Европейское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

В зарубежной и отчасти в отечественной юридической литературе в последние годы, в связи с проходящими в мире процессами глобализации и интеграции, вопросам организации и функционирования наднациональных институтов уделяется повышенное внимание.

Содержание работы

Европейский суд справедливости - основной носитель судебной власти в Европейском союзе....................................................................................3
Прецедентный характер решений Европейского суда справедливости............................................................................................13
Суд первой инстанции в судебной системе Евросоюза....................................................................................................23
Список литературы....................................................................................32

Файлы: 1 файл

европейскре контрольная вторая.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т  Р О Л Ь Н А Я           Р А Б О Т А

по Европейскому праву

тема: «Судебная система Европейского Союза»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск – 2013

Содержание:

 

  1. Европейский суд справедливости - основной носитель судебной власти  в Европейском союзе....................................................................................3
  1. Прецедентный характер решений Европейского суда справедливости............................................................................................13

  1. Суд первой инстанции в судебной системе Евросоюза....................................................................................................23
  2. Список  литературы....................................................................................32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Европейский  суд справедливости - основной носитель  судебной власти в Европейском  союзе

В зарубежной и отчасти  в отечественной юридической  литературе в последние годы, в  связи с проходящими в мире процессами глобализации и интеграции, вопросам организации и функционирования наднациональных институтов уделяется повышенное внимание. Об этом свидетельствуют, в частности, многочисленные публикации, посвященные деятельности Гаагского суда ООН, Международного уголовного суда, Европейского суда по правам человека и других им подобных институтов.

Не является исключением  в этом плане и Европейский  суд справедливости (European Court of Justice), зачастую именуемый также Судом  правосудия Европейских сообществ (Court of Justice of the European Communities), или просто Судом, выступающим в виде основного носителя судебной власти в Европейском союзе и олицетворяющим собой судебную ветвь власти в этом сообществе1.

С момента своего образования  в 1958г. на базе трех ранее существовавших с 1950г. наднациональных судов, "обслуживающих" соответственно три Европейских сообщества: Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское объединение по атомной энергии, - Европейский суд справедливости (ЕСС) если и не находился в центре внимания исследователей европейского права, то, по крайней мере, постоянно занимал значительное место в проводимых в данной области исследованиях.

Анализ научного и  законодательного материала показывает, что Европейский суд справедливости периодически подвергался исследованию под углом зрения порядка его формирования, состава, процедуры принятия его решений, характера его отношений с национальными судами государств Европейского союза и др.

Весьма важное значение для дальнейшего, более глубокого и разностороннего изучения данного института имеет также, как представляется, рассмотрение его под углом зрения основного носителя судейской власти в Европейском союзе; обладателя весьма широкой юрисдикции; многоликого института, обеспечивающего верховенство права Европейского союза и выполняющего другие, не менее важные функции.

2. При изучении и  освещении данной группы и  иных тесно связанных с ними  вопросов, во избежание недопонимания,  в особенности при констатации тезиса о Европейском суде справедливости как о главном носителе судебной власти в Европейском союзе, следует иметь в виду, что, будучи главным, он не является тем не менее единственным судебным органом и, соответственно, - единственным носителем этой власти.

В современной западной литературе на этот счет высказывается  несколько, а точнее - три в той  или иной мере отличающиеся друг от друга позиции.

Суть первой из них  заключается в том, что судебная власть в Европейском союзе осуществляется в основном только двумя судебными инстанциями, а именно - Европейским судом справедливости и так называемым Судом первой инстанции (The Court of First instance)2, который создан по настоятельной инициативе Европейского суда справедливости и который рассматривается едва ли не как "продолжение" этого Суда. 3

Основной смысл второй позиции выражается в том, что  авторы, исследующие судебную власть и судебную систему Европейского союза, выделяют в последней не два, а три звена, включая в нее, помимо Европейского суда справедливости и Суда первой инстанции, также национальные суды государств - членов Европейского союза.

В качестве аргумента  при этом используется тот факт, что национальные суды, по мнению авторов, разделяющих данную позицию, "применяя право Европейского союза", уже в силу этого могут и должны рассматриваться как "суды общей юрисдикции в системе всех европейских судов", как неотъемлемая составная часть этой системы.

Наконец, суть третьей  позиции западных авторов в отношении судебной системы Европейского союза и составляющих ее звеньев заключается в том, что в качестве носителей судебной власти данного сообщества рассматриваются не только собственно судебные общеевропейские и национальные органы, но и такой институт, как Европейская комиссия. Последняя, не будучи "в строгом смысле слова судом как таковым" и, соответственно, не выполняя "в прямом смысле судебные функции", а занимаясь в основном вопросами, касающимися "политики свободной конкуренции и государственной помощи" в рамках Европейского союза, тем не менее осуществляет, по выражению некоторых авторов, "околосудебные" функции.

Суть этих функций  сводится в конечном счете к тому, что Европейская комиссия в ряде случаев, а именно в случаях нарушения  правил свободной конкуренции и рассмотрения соответствующих дел в национальных судах, обладает и реализует предоставленные ей широкие возможности оказания влияния на ход рассмотрения и разрешения в них подобного рода спорных вопросов.

Наличие различных точек  зрения и суждений по вопросам структуры судебной системы Европейского союза вовсе не исключает, а, наоборот, всячески предполагает, исходя из сложившейся практики деятельности судебных органов данного сообщества, единство мнений в отношении доминирующей роли Европейского суда справедливости в этой структуре и выступления его в качестве главного носителя судебной власти Европейского сообщества.

3. Будучи признанным  в качестве основного звена  судебной системы Европейского  союза и главного носителя  его судебной власти, Европейский суд справедливости, по заключению исследователей, в силу своей довольно широкой и разносторонней юрисдикции, выступает одновременно в нескольких своих ипостасях-проявлениях. А именно: а) в виде международного суда, рассматривающего спорные вопросы, возникающие, с одной стороны, между различными институтами Европейского союза, а с другой - между государствами - членами данного объединения; б) одновременно в роли конституционного и административного суда. При этом признаки конституционного и административного суда усматриваются в том, что Европейский суд справедливости имеет дело, с одной стороны, с проблемами юридической состоятельности актов, исходящих от различных институтов Европейского союза - его "законодательных", исполнительных и иных органов, - соответствия издаваемых ими актов учредительным Договорам, а с другой - рассматривает и решает вопросы, касающиеся компенсации за ущерб, нанесенный юридическим или физическим лицам институтами Европейского союза или их служащими; в) одновременно в роли международного и конституционного суда в тех случаях, когда в соответствии с предоставленными ему полномочиями Европейский суд справедливости дает "предварительные заключения" (preliminary rulings), касающиеся толкования учредительных Договоров Европейского сообщества, а также юридической силы актов, исходящих от различных органов Европейского союза; г) в виде суда, обладающего уголовно-правовой юрисдикцией, а точнее, в виде суда, "имеющего признаки судебного органа, рассматривающего уголовные дела". Такого рода юрисдикция Европейского суда справедливости, по мнению экспертов в области права Европейского союза, предусмотрена как учредительными договорными актами, в частности Римским договором, так и другими, изданными на их основе нормативно-правовыми актами.

4. Правовую основу  Европейского суда справедливости  составляют учредительные договорные  акты западноевропейских государств, образовавших единый Союз, и Статут  о Европейском суде справедливости (Statute of the Court of Justice), определяющие статус, порядок формирования и деятельности не только самого Суда, но и Суда первой инстанции.

По своей юридической  силе данный статут - своего рода устав  Суда, а точнее, закон о Европейском  суде справедливости и о Суде первой инстанции, - представляет собой международный коллективный акт конституционного характера.

О правовой основе Европейского суда справедливости в Статуте (ст. 1) говорится, что данный Суд "должен быть создан и должен функционировать в соответствии с положениями Договора о Европейском союзе (EU Treaty), Договора об образовании Европейского сообщества (ЕС Treaty), Договора о создании Европейского объединения по атомной энергии (EAES Treaty) и данного Статута".

В Протоколе, непосредственно  касающемся статута Европейского суда справедливости, указывается также на то, что правовую основу данного судебного института составляют, кроме учредительных договорных актов и Статута о Суде, "некоторые, имеющие непосредственное отношение к учредительным Договорам" акты, принятые главами государств - членов Европейского союза в Ницце (Франция) в феврале 2001г.и дополненные решениями Совета министров в июле 2003г.и в апреле 2004г.

Правовая основа Европейского суда справедливости, наряду с другими  сторонами данного института, как  свидетельствует практика, не остается неизменной, а постоянно развивается и совершенствуется. Однако базисные, своего рода конституционные, элементы ее содержания, заложенные учредительными договорными актами как исходные правовые положения, остаются прежними, практически неизменными.

Помимо всего прочего это свидетельствует не только о стабильности положения Европейского суда справедливости в системе европейского правосудия, но и о сохранении и усилении его социально-правовой значимости, юридической весомости.

За истекшие десятилетия  своего существования Суд не только сохранил, а тем более не утратил своих позиций среди других европейских институтов, а наоборот, еще более усилил их и расширил.

Одним из доказательств  этого могут служить изменения  в плане расширения компетенции  Европейского суда справедливости, внесенные в его юрисдикцию Договором об образовании Европейского союза.

Речь идет, в частности, о расширении полномочий Суда в отношении  проверки соответствия издаваемых органами Европейского сообщества актов учредительным  Договорам.

Если раньше, в соответствии с Римским договором (п. 1 ст. 173) данные полномочия Суда позволяли ему проводить проверку на предмет "конституционности" только актов, исходящих от Совета министров и Комиссии (за исключением их рекомендаций и высказанных мнений-"заключений"), то с принятием Договора об образовании Европейского союза перечень этих актов и органов, издающих такого рода общеобязательные акты, которые подлежат проверке Европейским судом справедливости, значительно расширился.

Согласно Договору об образовании Европейского союза, а также сложившейся прецедентной практике, послужившей одним из оснований и причин, вызвавших изменения в ст. 173 Римского договора, проверке Судом на предмет "конституционности" подлежат не только акты Совета министров и Комиссии, но и акты Европейского парламента, затрагивающие интересы третьих лиц, а также совместные акты, принимаемые Советом министров и Европейским парламентом.

Как известно, Римский  договор (ст. 189), лежащий в основе всех последующих за ним договорных и иных основополагающих европейских актов и образований, включая Европейский союз, предусматривает принятие высшими органами Европейского союза таких нормативных актов, как регламенты, или постановления (regulations), директивы (directives), решения (decisions), рекомендации (recommendations) и заключения (opinions). Все они имеют юридический характер, но обладают далеко не одинаковой юридической силой и влиянием.4

Так, если регламенты, будучи актами прямого действия и применения на территории всех государств - членов Европейского союза обязательны для каждого из них, то директивы имеют обязательную силу "в отношении достижения конечного результата" лишь для тех государств, которым они адресованы. Определяя для каждого из них нормотворческую цель, директивы, как верно подчеркивается в научной литературе, оставляют "в компетенции национальных органов свободу выбора форм и методов действий по ее достижению"

Решения имеют обязательный характер только для тех государств, которым они непосредственно  адресованы. Что же касается рекомендаций и заключений, то они не имеют обязательного характера.

Имея дело с такого рода далеко не одинаковыми по своей  юридической природе и характеру  актами, Европейский суд справедливости в области проверки актов, принимаемых  различными органами Европейского союза, по замечанию исследователей, придерживается концепции, согласно которой "проверки не ограничиваются лишь постановлениями, именуемыми регламентами, директивами и решениями. Содержание постановлений Суд считает важнее формы их выражения, и он неоднократно подтверждал, что допускает принятие к рассмотрению любых предписываемых органами Европейского союза действий, порождающих правовые последствия". Например, в числе подвергавшихся рассмотрению на предмет конституционности со стороны Европейского суда справедливости были такие акты, как письма, коммюнике, "материалы для обсуждения" и др.

Информация о работе Европейское право