Право международны» организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:38, лекция

Описание работы

Понятие, предмет и метод международного права.
Международное право можно определить как особую систему права — совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.
Международное право — это совокупность международно-правовых норм, самостоятельная отрасль права, регулирующая международные отношения и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения.

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы по МП экзамен2.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)

В поисках такого урегулирования стороны должны согласовывать мирные средства, которые соответствовали  бы обстоятельствам и характеру  спора. В случае если стороны не достигнут разрешения спора одним из вышеупомянутых мирных средств, они обязаны стремиться к урегулированию спора с помощью других согласованных между ними мирных средств.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны действовать в соответствии с целями и принципами ООН и воздерживаться от любых действий, которые могут подвергнуть угрозе поддержание международного мира и безопасности.

Международные споры  разрешаются на основе суверенного  равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру не должно рассматриваться несовместимым с принципом суверенного равенства.

Существуют международные  процедуры, предусматривающие разрешение споров.[79] Любому государству, особенно если оно намерено просить о созыве заседания Совета Безопасности ООН, следует к нему обращаться, прямо или косвенно, на ранней стадии и, если это целесообразно, в конфиденциальном порядке.

  1. Принципы международного права.

Принципы международного права — это обобщенные нормы, отражающие характерные черты и главное содержание международного права, обладающие высшей юридической силой (рис. 1).

Основные принципы международного права зафиксированы в:

  • Уставе ООН;
  • Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;
  • Заключительном Акте СБСЕ 1975 г.

Принципы международного права исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для функционирования системы международных отношений и международного права, а с другой — их существование и реализация возможны в данных исторических условиях.

Для принципов международного права характерны следующие признаки:

  • универсальность;
  • необходимость признания всем мировым сообществом;
  • наличие принципов-идеалов;
  • взаимосвязанность;
  • авангардность;
  • иерархичность.

Функции принципов международного права:

  • стабилизирующая — определяет основы взаимодействия субъектов международного права посредством создания нормативных рамок;
  • развивающая — закрепление нового, появившегося в практике международных отношений.

Принципы международного права можно классифицировать по следующим основаниям:

1) по форме закрепления различают принципы писаные и обычные, что не влияет на их юридическую силу;

2) по историческому признаку их подразделяют на доуставные, уставные и послеуставные (новейшие);

3) по степени важности защищаемых отношений можно говорить о принципах, обеспечивающих общечеловеческие ценности и принципах, связанных с интересами государств;

4) по объекту сотрудничества выделяются принципы, обеспечивающие защиту мира и безопасности, принципы мирного сотрудничества государств и принципы защиты прав человека, наций и народов.

Основными принципами международного права (юридическим фундаментом) являются следующие принципы.

  • Неприменение силы (п. 4, ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права 1970 г., определение агрессии, принятая ГА ООН в 1974 г., ЗА СБСЕ и др.). Устав ООН определил в качестве цели избавление грядущих поколений от бедствий войны при принятии практики, когда вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах, запрещение угрозы силой каким-либо образом, несовместимым с уставом ООН.
  • Мирное разрешение споров (Парижский пакт об отказе от войны 1928 г., п. 3 ст. 2 Устава ООН, ст. 5 Пакта Лиги арабских государств, ст. 3 Хартии ОАЕ, ЗА СБСЕ).

Каждое государство  разрешает свои споры с другими  государствами исключительно мирными  средствами, не подвергая угрозе международный  мир, безопасность и справедливость.

  • Территориальная целостность государств (п. 4 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах МП, ЗА СБСЕ).

Территория служит не только материальной основой государства, но и является необходимым условием его существования. Все члены  мирового сообщества обязаны соблюдать  территориальную неприкосновенность государств.

  • Нерушимость границ (Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ).

Государства должны воздерживаться от действий, направленных на изменение  существующих международных границ другого государства.

Основное содержание принципа сводится к трем ключевым элементам:

1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

2) отказ от каких-либо  территориальных притязаний на  данный момент или в будущем;

3) отказ от любых  иных посягательств на эти  границы, включая угрозу силой или ее применение.

  • Суверенное равенство (п. 1 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Все государства обладают различными правами и обязанностями, они обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также права, присущие суверенитету.

Основное назначение принципа суверенного равенства  — обеспечить юридически равное участие  в международных отношениях всех государств, независимо от различий социального, экономического, политического и  иного характера.

Согласно Декларации 1970 г., понятие суверенного государственного равенства включает следующие элементы:

  • государства юридически равны;
  • каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
  • каждое государство должно уважать правосубъектность других государств;
  • территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
  • каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
  • каждое государство должно выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Существует прямая связь  между суверенным равенством и уважением  прав, присущих суверенитету. Однако юридическое  равенство не означает фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Одним из примеров этого является особое правовое положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.

  • Невмешательство (п. 7 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Государство, международная организация не вправе вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Развитие международного сотрудничества увеличивает число  вопросов, которые государства на добровольной основе подвергают международному регулированию. Концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого вопроса.

  • Равноправие и самоопределение народов (Устав ООН, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларация о принципах международного права 1970 г.).

Все народы имеют право свободно определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.

  • Сотрудничество государств (ст. 1 Устава ООН, Декларация о принципах международного права). Государства, независимо от различий их систем, обязаны сотрудничать друг с другом в вопросах поддержания мира и безопасности, уважения прав человека, других областях международных отношений.

Представители различных  школ международного права утверждают, что обязанность государств сотрудничать носит не правовой, а декларативный характер. С принятием Устава принцип сотрудничества занял свое место в ряду других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному международному праву. В соответствии с Уставом государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в решении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».

  • Уважение прав человека (Устав ООН, Всеобщая Декларация прав человека 1948 г., Пакты о правах человека 1966 г., ЗА СБСЕ, Парижская Хартия для новой Европы 1990 г.). Все члены мирового сообщества должны содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития человечества.

В соответствии с международными актами можно выделить  следующие основные положения принципа уважения прав человека:

  • признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;
  • каждое государство обязано идти путем совместных и самостоятельных действий ко всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН. Иными словами, на каждом государстве и международном сообществе в целом лежит ответственность за содействие всеобщему уважению прав человека;
  • права человека должны охраняться властью закона, что обеспечит национальный мир и правопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего средства против тирании и угнетения;
  • государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его юрисдикции лицам права и свободы, признанные международным правом, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, сословного или иного положения;
  • каждый человек несет обязанность в отношении других людей и того общества и государства, к которым он принадлежит;
  • государство обязано принять законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения международно-признанных прав человека;
  • государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты;
  • государство обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними.

Непосредственная регламентация  и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации. Международные документы не определяют, каким образом государство будет выполнять принятые на себя обязательства. Вместе с тем, стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в определенной мере связывают свободу поведения государств в сфере национального законодательства.

Федеральным законом  от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ Российская Федерация  ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод с  изменениями, внесенными Протоколам к  ней № 1, 2, 3, 5, 8 и дополнениями, содержащимися  в Протоколе № 2. Согласно ст. 1 Закона «Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Cуда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации». Российская Федерация признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека по вопросам применения и толкования Конвенций, Протоколов к ней в случаях нарушения этих соглашений Россией.

  • Добросовестное выполнение международных обязательств (п. 2 ст. 2 Устава ООН, Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 гг., ЗА СБСЕ). В своем законодательстве и практике государства, как субъекты международного права, должны строго придерживаться обязательств, взятых на себя в тех или иных международных договорах и соглашениях.

Принципы могут быть и региональными. Получили распространение двухсторонние акты о принципах (декларации, договоры). Нередко в их число включаются политические и иные принципы. Например, неделимость мира, равная безопасность, добрососедство, сохранение общего культурного наследия человечества, охрана окружающей среды и др. Есть все основания отнести к основным принципам международного права такие общеправовые принципы как справедливость, добрососедство, а также не злоупотребление правом.

Для того, чтобы принцип  стал общеобязательным, необходимо признание  его международным сообществом в целом, т.е. достаточно большим представительством государств.

  1. Резолюции международных организаций как источник международного права. Теория «мягкого права» в международном праве.

Информация о работе Право международны» организаций