате. Упала мотивация к уплате страховых средств и снижению социальных рисков. Вследствие этого была подорвана финансовая устойчивость внебюджетных социальных фондов, повысилась их зависимость от дотаций из федерального бюджета, снизился уровень страховых выплат работникам.

              Результаты введения единого социального налога вместо страховых

платежей, как и предупреждали профсоюзы, привели к негативным

последствиям для системы социального страхования, утрате ею страхового

характера, все большей ее зависимости от распределения бюджетных

ресурсов, которое сегодня не обеспечивает компенсацию потери заработка

работника необходимым уровнем страхового возмещения.

Несмотря на заверения правительства и работодателей,

пролоббировавших решение о существенном сокращении с 2005 года

базовой ставки ЕСН, оно не привело к легализации теневой заработной

платы, расширению налогооблагаемой базы, повышению наполняемости

Информация о работе Единый социальный налог и тотношение к нему ФНПР