Человеческое измерение ОБСЕ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

ОБСЕ признана региональной организацией согласно главе VIII Устава ООН и является главным инструментом раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления в своем регионе. ОБСЕ практикует широкий и всеобъемлющий подход к вопросам безопасности, который является одновременно всесторонним и основанным на сотрудничестве. Он охватывает три измерения безопасности - военно-политическое, экономическое/экологическое и человеческое, в силу чего ОБСЕ занимается широким кругом проблем, связанных с упрочением безопасности. К таким проблемам организация стала относить выполнение обязательств о проведении свободных и честных выборов, построении свободного гражданского общества и обеспечение свободы слова.

Файлы: 1 файл

Международное право.docx

— 61.15 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

Брянский  государственный университет 

имени академика И.Г. Петровского

 

 

 

юридический факультет

 

 

 

кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

Контрольная работа

по  дисциплине «Международное право»

 

 

  «Человеческое измерение ОБСЕ»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 3 курса  3 гр.

ОЗО (3.5 г.)

Попов А.А.

 

 

Проверил:

д.и.н., профессор

Михальченко С.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Брянск 2013

 

 

Введение

В современных международных  отношениях межправительственные организации  играют существенную роль как форма  сотрудничества и многосторонней дипломатии. Международные организации охватили весь мир и проникли во все сферы  общественно-политической жизни - будь то военная область, права человека или развитие СМИ. Без их участия  не решается ни одна крупная проблема государства.

ОБСЕ признана региональной организацией согласно главе VIII Устава ООН и является главным инструментом раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления в своем регионе. ОБСЕ практикует широкий и всеобъемлющий подход к вопросам безопасности, который  является одновременно всесторонним и  основанным на сотрудничестве. Он охватывает три измерения безопасности - военно-политическое, экономическое/экологическое и человеческое, в силу чего ОБСЕ занимается широким  кругом проблем, связанных с упрочением безопасности. К таким проблемам  организация стала относить выполнение обязательств о проведении свободных  и честных выборов, построении свободного гражданского общества и обеспечение  свободы слова. Эти факторы были признаны жизненно важными не только для демократии, но и для международной  безопасности. Права человека стали  рассматриваться как инструмент миротворчества. Созданные ОБСЕ три  института - Бюро по демократическим  институтам и правам человека, Верховный  комиссар по делам национальных меньшинств и Представитель по вопросам свободы  СМИ - стали олицетворением этих, теперь уже общечеловеческих, ценностей.

Актуальность данной работы: Современная концепция прав и свобод – не застывшая правовая догма, а постоянно находящаяся в динамике развития деятельность всего человечества в области защиты закономерно возникающих новых категорий прав человека, которая требует к себе пристального внимания и изучения. Права граждан, процесс их обеспечения и реализации, в виду их исключительной важности и актуальности во все времена привлекали к себе пристальное внимание многочисленных авторов, юристов, правоприменителей, правозащитников, законодателей и всей мировой общественности. Поэтому их деятельность постоянно получает свое закрепление, как в теоретических работах, так и в международно-правовых актах и внутреннем законодательстве отдельно взятой страны. Процесс формирования прав не прекращается ни на минуту.

ОБСЕ была создана как «организация по безопасности», однако, с самого начала своего существования вопросы  безопасности рассматривались ей в  самом широком смысле. ОБСЕ полагает, что безопасность – это нечто  большее, чем просто отсутствие войны, т. к. очевидно, что война в большинстве  случаев является лишь следствием нарастающих  противоречий между странами и народами, либо внутри государства. Фактически государства-участники  ОБСЕ стремились создать всеобъемлющие  рамки для мира и стабильности на Европейском пространстве. Хельсинский  Заключительный акт в качестве одного из десяти своих руководящих принципов  декларирует «уважение прав человека и основных свобод, включая свободу  мысли, совести, религии и убеждений».  Возможно, это положение стало одним из самых значительных этапов в истории защиты прав человека, ведь впервые права человека были включены в качестве четко сформулированного составного элемента в рамки региональной безопасности на той же основе, что и военно-политические и экономические вопросы. Эти принципы были впоследствии закреплены во многих документах и на сегодняшний день данный факт можно считать свершившимся и не вызывающим никаких сомнений. В связи с тем, что принципы ОБСЕ не подчинены никакой иерархии, государствам-участникам не представляется возможным настаивать на том, что в первую очередь они должны обеспечить политическую или экономическую безопасность, а уж затем заниматься вопросами прав человека и демократии.

Новейшая история подтверждает обоснованность такой концепции  ОБСЕ, которая гласит, что свободное  общество, позволяющее каждому гражданину принимать участие в политической жизни, является гарантией предотвращения возможных общественных конфликтов и нестабильности. Известно множество  фактов, когда отторжение от общества отдельных лиц или групп людей, чаще всего по этническим или политическим причинам,  приводило к напряженности и, даже, вооруженным конфликтам.

В ряде случаев обязательства в  области человеческого измерения  ОБСЕ идут гораздо дальше, чем традиционные юридически обязательные инструменты  в области прав человека. В традиционных договорах в области прав человека формулируются личные или коллективные права, а государство-участник обязуется  гарантировать и/или соблюдать  их. При этом в большинстве случаев  порядок выполнения этих обязательств определяют сами государства.

Человеческое измерение ОБСЕ идет гораздо дальше по пути увязки прав человека с институциональной и  политической системой государства. По сути, государства-участники  ОБСЕ, взяв на себя обязательства в области человеческого измерения, согласились с тем, что плюралистическая демократия, основанная на верховенстве закона, представляет собой единственную систему управления, способную гарантировать эффективное соблюдение прав человека.

Основополагающим аспектом человеческого  измерения ОБСЕ является то, что  права человека и плюралистическая демократия не рассматриваются как  внутреннее дело государства. Государства-участники  подчеркнули, что вопросы, касающиеся прав человека, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и  свобод составляет основу международного порядка. Фактически, государства-участники  «категорически и окончательно»  заявили, что «обязательства, принятые ими в области человеческого  измерения ОБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно  внутренних дел соответствующего государства». Поэтому, они уже не могут ссылаться на принцип невмешательства во внутренние дела в целях избежание обсуждения проблем с правами человека в их странах. Это объясняет, почему ОБСЕ является не только «общностью ценностей», но и «общностью ответственности». Следует отметить, что эта «ответственность» предполагает право не только критиковать другие государства за нарушение обязательств в области человеческого измерения, но и накладывает обязательства помогать друг другу в решении конкретных проблем.

Обязательства ОБСЕ в области человеческого  измерения отражают как традиционные права и свободы человека, так  и некоторые области, выходящие  за сферу традиционных прав человека. Как и в других международных  договорах, касающихся прав человека, важный вопрос состоит в том, до какой  степени они могут ограничиваться. Некоторые провозглашенные ОБСЕ свободы содержат конкретные положения  об ограничении. Однако Копенгагенский документ ОБСЕ сформулировал общее  правило для таких норм. В документе  сказано, что права человека не должны быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены  законом и соответствуют обязательствам государства по международному праву, в частности по Международному пакту  о гражданских и политических правах. Ограничения не должны применяться  произвольно и всегда должны приниматься  как исключение из общего правила, гласящего, что личные свободы должны соблюдаться. Любое ограничение должно быть строго соразмерно целям закона.

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных  условиях.

Объектом исследования являются международные документы и российское законодательство, регулирующие взаимоотношения  человека и государства, в области  защиты прав и свобод человека.

Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие  в процессе деятельности ОБСЕ.

Цели курсовой работы: исследование исторических этапов формирования института  ОБСЕ, ознакомление с международными стандартами, Конституцией и законодательством  РФ, закрепившими тематику ОБСЕ и права  человека.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:

Изучить историю создания и основные направления деятельности ОБСЕ.

Рассмотреть механизм и процесс  действия ОБСЕ.

Проанализировать проблемы в деятельности данного института.

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты ОБСЕ

 

1.1 Общие положения

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) представляет собой организацию  по безопасности, в которую входят 56 государств, расположенные на территории «от Ванкувера до Владивостока». В этом регионе ОБСЕ является главным  международным инструментом для  раннего распознания, предупреждения и предотвращения конфликтов, а также  регулирования кризисов и постконфликтной  реабилитации. ОБСЕ занимается широким  кругом вопросов безопасности, включая  контроль над вооружением, превентивную дипломатию, меры по укреплению доверия, права человека, наблюдения за проведением  выборов, экономическую и экологическую  безопасность. Решения принимаются  на базе консенсуса - все входящие в  организацию государства имеют  равный статус. Все это выделяет организацию среди других организаций  и институтов Европы. 56 государств- членов включают континентальную Европу, Кавказ, Центральную Азию и Северную Америку. ОБСЕ также сотрудничает со средиземноморскими и азиатскими партнерами. Можно сказать, что ОБСЕ, таким  образом, соединяет евроатлантическое  и евроазиатское общество «от  Ванкувера до Владивостока».

Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, осуществляется с помощью определенных принципов, воплощающих гуманистические ценности во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государством. Такой  специфической конкретизацией гуманистических  представлений применительно к  миру политики являются права человека.

Ушедший в историю ХХ век  явился определяющим этапом в закреплении  прав и свобод человека и гражданина на национальном и международном  уровне. Важнейшая задача приведения российского законодательства в  соответствие с нормами международного права в области прав человека сохраняет свою актуальность. Россия приняла на себя новые обязательства, подписав в 2001 г. Европейскую социальную хартию. Продолжительный период подготовки этого документа к ратификации  свидетельствует о серьезных  проблемах в системе социальной защиты российских граждан и о  таком уровне их социальных прав, который  не позволяет в короткие сроки  обеспечить исполнение европейских  требований социальных гарантий.

Политические и экономические  преобразования в России обусловили переоценку прежних социальных идей и установок. Первые шаги в направлении  рыночной экономики и нарастание социальной напряженности вызвали  желание обосновать резкое расширение социальных притязаний каждого члена  общества. Однако ограниченность экономических  возможностей государства (в связи  с изменением экономической системы) привела к необеспеченности многих решений. Предпринимаемые шаги по существенному  снижению социальных обременений общества и государства воспринимаются населением далеко не однозначно и влекут за собой  негативные последствия. Складывающаяся ситуация свидетельствует о том, что социальные проблемы имеют глубокие институциональные корни. Отдельными рецептами по нейтрализации конфликтов в обществе здесь обойтись нельзя.

Так же ОБСЕ практикует широкий  и всеобъемлющий подход к вопросам безопасности, а именно: защита и  содействие в развитии прав человека и основных свобод, сотрудничество в области экономики и экологии являются такими же важными вопросами  в поддержке и укреплении мира и безопасности, как и политические и военные вопросы. Их решение  является главной целью деятельности ОБСЕ. Различные аспекты рассматриваются  как взаимосвязанные и взаимозависимые. На протяжении всего времени существования  организации страны - члены активно  содействуют укреплению дополнительных мер в различных сферах безопасности - политической, военной, экономической, социальной. Еще один пример того, что  действие ОБСЕ основывается на понимании  безопасности, как всеобъемлющей  является участие организации во всех стадиях развития конфликтов, от раннего предупреждения и предотвращения конфликта до содействия в разрешении конфликта и постконфликтной  реабилитации.

 

1.2 История  создания и основные направления  деятельности ОБСЕ

История создания ОБСЕ берет  свое начало с подписания 1 августа 1975г. 33 государствами Европы, а также  США и Канадой в Хельсинки  Заключительного акта Совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе (СБСЕ). Этот документ, выработанный на основе интенсивных трехлетних консультаций, получил название «10 заповедей разрядки». «Заповеди» включали в себя положения  об уважении суверенитета, нерушимости  границ, отказа от использования силы при решении конфликтов, признание  территориальной целостности и  права народов на самоопределение, невмешательство одних стран  во внутренние дела других, уважение прав человека и свобод, сотрудничество между государствами и соблюдение международных законов.

С тех пор процесс разрядки и выработки общего направления  для решения проблем континента медленно развивался, что выразилось в проведении ряда встреч представителей государств-участников хельсинского совещания. Было очевидно, механизм, разработанный  на основе «10 заповедей», подписанных  странами, подходил для этого больше, чем военные блоки. После объединения  Германии, распада СССР и роспуска Организации Варшавского Договора в Европе и США развернулась широкая  дискуссия по проблеме строительства  новой системы безопасности. Прорабатывались  различные сценарии ее развития с  учетом того, что на первый план выходили вопросы экономики, экологии, демократии, культуры, информации, а военно-политические категории, казалось, переставали играть лидирующую роль. Таким образом, 5-6 декабря 1994г. на Будапештском саммите было принято  решение преобразовать с 1 января 1995г. СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) со своим уставом и юридическо - правовой базой. ОБСЕ стала первой всеобъемлющей организацией, сфокусированной  на общеевропейском процессе (в отличие  от ЕС и НАТО, которые остаются «полюсом притяжения») и действительно со временем может стать форумом  общеевропейского диалога и сотрудничества. В 1995-1996г.г. были разработаны сценарии «трех концентрических кругов», согласно которому предполагалось тесное взаимодействие «малого круга» ЗЕС  со «средним кругом» НАТО и «большим кругом» ОБСЕ. При этом сценарии, говорящие о возвращении к  политике баланса сил вместо интеграционных подходов в разрешении вопросов безопасности, подвергались критике. Особо говорилось о России, о ее роли в новой  европейской системе. Так Геншер, бывший министр иностранных дел  ФРГ, говорил: «Западу нужна сильная  Россия как партнер в деле европейского строительства... В более общем  плане речь идет об изменении всей Европы, а вовсе не о присоединении  Востока к Западу континента».2

Информация о работе Человеческое измерение ОБСЕ