Право международны» организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:38, лекция

Описание работы

Понятие, предмет и метод международного права.
Международное право можно определить как особую систему права — совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.
Международное право — это совокупность международно-правовых норм, самостоятельная отрасль права, регулирующая международные отношения и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения.

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы по МП экзамен2.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)

Гпаеа 21. Право международны» организаций



Содержание

 

Понятие, предмет и метод  международного права.

Международное право можно определить как особую систему права —  совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Международное право — это совокупность международно-правовых норм, самостоятельная отрасль права, регулирующая международные отношения и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения.

Роль международного права в современном мире постоянно растет в связи с появлением ряда проблем и процессов, которые государства не в состоянии урегулировать с помощью внутригосударственного права и в рамках территории одного государства.

Особенности международного права проявляются прежде всего в сфере действия норм международного права, особенностях отношений, регулируемых международным правом, источниках международного права, специфике правового регулирования данной отрасли, особенностях системы международного права.

Как любая отрасль права, международное право имеет свой предмет и метод.

Предмет правового регулирования — это то, на что направлено правовое регулирование отрасли. Предметом международного права выступают международные отношения, складывающиеся между субъектами международного права (государствами, международными организациями, псевдогосударственными образованиями, народами).

Отношения, являющиеся предметом международно-правового  регулирования, можно разделить  на межгосударственные и немежгосударственные.

К межгосударственным относятся отношения:

1) между государствами; 

2) между государствами и нациями,  борющимися за независимость.

Международно-правовые нормы направлены прежде всего на регламентацию отношений  между основными субъектами международных отношений — государствами.

Отношений между государствами и народами, борющимися за независимость, представляют собой по сути как бы «предгосударства» и отношения с ними — это отношения с будущими государствами, если, конечно, такие государства будут созданы.

Однако международное право  регулирует и отношения немежгосударственного  характера — т.е. отношения, в  которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует.

Международными немежгосударственными  являются отношения:

1) между государствами и международными  организациями, а также государствоподобными  образованиями;

2) между международными организациями;

3) между государствами, международными  организациями, с одной стороны,  и физическими и юридическими  лицами — с другой;

4) между физическими и юридическими  лицами.

Метод правового регулирования — это способ воздействия отрасли на предмет ее регулирования. В международном праве применяются как императивные, так и диспозитивные методы.

Международное право  использует следующие методы:

  1. Исторический
  2. Формально-логический
  3. Сравнительный
  4. Функциональный
  5. Системный

Общий метод функционирования охватывает пять особых методов:

1) политико-правовой метод  - нормы международного права  осуществляются субъектами с  помощью политических средств;

2) морально-правовой метод  - использование механизма действия  морали для реализации норм  международного права; главное  здесь - в мобилизации нравственных  средств во имя обеспечения  добросовестного выполнения норм  международного права;

3) идейно-правовой метод - воздействие на международные отношения через идеологию, упрочение позиций международно-правового сознания, разъяснение целей, принципов и норм, создание убежденности в необходимости их осуществления;

4) организационно-правовой  метод - принятие организационных мер по реализации норм международного права как внутри государств, так и в международных отношениях;

5) специально-правовой  метод - применение специфических  правовых средств воздействия  на международные отношения. Этот  метод и является сутью международно-правового регулирования.

Функции международного права — это основные направления воздействия на международные отношения.

Международное право выполняет следующие функции:

Выделяют следующие  функции:

1) стабилизирующая - ее  значение состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться упрочить его, сделать более стабильным;

2) регулятивная - при ее  выполнении устанавливается международный  правопорядок и соответствующим образом регулируются общественные отношения;

3) охранительная - состоит  в обеспечении надлежащей охраны  международных правоотношений. При  нарушении международных обязательств  субъекты международных правоотношений  вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом;

4) информационно-воспитательная - состоит в передаче накопленного  опыта рационального поведения  государств, в просвещении относительно  возможностей использования права,  в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.

  1. Соотношение международного права и национального права.

Будучи равнопорядковыми юридическими явлениями и существуя  независимо друг от друга, международное  право и национальное право отдельных  государств имеют общие черты, присущие им как самостоятельным системам права.

Во-первых, они представляют собой совокупность юридических  принципов и норм (обязательных для  субъектов правил поведения), выполнение которых может быть обеспечено принудительно.

Во-вторых, международное право и внутригосударственное право обладают сходной структурой: в этих правовых системах имеются основные принципы, пронизывающие все их правовое пространство; они делятся на отрасли, подотрасли, институты; и, наконец, «первичным элементом» обеих систем являются правовые нормы.

В-третьих, и международное  право, и внутригосударственное  право используют практически одни и те же юридические конструкции  и термины. Однако поскольку каждая правовая система обладает своей  спецификой, международно-правовые понятия и категории не всегда идентичны имеющимся в национальном праве.

В то же время международное  и внутригосударственное право  представляют собой самостоятельные  системы права. Помимо общих черт имеются качественные отличия, признаки, характерные для каждой правовой системы. В их числе: отличия по предмету регулирования, способам создания и обеспечения правовых норм, источникам, субъектам права и другим характеристикам.

1) По предмету  регулирования.

Как известно, внутригосударственное  право призвано прежде всего регулировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Эти отношения, как правило, ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции.

Международное право, напротив, регламентирует главным образом взаимоотношения субъектов международного права (государств, народов, борющихся за свою независимость, международных организаций, государствоподобных формирований). Правда, в некоторых случаях международное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц, например, правоотношения, возникающие при международной купле-продаже, перевозке пассажиров и грузов и т.д. Однако основной предмет регулирования международного права лежит за пределами внутренней компетенции государств.

2) По способу  создания правовых норм.

Нормы национального  права создаются чаще всего в  результате односторонней государственно-властной деятельности; основное направление  правового регулирования — «вертикальное», «сверху — вниз». Адресаты норм внутригосударственного права в большинстве случаев в их создании не участвуют.

Нормы международного права, напротив, создаются «горизонтально», его субъектами на основе свободного волеизъявления участников международного общения.

3) По источникам  права (формам воплощения международных норм).

Любые правовые нормы  зафиксированы в различных юридических  формах. Внутригосударственные нормы  сформулированы в виде нормативных  актов, нормативных договоров, обычаев  и т.д.

Международно-правовые нормы  выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организаций.

Необходимо отметить, что в последнее время в  российской правовой системе стали  активно использоваться источники, сходные по форме с международно-правовыми. Речь идет о соглашениях между органами власти РФ и субъектов РФ, а также договорах субъектов Федерации между собой. Органы власти отдельных субъектов РФ склонны рассматривать данные договоры в качестве международно-правовых. Однако субъекты Федерации не являются субъектами права международных договоров, а регулируемые этими договорами отношения не выходят за рамки чисто внутригосударственных, поэтому указанные соглашения не могут быть признаны международными договорами; они имеют характер источников внутригосударственного права (подробнее см. гл. 4 настоящего пособия).

4) По субъектам  права.

Субъектами внутригосударственного права являются: государство, государственные  органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д.

Круг субъектов международного права отличается от субъектов внутригосударственного права. Специфика международного права  как особой системы права выражается, в частности, и в том, что его  субъекты выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями (подробнее см. гл. 5). В некоторых случаях международно-правовые нормы регулируют деятельность субъектов национального права. Однако правосубъектность этих лиц производ-на от воли основных субъектов международного права, принявших соответствующие международно-правовые нормы, поэтому они не являются субъектами права международных договоров и не могут рассматриваться в качестве субъектов международного права.

5) По способу  обеспечения исполнения норм.

Нормы внутригосударственного права обеспечиваются принудительной силой государства. В международных  отношениях отсутствует образование, стоящее над всеми субъектами международного права, «надгосударство», поэтому обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно).

Учитывая вышеизложенное, международное право можно определить как особую систему права —  совокупность международно-правовых принципов  и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

  1. Система международного права. Иерархия норм международного права. Jus cogens.

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных  принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят, с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты.

Таким образом, систему  международного права можно разделить  на следующие категории:

1) общепризнанные принципы международного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;

2) отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений;

3) общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;

4) нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права.

Классифицировать отрасли международного права можно по различным основаниям. Отрасли в международном праве можно выделять как по основаниям принятым во внутригосударственном праве, так и по специфическим основаниям международно-правового характера. К общепризнанным отраслям международного права относят право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций, право международной безопасности, международное морское право, международное воздушное право, международное космическое право, международное право по охране окружающей среды, международное спортивное право, международное гуманитарное право.

Информация о работе Право международны» организаций