Административное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 13:24, реферат

Описание работы

Законода́тельство — издание законов; а также свод законов. Законодательство - это внешняя форма правовой системы страны на данном этапе развития.
Законодательство как комплекс нормативных актов
Законодательство — система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны.
Законодательство в широком понимании — система нормативных правовых актов, действующих в стране, включая не только законодательные, но и подзаконные нормативные акты — указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и т. п.

Содержание работы

Понятие Административное законодательство
Законодательство как деятельность по принятию законов
Административное законодательство
Федеральное и региональное законодательство
Конституционно-правовые предпосылки развития административного и административно-процессуального законодательства
Основные направления развития административного законодательства в современный период
Система административного законодательства
Основные тенденции формирования административно-процессуального законодательства в современный период
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Административное законодательство.docx

— 39.56 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Понятие Административное законодательство
  2. Законодательство как деятельность по принятию законов
  3. Административное законодательство
  4. Федеральное и региональное законодательство
  5. Конституционно-правовые предпосылки развития административного и административно-процессуального законодательства
  6. Основные направления развития административного законодательства в современный период
  7. Система административного законодательства
  8. Основные тенденции формирования административно-процессуального законодательства в современный период

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие Административное законодательство

Законода́тельство — издание законов; а также свод законов. Законодательство - это внешняя форма правовой системы страны на данном этапе развития.

Законодательство  как комплекс нормативных актов

  • Законодательство — система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны.
  • Законодательство в широком понимании — система нормативных правовых актов, действующих в стране, включая не только законодательные, но и подзаконные нормативные акты — указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и т. п.
  • Законодательство — система нормативных актов, действующих в какой-либо отрасли и (или) регулирующих определённую сферу общественных отношений, как правило соответствует отраслям, подотраслям и институтам права гражданское законодательство, уголовное законодательство, трудовое законодательство, законодательство о банках и банковской деятельности и т.п .
  1. Законодательство как деятельность по принятию законов

Законодательство - основная форма правотворческой деятельности. Подразумевает суверенитет народа (реализованный высшим органом государственной власти по принятию законов).

В системе отраслей российского  законодательства важная роль принадлежит  административному законодательству. Административное законодательство есть отрасль российского законодательства, регулирующие отношения, возникающие  в процессе исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления. 
Исполнительная деятельность представляет собой претворение в жизнь требований российских законов и других нормативных актов, принимаемых органами государственной власти. Распорядительная же деятельность органов управления заключается в издании административно-правовых актов, обеспечиваемых в необходимых случаях мерами государственного принуждения.  
Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. "Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе - на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой  власти”                                                  
"Интересы охраны законности и правопорядка, поддержания государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры, допускаемые законом.” Например представители власти – это государственные служащие, в частности начальник районного отдела милиции, районный военком и др., которые наделены правами давать обязательные указания как лицам, им подчиненными по службе, так и лицам, не подчиненным им по службе. В случае невыполнения их указаний они могут применить определенные меры административного принуждения. Государственное принуждение применяется на базе убеждения, в строгих рамках законности. "Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями являются неотвратимость воздействия на правонарушителя законность, справедливость, гуманизм. Борьбу за законность необходимо вести строго законными средствами. Государственное принуждение - это средство защиты интересов общества, вынужденная реакция на антиобщественные действия, принудительная деятельность регулируется правом. Кроме правового принуждения существует, например, педагогическое принуждение, психическое принуждение, физическое принуждение и его разновидность - дисциплина голода, семейное принуждение (главы семьи в отношении детей, иждивенцев); преступника в отношении жертвы, оккупантов в отношении населения оккупированной территории и т.п. 
Необходимо различать принуждение как специфическую деятельность органов государственного управления и как один из методов управления. Первый из них применяется в основном лишь к тем, кто не выполняет добровольно требования законодательства или законных органов государственного управления. Что же касается второго, то есть принуждения как метода управления, воздействие на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть.

Одной из основных характеристик  федеративного государства является наличие многоуровневой системы законодательства.

Российская Федерация  не стала исключением. Являясь демократическим  федеративным государством, Россия наделяет субъекты Федерации и органы местного самоуправления правом принимать нормативные  правовые акты по предметам своего ведения и в пределах своих  полномочий.

Новизна и сложность преобразований, на осуществление которых направлено законотворчество, значительное ускорение  его темпов породили немало существенных противоречий. В связи с этим одной  из существенных задач на настоящем  этане развития системы законодательства является обеспечение её целостности, чёткой структуризации и устойчивости.

В связи с этим актуальность разработки научно обоснованной концепции  развития законодательства во. взаимосвязи с экономическими и политическими реформами не только-возрастает, но и ориентирует исследователей на первоочередной теоретический анализ основных принципов и способов обеспечения единства нового отечественного законодательства с учетом его вертикальной структурированности.

Прежде всего, требует  уточнения определение самого понятия "законодательство" как базовой категории, определяющей критерии правотворческой и правоприменительной деятельности Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, т.е. имеющей как теоретическую, так и практическую значимость.

В настоящее время легальное  определение термина «законодательство» отсутствует. В теории права также нет однозначно закрепленного и общепринятого определения данного понятия.

Можно выделить несколько  его интерпретаций:

Одни считают разумным отказаться от широкой трактовки законодательства, так как «высшей юридической силой должен обладать только закон, на основе и во исполнение которого принимаются все нормативные правовые акты». Широкое понимание законодательства, по мнению Р.З: Лившица является «путём размывания закона, подмены его управленческими решениями».

Последний подход не может  вызывать возражений, и в будущем  такая позиция, получив соответствующее нормативное закрепление, может стать главенствующей. Однако на современном этапе под законодательством, как правило, понимается, совокупность всех нормативных актов, издаваемых в стране. Это подтверждается и практикой, так как в некоторых федеральных законах законодательство- определяется именно в широком смысле: Федеральный закон от 19.02.1993 года N4528-1 «О беженцах»4 устанавливает, что «законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов. Российской Федерации». Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 26.09.1997 года.№ 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»5, Федеральном законе от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»-, Федеральном законе от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

-как совокупность издаваемых в государстве нормативных правовых актов;

-как совокупность законов; 

-как совокупность нормативных актов, издаваемых высшими органами государственной власти и управления.

Анализ литературы позволяет  выделить два основных подхода к  пониманию законодательства: в узком и широком смыслах.

Под законодательством в широком смысле понимают систему не только законов, но и подзаконных нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительства России, других органов власти и управления.

"Законодательство есть система издаваемых уполномоченными правотворческими органами юридических актов, устанавливающих нормы права. Эта трактовка имеет широкий смысл, обозначая совокупность всех нормативных правовых актов.

  1. Административное законодательство

Совокупность нормативных  правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет  административного права, образует административное законодательство. 
В законодательном массиве административного права следует выделять: 
- общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т.п.); 
 
- законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); 
 
- международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. 
 
Определяя пределы и структуру системы источников административного права, ученые-административисты констатируют высокую степень ее подвижности, которая задается изменениями в правовой и организационной системе государства. 
К числу источников, по поводу которых отсутствует единство во взглядах, относится юридический прецедент (например, постановления Конституционного Суда России, Президиума Верховного Суда). Данные акты обладают признаками нормативных, однако не являются само значимыми и действуют лишь до тех пор, пока действует акт, с интерпретацией которого связаны соответствующие прецеденты. 
Как источник права постановления Конституционного Суда РФ имеют общеобязательное значение, применяются самостоятельно и неоднократно, в том числе по правилам аналогии в праве, являются окончательными, не могут быть преодолены повторным принятием акта или отдельного положения, признанного противоречащим Конституции РФ, а также обладают непосредственным действием и подлежат обязательному официальному опубликованию. Относительно постановлений Конституционного Суда РФ как носителей нормативной информации следует отметить, что в них затрагиваются права и свободы различных участников социальных отношений и формулируются новые по смыслу положения, подлежащие обязательному учету при реализации ими своего статуса. В то же время нормативность рассматриваемых актов имеет несколько отличный от традиционного понимания нормы права и ее структуры смысл. Итак, постановления Конституционного Суда РФ следует признать источниками права, обладающими свойством нормативности, что допускает их включение в общую иерархию нормативных источников, в правовую систему государства.

  1. Федеральное и региональное законодательство

В соответствии со ст. 72 Конституции  РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Таким  образом, Конституция РФ закладывает  основы для формирования двухуровневой  системы административного законодательства - федерального и регионального.

В самом широком смысле под административным законодательством  следует понимать совокупность нормативных  правовых актов, действующих в сфере  государственного управления, регулирования  и контроля.

Иначе говоря, эта отрасль  законодательства обеспечивает реализацию задач и функций, возлагаемых  Конституцией РФ на субъекты исполнительной власти. Поэтому основное значение для нее приобретает понятие  «исполнительная власть». Соответственно там, где есть исполнительная власть, там функционирует и административное законодательство.

  1. Конституционно-правовые предпосылки развития административного и административно-процессуального законодательства

Условно можно выделить четыре блока конституционно-правовых норм, имеющих ярко выраженную административно-правовую направленность.

Первый блок составляют те нормы, которые закрепляют основные права, свободы и обязанности  граждан, реализуемые в сфере  государственного управления (ст. 22, 24-25, 27, 30-35 Конституции РФ). Конкретизация  этой группы конституционных норм в  административном законодательстве осуществляется по двум направлениям: а) административно-правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина; б) принятие законодательных  мер по обеспечению защиты прав и  свобод человека и гражданина в сфере  исполнительной власти.

Второй блок составляют конституционные  нормы, определяющие общие принципы государственного управления и регулирования  в различных сферах жизни общества, основы формирования и деятельности органов исполнительной власти. Такие  нормы содержатся более чем в  десяти статьях Конституции РФ (ст. 10, 11, 77, 78, 83, 95, 103, 104, 106, 125, 134 и Раздел II) и детализируются более чем  в сотне федеральных законов, а также в огромном массиве  подзаконных нормативных правовых актов, образующих самостоятельные  под отрасли и институты административного законодательства. Примечательно, что эта область административного законодательства наиболее тесно связана с конституционным законодательством, поскольку в большинстве случаев административно-правовое регулирование организации и деятельности исполнительной власти возникает на стыке с конституционным правом.

Информация о работе Административное законодательство