Единство и дифференциация правового регулирования социально- трудовых отношений. Факторы дифференциации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:25, контрольная работа

Описание работы

Одними из специфических черт правового регулирования трудовых отношений являются единство и дифференциация. Проблема единства и дифференциации так или иначе свойственна и другим отраслям права, но для трудового права она имеет особенное значение. В науке трудового права общепризнанно, что в противоположность иным общественным отношениям трудовое отношение, урегулированное нормами трудового права, представляет собой юридическое отношение по применению труда гражданина в качестве работника, которому противостоит другой субъект – работодатель.

Содержание работы

1. Единство и дифференциация правового регулирования социально-
трудовых отношений. Факторы дифференциации……………………………2
2. Общий и специальный субъект в трудовом праве…………………………10
3. Тенденции развития российского трудового права………………………..13
4. Схема…………………………………………………………………………18
5. Задачи…………………………………………………………………………21
6. Список литературы…………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

ТАБЛИЦА.docx

— 51.37 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1. Единство и дифференциация правового регулирования социально- 
трудовых отношений. Факторы дифференциации……………………………2

2. Общий и специальный субъект в трудовом праве…………………………10

3. Тенденции развития российского трудового права………………………..13

4. Схема…………………………………………………………………………18

5. Задачи…………………………………………………………………………21

6. Список литературы…………………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Единство и дифференциация правового регулирования социально-трудовых отношений. Факторы дифференциации.

  Одними из специфических черт правового регулирования трудовых отношений являются единство и дифференциация. Проблема единства и дифференциации так или иначе свойственна и другим отраслям права, но для трудового права она имеет особенное значение. В науке трудового права общепризнанно, что в противоположность иным общественным отношениям трудовое отношение, урегулированное нормами трудового права, представляет собой юридическое отношение по применению труда гражданина в качестве работника, которому противостоит другой субъект – работодатель. Трудовое правоотношение отличается сложным составом прав и обязанностей его субъектов, и в то же время оно является единым правоотношением, имеющим длящийся характер. Вместе с тем отдельные различия, присущие трудовому отношению, требуют исследования наряду с общими нормами и специальных правовых норм в регулировании трудовых отношений. Общие правовые нормы, установленные государством, распространяются на всех работников к всех работодателей (организации независимо от их организационно-правовой формы), закрепляют единство трудового права как самостоятельной отрасли российской системы права. Единство основано на равной трудовой праводееспособности (правосубъекткости), предполагающей равенство возможностей без какой-либо дискриминации, что провозглашается в ст. 19 и ч. 2 ст. 37 Конституции Российской Федерации.1

 

        Единство правового регулирования труда проявляется в том, что в содержании трудового законодательства имеются общие нормы, закрепляющие общие принципы правового регулирования труда всех без исключения работников и работодателей. К числу названных прежде всего относятся нормы-принципы, вытекающие из содержания ст. 2 ТК РФ. Основные права и обязанности работников и работодателей определены в ст. ст. 21, 22 ТК РФ. Данные нормы носят общий характер, применимы во всех ситуациях, связанных с реализацией источников трудового права. В силу чего они обеспечивают единство при регулировании отношений, составляющих предмет трудового права.

          Наличие единых норм государственного регулирования трудовых отношений ни коим образом не ограничивает экономическую свободу и развитие предпринимательства. Обязанности государства по отношению к трудящимся соответствуют общепризнанным принципам и международным нормам, которые закреплены Всеобщей декларацией прав человека (1948) и ст. 7 Конституции РФ, провозглашающей Россию социальным государством. Таким образом, нормы, закрепляющие единство трудового права, должны рассматриваться как основополагающие правила при установлении условий любого трудового или коллективного договора, соглашения на любом его уровне.

   Однако в трудовом праве единство в установлении условий труда на определенном их уровне не исключает, а, напротив, предполагает учет особенностей, т.е. дифференциацию правового регулирования. Невозможно применение единых норм вне зависимости от физиологических особенностей организма человека (несовершеннолетние, женщины), характера труда, различных его условий (вредные, опасные условия) и другой специфики труда. Дифференциация правового регулирования выражается путем установления специальных норм, учитывающих эту специфику.

Явления дифференциации в  трудовом праве многочисленны и  разнообразны. Дифференциацию в широком  смысле принято понимать как всякое различие в нормах, зависящее от тех или иных условий. В задачу дифференциации входит индивидуализация общей правовой нормы в отношении  отдельных категорий работников, обладающих различными физиологическими особенностями или работающих в различных условиях и даже регионах, и др.

В науке трудового права  различаются нормы дифференциации в зависимости от:

1) субъекта труда (женщины,  инвалиды, несовершеннолетние):

2) сфер и видов трудовой  деятельности (государственные служащие, преподаватели вузов, врачи, работники  телевидения и т.п.);

3) тяжести или вредных  условий труда (сокращенное рабочее  время, дополнительные отпуска);

4) природных особенностей  местности (районы Крайнего Севера  и местности, к ним приравненные, высокогорные районы);

5) специфики трудовых  связей (сезонные работы, временные  или надомные работники и др.).

 Эти основания дифференциации  являются общепринятыми в юридической  литературе и выделяются большинством  представителей науки трудового  права.2

Виды дифференциации, четко  различаемые в теории, в реальных трудовых отношениях не всегда выделяются так отчетливо. На практике, например, отраслевая дифференциация достаточно часто применяется совместно  с дифференциацией в зависимости  от субъекта труда и ее иными видами.

 Нормы дифференциации, регулирующие трудовые отношения с учетом пола, возраста, степени трудоспособности, имеют межотраслевой характер и действуют независимо от того, в какой отрасли трудится работник. В то же время некоторые нормы трудового права действуют только в пределах конкретной отрасли народного хозяйства, в связи с чем условно именуются «отраслевыми нормами». Впервые подобный вид дифференциации был выделен С.Л. Рабиновичем-Захариным в его диссертации в 1948 г.Подобные различия по отраслевому принципу как основанию дифференциации признаются рядом ученых-«трудовиков» самостоятельным видом дифференциации регулирования трудовых отношений.4 Данная позиция, на наш взгляд, обоснована, поскольку отраслевая специфика труда не всегда дает возможность применить общие нормы трудового права без их уточнения и детализации. Поэтому для многих отраслей народного хозяйства необходим учет специфики трудовой деятельности. Дифференциация на основе учета отраслевых особенностей труда осуществляется с помощью специальных норм, принимаемых в централизованном порядке, на уровне отраслей и на локальном уровне.

      Дифференциация выражается через специальные нормы и позволяет, с нашей точки зрения, разным категориям работников наравне со всеми остальными осуществлять свои трудовые права и обязанности, т.е. способствуют совершенствованию процесса труда и повышает эффективность правового регулирования трудовых отношений.

  Поскольку дифференциация правового регулирования проявляется сильнее всего а создании специальных норм, особую актуальность приобретают вопросы их классификации. В юридической литературе нет единой позиции по вопросу о классификации специальных правовых норм и о сфере их действия в соответствии с общими нормами. Большинство ученых выделяют следующие виды специальных норм: 1) нормы-дополнения, предусматривающие различные льготы и дополнительные гарантии для отдельных категорий работников; 2) нормы-изъятия, в которых содержатся некоторые отступления от общего уровня гарантий, 3) нормы-приспособления, предоставляющие органам управления возможность осуществлять некоторую модернизацию условий труда в отношении определенных категорий работников Подобной точки зрения придерживаются, например, С Л Рабинович-Захарин, В.Н. Толкунова, Б.К. Бегичев.5 Их позицию можно рассматривать как наиболее приемлемую. Однако по данному вопросу имеются и иные точки зрения. М.И. Бару наряду с указанными нормами выделяет нормы-альтернативы.6 И в самом деле, приведенная им норма ранее действовавшей ст. 24 Основ законодательства о труде СССР рассматривалась как альтернатива: в ней был рекомендован один из двух вариантов установленной рабочей недели.

 
     Факторы дифференциации должны проявляться как при формальном , так и при материальном выражении источников трудового права.с точки зрения формального проявления , факторы дифференциации в той или иной степени отражены в нормах трудового права. Однако их материальное выражение в конкретных отношениях практически не исследовано. Хотя очевидно , что наличие в законодательстве определённых факторов дифференцированного регулирования трудовых  отношений призвано в первую очередь защитить права и свободы человека и гражданина в сфере труда. Подобная защита не входит в планы подавляющего большинства работодателей. В связи с чем материальное проявление факторов дифференцированной регламентации труда требует отдельного исследования. Их реализация в конкретную сеть отношений, судя по сложившейся обстановке с соблюдением норм трудового права , оставляет желать лучшего.

 

        Объективные факторы дифференциации проявляются независимо от того, кем выполняется тот или иной вид трудовой деятельности.К числу объективных могут быть отнесены следующие факторы, которые проявляются при правовом регулировании труда.

       Во-первых, к их числу следует относить условия труда в организации.В законодательстве, в частности, предусмотрены дополнительные льготы для работников, выполняющих трудовую функцию с вредными и опасными условиями труда.

       Во-вторых, к объективным факторам дифференциации при регламентации труда следует отнести климатические условия, в которых протекает трудовая деятельность. Например, работники районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей могут претендовать на установленные законодательством дополнительные льготы.

      В-третьих, к числу объективных факторов, положенных в основание дифференцированного регулирования труда, относят значение отрасли экономики и выпускаемой продукции. Данный фактор проявляется в нормах, устанавливающих надбавки за стаж работы в отдельных отраслях экономики и при выпуске определенной продукции.

       В-четвертых, объективном фактором, позволяющим увидеть разницу в правовой регламентации труда, необходимо признать и форму собственности организации, использующей труд работников. Организации, получающие бюджетное финансирование, как правило, лишены возможности самостоятельно принимать решения об улучшении условий трудовой деятельности работников. Такие решения ими могут приниматься лишь при наличии самостоятельно заработанных средств. Организации частной формы собственности призваны соблюдать установленный государством минимум трудовых прав, имея возможности за счет собственных средств улучшать положение работников в сравнении с трудовым законодательством.

      В-пятых, объективным фактором дифференциации при регламентации труда необходимо признать техническую оснащенность места работы или выполняемой трудовой функции. Очевидно, что труд бухгалтера, использующего компьютер, и работа бухгалтера, не имеющего такой техники, требуют различной правовой регламентации. Разница в техническом оснащении отдельных отраслей экономики также может быть признана объективным основанием для дифференцированной регламентации труда.

      Субъективные факторы дифференцированного регулирования трудовых отношений связаны с личностью работников. Можно выделить следующие субъективные факторы дифференциации при регламентации труда.

     Во-первых, к числу таких факторов относится выполнение работы несовершеннолетними и лицами моложе 21 года. Особая правовая регламентация труда этих лиц призвана в первую очередь оградить их от влияния вредных и опасных производственных факторов.

    Во-вторых, выполнение работы женщинами. Реализация в законодательстве данного фактора призвана защитить женщин детородного возраста от воздействия вредных и опасных факторов, оградить их от чрезмерной физической нагрузки, создать условия для сочетания работы с материнством.

    В-третьих, обеспечивающим дифференциацию при регламентации труда, следует назвать выполнение трудовой функции лицами с семейными обязанностями.

       Приведенный перечень объективных и субъективных факторов дифференциации при регулировании отношений в сфере труда не является исчерпывающим. В законодательстве могут появиться и другие факторы, послужившие основанием для дифференцированного регулирования трудовых отношений. Однако следует помнить, что появление новых факторов дифференциации не должно приводить к появлению норм, ограничивающих права и свободы человека и гражданина в сфере труда. Принятие подобных норм входит в противоречие со ст. ст. 2, 7, 18 Конституции РФ. В то же время появление новых факторов, послуживших основанием для предоставления работникам дополнительных в сравнении с общими нормами льгот, вполне допустимо. Важно, чтобы появление таких факторов не сопровождалось дискриминацией трудовых прав работников.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общий и специальный  субъект в трудовом праве

 

      Под субъектами права в юридической литературе понимаются участники общественных отношений, урегулированных правом (правоотношений).

Информация о работе Единство и дифференциация правового регулирования социально- трудовых отношений. Факторы дифференциации