Специальные принципы международного воздушного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 07:24, контрольная работа

Описание работы

Огромное значение принципы имеют при оценке действий эксплуатантов воздушных судов при полетах над государственной территорией. Если вместо предписанного маршрута иностранное воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, следует над иностранной территорией иным маршрутом, то такие действия квалифицируются как нарушение принципа безопасности международной гражданской авиации. Как незаконное вторжение и нарушение принципа суверенитета над воздушным пространством расценивается полет иностранного воздушного судна без разрешения суверенного государства. Так же могут быть расценены действия иностранного авиапредприятия на территории принимающего государства, направленные на получение коммерческих выгод от международных авиаперевозок вне предоставленных коммерческих свобод воздуха. Несоблюдение принципа взаимности одним перевозчиком может причинить экономический ущерб другому перевозчику.

Файлы: 1 файл

контр.docx

— 38.32 Кб (Скачать файл)

1. Специальные принципы  международного воздушного права

Международное воздушное  право-это отрасль международного публичного права, в рамках которой объединены специальные юридические принципы и нормы, определяющие правовое положение воздушного пространства различных категорий и находящихся в нем невоенных летательных аппаратов. Международное публичное право/Под ред. К.А. Бекяшева. - М.: Проспект, 2009. -С. 12.

Ядро международного воздушного права  составляют основные принципы, под  которыми следует понимать "общепризнанные нормы международного права наиболее общего характера". Эти принципы носят императивный характер и содержат обязательства erga omnes, т.е. обязательства в отношении всех и каждого из членов международного сообщества.

Огромное значение принципы имеют  при оценке действий эксплуатантов воздушных судов при полетах над государственной территорией. Если вместо предписанного маршрута иностранное воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, следует над иностранной территорией иным маршрутом, то такие действия квалифицируются как нарушение принципа безопасности международной гражданской авиации. Как незаконное вторжение и нарушение принципа суверенитета над воздушным пространством расценивается полет иностранного воздушного судна без разрешения суверенного государства. Так же могут быть расценены действия иностранного авиапредприятия на территории принимающего государства, направленные на получение коммерческих выгод от международных авиаперевозок вне предоставленных коммерческих свобод воздуха. Несоблюдение принципа взаимности одним перевозчиком может причинить экономический ущерб другому перевозчику.

В области двусторонних соглашений о воздушном сообщении основные принципы играют роль критерия законности двусторонних норм.

Рассмотрим основные принципы международного воздушного права.

Принцип суверенитета над воздушным  пространством. Каждое государство  осуществляет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства, расположенного над его  государственной территорией, что  отражено в воздушных кодексах многих государств и подтверждено в ст. 1 Чикагской конвенции 1944 г. Конвенция  о международной гражданской  авиации (Заключена в г. Чикаго 07.12.1944г.)//СПС  «Консультант плюс»

Суверенитет над воздушным пространством  есть составная часть государственного суверенитета. Поэтому его общее  свойство - верховенство на всей территории и независимость в международных  отношениях - распространяется и на воздушное пространство над государственной  территорией. В силу этого воздушное  пространство над государственной  территорией суверенно, т.е. оно не подчиняется никакой власти, кроме  той, что исходит от государства, над территорией которого оно  расположено. Осуществление государством всей полноты власти, являющейся высшей, верховной и исключающей какую-либо иную публичную власть в пределах национального воздушного пространства, проявляется в закреплении государством принципа полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространством в национальном законодательстве.

Суверенитет над воздушным пространством  реализуется государством в разных формах. Суверенитет над воздушным  пространством - юридическая основа обеспечения национальной безопасности каждого государства - ограждает  и защищает его суверенные права  и законные интересы от незаконных посягательств извне. В международных  отношениях в силу суверенитета государство  независимо от других государств определяет режим и порядок использования  национального воздушного пространства в целях осуществления внутренних и международных воздушных сообщений. Внутри суверенитет проявляется  в форме верховенства, которое  позволяет государству осуществлять полную и исключительную власть в  отношении воздушного пространства, расположенного над его территорией. Принцип суверенитета над воздушным  пространством является исходным при  определении многих положений двусторонних соглашений о воздушном сообщении, особенно при разрешении вопросов соблюдения законов и правил, регулирующих влет и вылет воздушных судов, совершающих  международные полеты, прибытия и  отправления с территории пассажиров, экипажей и грузов воздушных судов.

Важнейший атрибут суверенитета - юрисдикция, которая отличается от суверенитета тем, что если в суверенитете выражается высшая законность правомерного возникновения и существования  государства, то в юрисдикции находит  свое воплощение верховенство законов  и правил государства, установленных  им в отношении своей территории и расположенного над ним воздушного пространства. Юрисдикция государства  распространяется на все воздушные  суда, включая иностранные, осуществляющие полеты над государственной территорией. Следует учесть, что иностранные  воздушные суда сохраняют свою юридическую  связь с государством регистрации  на всем протяжении полетов, что приводит к возникновению коллизий юрисдикции между государством регистрации  воздушного судна и государством, в международный аэропорт которого прибыло иностранное воздушное  судно. В суверенном воздушном пространстве иностранное воздушное судно  имеет статус воздушного судна, полет  которого разрешен принимающим государством в соответствии с международным  договором или национальным законом. На всем протяжении своего пребывания в пределах иностранной территории такое судно обязано соблюдать  и выполнять установленные в  отношении иностранных воздушных  судов национальные законы и правила  о влете и вылете. В этом случае речь идет о режиме его подчинения юрисдикции принимающего государства. Вместе с тем объем такой юрисдикции четко ограничен Чикагской конвенцией 1944 г. и двусторонними соглашениями о воздушном сообщении, и если он принимающим государством превышен, то это следует квалифицировать  как нарушение международного права.

В теории международного права принято  различать предписательную юрисдикцию и исполнительную юрисдикцию. Предписательная юрисдикция понимается как суверенное право каждого государства принимать свои законы и правила, какие оно считает необходимым для осуществления государственной власти в пределах своей территории. При исполнительной юрисдикции речь идет о практическом применении этих законов и правил. В части, касающейся воздушного пространства, осуществляя юрисдикцию, государство устанавливает законы и правила, определяющие: а) режим и порядок выполнения международных и внутренних полетов в пределах государственной территории; б) порядок и условия коммерческой деятельности авиапредприятий; в) функции и компетенцию исполнительных авиатранспортных органов государства.

В ст. 11 "Применение правил о воздушных  передвижениях" определено, что законы и правила того или иного государства, касающиеся допуска на территорию или  убытия с территории воздушных судов, занятых в международной аэронавигации, или их эксплуатации и навигации  во время их пребывания в пределах территории, "применяются к воздушным  судам всех государств без различия их национальности и соблюдаются  такими воздушными судами при прибытии, убытии или во время пребывания в пределах территории этого государства".

В двусторонних соглашениях о воздушном  сообщении вопрос о взаимном применении национальных законов и правил о полетах обычно решается в соответствии со ст. 11 и 12 Чикагской конвенции. К примеру, в п. 1 ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о воздушном сообщении от 14 января 1994 г. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о воздушном сообщении от 14 января 1994 г.// «СПС Консультант плюс» установлено, что "законы и правила одной Стороны, регулирующие выполнение полетов и навигацию воздушных судов при прилете, нахождении в пределах или вылете с территории этой Стороны, будут применяться к авиапредприятиям другой Стороны".

Вопросы юрисдикции являются предметом  Варшавской конвенции 1929 г., Монреальской конвенции 1999 г., а также Гаагской и Монреальской конвенций по борьбе с захватом и угоном самолетов.

Сотрудничество государств в сфере борьбы с угоном и захватом самолетов основано, в частности, на признании юрисдикции государства в отношении актов насилия и преступлений, совершенных на борту воздушного судна его регистрации, а также воздушного судна с преступником, осуществившего посадку на его территории.

Функция властвования, основанная на суверенитете и юрисдикции государства, прямо связана с функцией регулирования. Государство разрабатывает и  принимает национальное законодательство, регулирующее авиатранспортную деятельность как национальных, так и иностранных  лиц и организаций. Национальное регулирование распространяется на внутренние и международные авиаперевозки, а также на национальных и иностранных  авиаперевозчиков. Цели национального регулирования в области международной аэронавигации и международного воздушного транспорта определяются конкретными условиями государства, на которые влияют размеры территории, степень национального экономического развития, внутренняя и международная политика и т.д.

Целями регламентации международной  аэронавигации выступают: а) обеспечение  безопасности полетов; б) определение  условий допуска к полетам  гражданских воздушных судов; в) организация полетов, управление и  контроль за ними аэронавигационными службами; г) защита суверенного воздушного пространства от незаконных посягательств и агрессии; д) оказание помощи терпящим бедствие воздушным судам.

Под принципом обеспечения безопасности международной гражданской авиации  понимается суверенное право каждого  государства принимать меры технического, эксплуатационного, организационного, аэронавигационного и информационного  характера, обеспечивающие выполнение международных и внутренних полетов  без угрозы для жизни и здоровья людей, обязанность государства  поддерживать высокий уровень безопасности в отношении любых полетов. В  международном аспекте обязательства  по обеспечению безопасности международной  гражданской авиации возложены  на государства международными договорами. Чикагская конвенция 1944 г. объявляет  своей главной задачей создание таких условий для международной  гражданской авиации, при которых  она может развиваться "безопасным и упорядоченным образом". Практически  во все двусторонние соглашения о  воздушном сообщении включены положения  о взаимных обязательствах по поддержанию  должного уровня безопасности, а также  процедуры сотрудничества по вопросам устранения или разрешения ситуаций, связанных с актами или угрозами незаконного вмешательства против безопасности гражданской авиации.

В 1986 г. Совет ИКАО принял типовую  статью об авиационной безопасности и рекомендовал использовать ее в  двусторонних соглашениях. В совокупности с принципом обеспечения безопасности международной гражданской авиации  международно-правовые нормы по безопасности гражданской авиации образуют соответствующий  международно-правовой режим.

В марте 2006 г. ИКАО провела конференцию  генеральных директоров гражданской  авиации по глобальной стратегии  в сфере безопасности полетов, на которой был дан анализ современного состояния безопасности полетов  и приняты новые меры, направленные на укрепление безопасности полетов  в глобальном масштабе. Было признано, что "государство несет ответственность  за обеспечение безопасности полетов  в воздушном пространстве над  его территорией, в том числе  полетов воздушных судов иностранных  эксплуатантов", и поручено ИКАО подготовить необходимые положения и инструктивный материал, касающийся "единообразного подхода к наблюдению за полетами иностранных воздушных судов". Конференция рекомендовала также государствам "включать в свои двусторонние соглашения статьи о безопасности полетов, основанные на типовой статье о безопасности полетов, разработанной ИКАО".

Во внутреннем плане обеспечение  высокого уровня безопасности полетов  в суверенном воздушном пространстве входит в функции государства. Распоряжаясь своим воздушным пространством, государство обязано создавать  и поддерживать условия, необходимые  для его практического использования. Таким образом, международно-правовой и национальный режимы обеспечения  безопасности полетов гражданской  авиации тесно взаимодействуют  друг с другом на основе принципа обеспечения  безопасности международной гражданской  авиации.

Принцип взаимности играет исключительно  важную роль в защите и обеспечении  экономических интересов как государства, так и авиаперевозчиков при осуществлении международных воздушных перевозок.

Двусторонние соглашения предусматривают  обычно равное количество воздушных  линий, устанавливаемых между государствами. Но количественное равенство линий, как и пунктов посадок, используемых для регулярных полетов, прямо не связано с принципом взаимности, не требующим абсолютной идентичности прав и преимуществ, предоставляемых  друг другу участниками соглашений. Взаимность предполагает учет взаимных интересов и возможностей, реальные обстоятельства, связанные с организацией регулярных полетов.

Принцип свободы полетов за пределами  государственной территории действует  в отношении воздушного пространства, расположенного над исключительной экономической зоной и открытым морем. Такое воздушное пространство принято считать международным  или открытым. В соответствии с  принципом свободы полетов любые  воздушные суда (военные и невоенные) вправе свободно летать в международном  воздушном пространстве, которое  исключено из-под юрисдикции какого-либо государства. Свобода полетов сочетается с комплексом прав, которые может  осуществлять каждое государство в  отношении международного воздушного пространства. Все государства имеют  право осуществлять юрисдикцию над  своими воздушными судами, обеспечивать безопасность полетов за пределами  суверенного воздушного пространства, использовать воздушные суда для  преследования иностранных морских  судов в открытом море за нарушение  законов и правил прибрежного  государства, в целях борьбы с  пиратством и работорговлей.

Кроме того, при пользовании свободой полетов государства обязаны  соблюдать правила полетов, рекомендованные  ИКАО, предотвращать инциденты в  воздушном пространстве над открытым морем и не допускать его загрязнение, оказывать помощь терпящим бедствие морским и воздушным судам, не разрешать полеты своих воздушных  судов без опознавательных знаков.

Информация о работе Специальные принципы международного воздушного права