Антарктика как территория с особым международным режимом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:15, контрольная работа

Описание работы

Антарктика как пространство с особым международным режимом – это район южнее 60-й параллели южной широты, включающий материк Антарктида, шельфовые ледники и прилегающие воды.
Международный геофизический год показал плодотворность совместного исследования Антарктики и, основываясь на этом опыте, США предложили созвать конференцию для принятия Договора об Антарктике. Конференция прошла в Вашингтоне с 15 октября по 1 декабря 1959 г. Закончилась она подписанием бессрочного Договора об Антарктике, который вступил в силу в 1961 г. Данный договор первоначально подписали 12 государств: Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Южно-Африканский Союз, СССР, Великобритания и США.

Файлы: 1 файл

Антарктика как территория с особым международным режимом.docx

— 18.97 Кб (Скачать файл)
  1. Антарктика как территория с особым международным режимом.

Антарктика как пространство с  особым международным режимом –  это район южнее 60-й параллели  южной широты, включающий материк  Антарктида, шельфовые ледники и  прилегающие воды.

Международный геофизический  год показал плодотворность совместного  исследования Антарктики и, основываясь  на этом опыте, США предложили созвать  конференцию для принятия Договора об Антарктике. Конференция прошла в Вашингтоне с 15 октября по 1 декабря 1959 г. Закончилась она подписанием  бессрочного Договора об Антарктике, который вступил в силу в 1961 г. Данный договор первоначально подписали 12 государств: Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Южно-Африканский Союз, СССР, Великобритания и США. На 1 января 2008 г. в нем участвовали 46 государств, включая соседей Беларуси: Россию, Украину и Польшу. Беларусь присоединилась к Договору об Антарктике 27 декабря 2006 г.

Договор распространяется на район южнее 60-й параллели ю.ш., включая все шельфовые ледники. Согласно Договору Антарктика демилитаризируется, т.е. используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия, включая ядерное. При этом для невоенных целей допускается использование военного персонала или оснащения. Помимо демилитаризации и нейтрализации Антарктики, она объявлена безъядерной зоной, т.е. в Антарктике запрещены любые ядерные взрывы и уничтожение в этом районе радиоактивных материалов.     

 Договор об Антарктике не  признает суверенитета какого-либо  государства в каком-либо районе  Антарктики. Вместе с тем договор  не отрицает территориальных  претензий; он их «заморозил».  Пока Договор находится в силе, никакие действия или деятельность  не образуют основы для заявления,  поддержания или отрицания какой-либо  претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике; новые претензии не заявляются.      

 Любая страна, независимо от  ее участия в Договоре, вправе  проводить исследовательские работы  в Антарктике. Правительства, организации  и граждане всех стран осуществляют  на этом континенте научные  исследования на равных основаниях. Координация такой деятельности  осуществляется Специальным комитетом  координации научных исследований  в Антарктике (СКАР).      

 «Антарктика, - согласно ст.1 Договора, - используется только в мирных  целях. Запрещаются, в частности,  любые мероприятия военного характера,  такие, как создание военных  баз и укреплений, проведение  военных маневров, а также испытания  любых видов оружия». Однако  Договор не препятствует использованию  военного персонала или оснащения  для научных исследований или  для любых других мирных целей.       

 Международно-правовой режим  природных ресурсов включает  режим живых ресурсов и режим  минеральных ресурсов.     

 Согласно Конвенции о сохранении  морских живых ресурсов Антарктики 1980г., любой их промысел проводится  в соответствии с принципами: а) предотвращения сокращения  численности любой популяции  до уровней ниже таких, которые  обеспечивают их устойчивое положение;  б) поддержания экологических  взаимосвязей между вылавливаемыми  и связанными с ними популяциями  морских живых ресурсов; в) предотвращения  изменений в морской экосистеме, которые являются принципиально  неотвратимыми на протяжении  двух или трех десятилетий.  Для осуществления целей и  принципов Конвенции из ее  участников учреждается Комиссия  по сохранению морских живых  ресурсов Антарктики.       

 Конвенция о сохранении тюленей  в Антарктике 1972г. обязывает не  забивать и не отлавливать  в этом районе определенные  виды тюленей, за исключением  строго оговоренных в Конвенции  случаев.      

 Конвенция по регулированию  освоения минеральных ресурсов  Антарктики 1988г. обусловила соответствующую  деятельность государств вынесением  заключений, оценивающих возможное  воздействие освоения на антарктическую  окружающую среду, на региональный  и глобальный климат и констатирующих  достаточный уровень технологии  и процедур обеспечения безопасности.       

 Оператор (государство, орган  или учреждение государства, юридическое  лицо, совместное предприятие этих  субъектов), проводящий освоение  минеральных ресурсов, предпринимает  все необходимые меры для предотвращения  нанесения ущерба окружающей  среде, а в случае нанесения  такового несет материальную  ответственность.      

 Однако конвенционные меры  по обеспечению экологической  безопасности в дальнейшем были  признаны недостаточными. В Мадриде  4 октября 1991г. был подписан  Протокол по охране окружающей  среды к Договору об Антарктике, ратифицированный от имени РФ 24 мая 1997г. Его участники характеризуют  Антарктику как природный заповедник, предназначенный для мира и  науки. Протокол (ст.7) запрещает в  Антарктике любую деятельность  в отношении минеральных ресурсов, за исключением научных исследований. Следовательно, действие Конвенции  как бы заморожено на срок  действия Протокола (50 лет). Запрет  ст.7 продолжится до разработки  нового режима в отношении  освоения минеральных ресурсов  с учетом приемлемости такой  деятельности в интересах всех  государств.      

 В компетенцию периодически  созываемых консультативных совещаний  входит обмен информацией, взаимные  консультации, разработка рекомендаций  правительствам стран-участниц принять  меры, содействующие реализации  принципов и целей договора, включая  меры относительно:

1) использования Антарктики только  в мирных целях;

2) содействие научным исследованиям  в Антарктике;

3) содействия научному сотрудничеству  в Антарктике;

4) содействия осуществлению инспекций;

5) вопросов, касающихся осуществления  юрисдикции;

6) охраны и сохранения живых  ресурсов Антарктики.

Рекомендации подлежат утверждению  всеми странами – участницами  Договора. Вступившие в силу рекомендации являются составной частью международно-правового  режима Антарктики.      

 Статья V Договора запрещает  проведение в Антарктике ядерных  взрывов и удаление в этом  районе радиоактивных материалов. Первое Консультативное совещание  государств – участников Договора  рекомендовало правительствам своих  стран обмениваться информацией  относительно применения ядерного  оборудования и техники в указанном  районе.      

 Каждое государство – участник  Консультативных совещаний имеет  право назначать неограниченное  число наблюдателей, которые должны  быть гражданами государств, их  назначающих. Любой наблюдатель  имеет полную свободу доступа  во все районы Антарктики в  любое время.      

Для контроля соблюдения положений  Договора предусматривается возможность  инспекций. Наблюдатели, проводящие инспекцию, должны быть гражданами назначающих  их государств, их фамилии сообщаются каждому государству-участнику. Назначенные  таким образом наблюдатели имеют  полную свободу доступа в любое  время в любой или все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудование в этих районах, а также все морские  и воздушные суда в пунктах  разгрузки и погрузки груза или  персонала в Антарктике. Кроме  того, инспекция может проводиться  с воздуха.

Территория этого континента, а  также станции, установки и оборудование в его пределах, морские и воздушные  суда в пунктах разгрузки и  догрузки снаряжения, материалов или  персонала всегда открыты для  инспекции. Наблюдение с воздуха  может проводиться во всякое время  над любым районом Антарктики. О результатах контроля наблюдатели  составляют доклады, которые направляются государствам – участникам консультативных совещаний.      

 Государства обязаны заблаговременно  информировать друг друга о всех экспедициях на этот континент, совершаемых их судами или гражданами, а также о всех экспедициях, организуемых на их территории или направляющихся с их территории, о всех станциях в Антарктике, занимаемых их гражданами, о любом военном персонале или оснащении, предназначаемом для отправления в Антарктику.       

 Наблюдатели и научный персонал, а также сопровождающий их  персонал находятся в Антарктиде  под юрисдикцией того государства,  гражданами которого они являются.

Государства заранее уведомляют друг друга обо всех:

а) экспедициях в Антарктику или в пределах Антарктики, совершаемых  ее судами или гражданами, и всех экспедициях в Антарктику, организуемых на ее территории или направляющихся с ее территории;

б) станциях в Антарктике, занимаемых ее гражданами;

в) о любом военном персонале  или оснащении, предназначенном  для направления в Антарктику.

На основании договора действуют так называемые Консультативные  совещания, предназначенные для  обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, а. также разработки, рассмотрения и рекомендации своим  правительствам мер, содействующих  осуществлению принципов и целей  Договора. Участие в Консультативных  совещаниях могут принимать только представители тех присоединившихся к Договору государств, которые проявляют  свою заинтересованность в Антарктике проведением там существенной научно-исследовательской  деятельности, такой как создание научной станции или посылка  научной экспедиции. С 1 сентября 2004 г. в Буэнос-Айресе (Аргентина) начал  действовать Секретариат Договора по Антарктике.

Своими рекомендациями и  решениями Консультативные совещания  способствуют дальнейшему развитию положений Договора. Именно в рамках совещаний были разработаны и  приняты Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. и Конвенция  о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.

С развитием технологии стала  достижимой возможность промышленной разработки природных ресурсов Антарктики. Попытка развитых государств в 1988 г. изменить режим освоения недр Антарктики принятием Конвенции по регулированию  освоения минеральных ресурсов Антарктики вызвала мощную волну протестов  и в 1991 г. был принят Протокол об охране окружающей среды, который ввел 50-летний мораторий на любую практическую деятельность, связанную с разработкой  минеральных ресурсов в Антарктике. Соответственно сегодня действует  т.н. система Договора об Антарктике, куда входят все соглашения и обусловленные  ими механизмы сотрудничества, регулирующие правовой режим Антарктики.

 


Информация о работе Антарктика как территория с особым международным режимом