Шпаргалка по "Основы права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 12:39, шпаргалка

Описание работы

1. Порядок и условия прекращения брака.
Брак прекращается вследствие смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов. При жизни супругов брак может быть расторгнут судом по заявлению одного из супругов. Брак считается прекращенным со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака.
Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и в течение трех лет после рождения ребенка без письменного согласия супруги на развод.

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ОСНОВАМ ПРАВА.doc

— 514.00 Кб (Скачать файл)

В связи с закреплением в части второй статьи 137 Конституции  принципа приоритета Конституции по отношению к законам, декретам, указам несомненно можно сделать вывод и о верховенстве Конституции по отношению к актам Правительства.

В части третьей вышеназванной  статьи получил некоторое развитие принцип разделения властей (ст. 6, 83, 97 и др.), самостоятельности государственных  органов. Каждый орган государственной власти имеет свои пределы ведения. Поэтому у государственного органа есть право принимать акты, базируясь исключительно на нормах Конституции. В этой связи не всегда принятие декрета или указа должно основываться на законе: такое право может вытекать непосредственно из содержания текста Конституции. Именно с учетом этого подхода и сформулирован соответствующий принцип. Логичным в этой ситуации было бы закрепите в законе о Конституционном Суде Республики Беларусь права Конституционного Суда разрешать споры о компетенции государственных органов. Однако и при отсутствии такого права несоответствие декретов, указов, законов Конституции, а также взаимная иерархическая подчиненность в каждом конкретном случае могут быть проверены в Конституционном Суде Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Понятие и сущность права.

Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых либо санкционируемых компетентными государственными органами  и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

♦ Общеобязательность – означает непременность выполнения  всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права;

♦ Связь с государством – правовые нормы исходят от государства, т.е. право выражает государственную волю, охраняется и обеспечивается государством. В случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение уполномоченными на то государственными органами.

♦ Формальная определенность – означает то, что юридические нормы отличаются точностью, определенностью. Официальная письменная форма придает правовым нормам необходимую формальную определенность (точность формулировок) и подтверждает их определенную юридическую силу (законы, декреты, указы, постановления и т.п.).

♦ Волевой характер – каждый отдельный нормативно-правовой акт выражает волю издавшего его государственного органа. Оно не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанностей и обязанность без права и др.

Функции права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Выделяют следующие  функции права:

I. Общесоциальные:

♦ Политическая - регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы;

♦ Экономическая - право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.д.;

♦ Воспитательная - отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц.

II. Юридические:

♦ Регулятивная - имеет первичное значение, носит творческий характер, т.к. право с ее помощью призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают правовые стимулы – поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.д.;

♦ Охранительная - осуществляется с помощью правовых ограничений – обязанностей, запретов, наказаний, приостановлении – и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, т.к. охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные помехи.

Принципы права  – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права, как специфического социального регулятора. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. В зависимости от сферы распространения выделяют следующие принципы:

I. Общеправовые – так как действуют во всех без исключения отраслях права:

♦справедливость;

♦юридическое равенство  граждан перед законом и судом;

♦гуманизм;

♦законность;

♦единство прав и обязанностей и т.д.

II. Межотраслевые – если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права:

♦принцип неотвратимости  ответственности;

♦принцип гласности  судопроизводства и т.д.

III. Отраслевые – действующие в рамках только одной отрасли права:

♦в гражданском праве  – принцип равенства сторон в  имущественных отношениях;

♦в уголовном процессе – презумпция невиновности.

Принципы участвуют  в регулировании общественных отношений, т.к. они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (Например: при аналогии права).

 

 

 

 

13.Президент Республики Беларусь

В Республике Беларусь пост Президента был учрежден Конституцией Республике Беларусь, принятой 15 марта 1994г. Президент объявлялся Главой государства и исполнительной власти. На республиканском референдуме 24 ноября 1996г. была принята новая редакция Конституции. В соответствии с ней произошло значительное усиление полномочий Президента. Раздел, посвященный Президенту, в ныне действующей Конституции расположен впереди других государственных органов власти, что говорит о более значимой роли Президента среди другими государственными органами.

В соответствии с главой 3 Конституции Республики Беларусь, Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает экономическую и политическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти и обладает большими властными полномочиями в области внешней и внутренней политики.

Данная глава  также содержит порядок избрания Президента Республики Беларусь, вступление его в должность, полномочия, которыми он обладает, порядок освобождения Президента от должности, какие акты он может издавать и юридическая сила этих актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Понятие, признаки и классификация преступлений.

Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания (ч.1 ст.11 УК РБ).

Признаками  преступления являются:  •общественная опасность; •противоправность; •виновность; •уголовная наказуемость.

Преступлением признается только деяние человека. Деяние может быть выражено в действии (активная форма деяния) или в бездействии (пассивная форма).

Словесные преступления: призывы к совершению преступлений против государства, клевета, оскорбление – это активное воздействие на других людей, на их честь, достоинство, т.е. словесные высказывания являются формой совершения деяния.

Общественная  опасность – это объективное свойство деяния причинять вред обществу или создавать угрозу причинения такого вреда. Суть составляют общественные отношения, т.е. отношения между людьми по поводу принадлежащих им социальных благ. Вредоносность составляет содержательную сторону преступления. Нарушая порядок поведения, преступник посягает на определенные социальные блага, причиняя ущерб их законным обладателям.

В характеристике общественной опасности выделяется ее характер и степень.

В соответствии со ч.1 ст.12 УК РБ преступления в зависимости  от характера и степени общественной опасности подразделяются на преступления, не представляющие большой общественной опасности, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие. Степень общественной опасности устанавливается путем сравнения преступлений и определяется размером причиняемого ущерба, видом вины, степенью реализации намерения.

К преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, относятся умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше 2-х лет или иное более мягкое наказание.

К менее тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше 6-ти лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 2-х лет.

К тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше 20-ти лет.

К особо тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет, пожизненного заключения или смертной казни.

Не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению. Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам. Такое деяние в случаях, предусмотренных законом, может повлечь применение мер административного или дисциплинарного взыскания (ч.4 ст.11 УК РБ).

Противоправность означает, что преступлением являются те и только те деяния, которые прямо указаны в УК РБ. Суть выражается принципом: нет преступления, если об этом прямо не указано в законе. Основанием признания деяния преступлением является наличие состава преступления.

Виновность означает признание преступлением только такого деяния, которое совершено виновно, т.е. умышленно или по неосторожности. Виновным в преступлении может быть признано лишь вменяемое лицо.

Вина – это психическое  отношение лица к совершаемому общественно  опасному деянию, выраженное в форме  умысла или неосторожности.

Преступлением, совершенным умышленно, признается общественно опасное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо, его совершившее, сознавало общественную опасность своего действия или бездействия, предвидело их общественно опасные последствия и желало их наступления. Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо, его совершившее, сознавало общественную опасность своего действия или бездействия, предвидело их общественно опасные последствия, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается общественно опасное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности. Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение. Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Уголовная наказуемость деяния – это установление в УК РБ конкретного наказания за запрещаемое им общественно опасное деяние. Наказуемость деяния является следствием установления уголовно-правового запрета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.Семья и семейные правоотношения.

Семья – это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления. Другие родственники супругов, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны в судебном порядке членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство (ст.59 КоБС РБ).

Семейные правоотношения – это урегулированные нормами права личные неимущественные и имущественные отношения, складывающиеся в семье. Элементами семейного правоотношения являются субъекты, объекты и содержание.

Информация о работе Шпаргалка по "Основы права"