Антарктика международно-правовой режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Договор об Антарктике не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает территориальных претензий; он их « заморозил » (хотя Аргентина, Австралия, Чили, Франция, Новая Зеландия, Норвегия и Великобритания до сих пор имеют территориальные претензии на часть территории). Пока Договор находится в силе, никакие действия или деятельность не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике; новые претензии не заявляются (ст. IV).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….…3
Глава 1 Общие сведения об Антарктике………………………………………………….…....4
Глава 2 Договор об Антарктике………………………………………………………….….….7
2.1.Подготовка и заключение Договора об Антарктике…………………………………..…..7
2.2. Консультативные совещания…………………………………………………………...…..9
2.3. Принцип мирного использования Антарктики……………………………………...…...14
2.4. Юрисдикция государств в Антарктике………………………………………………...…16
Глава 3 Деятельность Российской Федерации по обеспечению обязательств по Договору об Антарктике ………………………………………………………………………………….18
3.1.О мерах по обеспечению интересов РФ в Антарктике и деятельности Российской Антарктической Экспедиции в 2002-2005 гг………………………………..……………….18
3.2. Порядок рассмотрения и выдачи разрешений на деятельность российских физических и юридических лиц в районе действия Договора об Антарктике………………………….20
Глава 4 Заключительные положения Договора об Антарктике……………………………25
Заключение ……………………………………………………………………………………27
Приложение: Договор об Антарктике………………………………………………………28
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Антарктика международно-правовой режим.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Когда Соединенные Штаты выдвинули  предложение о созыве Вашингтонской конференции для заключения Договора об Антарктике, было ясно, что вопрос о юрисдикции государств в этом районе ввиду его несомненного практического значения должен найти отражение в тексте договора. При этом очевидно были и трудности, которые могли помешать прийти к соглашению из-за тесной связи этого вопроса с проблемой территориальных притязаний.

Первоначально в проекте договора не имелось статьи о юрисдикции государств и предусматривалось только, что  одной из задач созываемых в рамках договора Консультативных совещаний будет выработка мер относительно вопросов, касающихся осуществления юрисдикции в Антарктике. Такое положение вошло в текст договора, одобренный конференцией (п.1е ст.IХ ). Однако в ходе переговоров по инициативе США в проект статьи о наблюдателях была включена ссылка на то, что они подчиняются юрисдикции только государства своего гражданства. В течение многих лет в Антарктике, несмотря на заявленные 7 государствами территориальные притязания, сложилась практика подчинения любого лица только юрисдикции государства его гражданства. Поэтому вполне естественным было внесение на конференции предложения, поддержанного подавляющим большинством делегаций, решить по аналогии с наблюдателями вопрос о юрисдикции в Антарктике также в отношении любых других лиц. Учитывая важность этого вопроса, конференция решила выделить его решение в отдельную статью.

Дискуссии по проекту такой статьи развернулись главным образом вокруг включения в нее положения  о том, что лица, находящиеся в  Антарктике, подлежат юрисдикции только той страны, гражданами которой они являются. Наряду с делегациями государств, не признающих территориальные притязания в Антарктике, в поддержку этого положения выступили делегации Англии, Австралии, Новой Зеландии и отчасти Норвегии. Представителями четырех указанных стран отмечалось при этом, что принятие данного положения ни в коей мере нельзя будет рассматривать как означающее отказ от заявленных ими прав в Антарктике. Против упомянутого положения выступили делегации Франции, Чили, Аргентины. Аргументация этих делегаций сводилась к тому, что признание юрисдикции государства гражданства за иностранными лицами, находящимися в Антарктике, где их государства осуществляют суверенитет, явилось бы существенным ограничением заявленных прав и потому затронуло бы принципиальные позиции в Антарктике. Однако для государств, не признающих территориальные притязания в Антарктике, естественно, неприемлемы были положения о территориальной юрисдикции государств в данном районе, так как это означало бы признание притязаний. Из-за острых разногласий конференция не смогла решить в целом вопрос о юрисдикции государств в Антарктике и пошла по пути фиксации, так сказать, согласованных исключений, то есть фиксации областей, где удалось достичь согласия.

Согласно п.I ст.VIII договора, без ущерба для соответствующих позиций его участников относительно юрисдикции над всеми другими лицами в Антарктике, под юрисдикцией только той страны, гражданами которой они являются, находятся наблюдатели, назначаемые в соответствии с положениями п. I b ст. III договора, и персонал, сопровождающий любых таких лиц. По настоянию делегаций Франции, Чили, Аргентины рамки действия п. I ст.VIII были еще более сужены и в него включена ссылка на то, что такого рода своеобразным иммунитетом указанные в пункте лица пользуются не безгранично, а для « содействия осуществлению ими своих функций … в отношении всех действий или упущений имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выполнения своих функций ».

  Поскольку договор не решал в целом вопрос о юрисдикции государств в Антарктике, на Вашингтонской конференции было признано целесообразным ст.VIII дополнить п.2, предусматривающим, в любом случае спора относительно осуществления юрисдикции в Антарктике участники договора будут немедленно консультироваться между собой с целью достижения взаимоприемлемого решения.

Представляется, что наиболее соответствующим  было бы решение проблемы юрисдикции так, как оно предлагается в проекте, обсуждавшемся в 1959 г на Вашингтонской  конференции. Учитывая, однако, проблему территориальных притязаний, такое решение, в общем, вероятно, невозможно. Поэтому решение вопросов юрисдикции в тех случаях, когда в этом возникает практическая потребность, наверное, является наиболее разумным. Так как в подобной ситуации нахождение прагматического решения отвечает интересам всех заинтересованных сторон, проблема юрисдикции рассматривается не теоретически, исходя из принципиальных позиций, а применительно к требованиям конкретной деятельности и вероятность достижения компромисса здесь гораздо выше.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Деятельность Российской федерации по обеспечению обязательств по Договору об Антарктике.

  3.1. О мерах по обеспечению интересов Российской Федерации в Антарктике и деятельности Российской Антарктической Экспедиции  в 2002 – 2005 гг.( постановление Правительства РФ от 24.09.01 № 685 )                   

 В целях обеспечения интересов  Российской Федерации в  Антарктике, выполнения международных обязательств Российской Федерации по Договору об Антарктике 1959 года и Протоколу по охране окружающей среды к этому Договору,  а  также обеспечения деятельности Российской антарктической экспедиции в 2002 -  2005  годах Правительство Российской  Федерации постановляет :

     1. Федеральной службе  России по гидрометеорологии   и  мониторингу окружающей   среды   и   Министерству  природных  ресурсов  Российской  Федерации  совместно  с   Министерством  иностранных   дел   Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации,  Федеральной службой геодезии и картографии России, другими заинтересованными   федеральными   органами  исполнительной  власти  с участием Российской академии наук принять меры, направленные на:

 повышение эффективности   приоритетных   научных  исследований  в Антарктике,  сохранение и  закрепление позиций Российской  Федерации  в Антарктике;

  выполнение комплекса  природоохранных мероприятий в  соответствии с требованиями  Протокола  по  охране  окружающей  среды  к  Договору об Антарктике 1959 года;

 обновление и   модернизацию   инфраструктуры   и   материально технической  базы Российской антарктической  экспедиции;

  обеспечение безопасности   персонала   российских  антарктических станций и безопасности проведения транспортных операций в Антарктике.

     Указанным федеральным   органам  исполнительной власти  осуществить выполнение  мероприятий   по   обеспечению   деятельности   Российской антарктической экспедиции в 2002 - 2005 годах согласно приложению.

     2. В частичное изменение постановления   Правительства  Российской Федерации   от  28  августа  1997 г.  N 1113 "О  деятельности Российской антарктической  экспедиции"  (Собрание   законодательства   Российской Федерации,  1997,  N  36,  ст.  4211)  перевести сезонную полевую базу Беллинсгаузен в режим круглогодичного действия.

     3. Министерству природных  ресурсов Российской Федерации  совместно с  Федеральной   службой  России  по  гидрометеорологии  и  мониторингу окружающей   среды   обеспечить  систематическое  проведение  сезонных геолого-геофизических исследований в Антарктике.

     4. Министерству   финансов   Российской  Федерации,  Министерству  экономического  развития   и   торговли   Российской   Федерации   при формировании    проектов    федерального    бюджета    и   федеральных инвестиционных программ на 2002 - 2005 годы предусматривать  выделение Федеральной   службе   России   по   гидрометеорологии  и  мониторингу окружающей  среды  и  Министерству   природных   ресурсов   Российской Федерации    средств    на    обеспечение    деятельности   Российской антарктической  экспедиции,  осуществляемой  в  режиме   установленных минимально  допустимых  параметров,  исходя из нормативов расходования горюче - смазочных материалов, других материально-технических ресурсов и  продуктов  питания  с  учетом специфики этой экспедиции и сезонного характера работ в Антарктике.

     5. Министерству  иностранных  дел Российской Федерации совместно  с Федеральной  службой   России  по   гидрометеорологии   и   мониторингу окружающей   среды,   Министерством   природных   ресурсов  Российской Федерации,    другими    заинтересованными    федеральными    органами исполнительной  власти  с  участием Российской академии наук принимать меры по совершенствованию системы Договора об Антарктике 1959  года  в рамках соответствующих переговорных механизмов.

     6. Федеральной службе  России по гидрометеорологии   и  мониторингу окружающей  среды, Министерству природных  ресурсов Российской Федерации  совместно с  заинтересованными  федеральными  органами  исполнительной власти  и Российской академией наук докладывать ежегодно Правительству Российской Федерации о ходе выполнения настоящего постановления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Порядок рассмотрения и выдачи разрешений на деятельность российских физических и юридических лиц в районе действия Договора об Антарктике (постановление Правительства РФ от 11.12.98. № 1476)

     1. Настоящий Порядок  разработан  в  соответствии  с  требованиями Протокола  по  охране окружающей среды к Договору об Антарктике (далее именуется  -  Протокол),  ратифицированного  Федеральным  законом   "О ратификации  Протокола  по  охране  окружающей  среды  к  Договору  об Антарктике" (Собрание законодательства Российской Федерации,  1997,  N 21, ст. 2384).

     2. Деятельность  в районе  действия  Договора   об   Антарктике, соответствующая его целям и принципам,  осуществляется  на  основе надлежаще оформленного разрешения.

     Настоящий Порядок   не  распространяется  на  выдачу  разрешений на научную и  промысловую  деятельность  в  районе  действия  Договора  об Антарктике  в  отношении  морских  живых ресурсов,  которые выдаются в соответствии  с  положениями  Конвенции  о  сохранении  морских  живых ресурсов  Антарктики,  Конвенции о сохранении антарктических тюленей и Международной конвенции по регулированию китобойного промысла.

     3. Разрешение на деятельность  российских физических и юридических  лиц в районе  действия  Договора  об  Антарктике  (далее  именуется  - разрешение) является официальным  документом,  определяющим условия,  в соответствии  с  которыми  может  осуществляться   указанная   в   нем деятельность в течение установленного срока.

     4. Разрешения   выдаются   Федеральной    службой    России    по гидрометеорологии   и  мониторингу  окружающей  среды по согласованию с Министерством иностранных дел  Российской  Федерации  и  Министерством природных ресурсов Российской Федерации на основании заявок российских физических и юридических лиц и  заключения  Государственного  комитета Российской  Федерации по охране окружающей среды об оценке воздействия планируемой деятельности в районе действия Договора об  Антарктике  на окружающую  среду  Антарктики  и  зависящих  от  нее и связанных с ней экосистем.

     Для рассмотрения  заявок на осуществление деятельности российских физических и юридических лиц в районе действия Договора об  Антарктике и    заключений    по   ним   заинтересованных   федеральных   органов исполнительной власти Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу   окружающей   среды   по   согласованию  с  Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской  Федерации,  Государственным комитетом Российской Федерации по охране  окружающей  среды  и  Российской  академией  наук  образует комиссию.

     5. Для   получения   разрешения    заинтересованные    российские физические  и  юридические  лица (далее именуются - заявители)  подают в Федеральную  службу  России   по   гидрометеорологии   и   мониторингу окружающей  среды:

 заявку (в пяти экземплярах)  по установленной форме;

данные об   оценке   воздействия   планируемой   деятельности  на окружающую  среду,  подготовленные  в  соответствии   со   статьей   8 Протокола;

 копии учредительных документов (в одном  экземпляре),  заверенные нотариусом, либо их оригиналы;

копию документа,   подтверждающего   факт   внесения   записи   о юридическом лице в Единый государственный  реестр юридических лиц,  или свидетельства   о    государственной    регистрации    индивидуального предпринимателя, заверенную нотариусом, или его оригинал;

 копию лицензии   на   осуществление  планируемой   деятельности  в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

     Форма заявки   утверждается   Федеральной   службой   России   по гидрометеорологии и мониторингу окружающей  среды  по  согласованию  с Министерством  иностранных  дел  Российской  Федерации,  Министерством природных ресурсов  Российской  Федерации,  Государственным  комитетом

Российской Федерации по охране окружающей среды и Российской академией наук.

     6. Федеральная  служба  России по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды,  Государственный  комитет   Российской  Федерации  по охране  окружающей  среды и Министерство  природных ресурсов Российской  Федерации имеют право в процессе  рассмотрения  заявки  запрашивать  у заявителя   дополнительную   информацию  в  зависимости  от  характера планируемой деятельности.

     7. Документы,    представленные    для    получения   разрешения, регистрирует  Федеральная  служба  России   по   гидрометеорологии   и мониторингу окружающей среды и (в случае их соответствия установленным требованиям) в течение не более 10 дней со дня регистрации  направляет для   рассмотрения   в   Министерство  природных  ресурсов  Российской Федерации и Государственный комитет  Российской  Федерации  по  охране окружающей среды.

Информация о работе Антарктика международно-правовой режим