Человеческое измерение ОБСЕ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

ОБСЕ признана региональной организацией согласно главе VIII Устава ООН и является главным инструментом раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления в своем регионе. ОБСЕ практикует широкий и всеобъемлющий подход к вопросам безопасности, который является одновременно всесторонним и основанным на сотрудничестве. Он охватывает три измерения безопасности - военно-политическое, экономическое/экологическое и человеческое, в силу чего ОБСЕ занимается широким кругом проблем, связанных с упрочением безопасности. К таким проблемам организация стала относить выполнение обязательств о проведении свободных и честных выборов, построении свободного гражданского общества и обеспечение свободы слова.

Файлы: 1 файл

Международное право.docx

— 61.15 Кб (Скачать файл)

Обязательства ОБСЕ, как правило, принимают форму документов, принимаемых  консенсусом на встречах на высшем уровне или на уровне министров государств-участников ОБСЕ. Каждая такая встреча проходит в конкретной политической атмосфере  и контексте. Неудивительно, что  встречи на высшем уровне ОБСЕ сыграли  разную роль в создании новых обязательств. И если одни встречи, особенно в начале 90-х годов, позволили разработать  широкий набор важных новых норм, то другие ограничились незначительными  изменениями и дополнениями.

Такой “процессный” подход позволил принять большое число  документов ОБСЕ. В результате практикующим специалистам не всегда легко определить, какие именно стандарты применяются  в данной конкретной ситуации, особенно учитывая, что в каждом документе  в той или иной степени содержатся как повторы, так и новшества. В качестве главного ориентира пользователю следует иметь в виду, что все  документы в совокупности составляют нормативную базу ОБСЕ. То есть с  принятием новых документов уже  существующие документы не теряют своей  силы. Документы опираются один на другой и образуют то, что можно  назвать “достоянием ОБСЕ”. Они  были приняты на основе консенсуса и, как таковые, являются политически  обязательными для всех государств-участников ОБСЕ. Это относится также и  к вновь принятым в ОБСЕ государствам, которые при вступлении обязаны  признать это “достояние”.

Как следствие, пользователю не следует полагаться на какой-то один документ, а необходимо проверить  целый ряд существующих документов, с тем, чтобы определить фактический  объем обязательств по тому или иному  праву или основной свободе. Часто  в ранее принятом документе лишь провозглашается общий принцип, который позднее получает развитие в последующих документах. Однако поскольку обязательства и документы  построены один на другом, обязательства, зафиксированные в ранее принятом документе, не теряют своей силы, если в последующем документе содержится лишь общая ссылка на данное право.

В то же самое время, каждый документ в целом отражает конкретный исторический контекст, а его структура  следует определенной логике, которая  включает различные части данного  документа в более широкий  контекст. Поэтому прочтение всего  документа может также дать важную информацию в плане понимания  и толкования соответствующих норм. Это, собственно, и объясняет двойной  подход при составлении настоящего сборника, который состоит из тематического  и хронологического разделов.

Процесс ОБСЕ в основном представляет собой политический процесс, который  не создает юридически обязательных норм и принципов. В отличие от других документов, связанных с правами  человека, обязательства в области  человеческого измерения ОБСЕ являются скорее политически, чем юридически обязательными. Это очень важное отличие, поскольку оно ограничивает возможности использования правовых механизмов для соблюдения стандартов ОБСЕ.

Другими словами, выполнение обязательств ОБСЕ нельзя обеспечить через суд.

Однако, это не следует  ошибочно понимать как свидетельство  отсутствия у них обязательной силы. Различие здесь между “юридически” и “политически”, а не между “обязательные” и “необязательные”. Это означает, что обязательства ОБСЕ представляют собой нечто большее, чем простая  декларация воли или добрых намерений: речь идет о политическом обещании соблюдать эти стандарты.

Если для обсуждения международно-правовых документов, как правило, требуется  значительное время, прежде чем удается  согласовать окончательный текст, а заключительные документы являются предметом ратификации и оговорок, то к документам ОБСЕ это не относится. Их политическая природа позволяет  создать уникальную ситуацию: после  того, как между государствами  был достигнут консенсус, решения  вступают в силу немедленно и в  принципе являются обязательными для  всех государств-участников ОБСЕ (так  называемый принцип универсальности).

Это позволяет ОБСЕ оперативно реагировать на новые потребности. Так, например, когда в начале 90-х  годов участились случаи нарушений  прав человека в отношении меньшинств, ОБСЕ первой отреагировала и разработала  комплексный набор стандартов в  области защиты меньшинств. Позднее  эти политические стандарты послужили  основой для юридически обязательной Рамочной конвенции Совета Европы о  защите национальных меньшинств. обсе мониторинг

Описанная выше правовая база прав человека существует в интересах  всех людей, проживающих в регионе  ОБСЕ, и неслучайно права человека и основные свободы в ней названы  в качестве “прав всех людей от рождения”. В первую очередь, ответственность  за гарантирование этих прав возложена  на государства- участники ОБСЕ. Обязательства  в области человеческого измерения  ОБСЕ адресованы, в соответствии с  другими международными договорами в области прав человека, государствам-участникам. Обязательства еще более усиливают  этот общий принцип, подчеркивая, что  “защита и поощрение прав человека и основных свобод являются основополагающей целью правительства”.

В отличие от других договоров  в области прав человека, ОБСЕ не учредило суда или иного органа для  рассмотрения жалоб отдельных лица, с тем, чтобы обеспечить выполнение обязательств ОБСЕ. Это отражает политический характер процесса ОБСЕ и намерение  не дублировать существующие механизмы. Напротив, ОБСЕ усиливает эти важные механизмы и призывает все  государства-участники использовать существующие возможности и соблюдать  стандарты, установленные другими  международными организациями. Важно  также отметить, что отсутствие механизма  для рассмотрения индивидуальных жалоб  не исключает возможности доведения  этих случаев до сведения политических органов ОБСЕ.

 

 

 

Заключение

Утверждение принципа уважения прав человека и основных свобод для  всех – свидетельство универсального политико-правового признания государствами  всеобщего значения прав человека как  существенного фактора мира, развития норм и дружественных отношений  и сотрудничества между всеми  государствами. Все больше и больше в нашу жизнь входит принцип, что  «защита прав человека и основных свобод – неотъемлемый элемент международных  отношений, важное направление деятельности государств и международных организаций»

Многолетняя деятельность ООН, других международных органов и  организаций в том числе и  регионального уровня показывает, что  международная защита прав человека в наши дни состоит в том  числе в разработке национальных механизмов по защите прав человека и, самое главное, обеспечению их эффективной  работы.

В результате усилий и мер, предпринятых в ходе международного сотрудничества государств, были выработаны многие рекомендации, решения и договоры о демократических правах и свободах, накоплен определенный опыт международной  проверки выполнения государствами  своих обязательств в этой гуманной области международных отношений.

Следует иметь в виду, что, как правило, «механизм» проверки или  контроля распространяется на государство  только в том случае, если оно  дало свое согласие на это. Современной  международной практике известны различные  формы выражения государствами  такого добровольного согласия.

Отрадно, что становятся реальностью  слова выдающегося российского  юриста Г.И. Тункина, сказанные незадолго  до его кончины. Он считал появление  в современном международном  праве института прав человека великим  переворотом, так как классическое право считало суверенитет государства  непроницаемой границей для международного права. Человек оставался в неограниченном подчинении государству. Лишь современное  право, по мнению ученого, «взяло человека под свою защиту» и обязало  государство обеспечить права и  свободы всем людям, проживающим  на его территории.

Конституция России, признавая  идеологическое многообразие и частную  собственность, в значительной степени  опирается на опыт стран с рыночной экономикой и воспринимает их лучшие достижения. Поэтому в процессе согласования принципов и норм, относящихся  к правам человека и происходящих в рамках ОБСЕ, достигаются такие  договоренности, которые ранее были невозможны. Это относится и к  проблемам частной собственности, существования многопартийной системы, проведения действительно равных и  всеобщих выборов, и ко многим другим атрибутам демократии.

В то же время, «мало провозгласить  права и свободы человека и  закрепить их в законах, нужно  добиться материального обеспечения  этих прав и свобод, гарантировать  неукоснительное выполнение законов  всеми членами общества, независимо от занимаемой должности, сверху донизу».

Только при таком подходе  к основным правам и свободам человека и их эффективной защите можно  построить правовое государство, ибо  само понятие прав человека означает главенство, примат закона, одинаково  обязательного для всех граждан  того или иного государства, примат международного права над внутригосударственными установлениями, верховенство общечеловеческих ценностей над всеми другими.

Государства-участники ОБСЕ создали впечатляющий «корпус» норм и принципов в области человеческого  измерения. Документы ОБСЕ содержат множество важных обязательств в  области человеческого измерения, которые позволили Организации  играть ведущую и новаторскую  роль в этой области.

ОБСЕ действует на обширной территории, в основном в регионах, ставших ареной конфликтов и вооруженных  столкновений в результате крушения социалистической системы и Советского Союза. Именно к таким относятся  бывшие советские республики и, в  большой степени, балканские страны. На сегодняшний день можно говорить о том, что механизм действия ОБСЕ, несмотря на его активность и наличие  разветвленной системы органом, все же неэффективен в предотвращении потенциальных конфликтов. Тем не менее, анализ миссий ОБСЕ показывает, что организация действует очень  гибко и мобильно, и что вопрос эффективности ее действия, возможно, связан с ограниченностью ее полномочий. К тому же мир вновь дал понять, что вопросы конкретных политических амбиций и военно-стратегических интересов по- прежнему стоят выше, чем абстрактная «всеобщая безопасность». Тем не менее,

ОБСЕ может сконцентрировать свои усилия в других направлениях, как, например, экологическом или  борьбы с преступностью, а также  постконфликтной реабилитации, раз  уж механизм предотвращения конфликтов оказывается пока недееспособным.

 

 

 

Список литературы

 

1. Азаров  А.Я. Права человека. Новое знание. – М.: 1995.

2. Беляев  С.А. Некоторые вопросы развития  международно-правового противодействия  дискриминации//Право и политика. 2006. № 6.

3. Бережнова  И.А. Европа и угроза распространения  оружия массового уничтожения/Отв.  ред. канд. ист. наук Т.Г.Пархалина,  ИНИОН РАН. – М.: 1996.

4. Блищенко  И.П., Солнцева М.М. Мировая политика  и международное право. – М.: 1991.

5. Вайденфельд  В., Вессельс В. Европа от А  до Я. Справочник европейской  интеграции/Перевод с немецкого  И.Греля, «Abberts XII». – Рига: 2002.

6. Вне  конфронтации. Международное право  в период после холодной войны:  Сборник статей. – М.: 1996.

7. Выступления  И.С. Иванова на 11-м заседании  СМИД ОБСЕ//Дипломатический вестник. 2004. № 1.

8. Дзасохов  С.А. Некоторые аспекты межгосударственного  сотрудничества в сфере прав  человека/Рукопись деп. в ИНИОН  АН СССР. – М.: 1989.

9. Ежегодник,  СИПРИ: Вооружения, разоружение и  международная безопасность. – М.: Наука, 2003.

10. Иванов  И.С. Внешняя политика России  и мир. Статьи и выступления.  – М.: 2000.

11. Караганов  С. ОБСЕ и другие проблемы//Российская  газета 17 декабря 2004 года.

12. Кутейников  А. Правовые нормы международного  регулирования: волны унификации//Международные  процессы. 2003. № 1.

13. Левин  Л. Права человека: вопросы и  ответы. – М.: 1997.

14. Лукашук  И.И. Международное право. Особенная  часть: Учебник. 2-е изд., перераб.  и доп. – М.: 2001.

15. Малинин  С.А., Ковалева Т.М. Правотворческая  деятельность международных организаций  как способ реализации учредительного  акта//Проблемы реализации норм  международного права: Межвузовский  сборник научных трудов. – Свердловск, 1989.

16. Маргиев  В.И. Международные организации  (теоретические аспекты). – Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2001.

17. Международное  право: Учебник для вузов. 2-е  изд., изм. и доп./Отв. ред. проф. Г.В.Игнатенко и проф. О.И.Тиунов. – М.: НОРМА (Издательская группа  НОРМА-ИНФРА-М), 2002.

18. Международное  право: Учебник/Отв. ред. Ю.М.Колосов,  В.И.Кузнецов. – М.: 1999.

19. Местников  В.А. Пути повышения эффективности  деятельности организации по  безопасности и сотрудничеству  в Европе//Право и политика. 2005. № 5.

20. ОБСЕ  и права человека//Информация на сайте

21. Роман  Кирн. Глава VIII Устава ООН: необходимость  более широкой интерпретации//Международное  публичное и частное право. 2003. № 1 (10).

22. Тункин  Г.И. Право и сила в международной  системе. – М.: 1983.

23. Чернов  В.Л. Договор об обычных вооруженных  силах в Европе/Статья на сайте  МИД России

24. Шибаева  Е.А. Право международных организаций:  Вопросы теории. – М.: 1986.

25. Шибаева  Е.А., Поточный М. Правовые вопросы  структуры и деятельности международных  организаций. – М.: 1988.

26. Шлянцев  Д.А. Международное право: курс  лекций. – М.: 2006.

27. Энциклопедия  международных организаций: В  3-х т. Т.1. Международные межправительственные  организации/Под ред. проф. Л.Н.Галенской,  проф. С.А.Малинина. – СПб.: 2003

Информация о работе Человеческое измерение ОБСЕ