Шпаргалка по "Основы права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 12:39, шпаргалка

Описание работы

1. Порядок и условия прекращения брака.
Брак прекращается вследствие смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов. При жизни супругов брак может быть расторгнут судом по заявлению одного из супругов. Брак считается прекращенным со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака.
Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и в течение трех лет после рождения ребенка без письменного согласия супруги на развод.

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ОСНОВАМ ПРАВА.doc

— 514.00 Кб (Скачать файл)

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п.2 ст.47 ГК РБ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п.8 ст.59 ГК РБ). Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.

Гражданская дееспособность – это способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность гражданина возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст.20 ГК РБ). В случае, когда законодательством допускается эмансипация (ст.26 ГК РБ) или вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак.

Гражданская дееспособность юридического лица возникает одновременно с гражданской правоспособностью и осуществляется его органами.

Республика Беларусь, административно-территориальные единицы  участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений - физическими и юридическими лицами (п.1 ст.124 ГК РБ).

Объекты гражданских  прав – это те блага, на которые направлены эти права. Согласно ст.128 ГК РБ к объектам гражданских прав относятся:

♦вещи (движимые и недвижимые), включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

♦работы и услуги;

♦охраняемая информация;

♦исключительные права  на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность);

♦нематериальные блага.

 

 

21.Источники семейного права.

Источниками семейного права являются нормативные правовые акты, которые устанавливают порядок и условия заключения брака,  закрепляют права и обязанности членов семьи, регулируют личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие в связи с усыновлением (удочерением), опекой и попечительством, другими формами устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, порядок и условия прекращения брака, признания его недействительным, порядок регистрации актов гражданского состояния, другие семейные отношения.

Основным нормативно-правовым актом является Конституция Республики Беларусь (ст.32), а наиболее полно регулирующим брачно-семейные отношения – Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, вступивший в силу 9 июля 1999 г. Нормы, регулирующие брачно-семейные отношения также содержатся в законах, декретах, указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Правительства и других актах законодательства. Гражданское, жилищное и иное законодательство применяется к семейным отношениям только в случае отсутствия регулирования этих отношений законодательством о браке и семье.

К источникам семейного  права следует также отнести  международные акты, ратифицированные или заключенные Республикой Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.Формы государства.

Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства раскрывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, какими методами осуществляется власть. Форма государства складывается из 3-х элементов:

1) формы государственного  правления; 

2) формы государственного устройства;

3) политического режима.

I. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают 2 формы правления: монархию и республику.

Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. Власть передается по наследству, монарх не несет юридической ответственности за свои действия.

Существуют абсолютные и конституционные монархии.

Абсолютная  монархия характеризуется всевластием главы государства, он выступает единственным носителем суверенитета.

Конституционная монархия – это государство, в котором власти монарха ограничена парламентом. Выделяют дуалистическую и парламентскую монархию. При дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Монарх назначает правительство, которое ответственно перед ним (Иордания, Кувейт, Марокко).

При парламентской монархии власть главы государства не распространяется на сферу законодательства и ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту (Великобритания, Швеция, Дания, Япония).

Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей.

В президентской республике президент является и главой государства и главой исполнительной власти, избирается большинством голосов граждан, сам формирует правительство. В президентской республике жесткое разделение властей (США, Республика Беларусь).

В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним. Глава государства избирается парламентом и осуществляет представительскую и церемониальную функции (Италия, Турция, ФРГ).

В полупрезидентской республике – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом (Франция, Польша).

II. Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей.

Основные формы:

Унитарное государство – это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство (Франция, Турция, Дания, Республика Беларусь, Польша, Украина).

Федерация – это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью. К ним относятся государства, территориальные части которых обладают суверенитетом, имеют признаки государственности. Каждый субъект федерации имеет свою конституцию, органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Полномочия между федерацией и входящими в нее государственными образованьями определяются единой конституцией. Члены федерации не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства (США, ФРГ, Российская Федерация).

Конфедерация – союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Союзы суверенных государств образуются для совместного решения определенных задач экономического, военного, социального и иного характера. Члены конфедерации сохраняют государственный суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему органов власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза решение вопросов в области обороны, внешней политики, транспорта (СНГ, союз Беларуси и России, Европейский Союз (ЕС)).

Империи – это государственные образования, характерными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильно централизованная власть, разнородный этнический и культурный состав населения (Римская, Британская, Российская).

Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным (Великобритания оккупировала Египет в 1882г.).

Уния – общность государств, возглавляемых единым монархом. Уния возникает в силу принадлежности одному монарху права на престол в двух и более государствах.

III. Политический (государственный) режим – это совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти. Различают виды режима:

Демократический режим – это правление народа, избранное народом и для народа (амер.президент Авраам Линкольн).

Чертами этого режима являются: наличие широкого диапазона  гарантированных прав и свобод граждан; свободная деятельность правящей и оппозиционных политических партий; наличие общегосударственного представительного органа власти – парламента, который избирается и действует в обстановке легальной борьбы партий; формирование правительства партиями в соответствии с итогами их легальной борьбы на выборах; наличие источников информации. Эти системы основаны на праве участия масс в осуществлении политики.

Авторитарный  режим характеризуются неограниченной властью одного лица или узкой группы лиц. Признаками режима является: ликвидация или ограничение демократических прав и свобод граждан; запрещение ряда или всех политических партий и общественных организаций; ограничение выборности органов государства и превращение парламента во второстепенный орган; сращивание правящей партии с государственным аппаратом; запрещение прессы; использование террористических методов борьбы с противниками режима. Участи масс в политической жизни носит ограниченный характер (страны Азии, Африки, Латинской Америки).

Тоталитарный  политический режим – характеризуются полным контролем государства над обществом и личностью. Их отличительными особенностями являются: максимальное ущемление прав и свобод граждан; формирование власти на всех уровнях путем назначения сверху; фактическое упразднение принципа разделения властей; наличие лишь одной правящей партии во главе с вождем; государственно-организованный террор, основанный на насилии. Восприимчивость к этой идеологии возрастает в периоды острых социально-экономических кризисов, сопровождается обнищанием больших масс людей. Он порождает застой и регресс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.Истоки и причины коррупции.

Коррупция является следствием как общих, так и специфических процессов детерминации преступности. Последние преимущественно связаны с государственной или иной службой.

При рассмотрении причин и условий коррупционной преступности необходимо отметить:

♦характеристику служебной среды;

♦характеристику служащих;

♦состояние социального контроля.

В служебной среде (условиях службы) обстоятельствами, из-за которых возникает коррупция, являются следующие:

Невыполнение  правила о таком размере оплаты труда служащих, который позволил бы достойно жить им и их семьям.

Тип управления. При ситуативном управлении задачи решаются в значительной мере по усмотрению отдельных служащих. Правовое регулирование осуществляется лишь в общем порядке, поэтому здесь отмечается простор для личного усмотрения и произвола. При нормативном управлении речь идет о применении в определенных типах ситуаций подробно их регламентирующих правовых норм. В этом случае тоже существует взяточничество, но взятки даются инициативно за то, чтобы чиновник нарушил установленные правила.

Социально-психологическая  обстановка. Признание коррупции в среде государственных служащих нормальным явлением является фактором формирования криминальной мотивации.

В характеристике самих служащих, совершающих коррупционные преступления, существенна иерархия их ценностей и, в частности, готовность принести в жертву материальной выгоде закон и нормы морали, профессиональную честь. Сказываются и такие характерологические черты, как жадность, зависть. Моральная неустойчивость проявляется при инициативном подкупе. Говоря о социальной среде, окружающей личность, следует отметить:

♦наличие в ней лиц с высоким уровнем материального благосостояния, достигнутого за счет коррупционной и иной криминальной деятельности;

♦материально обеспеченный уровень жизни личности и резкое снижение этой обеспеченности в дальнейшем;

♦наличие дорогостоящих привычек, интересов и т. д.

Социальный контроль должен носить упреждающий характер. Отсутствие контроля за доходами и расходами служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, нсреагирование на факты коррупции либо слабое, не основанное на законе реагирование являются условиями, облегчающими совершение коррупционных преступлений. А для части виновных - это составляющие причинного комплекса, порождающие криминальную мотивацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения.

Вопросу о действии Конституции Республики Беларусь и порядка ее изменения посвящен раздел VIII Конституции Республики Беларусь, который так и называется.

Информация о работе Шпаргалка по "Основы права"