Уполномоченный по правам человека в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Институт Уполномоченного по правам человека является для России новым. Вместе с тем в мировой практике он занимает важное место в системе органов, осуществляющих контроль за деятельностью аппарата управления, эффективно защищающих права личности. Его содержание и деятельность открыли новую главу в отношениях между государством и гражданином, между лицами, наделенными властью, и управляемыми. Этот институт справедливо считается важным фактором укрепления законности и правовой основы в деятельности исполнительной власти. В разных странах он называется по-разному: омбудсмен, проведор, медиатор, Уполномоченный и т.д. Обобщающее, почти общепринятое наименование этой должности, этого института — омбудсмен.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в РФ
Глава 2. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: понятие, порядок назначения, правовой статус
2.1 Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
2.2 Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Глава 3. Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Положительный список: "Уполномоченный рассматривает жалобы на решения  или действия государственных органов,

органов местного самоуправления, должностных  лиц, государственных служащих..."

Отрицательный список состоит из нескольких ограничительных элементов: организационный ограничитель: "...если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе"; ограничитель круга субъектов, чьи действия обжалуются: "Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Поскольку Федеральный конституционный закон не предусматривает способа подачи жалобы, думается, что это позволяет подать ее любым способом: жалоба может быть подана лично, через полномочного представителя либо направлена по почте.

Федеральный конституционный закон закрепляет, что в соответствии с Конституцией (Уставом) законом субъекта РФ может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта РФ. При этом Федеральным конституционным законом предусматривается независимость федерального Уполномоченного и Уполномоченного субъекта Федерации, так как согласно закону подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте РФ не является основанием для отказа от принятия аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным. Очевидно, многонациональный характер страны, ее масштабы, количество национальных и социальных конфликтов создают предпосылки для создания системы автономных уполномоченных на местах в субъектах Федерации, местных уполномоченных и представителей федерального Уполномоченного. Как видно из обзора законодательства субъектов Федерации по этому вопросу, институт Уполномоченного не чужд России. Однако полное отсутствие гармонизации законодательства об уполномоченных на территории России в ее субъектах может вызвать нежелательные противоречия в этой сфере. Так как защита прав и свобод человека и гражданина - предметы совместного ведения федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации, целесообразно было бы определить систему и компетенцию, организационные формы и условия деятельности уполномоченных в субъектах Федерации и обязательно - местных. Введение последних целесообразно, исходя из разделения государственного управления и местного самоуправления, с точки зрения реальности выполнения возложенных на уполномоченных функций. Принципами их взаимоотношений могли бы быть принципы координации, сотрудничества, взаимодействия, взаимопомощи.

Для эффективности функционирования этого института возможно введение нескольких уполномоченных по различного рода вопросам - специализированных уполномоченных или создание коллегии уполномоченных, что позволит им действовать в  едином русле и избавит заявителей от принятия сложного решения по определению подчиненности жалобы между специализированными уполномоченными. Поскольку Федеральным конституционным законом на Уполномоченного возложена обязанность самому утверждать структуру своего рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и непосредственно руководить его работой, возможно. Уполномоченным будет введена система его представителей в субъектах Федерации.

Конституция РФ не наделила Уполномоченного  правом законодательной инициативы. Однако ему следовало бы предоставить возможность оказывать влияние на правотворчество, инициировать реформы в области прав человека. Важной функцией Уполномоченного должны стать не только анализ и выявление тенденций, актуальных проблем в тех сферах, где наиболее часто встречаются нарушения прав граждан, но и право на основе этих данных вносить в парламент предложения об изменении законов или принятии новых законодательных актов. В связи с этим было бы полезно внести в Конституцию РФ соответствующие поправки, касающиеся расширения круга субъектов права законодательной инициативы путем отнесения к их числу Уполномоченного по правам человека. Это значительно усилило бы его позиции в Российской Федерации.

Следует отметить, что законодательство западных стран осторожно подходит к вопросу о расширении компетенции омбудсменов, учитывая потребности в защите тех или иных областей общественной жизни. Но в ряде стран сфера деятельности омбудсмена распространяется и на местную администрацию, например во Франции, Великобритании.

Уполномоченные субъектов Российской Федерации должны назначаться своими представительными органами либо органами исполнительной власти. А Уполномоченный по правам человека РФ, видимо, будет  лишь координировать их деятельность, обеспечивая деловое взаимовыгодное сотрудничество.

Назначение на должность Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  Н.И. Лукина вселяет надежду, что  новый правовой институт наряду с  другими правозащитными институтами  будет достойно защищать права и свободы российских граждан.

 
 

Список использованной литературы

 

1) Конституция РФ М. 1993.

2)Федеральный конституционный  закон "Об Уполномоченном по  правам человека в Российской  Федерации" // Сборник федеральных  конституционных законов и федеральных законов. Вып. 4(40). М.: Изд. Государственной Думы, 1997.

3) Учебник кафедры Правоохраны.  М 2000

3) А. Н. Кокотов "Конституционное  право России" М. 2007.

4) Хаманева Н.Ю. "Защита прав  граждан в сфере исполнительной  власти". М., 1997.

5) "Служба защиты прав человека и гражданина: мировой опыт". М., 1996.

6) Бойцова В.В., Бойцова Л.В. "Правовой  статус омбудсмена в условиях  современного общественного развития". М., 1990.

7) Власов И.С. "Защита гражданских  прав личности в Польше" (институт  омбудсмена): Обзор. М., 1990.

8) Маклаков В.В. "Эволюция конституционных  прав и свобод в странах  Западной Европы". М., 1986.

9) В.А. Туманов  "Государственная служба основных  капиталистических стран" М., 1977.

10) "Охрана  прав граждан зарубежных стран:  институт омбудсмена (сравнительный аспект)": Сб. обзоров. М., 1991.

11) Хаманева  Н.Ю. "Роль омбудсмена в охране  прав граждан в сфере" М  1998.

12) Н. Бердяев  в своей книге "Философия  неравенства" М., 1994 С.9.

13) Аметистов  Э.М. "Защита прав и свобод  человека внесудебными органами // Обеспечение прав и свобод человека в национальном праве": Сб. обзоров. М., 1989.

14) Н.Ю. Холанёва "Правовой институт уполномоченного  по правам человека" // Гражданин  и право 2000 №6

15) Бойцова  В.В. "Формирование института омбудсмена  в России // Правоведение 1994 №4

16) Кикотъ  В. О необходимости введения  должности Народного правозащитника // Конституционный вестник 1991, №  8.

17) Шемшученко  Ю.С, Мурашин Г.А. Институт омбудсмена  в современных буржуазных государствах // Советское государство и право. 1971, № 1.

18) Бойцова  В.В. "Нужен ли уполномоченный  по правам человека в России // Государство и право 1993 №6

20) Холанёва  К.Ю. "Правовой институт уполномоченного  по правам человека" // Гражданин  и право 2004 №5

21) Хаманева  Н.Ю. Роль омбудсмена в охране прав граждан в сфере государственного управления // Советское государство и право. 1990, № 9.

22) Кикотъ  В. О необходимости введения  должности Народного правозащитника // Конституционный вестник 1991, №  8.

23) Место  и роль омбудсмена в системе  правового контроля // Правоведение. 1992, № 2.

24) Контроль  за исполнительной властью в  Великобритании: правовой институт  омбудсмена // Полис. 1993, № 1.

25) Башимов  М.С. "Становление перспективы  института уполномоченного по  правам человека" // журнал Российское  право 1998 №7


Информация о работе Уполномоченный по правам человека в РФ