Римский статут международного уголовного суда от 1 июля 2002 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 19:54, контрольная работа

Описание работы

Договор по космосу 1967 г. содержит основополагающие принципы деятельности государств в космическом пространстве и нормы, непосредственно характеризующие его правовой режим.
Государства – участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст.111).

Содержание работы

1. Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел, правовое положение космонавтов……………...3
1.1. Правовой режим космического пространства и небесных тел………..3
1.2. Правовой режим космических объектов………………………………..7
1.3. Космические экипажи……………………………………………………11
2. Римский статут международного уголовного суда от 1 июля 2002 г…………………………………………………………………..12
Список использованной литературы……………………………..16

Файлы: 1 файл

Международное право.docx

— 34.31 Кб (Скачать файл)

Соглашение между Правительством Канады, правительствами государств – членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством РФ и Правительством США относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения от 29 января 1998 г. устанавливает новое понятие – «уголовная ответственность персонала».

Римский статут международного уголовного суда от 1 июля 2002 г.

 

Международный уголовный суд (МУС) - необходимый институт международного уголовного права, а также современного международного права в целом.

В 1998 г. в Риме дипломатическая конференция полномочных представителей под эгидой ООН приняла Римский статут Международного уголовного суда. Суд был учрежден как постоянный орган, обладающий юрисдикцией в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества. При этом речь идет только о тех преступлениях, которые перечислены в Статуте. В юрисдикцию Суда были включены наиболее тяжкие преступления, посягающие на интересы международного сообщества в целом: агрессия, геноцид, преступления против человечества, военные преступления. Перечень этих преступлений исчерпывающий.

Кроме указанных преступлений по общему международному праву к юрисдикции Суда отнесены деяния, предусмотренные международными договорами. Наказание за эти преступления предусмотрено только в виде тюремного заключения до 30 лет, смертная казнь и пожизненное лишение свободы не допускаются. Кроме того, у Суда нет юрисдикции в отношении лиц, не достигших 18 лет. Иммунитет должностных лиц по национальному либо международному праву не препятствует привлечению виновных в перечисленных преступлениях лиц к уголовной ответственности. Статут применяется равно ко всем лицам, независимо от их служебного положения, включая статус главы государства или правительства, члена парламента и т.п.

Свои функции МУС может осуществлять на территории любого государства-участника Статута, а на основе специального соглашения и на территории любого иного государства.  Становясь участником Статута, государство тем самым признает его юрисдикцию (ст. 12).

МУС не подменяет уголовные суды государств, его  юрисдикция является лишь дополнением к национальной юрисдикции и выступает как самостоятельная только в том случае, когда национальные системы правосудия не работают. В соответствии с принципом "дополнительности" МУС будет действовать лишь в тех случаях, когда национальные правоохранительные структуры не могут или не хотят бороться с подсудными им преступлениями против мира и безопасности человечества1.

Кроме того, полномочия МУС ограничены во времени и пространстве. Во-первых, МУС уполномочен рассматривать только те преступления, которые совершены после 1 июля 2002 г. Все преступления, совершенные до момента вступления в силу Римского статута, выпадают из сферы юрисдикции этого Суда (ст. 11, 12 Римского статута). В то же время в отношении преступлений, подпадающих под юрисдикцию МУС, не устанавливается никакого срока давности (ст. 29 Римского статута). Это соответствует духу Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1968 году. Во-вторых, к суду будут привлекаться только те преступники, которые являются гражданами государств, ратифицировавших Римский статут, или же те, кто совершил преступление на территории этих государств. В-третьих, МУС имеет юрисдикцию в отношении преступлений, "вызывающих озабоченность всего международного сообщества", которые указаны в ст. 5 Римского статута, а именно: преступление геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии.

Суд признает дело не подлежащим его юрисдикции в следующих случаях:

а) дело было расследовано или возбуждено уголовное преследование государством, которое обладает в отношении него юрисдикцией. Исключение составляют случаи, когда государство не желает или не способно осуществить расследование или уголовное преследование должным образом;

б) дело было расследовано государством, и оно решило не преследовать соответствующее лицо. Исключение составляет случай, когда такое решение является результатом нежелания или неспособности государства возбудить уголовное преследование должным образом;

в) лицо было уже судимо за соответствующие действия, и повторное рассмотрение его дела недопустимо в силу принципа "нельзя судить дважды за одно и то же";

г) преступление недостаточно тяжко, чтобы быть предметом рассмотрения в Суде (ст. 17).

Применимое право (ст. 21). Суд применяет: во-первых, свой Статут, Элементы преступлений, Правила процедуры и доказывания; во-вторых, где это уместно, применимые договоры, а также принципы и нормы международного права.

Если ни первая, ни вторая категории применимого права не дают достаточных оснований для решения дела, то могут применяться общие принципы права, выводимые Судом из национальных правовых систем мира, включая законы государств, к юрисдикции которых при обычных обстоятельствах относилось бы данное преступление. При этом упомянутые общие принципы права не должны быть несовместимы со Статутом Суда и с международным правом, а также с международно признанными нормами и стандартами. Как видим, четко установлен приоритет международных норм и стандартов. Суд может применять принципы и нормы права, как они истолкованы в его ранее принятых решениях. Это значит, что Суд будет создавать свое прецедентное право.

К настоящему времени известны два вида международных судов: Нюрнбергский и Токийский Международные военные трибуналы, осудившие и наказавшие главных военных преступников Второй мировой войны, и Международные трибуналы ad hoc (лат. - только для особого случая), т.е. сформированные Советом Безопасности ООН в 1993 и 1994 гг. в Гааге по военным преступлениям и геноциду на территории бывшей Югославии и Руанды. В 2002 г. появился новый орган международной уголовной юстиции - Специальный суд по Сьерра-Леоне со своим Уставом2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967г.

2.Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963г.

3.Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977г.

4.Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972г.

5.Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от 12 ноября 1974г.

6.Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 5 декабря 1979г.

7.Соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях от 27 августа 1996 г.

8.Соглашение о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968г.

9.Международное право: Конспект лекций / МИЭМП; Сост. Живарев В.Е. – М., 2004.

10.Международное право: учебник / отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма 2009.

11.Современные проблемы международного космического права / под ред. Г.П. Жукова, А.Я. Капустина. М., 2008.

12.Римский  статут международного уголовного  суда от 1 июля 2002 г.

 

 

 

1 Например, государство может быть не заинтересовано в преследовании своих собственных граждан, особенно если они занимают высокое положение; или правовая система государства разрушена в результате внутреннего конфликта так, что в нем нет подходящего суда, а суды иностранных государств при этом не вправе распространять свою юрисдикцию.

2 Устав Специального суда по Сьерра-Леоне, учрежденного Соглашением между ООН и Правительством Сьерра-Леоне в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН от 14 августа 2000 г. N 1315 (2000); Белый И.Ю. Международное преследование за военные преступления. Правовые и процессуальные аспекты. Приложение 13. М., 2004. С. 189 - 195.


Информация о работе Римский статут международного уголовного суда от 1 июля 2002 г