Правовое регулирование статуса и деятельности международных аэропортов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной работы является комплексное изучение правоотношений в сфере защиты прав потребителей по российскому и зарубежному законодательству. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть общий характер правового регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей по законодательству Российской Федерации и зарубежных стран.
2. Раскрыть основные права потребителей.
3. Исследовать основные обязанности изготовителя, исполнителя, продавца.
4. Проанализировать защиту прав потребителей при продаже товаров.
5. Изучить защиту прав потребителей при выполнении работ, оказании услуг.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Общая характеристика правоотношений в сфере защиты прав потребителей по законодательству Российской Федерации и зарубежных стран 7
1.1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей 7
1.2. Основные права потребителей 13
1.3. Основные обязанности изготовителя, исполнителя, продавца 18

Глава 2. Правовое регулирование защиты прав потребителей (по российскому и зарубежному законодательству) 25
2.1. Защита прав потребителей при продаже товаров 25
2.2. Защита прав потребителей при выполнении работ, оказании услуг 34

Глава 3. Государственная и общественная охрана прав потребителей 43
3.1. Ответственность за нарушение прав потребителей 43
3.2. Государственные органы по защите прав потребителей 50
3.3. Общественные организации по охране прав потребителей 55
Заключение 60
Список использованной литературы 65

Файлы: 1 файл

ОБРАЗЕЦ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 2014.doc

— 490.00 Кб (Скачать файл)

Уголовная ответственность за нарушение прав потребителей предусматривается и за рубежом. Например, Д. Оутон, Дж. Лоури185, Н.Дж. Макбрайд и Р. Бэгшоу186 отмечают, что в Великобритании для применения норм об уголовной ответственности достаточно лишь нанесения лицу (и не обязательно потребителю) вреда некачественным товаром (услугой). Английский законодатель очень строго относится, к примеру, к такому нарушению, как не уведомление потребителя о праве на расторжение договора, заключенного за пределами места обычного ведения торговли. За данное деяние предусмотрена уголовная ответственность (ст. 17 Правил о прекращении договоров 2008 г.)187. Уголовная ответственность за заведомо ложную информацию, за нанесение вреда жизни и здоровью предусматривается в Испании188, Японии189. В Бразилии в Потребительском кодексе (ст.ст. 61-80) предусматривается уголовная ответственность за нарушение маркировки товаров; несообщение о вредных или опасных свойствах товаров; недобросовестная реклама; отказ в предоставлении гарантии; применение насилия, угроз в адрес потребителя и др. Отягчающими обстоятельствами считается совершение данных деяний: во время экономического кризиса; с причинением тяжкого вреда; с сокрытием деяния; лицом, занимающим более высокое положение, чем потребитель; в отношении умственно отсталых.

Во Франции часть преступлений (например, дискриминация при поставке товаров и услуг, подделка санитарных документов) закрепляется в Уголовном кодексе190, а часть – в Потребительском кодексе. Наоборот, в Уголовном кодексе Германии особых статей за нарушение прав потребителей вообще не предусматривается (за исключением ст. 328 об ответственности за хранение, транспортировку, обращение, владение, использование, импорт или экспорт радиоактивных веществ и товаров)191. В этом плане российский закон более проработан.

Как видим, во многих государствах мира, как и в России, существует институт ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей в гражданско-правовой, административной и уголовной форме.

 

3.2. Государственные органы по защите прав потребителей

Как справедливо отмечает И.А. Зенин, в организационно-практическом плане теория защиты прав потребителей находит опору в создании многочисленных обществ потребителей и соответствующих административных органов192. В Российской Федерации государственная защита прав потребителей осуществляется на федеральном, региональном и местном уровне (ст.ст. 40-44 Закона о ЗПП). Непосредственной охраной прав потребителей с 2004 г. занимается Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), осуществляющая функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей на потребительском рынке. В субъектах РФ образованы 84 территориальных управления и центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. Контролем и надзором за соблюдением законодательства о защите конкуренции и в сфере рекламы занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) и ее управления в субъектах РФ. Контроль за соблюдением прав потребителей на подведомственной территории и консультации потребителей осуществляют органы местного самоуправления. Хотя данные органы и не входят в состав государственных органов, от их деятельности во многом зависит функционирование государственной системы по защите прав потребителей в РФ. При нарушении прав потребителя привлечением к ответственности также занимаются правоохранительные органы и суды. В России потребители освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суды.

Подобная практика общепризнанна в мире. Например, в США существует доктрина «правового патернализма» - государственной защиты граждан от некачественных и опасных товаров и услуг (такая же концепция принята в европейских странах193). Охраной прав потребителей занимаются множество различных федеральных государственных учреждений и учреждений штатов. Например, Управление по контролю за пищевыми продуктами и медикаментами, Федеральная комиссия по торговле, Департамент перевозок, Департамент здравоохранения, Департамент юстиции и др. В каждом из штатов США существуют свои учреждения, занимающиеся охраной прав потребителей194. Например, в Калифорнии существует Департамент по делам потребителей. Генеральные прокуроры штатов регулярно занимаются выявлением и расследованием правонарушений на рынке товаров и услуг. Большое значение придается информированию потребителей. Например, в г. Чикаго муниципальный Департамент по делам предпринимательства и защите потребителей периодически публикует списки недобросовестных организаций, уличенных в некачественных услугах, если в отношении них поступило более одной жалобы, с указанием владельцев и полным наименованием компании. Положительной практикой можно назвать издание потребительских справочников и буклетов на федеральном и региональном уровне195. Американская система достаточно эффективна, но, по признанию Дж.В. Грея, не всегда196.

В Великобритании существует ряд государственных учреждений. Например, в Департаменте торговли и промышленности страны действует управление по делам потребителей. В 1999 г. появилось Агентство по стандартизации продуктов питания. С 1973 г. функционирует Министерство по надзору за добросовестностью предпринимательской деятельности, занимающееся мониторингом предпринимательской деятельности, выдачей лицензий, осуществлением досудебной защиты прав потребителей, информированием потребителей197. Роль британского центрального правительства можно свести к определению общих начал законодательной политики и надзору за соблюдением интересов потребителей на рынке198. За соблюдением стандартов на местах следят муниципальные службы по торговым стандартам, привлекающие нарушителей к уголовной ответственности199. Ключевой задачей государственных органов является предварительная разрешительная деятельность, позволяющая не допустить некачественные товары и услуги на рынок200.

Во Франции создано Главное управление по делам о конкуренции, потребителям и нечестной торговле. Непосредственным рассмотрением жалоб потребителей занимается Комиссия по защите потребителей201. Аналогичное государственное управление создано в Румынии202. В Нидерландах при Министерстве экономики, сельского хозяйства и инноваций функционирует Управление по защите потребителей203.

В Австралии государственной охраной прав потребителей занимается Австралийская Комиссия по защите конкуренции и потребителей. В ее компетенцию входит, в частности, вынесение запрета на применение конкретных форм недобросовестного предпринимательства, если суд или правительство признают соответствующие способы торговли незаконными204. Австралийское правительство периодически выпускает справочники как для потребителей205, так и для предпринимателей206. Считаем, что такой позитивный опыт, как издание государственными органами справочников, буклетов и других материалов следует использовать и в Российской Федерации.

В Бразилии Кодекс о защите потребителей 1990 г. в ст. 82 Кодекса закрепляется перечень государственных органов по охране прав потребителей: Федеральное Правительство, штаты, муниципалитеты и федеральные округа. Отметим, что в бразильской системе существуют проблемы, в некоторых случаях весьма схожие с проблемами Российской Федерации: региональные различия в условиях работы организаций по защите прав потребителей; недостаток людских, финансовых и материальных ресурсов; огромная территория страны; быстрая динамика развития экономики (появление все новых товаров и услуг); отсутствие единства в судебных решениях; отсутствие единой информационной системы по защите прав потребителей; глубокое социальное, экономическое и культурное расслоение населения, его малообразованность207.

Большое значение в мировой практике, как и в России, имеют суды. По словам Р. Книпера, только государственный суды и принудительное исполнение в состоянии гарантировать эффективную компенсацию вреда208. Часто наибольшее количество дел рассматривается в особых судах. Например, в штате США Нью-Йорк действуют суды по «малым» искам (не более 3000 долларов), зарекомендовавшие себя достаточно эффективным средством защиты прав потребителей209. Такие же суды (по искам до 1 400 000 иен) действуют в Японии210. В Великобритании важную роль в быстром и доступном разрешении дел играют распространенные административные трибуналы (отдельные суды, разбирающие лишь узкую сферу дел – здравоохранения, страхования, образования, городского и сельского строительства). Их к 2007 г. было 2000, а общее количество рассмотренных дел достигло 200 000 дел в год211. В Турции внутри судов общей юрисдикции существуют отдельные судебные секции по делам потребителей212.

Доступность правосудия для потребителей является общей мировой проблемой. Например, Л. Ноттидж с сожалением отмечает, что доступ к правосудию у австралийских потребителей значительно сократился с 1990-х годов вследствие повышения пошлин и общих затрат на судебное разбирательство213. Аналогичная ситуация с доступностью правосудия складывается в других странах. Например, потребители в Китае при подаче исковых заявлений обязаны оплатить судебные пошлины и несут иные расходы. В Индии пошлина должна оплачиваться потребителем при обращении в местные, региональные и федеральные органы по защите прав потребителей214. В Испании судебный порядок признается наиболее дорогим и долгим способом защиты прав потребителя215. Наоборот, в США во многих штатах и на федеральном уровне по большинству исков потребители, которым отказано в иске, не обязаны уплачивать судебные издержки победившей стороне216. Считаем, в плане затрат на судебные издержки положение российского потребителя гораздо лучше, поскольку он освобождается от ее уплаты.

Достаточно развита в зарубежных странах процедура досудебного урегулирования потребительского спора, что отчасти связано с дороговизной судебного разбирательства. Так, во Франции существует институт медиаторов, содействующих в примирении сторон217. В Германии данную функцию выполняют арбитражи, в Великобритании – «службы по альтернативному разрешению споров». В России процедура медиации также возможна, однако не настолько распространена, поскольку потребителю гораздо проще и надежнее обратиться в суд.

В свете расширения торговых связей и развития новых технологий (например, сети интернет) все большее внимание уделяется межгосударственному сотрудничеству по охране прав потребителей. К сожалению, данная система в настоящий момент лучше функционирует только в странах Европейского Союза (например, через Европейские Потребительские Центры в разных странах)218. Полагаем, что задачей стран мира в будущем будет сближение законодательств о защите прав потребителей, национальных стандартов качества, создания межгосударственных органов взаимодействия. Вступление нашей страны в 2012 г. во Всемирную торговую организацию является, в том числе, одним из шагов в сторону расширения взаимодействия по охране прав потребителей.

Из данного анализа следует, что, несмотря на различия в наименованиях или организационных формах, в Российской Федерации и зарубежных странах государственная защита прав потребителей заключается в создании системы специализированных учреждений, деятельности судов (в том числе третейских).

 

3.3. Общественные организации  по охране прав потребителей

Законом о ЗПП предусматривается общественная защита прав потребителей посредством создания гражданами объединений, ассоциаций, союзов потребителей (ст.ст. 45 и 46 Закона о ЗПП). В России общественным организациям созданы относительно благоприятные условия для осуществления охраны прав потребителей. Так, они имеют право обращаться в суд в защиту неопределенного круга потребителей; освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче иска; имеют право на возмещение судебных и иных издержек в случае удовлетворения иска и др.

В развитых зарубежных странах общественные организации по охране прав потребителей имеют давнюю историю. Например, в Германии первые потребительские союзы и кооперативы появились еще в середине XIX в.219 Конечно, в этом плане опыт России более скромен. За рубежом защита потребителя считается комплексной социальной проблемой, касающейся не только различных отраслей публичного и частного права, но и экономических, социологических, социально-психологических и иных аспектов жизни современного западного общества220.

В зарубежной литературе отмечается, что государственные меры по защите прав потребителей будут эффективны только тогда, когда будут задействованы институты гражданского общества и простые граждане221. В США общественный контроль в сфере прав потребителей достаточно развит. Например, в Калифорнии существует ряд некоммерческих организаций, например, Служба консультации потребителей по вопросам кредитов222. В Бразилии ст.ст. 81 и 90 Кодекса о защите потребителей предусматривают возможность защиты прав и интересов потребителей и жертв правонарушений в этой сфере лично или в коллективной форме. В Австралии одной из крупных потребительских организаций является «Choice».

В Великобритании определенную роль в делах о защите прав потребителей играет Ассоциация Потребителей. Журнал «Which?», издаваемый Ассоциацией, регулярно публикует информацию о правовых проблемах в потребительском праве. Кроме того, Ассоциация помогает в судебных делах, если считает, что дела имеет существенное значение для защиты прав потребителей. Между тем, исследователи признают, что этого явно недостаточно по сравнению с деятельностью общественных организаций в других юрисдикциях223.

Во Франции потребительские организации и ассоциации существуют на государственном и местном уровне. Среди крупных можно назвать Федеральный союз потребителей, Конфедерация по делам потребителей, домоводству и качеству жизни, Ассоциация по защите, просвещению и информированию потребителей и др. Аналогичные организации существуют и Германии: Федерация потребительских организаций Германии, Организация потребительской инициативы и др. В Японии на государственном и местном уровне функционируют потребительские общества, группы и ассоциации. Кроме них существуют институты общественных уполномоченных, располагающие сетью представителей на местах.

Отдельно стоит выделить французский опыт взаимодействия между государством и обществом. Например, во Франции есть Комиссия о безопасности товаров, в которую входят, наряду с представителями государственных органов, также представители национальных потребительских организаций и предпринимателей. Для технического содействия общественным организациям, проведения экспертиз и мониторинга, образовательной деятельности среди потребителей создан Национальный институт по потребительским отношениям, а также тестовые лаборатории, именуемые общественными учреждениям национального значения (ст.ст. R224-1, R531-1, L561-1 Потребительского кодекса). Считаем, что такой опыт следует перенять и России.

Несмотря на все достижения, в зарубежных государствах существуют и проблемы. Еще в 1970-80-х годах И.А. Зенин отмечал, что зарубежные «союзы потребителей отваживаются только на небольшие конфликты и только с мелкими фирмами. Отдельные потребители и даже их союзы не решаются возбуждать дела против монополий под угрозой непомерной имущественной ответственности. Крупная фирма, обвиненная, скажем, в обманной рекламе, вправе в случае отклонения иска потребовать полного возмещения ущерба, причиненного ее производственной деятельности и сбыту продукции. Слабые в финансовом отношении союзы потребителей не могут возмещать крупные убытки и потому вынуждены мириться с нарушением прав»224. Кроме того, в некоторых развитых странах (например, в той же Германии), организации по защите прав потребителей в законодательстве особо не выделяются, в отличие от российского законодательства. Между тем считаем, что наделение подобных организаций особыми правами необходимо. К такому же выводу пришли в Чехии, где особый статус потребительских ассоциаций и организаций подчеркивается их внесением в государственный реестр, что дает им право представлять интересы потребителей в судах и иных государственных органах, правом надзора и получения незамедлительных ответов по запросам в государственные органы. Для внесения в реестр устанавливаются особые правила, среди которых: 1) период деятельности в сфере защиты прав потребителей не менее двух лет; 2) независимость и ведение деятельности не с целью извлечения прибыли (ст.ст. 25, 26 Закона о защите потребителей).

Информация о работе Правовое регулирование статуса и деятельности международных аэропортов