Административная ответственность по россиискому законодательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена одной из важных тем правовой науки - юридической ответственности и в частности, ее разновидности -административной ответственности. Конечно, я не беру на себя смелость полностью раскрыть эту тему (вероятно такое подсилу лишь ученому), но считаю необходимым упомянуть об основных составляющих юридической ответственности, дать наиболее встречающким образом, совершение правонарушения переводит субьекта права из сферы регулятивных правоотношений позитивной ответственности в сферу охранительных правоотношений негативной ответственности.

Содержание работы

1.Ответственность по административному праву.
2.Историческое развитие, понятие, основные признаки, основания и особенности административной ответственности.
3.Освобождение от административной ответственности.
4.Отличие административной ответственности от других видов ответственности.
5.Понятие юридического состава административного правонарушения.
6.Действие законодательства об ответственности за административные правонарушения.

Файлы: 1 файл

административное право.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 

1 

        МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,  ПОЛИТИКИ И ПРАВА  
 
 
 
 

                К У Р С О В А Я     Р А Б О Т А  
 

   по предмету: "АДМИНИСТРАТИВНОЕ  ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" 
 

                             Тема: 

               АДМИНИСТРАТИВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  

               ПО  РОССИИСКОМУ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ  
 
 

                  студента I курса 211 группы 

             очно-заочного юридического факультета 

                 Дегтярева Алексея Витальевича  
 
 
 
 
 
 

                         Москва-1993 г. 
 

 

                            П Л А Н  
 

     1.Ответственность по административному  праву. 

     2.Историческое развитие,  понятие,  основные признаки, основания и        особенности административной ответственности. 

     3.Освобождение от административной ответственности. 

     4.Отличие административной   ответственности   от   других  видов        ответственности. 

     5.Понятие юридического состава  административного правонарушения. 

     6.Действие законодательства      об      ответственности       за        административные правонарушения. 
 
 

         1. Ответственность по административному  праву. 

     Данная курсовая работа посвящена  одной  из  важных  тем   правовой науки - юридической  ответственности и в частности,  ее разновидности -административной ответственности.  Конечно, я не беру на себя смелость полностью раскрыть эту тему (вероятно такое подсилу лишь ученому),  но считаю необходимым  упомянуть  об  основных  составляющих  юридической ответственности,   дать   наиболее  встречающким  образом,  совершение правонарушения  переводит субьекта  права   из   сферы   регулятивных правоотношений   позитивной   ответственности в сферу охранительных правоотношений негативной ответственности.

     "К пониманию правовой ответственности  во всем ее обьеме,  то есть как позитивной,  так и ретроспективной,  к необходимости изучения этих двух  аспектов  ответственности  советская  юридическая  науи  пути ее обеспечения" понятие "ответственность"  прежде  всего  означает  выбор такой линии поведения, которая соответствует необходимости.

     На всех стадиях правового   регулирования  общественных  отношений юридическая    ответственность   является   необходимым   стимулятором  правомерного поведения,  содействует  воспитанию чувства нравственного,политического  и  правового  долга  перед  обществом  и  государством,повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

     Законодательство об  ответственности   постоянно совершенствуется.

Идеи  полной  ответственности,  ее  неотвратимости,  справедливости  и гуманности  находят  все  большее применение в законодательстве,  хотя вместе с тем стало больше объективных препятствий для их реализации.

     Юридическая ответственность   проявляется   как   государственное  принуждение,  осуществляемое компетентными государственными органами в отношении  нарушителя  правовых норм.  При отсутствии соответствующего акта компетентного органа юридическая ответственность не наступает.

     Ответственность-многоплановое и   сложное социальное явление.  Она включает в себя сознание своего долга,сформулированного  в  социальных нормах,  и  сообразное  с  этим  поведение,  оценку  поведения  и  его социально  значимых  последствий,   наложение   взысканий   от   имени государства,   общественной   организации,  коллектива  за  поведение,отклоняющееся   от   нормы,   и   компенсацию   ущерба,   причиненного неправильным поведением.

     Ответственность несут  и   субъекты,  и  объекты  управления.  Она связана с задачами, функциями,  правами и обязанностями каждого  из них.

Применительно к органам  управления  и  должностным  лицам  она  тесно связана   с  компетенцией.  Когда  принимается  решение,  должно  быть совершенно ясно,  кто несет за него ответственность.  И точно  так  же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается.

     Эти положения  приобрели   еще  большую актуальность  в современных условиях,  на  крутом переломе в жизни страны,  когда  поставлена  цель достичь   качественно  нового  состояния   общества.  От  каждого органа государственного управления,  от каждого трудового коллектива  сейчас требуется способность действовать инициативно,  анализировать реально происходящие процессы,  выявлять назревшие проблемы,  своевременно  и правильно   их   разрешать.   Институт   юридической  ответственности,социальной ответственности в целом призван способствовать этому.

     В юридической  литературе  ответственность  обычно  связывается  с правонарушением.  Между тем   законодательством  предусмотрена   и  иная ответственность, наступающая при отсутствии конкретных правонарушений,а именно ответственность за действия,  идущие  в  разрез  с  политикой государства,  за неумелое ведение дела,  недостаточную активность,  за некомпетентность,  за неправильные по существу решения.  Это  касается главным  образом  лиц  начальствующего состава и выражается в снятии с руководящего поста,  понижении в должности, не выставлении кандидатуры для   избрания   на  новый  срок  полномочий.  Эту  ответственность  в литературе часто называют политической ответственностью.

     Органы управления  и должностные  лица несут такую ответственность  прежде всего перед Советами  народных  депутатов  (эта  ответственность  регулируется нормами государственного  права).

     Нормы административного права предусматривают разнообразные  виды юридической    ответственности:    дисциплинарную,   административную,материальную (для лиц,  на которых не распространяется  действие  норм трудового   права).   С   учетом   этого   нужно   различать   понятия "ответственность по  административному праву"  и   "административная ответственность".

     Ответственность по нормам  административного   права  охраняет  не только    нормы    этой   отрасли,   но   и   ряда   других   отраслей права-государственного,  трудового, финансового, земельного и т.д. Это особенно    ярко   проявляется   при   рассмотрении   административной ответственности. 
 

2. Историческое  развитие,понятие,  основные  признаки,  основание  и         особенности административной ответственности. 
 

  До 1961   года   местные  органы  власти  обладали  весьма  широкими  полномочиями  по  изданию   решений,предусматривающих  административную  ответственность   за   их  нарушение  ("обязательных  постановлений").

Президиум Верховного Совета СССР Указом от 21 июня 1961г."О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке"признал необходимым  ограничить  круг  вопросов,  по  которым  местные органы  могут  принимать  решения,  предусматривающие  за их нарушения штрафы,  и установил,  что:  правом принятия  таких  решений  обладают только  краевые,  областные,  районные  и  городские Советы;  подобные решения,  как правило,принимались на сессиях Советов,  за  исключением решений  по  вопросам  борьбы  со стихийными бедствиями,  эпидемиями и эпизоотиями (по этим вопросам решения  могли  принимать  и  исполкомы:

ведь  речь идёт о вопросах, не терпящих отлагательства).Законодательные  акты союзных республик,  изданные на основе союзного Указа от 21  июня 1961  г.,  сократили  круг вопросов,  по которым местные Советы вправе принимать решения,  предусматривающие административную ответственность (  причем  ответственность  эта  может  иметь  только  форму  штрафа и предупреждения).

     Административное право   включает   в   себя  большое количество различных общеоким  образом,  совершение  правонарушения  переводит ¦субьекта права из  сферы регулятивных правоотношений по- ¦ зитивной ответственности в сферу охранительных правоот-  ¦ ношений негативной ответственности. ¦

                                                          ¦         "К      пониманию правовой ответственности во всем ее ¦

обьеме, то  есть  как  позитивной,  так   и   ретроспективной,   ¦   к необходимости   изучения   этих  двух  аспектов  ответствен-  ¦  ности советская юридическая нау меняется,  как правило, не судом, а органами государственного управления или (по отдельным категориям дел) народным судей  единолично.Налагать   административные   штрафы   могут   также технические  и  правовые  инспекции  профсоюзов  (за нарушение техники безопасности и  охраны  труда),  т.е.  должностные  лица  общественных организаций. юридической ответственности.

     Административная ответственность        за        правонарушения,предусмотренные  КАП, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой  в  соответствии  с  действующим  законодательством уголовной   ответственности.Административная   ответственность   имеет публично-правовой характер.Это-ответственность  перед  государством  в лице  компетентных  его  органов,  которым  нарушители  по  службе  не подчинены. 
 

       3. Освобождение от административной  ответственности. 
 

     Законодательство предусмотрело      возможность      освобождения  нарушителя  от  административной  ответственности,  причем  не  только освобождения  с передачей материалов   общественности   на   предмет применения мер общественного воздействия, но и полного освобождения от ответственности.Освобождение   от   административной   ответственности происходит в следующих случаях:

     1. Согласно  статье  18  КАП   РФ  не  подлежит   административной  ответственности лицо, хотя и  совершившее действие, предусмотренное  КАП или другими  нормативными  актами,  устанавливающими  административную  ответственность  за административные правонарушения,  но действующие в состоянии крайней необходимости,  то есть  для  устранения  опасности,угрожающей государственному или общественному порядку, собственности,

     Невменяемое лицо совершает лишь  объективно противоправное деяние,а  не административное правонарушение. В статье 20 КАП указывается, что не подлежит административной ответственности лицо,  которое  во  время совершения  противоправного  действия  либо  бездействия  находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчета в своих действиях  или  руководить  ими.  Юридический  критерий  невменяемости заключается в наличии такого психического заболевания,  которое лишает лицо возможности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими.

     2. Согласно   ст.  18   КАП   не    подлежит    административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное КАП или другими нормативными  актами,  устанавливающими  административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости,  то есть  для  устранения  опасности,угрожающей     государственному     или     общественному     порядку,социалистической   собственности,   правам   и    свободам    граждан,установленному  порядку  управления,  если  эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами,  и если причиненный вред  является  менее значительным,  чем предотвращенный вред.

     При крайней необходимости происходит  столкновение двух интересов:

угроза  причинения вреда одним  правоохраняемым  интересам  устраняется путем причинения вреда, хотя и меньшего, другим.

     Состояние крайней   необходимости   возникает,   когда    имеется  действительная  реальная,  а не  мнимая опасность государственному  ил и общественному  порядку,  собственности,  правам  и  свободам  граждан,установленному порядку управления.

     Источниками угрожающей опасности   при  крайней  необходимости,  в частности,   могут   быть   стихийные   силы   -  наводнения,  пожары,землятресения и другие.

     Действия лица,   устраняющего  угрозу  указанным  правоохраняемым интересам,   формально   образуют   состав   одного   или   нескольких правонарушений,  предусмотренных соответствующими статьями кодекса или другого   нормативного   акта,    устанавливающего    административную ответственность  за  административные  проступки.  Например,  в случае нарушения правил дорожного движения одним водителем другой,  едущий на встречной  автомашине,  чтобы  спасти  жизнь  пассажиров  обеих машин,выезжает на левую сторону дороги,  то  есть  то  же  нарушает  правила дорожного  движения,  что образует состав административного проступка,предусмотренного ст. 118 КАП.

Информация о работе Административная ответственность по россиискому законодательству