Правовой режим международных проливов и каналов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:13, реферат

Описание работы

Значение морского судоходства возрастало по мере развития цивилизации. С прогрессом производительных сил общества совершенствовались способы международного использования морских средств сообщения. В современную эпоху морское судоходство между отдельными частями земной поверхности остается наиболее выгодным средством экономических связей. Обладание тем или иным проливом или каналом часто означало для государства возможность регулирования и контроля за морским сообщением между различными государствами. Страна, контролирующая данный пролив или канал, могла установить блокаду и таким образом повлиять на экономическое развитие отдельных государств и мира в целом. Морские пути всегда были наиболее приемлемы и удобны для транспортировки различных грузов и путешествий.

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД.docx

— 140.93 Кб (Скачать файл)

Правовой режим  международных проливов и каналов

Значение  морского судоходства возрастало по мере развития цивилизации. С прогрессом производительных сил общества совершенствовались способы международного использования морских средств сообщения. В современную эпоху морское судоходство между отдельными частями земной поверхности остается наиболее выгодным средством экономических связей. Обладание тем или иным проливом или каналом часто означало для государства возможность регулирования и контроля за морским сообщением между различными государствами. Страна, контролирующая данный пролив или канал, могла установить блокаду и таким образом повлиять на экономическое развитие отдельных государств и мира в целом. Морские пути всегда были наиболее приемлемы и удобны для транспортировки различных грузов и путешествий. Их роль не изменилась и в настоящее время. Часто открытие нового канал или пролива приводило к серьёзным мировым последствиям: возникновению нового государства, усовершенствованию торговли, расцвету или упадку городов или даже государств. Нельзя не отметить, что зачастую существует недостаток проливов или каналов в определенных местах. Человек научился исправлять географическую карту по своему желанию. Об этом свидетельствует постройка все новых каналов. Из вышеизложенного следует, что практически каждый пролив и канал имеют богатую историю, оказывают сильное влияние на экономику близлежащих стран и всего мира.

Первые  сборники морских обычаев типа Consulate del Mare 13-14 вв. при всем своем несовершенстве (с современной точки зрения) соответствовали экономическим интересам средиземноморских государств и городов позднего средневековья; они были замечательным достижением в области формирования международной юрисдикции на море.

Международные морские  каналы — искусственно созданные морские пути. Они строились обычно для сокращения протяженности морских дорог и уменьшения рисков и опасностей мореплавания. В частности, с введением в эксплуатацию Суэцкого канала расстояние между портами Европы и Азии сократилось более чем вдвое.

Существующие морские каналы построены  на территориях определенных государств под их суверенитетом.

Однако для некоторых морских  каналов в силу их большого значения для международного мореплавания или  по историческим основаниям были установлены  международные правовые режимы. Такие  режимы были установлены для Суэцкого и Панамского каналов

Суэцкий канал был сооружен на территории Египта акционерным обществом, созданным французом Ф. Лессепсом. Для постройки канала египетский хедив предоставил этому обществу концессию сроком на 99 лет с момента открытия канала. Канал был открыт в 1869 году и стал собственностью Акционерного англо-французского общества Суэцкого канала. На состоявшейся в 1888 году конференции в Константинополе была заключена Конвенция о Суэцком канале, которую подписали Великобритания, Франция, Россия, Австро-Венгрия, Германия, Испания, Италия, Голландия и Турция, представлявшая одновременно Египет. К Конвенции впоследствии присоединились Греция, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Китай и Япония. В соответствии со ст. 1 Конвенции Суэцкий канал должен всегда оставаться свободным и открытым как в мирное, так и в военное время для всех торговых и военных судов без различия флага. Право свободного прохода через канал имеют во время войны также и военные корабли воюющих держав. В канале, в его выходных портах и в водах, прилегающих к этим портам на протяжении 3 миль, запрещаются всякие действия, могущие создать затруднения для свободного судоходства. Блокада канала признается недопустимой. На дипломатических представителей держав в Египте, подписавших Конвенцию, «возлагается обязанность наблюдать за ее исполнением» (ст. 8).

26 июля 1956 г. декретом президента Египта Акционерное общество Суэцкого канала было национализировано. Совет Безопасности ООН в резолюции от 13 октября 1956 г. подтвердил суверенитет Египта над каналом и его право эксплуатировать канал «на основе прохода судов всех флагов».

После национализации канала правительство  Египта подтвердило, что постановления  Международной конвенции 1888 года о Суэцком канале будут им уважаться и соблюдаться. В Декларации от 25 апреля 1957 г. правительство Египта, подтвердив свое обязательство «обеспечить свободное и непрерывное судоходство для всех стран» по Суэцкому каналу, торжественно заявило о своей решимости «соблюдать условия и дух Константинопольской конвенции 1888 года».

В результате израильского вооруженного нападения на арабские страны в 1967 году судоходство по Суэцкому каналу на протяжении ряда лет было парализовано. В настоящее время канал открыт для международного судоходства. Для управления эксплуатацией Суэцкого канала египетское правительство создало Администрацию Суэцкого канала. Им были также одобрены специальные правила плавания по Суэцкому каналу.

Суэцкий канал

 

 

Панамский канал, расположенный на узком перешейке между Северной и Южной Америкой, был объектом многолетнего американо-английского соперничества. Еще до сооружения канала, в 1850 году, между США и Великобританией был подписан договор, по которому обе стороны обязались не подчинять канал в случае его сооружения своему исключительному влиянию и контролю.

Однако в 1901 году США удалось добиться от Великобритании отмены договора 1850 года и признания за США прав на сооружение канала, управление, эксплуатацию и обеспечение безопасности. В новом соглашении предусматривалось также, что канал должен быть открытым на основе равенства для торговых и военных судов всех флагов по примеру Суэцкого канала.

По соглашению, заключенному в 1903 году с Республикой Панама, образовавшейся на части территории Колумбии, США получили право на сооружение и эксплуатацию канала. Они приобрели права, «как если бы они были сувереном территории», в пределах 10-мильной сухопутной зоны по берегам канала и оккупировали ее «на вечные времена». США декларировали постоянный нейтралитет канала с обязательством держать его открытым для судов всех флагов в соответствии с англо-американским соглашением 1901 года, предусматривавшим по существу применение к каналу положений Конвенции о режиме судоходства на Суэцком канале 1888 года.

Открытие канала состоялось в августе 1914 года, но для международного судоходства он был открыт лишь в 1920 году. С тех пор и до 1979 года Панамский канал оставался под господством США.

В результате широкого и многолетнего движения панамского народа за возвращение канала Панаме США вынуждены были пойти навстречу требованию об отмене соглашения 1903 года.

В 1977 году были подписаны и с 1 октября 1979 г. вступили в силу два новых договора, заключенных между Панамой и США: Договор о Панамском канале и Договор о нейтралитете и функционировании Панамского канала.

В соответствии с Договором о Панамском канале все прежние соглашения между США и Панамой о канале утратили свою силу. Над Панамским каналом восстановлен суверенитет Панамы. «Зона канала», созданная соглашением 1903 года, упраздняется, и из нее выводятся войска США. Однако до 31 декабря 1999 г. за США сохраняются функции по управлению каналом и по его эксплуатации и обслуживанию (ст. 3). Лишь по истечении этого срока Панама «возьмет на себя полную ответственность за управление, эксплуатацию и обслуживание Панамского канала». 31 декабря 1999 г. прекратится действие Договора о Панамском канале. На срок действия договора США сохраняют «право» на размещение в зоне канала своих вооруженных сил (ст. 4).

Договор о нейтралитете и функционировании Панамского канала провозгласил этот морской путь «постоянно нейтральным  международным водным путем», открытым для судоходства всех стран (ст. 1 и 2). В договоре сказано, что Панамский канал будет «открыт для мирного транзита судов всех государств на условиях полного равенства и недискриминации». За проход и обслуживание при проходе взимается плата. Договор включает положение о том, что «гарантом» нейтралитета Панамского канала являются США.

Панамский канал

 

 

 

 

 

 

 

Международные проливы — это естественные морские сужения, проход судов через которые и пролет летательных аппаратов в воздушном пространстве над ними регулируются нормами международного права.

Режим Черноморских проливов  
Значение Черноморских проливов. В международной практике в понятие «Черноморские проливы» включаются Босфор, Мраморное море и Дарданеллы.  
Черноморские проливы соединяют закрытое Черное море с открытым Средиземным морем и через Гибралтарский пролив с Атлантическим океаном. Через Суэцкий канал и Красное море они соединяют Черное море с Индийским океаном.  
Особенность Черноморских проливов заключается в том, что они являются единственными путями сообщения черноморских государств с открытым морем. В случае закрытия проливов Черное море фактически оказывается изолированным от других морских театров. Таким образом, проливы — это своего рода «ключи» к Черному морю.  
Именно большое экономическое и стратегическое значение проливов и явилось причиной исключительно острой борьбы на протяжении ряда столетий между крупными державами за господство над проливами.  
На огромное экономическое и стратегическое значение Черноморских проливов неоднократно указывал Маркс в середине XIX в. В частности, в статье «Действительно спорный пункт в Турции» К. Маркс писал: «Торговое значение Дарданелл и Босфора делает их также и военными позициями первого ранга, т. е. такими позициями, которые будут иметь решающее значение в каждой войне. Аналогичными пунктами являются Гибралтар и Гельсингер на Зунде. Но Дарданеллы даже важнее этих пунктов вследствие своего географического положения».  
Действительно, закрытие Черноморских проливов не вызывает особого труда. Проливы очень узки. Самое узкое место в Босфоре около 600 м, самое широкое не превышает 3,3 км. В Дарданеллах самое узкое место 1,3 км, самое широкое—около 7,5 км. Глубина Босфора в среднем 50—70 м (наибольшая глубина 121 м). Глубина Дарданелл в среднем около 45 м (наибольшая глубина 104,3 м}. Весь путь из Черного в Эгейское море через проливную зону не превышает 170 миль. 

Правовой  режим Черноморских проливов регулируется Конвенцией о режиме проливов, принятой 20 июля 1936 г. Цель Конвенции — упорядочить  проход и судоходство “в рамках, отвечающих безопасности Турции и безопасности в Черном море прибрежных государств”. Из этого видно, что Конвенция  исходит из особого положения  черноморских государств, учитывает  их особые права и интересы. Конвенция  провозгласила свободу прохода  и мореплавания в проливах в качестве принципа международного права. Конвенция  определяет режим плавания торговых судов, военных кораблей и пролета  воздушных судов в мирное время, в военное время, когда Турция не участвует в войне и когда  она участвует в войне, и при  непосредственной угрозе Турции.

В мирное время торговые суда всех стран пользуются свободой судоходства и транзита в проливах днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких либо формальностей, при условии соблюдения положений об обязательном санитарном осмотре. Для покрытия расходов, связанных с мореплаванием торговых судов, Турция имеет право взимать установленный сбор (ст.2).

Порядок прохода  через проливы военных кораблей и пролета военных самолетов  регулируется ст.ст.8—22 Конвенции, в  которых предусмотрены четкие разграничения  прохода судов черноморских и  нечерноморских государств. Нечерноморские государства могут проводить  через проливы только легкие надводные корабли водоизмещением не более 10 тыс.т, имеющие артиллерию калибра не свыше 203 мм. Из этого следует, что нечерноморские государства не вправе проводить в Черное море линейные корабли, авианосцы и подводные лодки, Конвенция ограничивает число, общее водоизмещение и время пребывания военных кораблей нечерноморских государств в проливах: в акватории Черного моря они могут находиться не более 21 дня, а их общее водоизмещение не должно превышать 45 тыс.т (ст.18).

Черноморские  державы в мирное время могут  проводить военные корабли практически  любого водоизмещения и с любым  вооружением. Они имеют право  проводить свои подводные лодки  через проливы, но только в надводном  положении, днем и в одиночку (ст.12).

Для  прохода  иностранных  военных  кораблей  не  требуется  специального  разрешения  Турции;  ей  лишь  посылается  предварительное уведомление нечерноморскими  державами за 15 дней, черноморскими  — за 8 дней.

Конвенция подробно регулирует вопросы прохождения  через проливы иностранных военных  кораблей во время войны. Если Турция не участвует в ней, то корабли нейтральных государств могут проходить через проливы на тех же условиях, что и в мирное время. Военные корабли воюющих государств не имеют права пользоваться проливами. В случае угрозы войны, а также во время войны, когда Турция является воюющей стороной, проход военных кораблей зависит исключительно от турецкого правительства (ст.20).

Контроль  за выполнением положений Конвенции возлагается на турецкое правительство. Черноморские державы обязаны ежегодно сообщать Турции общее водоизмещение кораблей своего флота. Цель такого сообщения — регулировать разрешенный конвенцией общий тоннаж флотов нечерноморских держав, которые могут одновременно находиться в Черном море.


Информация о работе Правовой режим международных проливов и каналов