Дипломатическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ современного состояния дипломатического права как отрасли международного права.
Задачи данной работы:
- рассмотрение дипломатического права, как отрасли международного права;
- определение источников дипломатического права;
- рассмотрение задач, целей и функций органов внешних сношений;
- рассмотрение иммунитетов и привилегий, которыми наделены консульские и дипломатические учреждения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...3
1. Дипломатическое право: понятие и источники……………
1.1. Кодификация норм дипломатического права……………
2. Понятие, функции, виды и состав дипломатического представительства……………………………………………….
2.1.Дипломатический корпус…………………………………..
3. Порядок назначения и отзыва дипломатического представителя……………………………………………………
4. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников……………………………….
Решение задачи………………………………………………….
Заключение………………………………………………………
Список используемых источников…………………………….

Файлы: 1 файл

кр мп.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Иммунитеты и привилегии согласно преамбуле Венской конвенции  о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства.20 Юридической природой таких иммунитетов и льгот является суверенное равенство государств; ни одно из них не может подчинить своей власти другое, а дипломатическое представительство как орган государства и его дипломатический персонал как сотрудники государственного учреждения и олицетворяют государство.

В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. (Вена, 18 апреля 1961 г.) дипломатические иммунитеты и привилегии подразделены на две категории: иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и личные привилегии и иммунитеты главы и сотрудников представительства.

К первой категории иммунитетов  относится неприкосновенность помещений представительства. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Запрещение вступать в помещения представительства без согласия его главы носит абсолютный характер. Из этого правила нет никаких исключений.

Согласно Венской конвенции  о дипломатических сношениях «на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполнительных действий».21

В статье 24 Венская конвенция  о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) установлено, что архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Это касается и периода разрыва дипломатических отношений и времени вооруженного конфликта между двумя государствами.

Помещения представительства обладают фискальным иммунитетом, как собственные, так и арендованные, они освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые являются платой за конкретные виды обслуживания.

Официальная корреспонденция дипломатического представительства неприкосновенна. Помимо обычных дипломатических курьеров иммунитетом пользуются и временные дипломатические курьеры, однако этот иммунитет сохраняется только до момента доставки ими дипломатической почты по назначению.

Венская конвенция  о дипломатических  сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) предоставляет представительствам несколько привилегий. Первая из них относится к таможенным привилегиям. Так государство пребывания, как принято его законами и правилами, разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин предметы, предназначенные для официального пользования представительства. Второй привилегией дипломатического представительства является его право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.22

К числу привилегий дипломатического представительства следует отнести и свободу сношений со своей страной, ее дипломатическими и консульскими представительствами в других государствах. В этих целях государство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая использование дипломатических курьеров или шифрованных депеш.

Кроме перечисленных, некоторые привилегии предоставляются дипломатическим представительствам на основе международной вежливости, а также в силу сложившихся в дипломатической практике обыкновений. Так, дипломатическое представительство имеет право на внеочередную и гарантированную отправку и получение различной корреспонденции.23

Ко второй категории иммунитетов  и привилегий относятся личные иммунитеты и привилегии. Первым среди иммунитетов Венская конвенция  о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) называет неприкосновенность личности главы дипломатического представительства и членов дипломатического персонала. Они не могут быть арестованы или задержаны в какой бы то ни было форме. Государство пребывания должно относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство.

Дипломаты пользуются иммунитетом от юрисдикции государства пребывания. Если в следственные и судебные органы этого государства поступают требования о производстве следствия и суда в отношении дипломатов, то такие дела должны быть признаны неподсудными. Иммунитет от уголовной юрисдикции обеспечивается дипломату для осуществления функций дипломатического представительства. Поэтому только правительство страны дипломата может отказаться от иммунитета.

Дипломаты пользуются также иммунитетом от гражданской юрисдикции, кроме случаев относительно: 1) вещных исков по частному недвижимому имуществу, которое находится на территории государства пребывания; 2) исков о наследовании, когда дипломат выступает как мастное лицо; 3) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Иногда бывает так, что дипломат сам возбуждает иск в суде государства пребывания. В этом случае он отказывается от неподсудности по данному делу, и на него не распространяется судебный иммунитет в отношении встречных исков, связанных с возбужденным им делом.

Дипломаты не обязаны давать показания  в качестве свидетелей, но могут  это делать, если сами того пожелают. Они пользуются иммунитетом и от административной юрисдикции, их нельзя оштрафовать или подвергнуть какому-либо иному административному взысканию.

Личный багаж дипломатов не досматривается, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом. Личный же багаж дипломатического работника или члена его семьи пользуется неприкосновенностью. Правда, Венская конвенция 1961 года предусматривает, что он может быть досмотрен в присутствии заинтересованного лица или его представителя, если есть серьезные основания полагать, что он содержит предметы, запрещенные к ввозу или вывозу. Практика уточнила это положение: если принято решение о досмотре, но ничего запрещенного к ввозу или вывозу не обнаружено, у дипломата появляются основания для принесения протеста по поводу нарушения неприкосновенности его личного багажа, так как власти, производившие досмотр, не смогли доказать, что у них были для этого серьезные основания.24

Дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением: косвенных налогов, которые обычно включаются в цену товаров или обслуживания; сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, если он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства; налогов на наследство и пошлин на наследование, взимаемых государством пребывания; сборов и налогов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и налогов на капиталовложения в коммерческие предприятия в государстве пребывания; сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания; регистрационных, судебных и реестровых пошлин, ипотечных сборов и гербового сбора в отношении недвижимого имущества. Они освобождаются от всех трудовых, государственных и военных повинностей.

Дипломаты пользуются таможенными привилегиями. Государство пребывания разрешает дипломатам ввозить предметы, предназначенные для нужд представительства и личного пользования, а также для пользования членов их семей, без взимания таможенных пошлин, налогов и сборов.

Дипломатическими иммунитетами и  привилегиями пользуются также все  члены семьи дипломата, если они  не являются гражданами государства пребывания. Статус административно-технического персонала приравнен к дипломатическому статусу, кроме гражданской и административной юрисдикции, а также некоторых таможенных льгот. Что касается членов обслуживающего персонала, то они пользуются иммунитетом в отношении действий, совершаемых ими при исполнении их обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по службе.

Обязанности сотрудников дипломатического представительства состоят в том, чтобы уважать законы и постановления государства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела. Дипломату запрещено заниматься в государстве пребывания профессиональной и коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме (статья 29 Венской конвенции  о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)), консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений, а так же на основании судебных постановлений, вступивших в законную силу (статья 41 Венской конвенции  о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.)). Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции.

Каждый работник дипломатического учреждения пользуется привилегиями и  иммунитетами, с момента его вступления на территорию государства пребывания при следовании к месту своего назначения или, если он уже находится на этой территории, с момента, когда он приступил к выполнению своих обязанностей в консульском учреждении, для дипломатического работника это момент, когда о его назначении сообщается министерству иностранных дел или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

 

 

 

 

Задача

 

В начале июля 1984 г. СССР отправил дипломатическую  почту в адрес своего дипломатического представительства в Швейцарии, причём в качестве «дипломатического чемодана» выступал девятитонный грузовик. «Дипломатический грузовик» направился в Швейцарию в сопровождении советского дипломата и водителя. «Грузовик-чемодан» с грифом «дипломатическая почта» прошёл транзитом через все границы по пути следования, пока на границе у Швейцарии не был остановлен. Таможенные власти обратили внимание на необычные размеры «чемодана» и дали понять советскому дипломату, что «грузовик-чемодан» не подходит под обычное понятие «дипломатическая вализа», однако оставили окончательное решение этого вопроса для центральных таможенных властей в самой Женеве. Поэтому его пропустили, лишь предварительно опечатав. По прибытии «грузовика-чемодана» в Женеву Центральная таможенная служба Швейцарии отказалась принять грузовик в качестве дипломатической вализы и заявила о том, что рассматривает содержимое в грузовике не как дипломатическую почту, а лишь как «предметы, предназначенные для официального пользования». После этого она запросила у советского посольства список находящихся в грузовике предметов и разрешение на их досмотр.

Что представляет собой  дипломатическая вализа? Каков её статус с позиций норм международного дипломатического права? Какие требования предъявляются к размеру и весу дипломатической почты? Можно ли считать самолет, автомобиль, железнодорожный вагон или корабль, перевозящий дипломатическую почту, дипломатической вализой? Охарактеризуйте данную ситуацию с позиций Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.

 

 

Ответ:

Вализа - принятый в дипломатическом (посольском) и таможенном праве термин, означающий единицу багажа или груза, место, содержащее корреспонденцию, документы, материалы, предметы, составляющие дипломатическую почту. В. представляет собой разнообразное по форме вместилище (конверт, пакет, мешок, сумку, чемодан, короб, кофр, ящик), которое может быть изготовлено из любого подходящего (прочность, вла-го- и термостойкость)материала, упакованное особым образом, опечатанное (например, сургучом, воском)и опломбированное (например, свинцом)с тем, чтобы затруднить или исключить возможность его неконтролируемого - случайного либо умышленного - вскрытия ненадлежащими лицами или органами без ведома отправителя или получателя.

В Конвенции 1961 г. понятие «дипломатическая почта» не дается, ничто не указывает на допустимые размеры и вес вализы. В то же время в Конвенции говорится, что все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, должны содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования. Дипломатическая почта не подлежит вскрытию и задержанию как в государстве пребывания, так и на территории третьих стран.

Содержание понятия «дипломатическая почта» разрабатывается на основе практики, исходя из того, что понимается под «почтой» в самих государствах. Ни одно государство не считает автомобиль, самолет, железнодорожный вагон или корабль, перевозящие дипломатическую почту, вализой. Дипломатической вализой могут быть только те посылки или ящики, которые находятся внутри данного транспортного средства. Поэтому вполне правомерно, что Швейцария отказалась рассматривать грузовик в качестве дипломатической вализы.

При этом государства исходят не только из общей национальной практики, но и из сопоставления со статусом средств передвижения самих дипломатов. Как известно, при определенных условиях (нарушение правил дорожного движения, аварии и пр.) транспортные средства дипломатов могут быть задержаны для проверки документов, технического состояния автомобиля. Поэтому предоставление перевозящим дипломатическую почту транспортным средствам режима дипломатической вализы, которая по Венской конвенции 1961 года имеет абсолютную неприкосновенность (п. 3 ст. 27), создало бы такой режим, который государства не предоставили даже транспортным средствам самих дипломатов, в том числе послов.

Информация о работе Дипломатическое право