Специальные принципы международного воздушного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 07:24, контрольная работа

Описание работы

Огромное значение принципы имеют при оценке действий эксплуатантов воздушных судов при полетах над государственной территорией. Если вместо предписанного маршрута иностранное воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, следует над иностранной территорией иным маршрутом, то такие действия квалифицируются как нарушение принципа безопасности международной гражданской авиации. Как незаконное вторжение и нарушение принципа суверенитета над воздушным пространством расценивается полет иностранного воздушного судна без разрешения суверенного государства. Так же могут быть расценены действия иностранного авиапредприятия на территории принимающего государства, направленные на получение коммерческих выгод от международных авиаперевозок вне предоставленных коммерческих свобод воздуха. Несоблюдение принципа взаимности одним перевозчиком может причинить экономический ущерб другому перевозчику.

Файлы: 1 файл

контр.docx

— 38.32 Кб (Скачать файл)

Таким образом, принципы объединяют нормы  международного воздушного права различных  его институтов, действующие в  отношении тех или иных участников межгосударственных авиатранспортных отношений, в единую правовую систему. В тех случаях, когда возникает  необходимость в урегулировании новых проблем, принципы служат критериями законности вновь принимаемых норм. В области двусторонних соглашений о воздушном сообщении основные принципы играют роль критерия законности двусторонних норм.

2. Краткая характеристика  международных конвенций, направленных  на обеспечение безопасности  воздушных сообщений

Сотрудничество между  государствами по самым разнообразным  вопросам международных полетов, международных  авиаперевозок и международных  воздушных сообщений реализуется, как правило, в форме международного договора и обычая. В международном  воздушном праве используются различные  наименования такого соглашения: договор, конвенция, соглашение, протокол к конвенции, меморандум, обмен нотами и т.д.

Международные договоры (соглашения) подразделяются на многосторонние и двусторонние. Примеры первых - Варшавская конвенция 1929 г., Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., Монреальская конвенция 1999 г. и Кейптаунская конвенция 2001 г. .Бордунов В.Д. Международное воздушное право: Учебное пособие. - М.:НОУ ВКШ "Авиабизнес", Издательство "Научная книга", 2009. - С. 72.

Ряд конвенций посвящен непосредственно воздушным перевозкам (воздушное транспортное право). К  ним относятся:

- Варшавская конвенция  об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных  перевозок, 1929 г. и ряд дополняющих  ее протоколов (ратифицирована СССР  в 1934 г.);

- Женевская конвенция  о признании прав на воздушное  судно 1948 г.;

- Римская конвенция об  ущербе, причиненном иностранными  воздушными судами третьим лицам  на поверхности, 1952 г. В 1978 г.  она была дополнена Монреальским протоколом (СССР присоединился к Конвенции, вступила в силу для СССР в 1982 г.);

- Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. (Россия не участвует).

Следующая группа конвенций  преследует цель обеспечения безопасности воздушных судов, ограждения их от преступных посягательств (часть международного уголовного права):

- Токийская конвенция  о преступлениях и некоторых  других актах, совершаемых на  борту воздушного судна 1963 г. (СССР  присоединился к Конвенции, вступила  в силу для СССР в 1988 г.);

- Гаагская конвенция  о борьбе с незаконным захватом  воздушных судов 1970 г. (Россия  участвует, вступила в силу  в 1971 г.);

- Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. (вступила в силу для СССР в 1973 г.), Конвенция была дополнена Монреальским протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международные полеты, 1988 г.

Нормы международного воздушного права содержатся и в конвенциях, посвященных другим вопросам. Конвенция  по морскому праву 1982 г. подтверждает свободу  полетов над открытым морем, содержит положения о транзитном пролете через проливы и архипелажные воды. Всемирная почтовая конвенция регулирует перевозку международной авиапочты.

Чикагская конвенция играет огромную роль в развитии современного международного воздушного права. Во-первых, она закрепила универсальные  основы регулирования взаимоотношений  государств в области регулярных и нерегулярных полетов, осуществляемых в рамках международных воздушных  сообщений, как совокупность универсальных  обязательных дозволений и предписаний.

Во-вторых, Конвенция выполняет роль объединяющей, нормативной базы, на основе которой развиваются, модифицируются и разрабатываются новые нормативные документы. Так, она послужила основой для принятия в 1963, 1970, 1971 и 1988 гг. Конвенций по борьбе с угоном и захватом самолетов, образовавших правовой фундамент сотрудничества государств в борьбе с террористическими актами в области международной гражданской авиации. В-третьих, Конвенция регулирует и обеспечивает единообразный технологический режим международной аэронавигации путем принятия стандартов и рекомендуемой практики, разрабатываемых ИКАО в соответствии с ее положениями. В-четвертых, Конвенция является уставом ИКАО, определяющим долгосрочные и оперативные задачи деятельности этой международной организации, имеющей статус специализированного учреждения ООН.

Международное воздушное  право тесно связано с национальным воздушным правом, точнее, с той  его частью, которая относится  к международным полетам. Национальное право и в данном случае не является источником международного права. Но без  него картина правового регулирования  в рассматриваемой области будет  неполной. Кроме того, в этой области  особенно ощутимо влияние международного права на внутреннее право.

Национальным законодательством  и соответствующими положениями  Чикагской конвенции (ст. 16 и 29) закреплено положение об обязательном наличии  на воздушном судне, прибывающем  в иностранное государство или  убывающем из него, ряда официальных  и действительных (не просроченных) документов. К их числу отнесены: свидетельство о регистрации  летательного аппарата в государстве  флага, удостоверение о годности воздушного суда к полетам, свидетельство  о наличии у каждого из членов экипажа необходимой профессиональной подготовки. Должны также иметься  бортовой журнал, разрешение на пользование  бортовой радиостанцией, список фамилий  пассажиров с указанием пунктов  их посадки (отправления) и следования (места назначения), манифест и подробная  декларация на груз Международное публичное  право. Учебник/под ред. К.А. Бекяшева. -М.: Проспект, 2009.- С. 676..

Важное значение в правовом регулировании деятельности международных воздушных сообщений имеют соглашения между авиакомпаниями (назначенными перевозчиками) по вопросам эксплуатации международных воздушных сообщений. Такие соглашения регулируют вопросы коммерческого и технического обслуживания полетов и авиаперевозок, а также конкретизируют порядок пользования коммерческими правами, предусмотренными соглашениями о воздушном сообщении. С помощью этих соглашений общие двусторонние договоренности государств по поводу установления международных воздушных сообщений на уровне перевозчиков обретают конкретный характер, что позволяет им перейти к непосредственной эксплуатации таких сообщений на практике. Подчиненность соглашений между авиаперевозчиками решению практических задач, прямо связанных с эксплуатацией международных воздушных сообщений, дает основание характеризовать их в качестве эксплуатационных соглашений. Поскольку они регулируют гражданско-правовые, коммерческие, информационные, технико-эксплуатационные и иные, частноправовые по своей сути, отношения по поводу полетов и перевозок между перевозчиками из разных государств, то их следует считать источниками международного частного права.

По своей юридической природе  эти соглашения не являются межправительственными  и заключаются авиакомпаниями в  развитие и дополнение двусторонних договоров. Для этого назначенные  авиаперевозчики наделяются государствами  специальной договорной правоспособностью, которая, с одной стороны, характеризуется  определенной договорной свободой в  смысле содержания двусторонних соглашений по различным вопросам осуществления  регулярных перевозок по установленным  международным воздушным маршрутам, а с другой стороны, эта свобода  ограничивается требованиями и условиями, предусмотренными межправительственными  соглашениями о воздушном сообщении. Одним из них является требование соблюдения национальных законов и  правил сторон межправительственного  соглашения при решении вопросов сотрудничества на уровне назначенных  перевозчиков. Принимая коммерческие, технические, информационные и иные соглашения, перевозчики обязаны это требование выполнять и принимать нормы, не противоречащие национальным законам и правилам государств, сторон двусторонних соглашений.

международный воздушный право авиация конвенция

3. Вклад Международной  организации гражданской авиации  (ИКАО) в развитие международного  воздушного права

Вопросами деятельности международного воздушного транспорта занимаются многие международные организации. Главной  среди них является Международная  организация гражданской авиации (ИКАО) - специализированное учреждение ООН. Существует также группа региональных межправительственных авиационных  организаций. Одни занимаются вопросами  обеспечения региональной международной  аэронавигации, другие - экономико-правовыми  проблемами регионального международного воздушного транспорта. К первым относятся  Европейская организация по обеспечению  безопасности аэронавигации (учреждена  в 1960 г.), Агентство по обеспечению  безопасности в Африке и на Мадагаскаре (АСЕКНА - учреждено в 1959 г.), Центральноамериканская корпорация по обслуживанию аэронавигации (КОКЕСНА - учреждена в 1960 г.). Во вторую группу входят Европейская конференция  гражданской авиации (ЕКАК - учреждена  в 1954 г.), Африканская комиссия гражданской  авиации (АФКАК - учреждена в 1969 г.), Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК - учреждена в 1973 г.), Межгосударственный совет по авиации и использованию  воздушного пространства - исполнительный орган СНГ (учрежден в декабре 1991 г.). Помимо межправительственных авиационных  организаций существует большая  группа (около 200) неправительственных  авиационных организаций. Среди  них различают экономические, эксплуатационно-технические, профсоюзные, научные авиационные  организации. Международная организация  гражданской авиации (ИКАО) образована 4 апреля 1947 г. Особенность Устава ИКАО состоит в том, что уставные положения, касающиеся целей и задач, структуры  и ее компетенции, содержатся во второй части Чикагской конвенции 1944 г. Некоторые нормы, относящиеся к  ИКАО, встречаются в I и III частях Чикагской  конвенции 1944г.

Цели и задачи ИКАО указаны  в ст. 44 Чикагской конвенции 1944 г. Ими являются: обеспечение безопасного  и упорядоченного развития международной  гражданской авиации во всем мире; поощрение искусства конструирования  и эксплуатации воздушных судов, создание и развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных  средств для международной гражданской  авиации; удовлетворение потребностей народов мира в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном воздушном  транспорте; предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией; содействие безопасности полетов.

Функции и компетенция  ИКАО имеют специальный характер. В целях разработки принципов  и методов международной аэронавигации, содействия развитию международного воздушного транспорта ИКАО наделена координационными, оперативными, контрольными, регулирующими и арбитражными функциями. Для их осуществления ИКАО наделена специальной компетенцией, т.е. правом принимать решения или участвовать в решении вопросов международной аэронавигации и международного воздушного транспорта. Общая компетенция ИКАО проявляется в компетенции ее органов: Ассамблеи, Совета, Секретариата и многочисленных рабочих органов. Например, только Ассамблея полномочна принимать программу работы ИКАО, новые рекомендации, поправки к Чикагской конвенции. Совет ИКАО имеет право назначать Генерального секретаря ИКАО, образовывать рабочие органы, принимать международные стандарты и рекомендации, разрешать споры между государствами-членами.

Особую группу образуют в Уставе ИКАО нормы, обеспечивающие функционирование организационно-правового  механизма этой организации. Именно эти нормы определяют, какими органами располагает ИКАО, в какой зависимости  и подчиненности они находятся, какими методами они могут пользоваться для осуществления своих функций, в какой организационной форме  должны осуществлять свою деятельность органы ИКАО.

Устав ИКАО определяет порядок  членства, структуру и организацию  работы органов, применения правил процедур, унификации правил международной аэронавигации, порядок упрощения формальностей, принятия поправок к Чикагской конвенции, разработки и принятия новых конвенций, разрешения споров и разногласий  между государствами-членами, оказания технической помощи, содействия развитию международного воздушного транспорта и осуществлению административной деятельности ИКАО.

Высший орган ИКАО - Ассамблея, созываемая один раз в три года для определения основных направлений  деятельности ИКАО в области международной  аэронавигации и международного воздушного транспорта. В работе Ассамблеи  принимают участие все государства - члены ИКАО.

Совет ИКАО - исполнительный, постоянно действующий орган  ИКАО, проводит в жизнь решения  Ассамблеи и руководит текущей  деятельностью организации в  период между сессиями ИКАО. В состав Совета избираются по особенным правилам и критериям 33 государства. Объем  функций и компетенции Совета весьма значителен, что позволяет  Совету эффективно направлять деятельность ИКАО. В прямом подчинении Совета находятся  Аэронавигационная комиссия, Авиатранспортный комитет, Комитет по совместной поддержке  аэронавигационного обеспечения, Комитет  по незаконному вмешательству, Юридический  комитет, Финансовый комитет и Секретариат.

Для обеспечения безопасности международных полетов важное значение имеет создание одинакового технологического режима, что возможно только на основе единообразных правил международной аэронавигации. Эту работу сегодня осуществляет ИКАО путем принятия технико-нормативных документов, содержащих технико-юридические требования к воздушным судам, их экипажу и аэронавигационным службам.

Эти требования отражаются в стандартах, рекомендуемой практике, правилах для аэронавигационных  служб, рекомендациях и процедурах.

В ст. 37 Конвенции государства  принимают на себя формальное обязательство "сотрудничать в обеспечении максимально  достижимой степени единообразия правил, стандартов, процедур и организации, касающихся воздушных судов, персонала, воздушных трасс и вспомогательных  служб, по всем вопросам, в которых  такое единообразие будет содействовать  аэронавигации и совершенствовать ее". Далее в ней говорится, что "с этой целью ИКАО принимает  и по мере необходимости время  от времени изменяет международные  стандарты, рекомендуемую практику и процедуры по всем вопросам, касающимся... безопасности, регулярности и эффективности  аэронавигации".

Статья 38 Конвенции дает возможность государству, которое  считает невыполнимым соответствовать  во всех отношениях каким-либо международным  стандартам, заявлять о расхождениях с ИКАО, т.е. уведомлять ИКАО, что  его практика отличается от стандартов. В свою очередь, ИКАО информирует  о расхождениях все другие государства, чтобы гарантировать полную гласность  отхода от стандартов в определенном государстве и предупредить все  государства и их авиакомпании о  существовании различий.

Международные требования, которые содержатся в стандартах ИКАО в приложениях к Чикагской  конвенции, должны реализовываться  во внутренних законах и правилах и наставлениях. Такие внутренние акты должны воспринимать точные формулировки соответствующих положений или  перефразировать их близко к тексту для национального закона. Подготовка новых законов и наставлений, содержащих обязательства, проистекающие  из стандартов ИКАО, может занять много  времени. Поэтому вполне возможен, как  показывает практика некоторых государств, в частности Российской Федерации, выпуск сборников аэронавигационной  информации, в которых указывается, какие и в какой степени  стандарты ИКАО применяются в  конкретном государстве, чтобы в  ИКАО не было заявлено об особых расхождениях в соответствии с положениями  ст. 38 Чикагской конвенции. Для России такой подход юридически оправдан на основании ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принятая на всенародном голосование 12 декабря 1993г.)//Российская газета. - № 237 от 25.12.1993., согласно которой международные договоры и другие нормы международного права, ратифицированные Россией, являются составной частью национальной правовой системы. Более того, поскольку Российская Федерация должным образом ратифицировала Чикагскую конвенцию, установившую обязательство соблюдать стандарты ИКАО (ст. 37), нет необходимости "трансформировать" стандарты ИКАО во внутреннее российское законодательство, поскольку их уже можно считать составной частью российского права.

Информация о работе Специальные принципы международного воздушного права