Принципы международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 18:19, реферат

Описание работы

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Появление и существование этого комплекса обусловлено закономерностями исторического развития.

Файлы: 1 файл

Принципы международного права.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Принципы международного права.

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Появление и существование этого комплекса обусловлено закономерностями исторического развития.

Принципы международного права – это обобщенные общепризнанные основопо­лагающие нормы поведения субъектов международных отношений, юридически закрепленные начала международного права, возникшие как результат общественной практики и имеющие наиболее важное значение для обеспечения нормального функционирования всей системы международных отношений и решения международных проблем.

От принципов права следует отличать принципы правосознания – субъективные представления людей, общественных движений, политических партий о том, как должны регулироваться те или иные общественные отношения. Принцип права- это нормативное отражение объективного порядка вещей, закономерностей общественного развития, а не субъективные представления об этих процессах.

Принципы международного права формируются обычным и договорным путем. Они выполняют одновременно три функции:

1) способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками

2) закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений

3) содействуют развитию международных отношений.

Поскольку основные принципы международного права представ­ляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного права. Первоначально эти принципы выступали в форме международ­но-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно-правовую форму. Принципы Устава ООН носят характер jus cogens, то есть являются обязательствами высшего порядка, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом как нормы, отклонение от которых недопустимо и которые не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по соглашению между собой. Это значит, что все субъекты международного права обязаны строго соблюдать принципы, поскольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международных отношений. Это значит также, что принципы международного права являются критерием законности всей системы международно-правовых норм. Действие принципов распространяется даже на те области отношений субъектов, которые по каким-либо причинам не урегулированы конкретными нормами. Принципы, таким образом, являются фундаментом международного правопорядка. Таким образом, особенностью принципов международного права является их универсальность.

При толковании и применении принципов международного права важно помнить, что все они взаимосвязаны, и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Наиболее авторитетными документами, раскрывающими содержание принципов современного международного права, являются

1)Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г.,

2)Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

В первом документе закрепляются следующие принципы:

- суверенное равенство государств;

- добросовестное выполнение международных обязательств;

- мирное урегулирование международных споров;

- неприменение силы и угрозы силой в международных отношениях;

- невмешательство во внутренние дела государств;

- сотрудничество государств;

- равноправие и самоопределение народов.

Декларация детализирует принципы, закрепленные в общем виде в Уставе ООН, дает толкование содержанию каждого из них. В случае если обязательства государств по Уставу ООН придут в противоречие с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (ст. 103).

Хотя принципы и отличаются стабильностью, их содержание эволюционирует, современная трактовка дается в последующих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, региональных международных документах.

В Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащейся в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., нашли отражение 10 основных принципов международного права. Кроме перечисленных в Уставе ООН, в Декларации получили закрепление еще три новых принципа и раскрыто содержание каждого из них:

- территориальная целостность государств;

- нерушимость государственных границ;

- уважение прав человека и его основных свобод.

Итоговый документ Копенгагенского совещания государств - членов СБСЕ 1990 г. сформулировал основные принципы демократического правового государства. В этом документе нашел отражение принцип справедливости, который находится сейчас в стадии признания на универсальном уровне. Этот принцип основан на признании государством высшей ценностью человеческой личности и ее гарантий. Данный принцип является неотъемлемым атрибутом демократического правового государства.

Основные принципы сегодня перечисляются практически во всех важных универсальных, региональных и двусторонних договорах.

Представляется целесообразным рассмотреть каждый из принципов международного права, входящих в систему принципов международного права. 

1. Принцип суверенного равенства государств

Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Принцип суверенного равенства государств включает в себя две составные части. Первое - уважение суверенитета всех государств, т.е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, судебную и административную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить внешнюю политику. Также этот принцип включает равноправие государств в международных отношениях. Эти составляющие объединены в одно целое в п. 1 ст. 2 Устава ООН, которая гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов». Позднее указанный принцип получил свое толкование и дальнейшее развитие в Декларации о принципах международного права 1970 г. и Заключительном акте СБСЕ 1975 г., а также Итоговом документе Венской встречи СБСЕ 1989 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и ряде других документов.

Основное назначение указанного принципа обеспечение юридически равного участия всех государств в международных отношениях, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства обязались также уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

2. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств

Заключение первых международных договоров обусловило необходимость их выполнения, поскольку нарушение обязательств по таким договорам приводило бы к неустойчивости международных отношений.

Данный принцип зародился в форме международного обычая и долгое время действовал как принцип соблюдения международных договоров - pacta sunt servanda («договоры должны соблюдаться»). В современный период он превратился в договорную норму и нашел свое отражение в Уставе ООН (п. 2 ст. 2), Венских конвенциях о праве международных договоров 1969 г. и 1986 г., а также Декларации о принципах международного права 1970 г.

В п. 2 ст. 2 Устава закреплена обязанность членов ООН добросовестно выполнять принятые на себя по Уставу обязательства.

В соответствии с Декларацией 1970 г. сущность принципа добросовестного выполнения международных обязательств сводится к следующему. Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, а также вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права. Кроме того, государства обязаны добросовестно выполнять свои договорные обязательства. В случае, когда обязательству членов ООН по ее Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо договору или другому международному соглашению, в соответствии со ст. 103 Устава ООН преимущественную силу имеют их обязательства по Уставу.

В процессе развития рассматриваемого принципа было предусмотрено, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву.

Существенными признаками принципа добросовестного выполнения международных обязательств является недопустимость одностороннего отказа от принятых на себя обязательств, принятия новых обязательств, противоречащих уже действующим обязательствам с третьими государствами, а также международно-правовая ответственность за их нарушение. Следует отметить, что указанный принцип распространяется только на действительные с точки зрения международного права соглашения, т.е. заключенные добровольно и на основе равноправия. Кроме того, любой договор не может противоречить императивной норме общего международного права, определенной в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

3. Принцип мирного разрешения международных споров

Этот принцип по своему содержанию тесно связан с принципом неприменения силы и угрозы силой. Их становление происходило практически одновременно.

Согласно п.3 ст. 2 Устава ООН «все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Это положение общего характера раскрывается в Декларации о принципах международного права 1970 г. и в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

Принцип мирного разрешения международных споров предполагает следующие обязанности государств: «прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве», «продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора», если спор не удается разрешить – «воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора еще более трудным».

Международное право сохраняет за государствами свободу выбора средств для разрешения конкретного спора.

В соответствии с данным принципом государства должны, стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами. Международное право сохраняет за государствами свободу выбора средств для разрешения конкретного спора, но в поисках урегулирования стороны должны использовать такие мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.

4. Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях 

Начальный этап становления указанного принципа обычно связывают с принятием на Гаагских конференциях мира Конвенции о мирном решении международных столкновений (1907 г.) и Конвенции об ограничении применения силы при взыскании по договорным долговым обязательствам (1907 г.). Особое значение в процессе формирования принципа неприменения силы имел Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана - Келлога).

Устав ООН, вступивший в силу 24 октября 1945 г., установил новые положения, которые выходили за пределы запретов, установленных Пактом Бриана - Келлога. Пункт 4 ст. 2 Устава ООН предусматривает: «Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных Наций». Использование в Уставе термина «сила» значительно шире, чем «война». То есть запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие, носящее характер противоправного применения силы.

Положения п. 4 ст. 2 Устава ООН были далее развиты и уточнены в таких документах, как Декларация о принципах международного права 1970 г., резолюция ГА ООН «Определение агрессии» 1974 г. (A/RES/3314(XXIX)), Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г., а также в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

Устав предусматривает лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях индивидуальной или коллективной самообороны в случае вооруженного нападения на государство до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет необходимых мер (ст.51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42).

В случае принятия одним государством против другого мер экономического или политического порядка применение вооруженной силы исключается. Только Совет Безопасности ООН для разрешения конфликтов может применить действия воздушными, морскими или сухопутными силами для поддержания и восстановления международного мира и безопасности.

В Уставе ООН установлены средства законного применения силы. СБ ООН уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений. Эти меры согласно ст. 41 Устава ООН могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Принцип неприменения силы предусматривает прежде всего запрещение агрессивных войн. Согласно Определению агрессии 1974 г. применение государством вооруженной силы первым может быть квалифицировано как агрессивная война, которая является международным преступлением и порождает международно-правовую ответственность государств и международную уголовную ответственность виновных индивидов. Кроме понятия агрессии, международное право выделяет понятие вооруженного нападения. Юридические последствия в обоих случаях могут быть различны, так как в качестве агрессии могут быть квалифицированы действия, не связанные с непосредственным вооруженным нападением.

Принцип неприменения силы включает: запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права, запрещение актов репрессалий, связанных с применением силы, предоставление государством своей территории другому государству, которое использует ее для совершения агрессии против третьего государства, организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актов в другом государстве, организация или поощрение вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Нарушением принципа неприменения силы считаются: насильственные действия в отношении международных демаркационных линий и линий перемирия, блокада портов или берегов государства, любые насильственные действия, препятствующие народам осуществить законное право на самоопределение, другие насильственные действия.

Дискуссионными в международном праве по-прежнему остаются проблемы применения силы в случаях гуманитарной интервенции, интервенции против незаконных режимов.

5. Принцип невмешательства во внутренние дела государств

Принцип невмешательства тесно связан с принципом суверенного равенства государств, параллельно с которым он и развивался. Современное понимание принципа невмешательства зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН, где говорится о недопустимости вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и конкретизировано в таких международных документах, как Декларация о принципах международного права 1970 г., Заключительный акт СБСЕ, Декларация ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета 1965 г, Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1981 г, и ряде других. Принцип невмешательства нашел также закрепление и в уставах некоторых региональных международных организаций (например, в Уставе ОАГ 1948 г. и Пакте ЛАГ 1945 г.).

Поскольку международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, вмешательством считаются любые меры государств, препятствующие субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию.

Вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических основ, являются нарушением международного права. Ни одно государство не может применять либо поощрять применение экономических, политических или иных мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им прав, присущих его суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода. Ни одно государство не должно также организовывать, помогать прямо или косвенно, поощрять и т.п. вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на насильственное изменение строя другого государства. Запрещается применение силы для лишения народов формы их национального существования.

Принцип невмешательства включает в себя также неотъемлемое право каждого государства выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой бы то ни было форме со стороны, другого государства.

С развитием международных отношений кроме ранее известных запрещенных форм вмешательства (военного, политического, экономического) стали известны и такие, как информационное вмешательство (для обозначения соответствующей деятельности в сфере информации иногда используется термин «идеологическая интервенция»), стал актуален запрет на пропаганду войны и агрессии. А в эпоху глобализации международное сообщество столкнулось и с такой формой вмешательства, как электронное вмешательство с использованием информационных технологий. Вследствие изменений, произошедших в мире, иногда обосновывается правомерность вмешательства под предлогом борьбы с международным терроризмом в отношении государств, правительства которых оказывают содействие террористам, а также для предотвращения распространения оружия массового уничтожения или для свержения режима, не соответствующего определенным стандартам демократии.

В процессе развития международного сотрудничества увеличивается число вопросов, которые постепенно перестают относиться исключительно ко внутренней компетенции и подпадают под международно-правовое регулирование. Государства на добровольной основе ограничивают свою компетенцию в вопросах обороны (ограничение вооружений), экономического развития, прав человека с расширением полномочий международных контрольных органов в этих и других областях. Поэтому зачастую решение проблемы о делах, относящихся к внутренней компетенции государств, на практике вызывает споры.

6. Принцип сотрудничества государств

Основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН, является идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе в различных сферах международных отношений.

В соответствии со ст. 1 Устава ООН все государства должны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Многие положения Устава ООН содержат ссылки на принцип сотрудничества. После принятия Устава ООН принцип сотрудничества был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

Развивая положения Устава ООН, Декларация о принципах международного права 1970 г. подчеркивает, что сотрудничество является обязанностью государств: «Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности, содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов». Декларация ориентирует государства на сотрудничество не только друг с другом, но и с Организацией Объединенных Наций.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. конкретизирует содержание этого принципа применительно к общеевропейскому сотрудничеству. В разделе IX этого документа отмечается, что, «развивая свое сотрудничество, государства-участники будут придавать особое значение областям, как они определены в рамках СБСЕ, причем каждый из них будет вносить свой вклад в условиях полного равенства».

Конкретные формы сотрудничества и его объем зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств.

 

7. Принцип равноправия и самоопределения народов

Как общепризнанный принцип право на самоопределение возникло благодаря Уставу ООН, в п. 2 ст. 1 которого используется формулировка «принцип равноправия и самоопределения народов». Его содержание раскрыто в ряде международных документов: Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларации о принципах международного права 1970 г., Венской декларации и программе действий, принятой на Всемирной конференции по правам человека 1993 г., и др. На региональном уровне он получил отражение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. (принцип VIII «Равноправие и право народов распоряжаться судьбой»). Исходя из содержания указанных документов, основными положениями права на самоопределение являются следующие: каждый народ имеет право на самоопределение, которое должно уважаться всеми государствами; оно должно осуществляться путем свободного волеизъявления, без какого бы то ни было вмешательства извне; оно означает возможность выбора между внутренним самоопределением (в рамках данного государства, например получением статуса субъекта федерации, автономного образования и т.д.), отделением данного народа с созданием собственного государства или вхождением его на тех или иных условиях в другое государство, т.е. возможность выбора политического статуса, включая и выбор формы государства (формы правления, государственного устройства, политического режима); оно означает выбор пути экономического, социального и культурного развития, т.е., в первую очередь, возможность выбора социально-экономического строя. Эти элементы взаимосвязаны, и один выбор может предопределять другой.

Любое государство обязано уважать право народа на самоопределение.

Современное международное право не санкционирует и не поощряет какие-либо действия, которые вели бы к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства государств, соблюдающих принцип равноправия и самоопределения народов. Отделение не является обязательным элементом реализации права на самоопределение. Оно не должно осуществляться вне рамок права на самоопределение.

В ряде международных документов, раскрывающих содержание принципа равноправия и самоопределения народов (Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларации о принципах международного права 1970 г., Венской декларации и Программе действий 1993 г.), отмечается, что этот принцип не должен истолковываться в ущерб территориальной целостности и политическому единству государств, которые обеспечивают представительство всех слоев населения в органах государственной власти без какой-либо дискриминации.

Согласно толкованию, признанному в практике ООН и опирающемуся, в частности, на Декларацию о принципах международного права 1970 г. и Венскую декларацию и Программу действий 1993 г., отделение допускается в следующих случаях: если оно относится к народам территорий, подлежащих деколонизации; если оно предусмотрено в конституции (или ином законе) соответствующего государства. Например, право на выход имеют члены федераций, если в их конституциях закреплено это право; если территория, на которой проживает определенный народ, была оккупирована или подверглась аннексии после 1945 г.; сли какие-либо народы проживают на территории государства, не соблюдающего в отношении этих народов принцип равноправия и самоопределения народов и не обеспечивающего представительство всех слоев населения без какой бы то ни было дискриминации в органах государственной власти. Поскольку основа принципа самоопределения видится в праве населения на участие в управлении государством. Далеко не всегда можно установить, имеет ли тот или иной народ право на отделение.

Существует проблема самоопределения так называемых разделенных народов, т.е. народов, оказавшихся в силу исторического развития на территории нескольких государств.

При решении вопросов, связанных с самоопределением, общих ориентиров недостаточно. Необходим учет специфики ситуации в каждом отдельном случае. Осложняется данная проблема также и тем, что нормы современного международного права, относящиеся к территориальной целостности государств и к праву на самоопределение (противоречивость которых иногда преувеличивается), зачастую рассредоточены по различным международным документам.

8. Принцип нерушимости государственных границ

Принцип нерушимости государственных границ означает обязанность государств уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного государства.

Посягательство на государственные границы – это односторонние действия или требования, направленные на изменение линии границы, ее юридического оформления или фактического положения границы на местности. Поэтому признание этого принципа означает также отказ от каких-либо территориальных притязаний государств.

В качестве самостоятельного принцип нерушимости государственных границ был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Они обязались воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника. В то же время была предусмотрена возможность изменения государственных границ в соответствии с международным правом мирным путем по договоренности.

Исходя из содержания вышеуказанных международных документов, основное содержание принципа нерушимости государственных границ сводится к трем элементам: признание государствами юридически установленных в соответствии в международным правом границ; отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем; отказ от любых иных посягательств на эти границы, в том числе путем угрозы силой или ее применения.

Нерушимость государственных границ связана с принципом неприкосновенности государственной границы, суть которого состоит в недопущении незаконного пересечения границы с другим государством, в том числе праве контролировать движение через границу.

Кроме того, этот принцип тесно связан с принципом территориальной целостности государств.

9. Принцип территориальной целостности государств

В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что «территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны». Особо отмечается, что территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН, и что территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными. Заключительный акт СБСЕ 1975 г. содержит наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства- участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут, равным образом, воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

Принцип ныне существует в обычно-правовой форме, однако косвенные подтверждения его действия находятся в двусторонних договорах политического характера, в региональных документах, в частности уставных документах политических региональных организаций (например Хартия Организации африканского единства, Пакт ЛАГ также затрагивает проблему защиты территориальной целостности государств - членов Лиги).

1.11 Принцип уважения прав человека и основных свобод

Становление данного принципа происходило уже после Второй мировой войны, носило более длительный характер и связано непосредственно с принятием Устава ООН.

В Преамбуле Устава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и малых наций». Нормативное содержание данного принципа разрабатывалось путем принятия специальных документов, к числу которых относится провозглашенная в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека, и принятые в 1966 г. Международные пакты о правах человека, а также ряд других деклараций и конвенций.

В качестве самостоятельного принцип был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., в п. VII «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу совести, мысли и религии». Исходя из положений указанного документа, основное содержание принципа уважения прав человека и основных свобод сводится к следующему: государства-участники обязуются уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии, поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод.

В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. особо выделяется положение об уважении прав и законных интересов национальных меньшинств.

Государства - участники ОБСЕ согласились признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению собственной совести. Они будут постоянно уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях и будут прилагать усилия, совместно и самостоятельно, включая в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, в целях содействия всеобщему и эффективному их уважению.

В Итоговом документе Венской встречи СБСЕ в 1989 г. государства признали, что все права и свободы имеют первостепенное значение и должны, полностью осуществляться всеми надлежащими способами.

Приведенный перечень основных принципов не является раз и навсегда определенным, неизменным. Возрастание роли международно-правового регулирования, появление глобальных проблем неизбежно ведут к увеличению их числа. В этой связи необходимо обратить внимание на процесс формирования в настоящее время ряда новых принципов, (таких, например, как принцип защиты и охраны окружающей среды). Следует подчеркнуть, что эти принципы не являются основными, они не имеют общепризнанного характера императивных норм jus cogens и приводятся в качестве примера возможного дальнейшего развития основополагающих принципов.

Многие авторы обосновывают действие следующих новых принципов:

- всеобщее и полное разоружение;

- общее наследие человечества;

- охрана окружающей среды и др.

Г.И. Тункин выделял принцип мирного сосуществования государств независимо от их политических, экономических и социальных систем. На наличие этого принципа в современном международном праве указывает и известный российский ученый И.И. Лукашук. Определенный вклад в развитие устоявшихся принципов международного права был внесен Уставом Содружества Независимых Государств, который помимо основных принципов добавляет верховенство международного права в межгосударственных отношениях, духовное единение народов, которое основано на уважении их самобытности, тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.


Литература:

Лукашук И.И. «Международное право. Общая часть.» Москва, 1996 г.

Талалаев А.Н. «Право международных договоров» Москва, 1985 г.

Принципы международного права: http://www.bibliotekar.ru/mezhdunarodnoe-pravo-3/6.htm

Журнал «Международные процессы» http://www.intertrends.ru/four/001.htm

Федощева Н.Н. «Международное право», Москва, 2010 г.

Информация о работе Принципы международного права