Разграничение законодательной компетенции между федерацией и ее субъектами в США и ФРГ: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:37, контрольная работа

Описание работы

Понятие «федерализм» имеет разное значение в различных странах. Однако в целом федерализм может быть определен как организационная структура, при которой центральное правительство (федеральное государство) имеет некоторые властные полномочия по отношению к субъектам федерации. С другой стороны, даже при том, что субъекты федерации не суверенны по международному праву, они фактически имеют признаки государства: собственные властные полномочия, свою собственную представительную власть и через различные механизмы участвуют в принятии решений на национальном уровне.

Содержание работы

Понятие федерализма и признаки федерации……………………………3
Федерализм в США и ФРГ…………………………………………….......4
Принципы разграничения законодательной компетенции между федерацией и ее субъектами в США и ФРГ…………………………….............6
Сравнение федерализма в России, США и Германии………………….10
Список литературных источников……………………………………….13

Файлы: 1 файл

контролька.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

имени О.Е. Кутафина»

(МГЮА имени О.Е. Кутафина)

 

 

 

 

кафедра конституционного права зарубежных стран

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная РАБОТА

 

по конституционному праву зарубежных стран

 

ВАРИАНТ I

 

Разграничение законодательной компетенции между федерацией и ее субъектами в США и ФРГ: сравнительный анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Понятие федерализма  и признаки федерации……………………………3

Федерализм в США  и ФРГ…………………………………………….......4

Принципы разграничения  законодательной компетенции между  федерацией и ее субъектами в США  и ФРГ…………………………….............6

Сравнение федерализма  в России, США и Германии………………….10

Список литературных источников……………………………………….13

 

 

Понятие федерализма и признаки федерации

Понятие «федерализм» имеет разное значение в различных странах. Однако в целом федерализм может быть определен как организационная структура, при которой центральное правительство (федеральное государство) имеет некоторые властные полномочия по отношению к субъектам федерации. С другой стороны, даже при том, что субъекты федерации не суверенны по международному праву, они фактически имеют признаки государства: собственные властные полномочия, свою собственную представительную власть и через различные механизмы участвуют в принятии решений на национальном уровне.

Таким образом, федерализм – это одна из форм территориального устройства государства, которая выражается в системе взаимоотношений между государством в целом и его территориальными частями.

Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны. Государственные  образования, составляющие федерацию носят государствоподобный или даже государственный характер, но не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции или законодательства центральная власть имеет право на принудительные меры по отношению к субъекту.

Федерации образуются либо в результате договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость  государственного объединения для  совместной реализации своих общих интересов и превращающимися в субъекты федераций, либо вследствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, либо в результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими государствоподобных черт. В зависимости от этого различаются договорные и конституционные федерации. Эти формы могут переходить одна в другую либо в том или ином виде сочетаться.

Федерализм  как форма государственного устройства обеспечивает демократию и свободу личности, регулирование социально-экономических отношений. Конституционный принцип федеративного государства выражен в сохранении региональной специфики в развитии земель, ответственности регионов за этот процесс, распределении компетенции в сфере законодательства, управления и правосудия между федерацией и её субъектами, в своеобразном политико-правовом и экономическом соподчинении федерации и земель с преобладанием координационных и субсидиарных начал.

Федеративное государство обладает следующими признаками: верховенство федеральной конституции и законов; наличие исполнительной власти, приводящей в жизнь эти законы; демократические институты; прямое действие федерального законодательства; законы федерации применимы к гражданам страны и т. д.

Таким образом, качествами, которыми обладают все федерации, могут  быть: те или иные формы самоопределения народов и даже территорий в составе единого государства; самостоятельность и взаимодействие трех уровней власти: центральной, региональной и местного самоуправления; обеспечение прав человека и прав народов; развитие гражданского общества; воплощение демократических ценностей в государственном устройстве народов и территорий; технология развития многонационального территориально сложного государства.

 

Федерализм  в США и ФРГ

США возникли как результат  договора между 13 штатами, борющимися с британской колониальной зависимостью. В дальнейшем они присоединяли тем или иным образом новые территории и формировали их как штаты (так возникли, например, Луизиана, Техас), а также преобразовывали в штаты отдельные колонии (например, Гавайские острова). Американский федерализм основан на принципе равноправия штатов. Штаты, как и субъекты федерации в других странах, являются лишь государствоподобными образованиями, не обладая статусом суверенного государства. Это проявляется в том, что Конституция и законы Союза обладают верховенством в любом штате, территория штатов является составной частью территории США, штаты не вправе устанавливать таможенные и иные сборы и пошлины на своих границах, а также в одностороннем порядке выйти из состава США. Тем самым Конституция США гарантирует государственную целостность Союза. Все штаты обладают одинаковым набором государственно-правовых признаков и правомочий. Союз не вправе устанавливать преимущества одним штатам в ущерб другим (разд. 9 ст. I Конституции США). Штаты имеют одинаковое представительство в Сенате (разд. 3 ст. I Конституции США) - по два сенатора от каждого штата, избираемые законодательными собраниями соответствующих штатов на шесть лет, и пропорциональное численности населения в Палате представителей (разд. 2 ст. I Конституции США), участвуют в ратификации поправок к Конституции США и избрании Президента.

Федеративная  Республика Германия является государством, построенным по федеральному принципу. 16 земель федерации обладают поэтому собственной государственностью со всеми суверенными правами и компетенциями. Это означает: все, что надлежит устроить и отрегулировать в общих интересах, относится к компетенции федерации. За все остальные вопросы несут ответственность земли. Следствием федеративного устройства является то, что гражданин не противостоит единой, неделимой, а значит и всесильной, центральной государственной власти.

Целью федеративного порядка является воспрепятствование излишней концентрации власти. Распределение компетенции означает и распределение власти. Участие населения в политических решениях большое, так как существует множество политических органов на ограниченной территории.

В немецкой литературе Германия характеризуется как «кооперативная федерация», поскольку имеет место институционально (прежде всего конституционно) оформленное сотрудничество Федерации и земель, а также земель между собой. Осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач возлагаются ст. 30 Основного закона на земли, поскольку Основной закон не содержит или не допускает иного регулирования. Это своеобразная форма презумпции компетенции земель, которая свидетельствует о принципиальной децентрализованности германской федерации.

Немецкий федерализм связывает между собой внешнее  единство и внутреннее многообразие, аналогично тому, как, например, это  имеет место в США или Швейцарии. Сохранение регионального многообразия - традиционная задача федерализма. Эта функция приобретает сегодня новую суть в связи с такими региональными требованиями, как охрана памятников, сохранение градостроительных традиций и развитие культуры регионов. Прежде всего федеративное государство должно обеспечивать свободу. Распределение задач между федерацией и землями существенный элемент в системе разделения и уравновешивания властей, предусмотренных в Основном законе.

Принципы разграничения законодательной  компетенции между федерацией и  ее субъектами в США и ФРГ

Конституция США определяет компетенцию Союза главным образом как законодательные и иные полномочия Конгресса и лишь в небольшой части как полномочия Президента и федеральной судебной власти. Так, в разд. 8 ст. I Конституции сформулированы 17 позиций, составляющих компетенцию Конгресса (установление и взимание налогов и иных сборов, обеспечение совместной обороны и общего благосостояния, регулирование внешней и междуштатной торговли, установление правил правления и регулирование сухопутных и морских вооруженных сил и др.), но кроме того, в качестве 18-й позиции определено, что Конгресс должен издавать все законы, которые будут необходимыми и подходящими для осуществления вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, возложенных Конституцией на правительство США или на любой его департамент (т.е. министерство), или должностное лицо. Именно этим разделом в основном и очерчена сфера компетенции Союза. Согласно поправке Х «полномочия, не делегированные Конституцией Соединенным Штатам и не запрещенные ею Штатам, остаются соответственно за Штатами или за народом». В литературе эта норма иногда толкуется как презумпция компетенции штатов (т.е. в случаях, не урегулированных Конституцией, компетенция считается принадлежащей штатам). Однако слова «или за народом» удерживают от такой односторонней интерпретации. Ведь народ - это все население США, по крайней мере, весь избирательный корпус, а следовательно, субъект, означающий именно Союз.

По сравнению с огромной компетенцией штатов в США автономия  земель ФРГ не кажется столь значительной. К их ведению относится культура, строительство, местные финансы, образование. Земли имеют право заключать международные соглашения. Исполнительными органами власти являются земельные правительства, а премьер-министр (буквально – «министр-президент») совмещает функции главы правительства и главы «государства», то есть главы земли. Правительство подотчетно ландтагу. В каждой существует свой орган конституционного контроля. Земли обладают достаточно развитыми формами непосредственной демократии. Если федеральный Основной закон предусматривает проведение референдума только при территориальных изменениях, то в землях получили распространение конституционные и законодательные референдумы, народная инициатива для роспуска ландтага, народная законодательная инициатива.

В ст. 30 Конституции четко  сформулирована презумпция компетенции земель: «Осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач являются делом земель, поскольку настоящий Основной закон не устанавливает или не допускает иного регулирования». В то же время ст. 31 безоговорочно гласит: «Федеральное право имеет приоритет перед правом земель». В дальнейшем, однако, Основной закон разграничивает компетенцию Федерации и земель отдельно в области законодательства и отдельно в области исполнения федеральных законов. В области законодательства ч. 1 ст. 70 вновь подтверждает презумпцию компетенции земель: «Земли имеют право законодательства, поскольку настоящим Основным законом законодательные полномочия не переданы федерации». И далее в ст. 73 и 74 определяются две сферы законодательной компетенции - федеральная и совместная, которые еще в ряде статей уточняются по отдельным вопросам. Первая из них - это сфера исключительного федерального законодательства, а вторая - сфера конкурирующего законодательства Федерации и земель. При этом Основной закон не лишил земли возможности законодательствовать в сфере исключительной федеральной компетенции: они могут делать это, если специально уполномочены федеральным законом (ст. 71). Что же касается сферы конкурирующего законодательства (ст. 72), то здесь земли управомочены законодательствовать в той мере, в какой Федерация не издает законов и, следовательно, не пользуется своим правом на законодательство. А право такое возникает у Федерации в том случае, если существует потребность в федеральном законодательном регулировании вследствие того, что необходимо обеспечить равноценные условия жизни на федеральной территории или соблюдение правового или экономического единства в общегосударственных интересах. Федеральный закон может определить, что федеральное законодательное регулирование, необходимость которого отпала, может заменяться правом земель.

Примечательно распределение  исполнительной компетенции между  Федерацией и землями, где также действует презумпция компетенции земель даже применительно к федеральным законам. Согласно ст. 83 земли проводят федеральные законы в жизнь в качестве собственной задачи, если иное не определено или не допускается Основным законом. Иное, в частности, может заключаться в исполнении землями федеральных законов по поручению Федерации (ст. 84). Надзор за этим осуществляется Федеральным правительством.

Однако Федерация согласно ст. 86, 87, 87-а - 87-е, 88 - 90 может и сама исполнять законы через собственную администрацию или непосредственно ей подчиненные публично-правовые корпорации или учреждения (например,учреждения социального страхования, действующие на территории более чем одной земли).

В соответствии со ст. 91-а  Федерация по трем позициям участвует  в выполнении задач земель, которые имеют значение для всего общества, если федеральное участие необходимо для улучшения условий жизни. Это участие главным образом финансовое. Однако следует подчеркнуть, что в условиях состояния обороны децентрализованная федерация в Германии фактически превращается в унитарное государство. В соответствии с ч. 1 ст. 115-с федерация в этом случае имеет право конкурирующего законодательства также и в сфере компетенции земель, а согласно п. 2 ч. 1 ст. 115-f Федеральное правительство может давать указания правительствам и ведомствам земель, равно как делегировать это полномочие назначенным им членам правительств земель.

Выше было подробно рассмотрено конституционное разграничение  законодательной компетенции между  федерацией и её субъектами в США и ФРГ. Сравним эти компетенции между странами.

Общее в исключительной компетенции федераций: установление и взимание налогов, регулирование  внешней торговли, эмиссия денег, почтовые службы, объявление войны  и заключение мира, формирование и содержание армии, правовая охрана интеллектуальной собственности, внесение поправок в Конституцию.

Специфика указанных  в Конституции сфер связана со временем, когда принимался Закон, геополитическими особенностями. Так, в Конституции  США особое внимание уделяется финансовой и вооружённой сфере, а в Конституции ФРГ дополнительно рассматриваются аспекты социальной сферы.

В Конституции  Германии отдельное внимание уделяется  таким проблемам, как социальное обеспечение, беженцы, ядерная энергия, трудовое право, искусственное оплодотворение, экология, ответственность государства, здравоохранение (конкурирующая компетенция). Гражданство, свобода передвижения, паспортный режим, иммиграция, эмиграция относится к исключительной компетенции федерации (ФРГ), но не оговорено в Законе США.

Информация о работе Разграничение законодательной компетенции между федерацией и ее субъектами в США и ФРГ: сравнительный анализ