Антарктика международно-правовой режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Договор об Антарктике не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает территориальных претензий; он их « заморозил » (хотя Аргентина, Австралия, Чили, Франция, Новая Зеландия, Норвегия и Великобритания до сих пор имеют территориальные претензии на часть территории). Пока Договор находится в силе, никакие действия или деятельность не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике; новые претензии не заявляются (ст. IV).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….…3
Глава 1 Общие сведения об Антарктике………………………………………………….…....4
Глава 2 Договор об Антарктике………………………………………………………….….….7
2.1.Подготовка и заключение Договора об Антарктике…………………………………..…..7
2.2. Консультативные совещания…………………………………………………………...…..9
2.3. Принцип мирного использования Антарктики……………………………………...…...14
2.4. Юрисдикция государств в Антарктике………………………………………………...…16
Глава 3 Деятельность Российской Федерации по обеспечению обязательств по Договору об Антарктике ………………………………………………………………………………….18
3.1.О мерах по обеспечению интересов РФ в Антарктике и деятельности Российской Антарктической Экспедиции в 2002-2005 гг………………………………..……………….18
3.2. Порядок рассмотрения и выдачи разрешений на деятельность российских физических и юридических лиц в районе действия Договора об Антарктике………………………….20
Глава 4 Заключительные положения Договора об Антарктике……………………………25
Заключение ……………………………………………………………………………………27
Приложение: Договор об Антарктике………………………………………………………28
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Антарктика международно-правовой режим.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

Гуманитарный  Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Антарктика: международно-правовой режим.

                   

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

 

      Выполнила: студентка III курса юр. факультета

               Смирнова Е.О. 

    Проверил: Преподаватель Хайрова Г.С. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Екатеринбург 2004

 

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение……………………………………………………………………………………….…3

Глава 1 Общие  сведения об Антарктике………………………………………………….…....4

Глава 2 Договор об Антарктике………………………………………………………….….….7

2.1.Подготовка и заключение Договора об Антарктике…………………………………..…..7

2.2. Консультативные  совещания…………………………………………………………...…..9

2.3. Принцип мирного  использования Антарктики……………………………………...…...14

2.4. Юрисдикция государств в Антарктике………………………………………………...…16

Глава 3 Деятельность Российской Федерации по обеспечению обязательств по Договору об Антарктике ………………………………………………………………………………….18

3.1.О мерах  по обеспечению интересов РФ  в Антарктике и деятельности  Российской Антарктической Экспедиции в 2002-2005 гг………………………………..……………….18

3.2. Порядок рассмотрения  и выдачи разрешений на деятельность  российских физических и юридических  лиц в районе действия Договора  об Антарктике………………………….20

Глава 4 Заключительные положения Договора об Антарктике……………………………25

Заключение  ……………………………………………………………………………………27

Приложение: Договор  об Антарктике………………………………………………………28

Список литературы…………………………………………………………………………...35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Антарктика  как пространство с особым международно-правовым режимом – это район южнее 60-й параллели южной широты, включающий материк Антарктида, шельфовые ледники и прилегающие воды. Режим этого района регулируется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г.

Договор об Антарктике не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает территориальных претензий; он их « заморозил » (хотя Аргентина, Австралия, Чили, Франция, Новая Зеландия, Норвегия и Великобритания до сих пор имеют территориальные претензии на часть территории). Пока Договор находится в силе, никакие действия или деятельность не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике; новые претензии не заявляются (ст. IV).

Любая страна независимо от ее участия в Договоре, вправе проводить исследовательские работы в Антарктике. Правительства, организации  и граждане всех стран осуществляют на этом континенте научные исследования на равных основаниях. Координация такой деятельности осуществляется Специальным комитетом координации научных исследований в Антарктике (СКАР).

В 1988 г был  подписан ряд международных соглашений по защите Антарктики от коммерческой разработки минеральных ресурсов – в первую очередь важное значение имеет Соглашение по Регулированию Разработки Антарктических Минеральных Ресурсов, подписанное 26 членами Антарктического Соглашения (Австралия, а затем Франция, аннулировали свои подписи, выбрав вместо этого Протокол по защите окружающей среды, подписанный в Мадриде в 1991 г также 26 членами Антарктического Соглашения).Это Соглашение защищает континент от всех действий горной промышленности в течение 50 лет.

Международно-правовой режим, установленный договором 1959 г., предусматривает полную демилитаризацию и нейтрализацию Антарктики, запрещает ядерные взрывы, военные экспериментальные работы и захоронение ядерных отходов.

 

 

 

     Глава 1. 

Общие сведения об Антарктике.

  Антарктика  – район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые нередко Южным или Антарктическим океаном. Собственно шестой материк Земли - Антарктида занимает площадь, в два раза превышающую площадь Австралии. А площадь Антарктики в целом составляет около 50 млн. кв. км, что примерно равно 10% площади нашей планеты.

Физико-географической границей Антарктики считается линия слияния и перемешивания (конвергенции) холодных антарктических вод с теплыми субтропическими. Граница антарктической конвергенции определяет в то же время границу распространения типичных антарктических экосистем, включая фауну и флору.

 Почти весь  материк Антарктида, за исключением « горных вершин », постоянно покрыт материковым льдом. Средняя толщина ледникового покрова - 1,7 км, а максимальная - 4,4 км. Антарктический ледяной покров медленно движется в сторону моря и, сползая, образует над шельфовой частью морского дна ледники, получившие название шельфовых льдов. Из-за недоступности и сурового климата Антарктида длительное время оставалась загадочной землей. Догадки и предположения о существовании « Южной Земли » высказывались много столетий назад, еще в античные времена. Однако в течение многих столетий такого рода предположения не выходили за рамки гипотез. Лишь в XVIII столетии началось проникновение мореплавателей и исследователей в высокие широты Южного полушария. Сюда плыли направлены французские экспедиции Буве (1738 - 1739 гг.) и Кергелена (1772 - 1773 гг.), а также английская экспедиция Кука (1772 - 1775 гг.), которые отрыли в исследуемых районах несколько островов и провели полезные научные наблюдения. Но эти экспедиции в достигнутых ими широтах не обнаружили таинственного материка. Антарктида была найдена почти полвека спустя. Ее открыли в 1820 году прославившие себя этим подвигом экипажи двух русских парусных шлюпов «Восток» и « Мирный », которыми командовали Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев. В следующем году эта экспедиция сделала ряд других важных антарктических открытий, включая местоположение южного магнитного полюса.

После этого знания человечества об Антарктике постепенно расширялись и углублялись. Но наряду с научными экспедициями туда стали направляться промысловые суда и флотилии, занявшиеся широкомасштабной и выгодной добычей таких, например, представителей антарктической фауны, как тюлени и киты.

Указанные выше экспедиции в безлюдные антарктические районы многие годы не сопровождались созданием там каких-либо стабильных баз либо выдвижением претензий со стороны государств, направивших свои экспедиции, на осуществление ими суверенитета над обнаруженными районами Антарктики. Такие территориальные претензии стали выдвигаться и оформляться в одностороннем порядке лишь в начале XX века. Инициатива принадлежала Великобритании, которая начиная с 1908 года и в последующие годы приняла несколько национальных актов, провозгласивших суверенитет над значительным числом островов и земель а также над прилегающими к ним морскими водами. Позднее некоторые из них, по обретении независимости Новой Зеландией и Австралией, стали предметом притязаний этих двух стран.

Английская  инициатива была подхвачена в 1924 году Францией. Затем Норвегия в 1930 году также объявив норвежской территорией антарктический район, включавший, в частности, остров Петра I, открытый экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. В связи с этим правительство СССР нотой от 24 января 1939 г. сообщило норвежскому правительству о непризнании законного характера этой акции Норвегии и резервировало свою точку зрения по поводу государственной принадлежности земель, открытых русскими мореплавателями.

В 1939-1940 годах Аргентина и Чили выдвинули притязания соответственно на « аргентинскую » и « чилийскую » Антарктику, которые в значительной степени совпали с британскими. Они касались антарктических пространств, расположенных напротив Фолклендских островов. Аргентина, кроме того, заявила и о принадлежности ей самих Фолклендских островов, которые фактически находились во владении Великобритании. На аргентинских картах указанные острова именовались Мальвинскими. Эти события привели к обострению отношений Великобритании с Аргентиной и Чили. В конце 40-х - первой половине 50-х годов текущего столетия возникло несколько конфликтных ситуаций, сопровождавшихся со стороны Великобритании, Аргентины и Чили демонстрациями военной силы и инцидентами. Международные круги были обеспокоены также появившимися в печати сведениями о возможности использования Антарктики для военных целей, в частности превращения ее в полигон для испытаний ядерного оружия.

Однако наряду с этим появились и благоприятные  факторы, показавшие возможность решения  антарктической проблемы на основе взаимопонимания  и сотрудничества. Такими факторами оказались впечатляющие результаты международного сотрудничества в Антарктике, полученные в течение Международного геофизического года (1 июля 1957 г.- 31 декабря 1958 г.), совместная деятельность ученых различных стран по изучению Антарктиды и прилегающего к ней района. Эти изыскания подтвердили и значительно расширили данные о большом и многообразном воздействии Антарктики на природные процессы и жизнедеятельность в остальной части земного шара. В течение Международного геофизического года проявилась с большой очевидностью необходимость дальнейших совместных усилий различных государств в исследовании Антарктики и международного урегулирования антарктической проблемы в интересах всеобщего мира и мирного освоения потенциала Антарктики. Эти обстоятельства ускорили международное решение проблемы Антарктики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Договор об Антарктике.

2.1. Подготовка и заключение договора об Антарктике.

Успешное проведение в Антарктике в 1957-1958 гг. Международного геофизического года (МГГ) наглядно продемонстрировало возможность широкого международного сотрудничества в этом районе, несмотря на разногласия по вопросу о территориальной принадлежности отдельных районов Антарктики и напряженность в отношениях между Востоком и Западом. Вместе с тем все более очевидной становилась потребность в международном решении вопроса о правовом режиме Антарктики, вызванная настоятельной необходимостью предотвратить политическое соперничество государств в этом районе, обеспечить использование Антарктики исключительно в мирных целях, закрепить сложившийся уже в ходе реализации программ МГГ принцип свободы научных исследований, обеспечивающий продолжение широкого международного сотрудничества государств в изучении Антарктики.

Инициатором начала переговоров с целью заключения Договора об Антарктике выступили США. В принятии решения о выдвижении американской инициативы существенную роль сыграли опасения официальных кругов Соединенных Штатов, а также стран, заявивших территориальные притязания в Антарктике, относительно того, что широкие научные исследования, проводившиеся СССР в Антарктике в период МГГ, и его твердая решимость продолжать их и в дальнейшем приведут к дальнейшему укреплению позиций СССР в этом районе.

22.10.58 г. Государственный департамент сообщил о проведении США в течение предшествующих недель консультаций с другими заинтересованными государствами относительно взаимоприемлемой программы, которая позволила бы обеспечить по окончании МГГ продолжение международного научного сотрудничества государств. 02.05.58 Соединенные Штаты направили странам, проводившим научные исследования в Антарктике в рамках МГГ (СССР, Австралия, Англия, Аргентина, Бельгия, Новая Зеландия, Норвегия, Франция, Чили, Япония, Южно-Африканский союз), приглашение принять участие в международной конференции, созываемой США для заключения Договора об Антарктике. В ноте США от 2 мая предлагалось положить в основу будущего договора, следующие главные положения:

  • использование Антарктики только в мирных целях;
  • во всех ее районах свобода научных исследований, проводимых гражданами, организациями и правительствами всех стран;
  • продолжение международного научного сотрудничества, сложившегося в течение МГГ;
  • деятельность по достижению любых других мирных целей, не противоречащих Уставу ООН.

По вопросу о притязаниях  на суверенитет, заявленный в Антарктике, Соединенные Штаты выдвинули  формулу так называемого замораживания  решения вопроса о территориальных  притязаниях.

Ограничение числа участников конференции  по Антарктике только 12 упомянутыми государствами вызывало и сейчас продолжает вызывать критику, особенно со стороны развивающихся азиатских и африканских государств, которые считают, что значительная часть членов ООН умышленно была отстранена в 1959 г от участия в принятии решения о судьбе антарктического региона. Хотя такая критика на первый взгляд выглядит обоснованной, представляется, что попытка проведения в 1958-1959 гг международной конференции по Антарктике с широким кругом участников, учитывая специфику политической и правовой ситуации в этом районе, вряд ли оказалась бы успешной. Кроме того, подбор участников конференции не проводился по принципу исключения какой-либо категории стран и поэтому не может быть охарактеризован как дискриминационный. В конференции приняли участие страны, проводившие научные исследования в Антарктике в ходе МГГ и продемонстрировавшие свою заинтересованность продолжить эти исследования в будущем.

Информация о работе Антарктика международно-правовой режим