Уполномоченный по правам человека в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Институт Уполномоченного по правам человека является для России новым. Вместе с тем в мировой практике он занимает важное место в системе органов, осуществляющих контроль за деятельностью аппарата управления, эффективно защищающих права личности. Его содержание и деятельность открыли новую главу в отношениях между государством и гражданином, между лицами, наделенными властью, и управляемыми. Этот институт справедливо считается важным фактором укрепления законности и правовой основы в деятельности исполнительной власти. В разных странах он называется по-разному: омбудсмен, проведор, медиатор, Уполномоченный и т.д. Обобщающее, почти общепринятое наименование этой должности, этого института — омбудсмен.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в РФ
Глава 2. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: понятие, порядок назначения, правовой статус
2.1 Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
2.2 Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Глава 3. Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Уполномоченный при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, вправе по собственной инициативе принять соответствующие меры в пределах своей компетенции, направленные на устранение выявленных нарушений законности.

При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

— беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

— запрашивать и получать от государственных  органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных  служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

— получать объяснения должностных лиц и государственных служащих (за исключением судей) по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

— проводить самостоятельно или  совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

— поручать компетентным государственным  учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению  в ходе рассмотрения жалобы;

— знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством  делами и материалами, по которым  отказано в возбуждении уголовных дел.

По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного  приема руководителями и другими  должностными лицами расположенных  на территории РФ органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный извещает заявителя, а  в случае установления факта нарушения  его прав принимает меры в пределах своей компетенции, направленные на устранение нарушений законности.

Уполномоченный обязан направить  государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

— обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

— обратиться в компетентные государственные  органы с ходатайством о возбуждении  дисциплинарного или административного  производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

— обратиться в суд или прокуратуру  с ходатайством о проверке вступившего  в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

— изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

— обращаться в Конституционный  Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В результате рассмотрения жалоб граждан, а также при получении иным путем информации о грубых и массовых нарушениях прав и свобод граждан Уполномоченный имеет право выступить с докладом по этому вопросу на очередном заседании Государственной Думы. Кроме того, Уполномоченный имеет право обратиться к депутатам Государственной Думы с предложением создать специальную парламентскую комиссию по изучению и расследованию фактов нарушений прав и свобод граждан, провести по этим вопросам парламентские слушания.

По результатам изучения и анализа  информации о нарушении прав и  свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

— направлять государственным органам, органам местного самоуправления и  должностным лицам свои замечания  и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав

и свобод граждан, совершенствованию  административных процедур;

— обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о  своей деятельности Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

2.2 Аппарат Уполномоченного по  правам человека в Российской  Федерации

 

Для обеспечения деятельности Уполномоченного  создается рабочий аппарат, который  осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

Уполномоченный и его рабочий  аппарат являются государственным  органом с правами юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием  и с изображением Государственного герба РФ.

Уполномоченный в пределах сметы  расходов устанавливает численность  и штатное расписание своего рабочего аппарата, утверждает его структуру, положение о нем и его структурных  подразделениях и непосредственно  руководит его работой. Так, в Свердловской области предусмотрена должность руководителя аппарата Уполномоченного, который в случае отсутствия последнего может выполнять часть его обязанностей (за исключением вынесения решений по делам о нарушении прав человека) (См.: Закон Свердловской области от 14 июня 1996 г. № 22-03 "Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области" // Областная газета. 1996. 21 июня).

Финансирование деятельности Уполномоченного  и его рабочего аппарата осуществляется из средств федерального бюджета, в котором ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения их деятельности.

Имущество, необходимое Уполномоченному  и его рабочему аппарату для осуществления  их деятельности, находится в их оперативном управлении и является государственной собственностью.

При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться  экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области  прав и свобод человека и гражданина.

 

Глава 3. Уполномоченный по правам человека субъекта Российской Федерации

С учетом федеративного характера  устройства Российского государства  Законом об Уполномоченном по правам человека предусмотрено, что в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ соответствующим законом субъекта РФ может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ.

Руководствуясь данной нормой Закона и конституцией (уставом) субъекта РФ, органы государственной власти многих субъектов РФ приняли на региональном уровне соответствующие законы об Уполномоченном по правам человека в субъекте РФ. Ряд субъектов РФ пошли по другому пути —- в них действуют комиссии по правам человека. Однако в некоторых субъектах РФ до сих пор нет ни уполномоченного, ни комиссии по правам человека. Но и в этих субъектах РФ ведется активная работа по принятию соответствующих законов об Уполномоченном по правам человека. Немалую помощь в этом оказывает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и сотрудники его аппарата, которые активно содействуют процессу формирования института региональных уполномоченных по правам человека.

Как показала практика принятия законов  субъектов РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ назначаются  на должность представительными  органами либо органами исполнительной власти субъекта РФ, а не Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. В этой связи у уполномоченных по правам человека в субъектах РФ во взаимоотношениях с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации нет субординационных отношений. Последний лишь координирует деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, обеспечивая деловое взаимовыгодное сотрудничество.

Финансирование деятельности Уполномоченного  по правам человека в субъекте РФ и  его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта РФ.

Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ защищает права лица, обратившегося с жалобой о  нарушении его прав и свобод, независимо от места его проживания и (или) нахождения. При этом подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте РФ не является основанием для отказа в принятии к рассмотрению аналогичной жалобы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ назначаются на должность, как правило, сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги (Свердловская область (См.: Закон Свердловской области от 14 июня 1996 г. № 22-03 "Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области".), Московская область (См.: Закон Московской области от 12 января 2001 г. № 4/2001-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области".

)) или с момента избрания на  должность (Санкт- Петербург (См.: Закон Санкт-Петербурга от 30 декабря  1997 г. № 227-77 "Об Уполномоченном  по правам человека в Санкт-Петербурге".)).

В разных субъектах РФ к лицу, претендующему  на занятие должности Уполномоченного  по правам человека в субъекте РФ, предъявляются  различные требования. Так, в Московской области на должность Уполномоченного  может быть назначен гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста, обладающий опытом защиты прав и свобод человека и гражданина, имеющий высшее юридическое образование либо высшее образование и стаж государственной службы на высших или главных государственных должностях государственной службы не менее четырех лет. В Свердловской области на должность Уполномоченного по правам человека может быть избран гражданин РФ, обладающий также избирательным правом, имеющий высокие моральные качества, пользующийся доверием общественности и обладающий необходимыми познаниями в области прав человека и правозащитной деятельности.

Компетенция уполномоченных по правам человека в субъектах РФ во многом схожа. Как правило, они осуществляют прием граждан, рассматривают их заявления и обращения по поводу нарушений прав человека и жалобы на действия (бездействие) или решения государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, ведут производство по делам о нарушениях прав человека, начатым по жалобам или по собственной инициативе, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь по вопросам, входящим в их компетенцию, вносят в органы государственной власти субъекта РФ предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, принимают участие в разработке законопроектов, затрагивающих права и свободы человека, и осуществляют другие полномочия, предусмотренные соответствующим законом субъекта РФ.

По результатам производства по делу, связанному с нарушениями прав человека, Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ вправе: принять и направить органу или должностному лицу, в действиях которого он усматривает нарушения прав человека, свое решение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем; внести в компетентные органы представление о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностного лица, в действиях которого усматриваются нарушения прав человека; обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод человека и гражданина, нарушенных решениями или действиями (бездействием) органов и должностных лиц; предпринять иные действия в пределах своей компетенции, направленные на устранение нарушений законности.

 

Заключение

В заключение отмечу, что становление  института Уполномоченного по правам человека в России происходит в сложных  условиях, однако, учитывая цели и задачи, характер деятельности Уполномоченного, можно с уверенностью сказать, что он будет способствовать становлению демократического правового государства в России.

Классические каноны омбудсмена - защита в первую очередь прав граждан  на хорошее управление, которое не получило закрепления в Конституции  РФ, однако, развиваясь не в соответствии с классическими канонами, Уполномоченный Российской Федерации не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Поскольку деятельность Уполномоченного  не замещает, а дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Уполномоченный принимает к рассмотрению те жалобы, которые уже рассматривались в судебном или административном порядке и принятые решения не удовлетворяют заявителя. При этом, получив жалобу, по которой не использованы все правовые средства защиты, Уполномоченный вправе разъяснить заявителю те средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод, а также передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу.

В России Уполномоченный не ограничен "парламентским" фильтром, т.е. он рассматривает жалобы, направленные не в парламент, а ему лично. Однако ограничительные механизмы компетенционных  границ подачи жалоб присутствуют: восприняты механизмы положительного и отрицательного списка.

Информация о работе Уполномоченный по правам человека в РФ