Уполномоченый по правам человека в РФ: правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является правовой статус и комплексная характеристика Уполномоченного по правам человека в РФ.
Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи:
-проанализировать понятие и место Уполномоченного по правам человека в системе государственной власти;
- рассмотреть условия становления и развития института омбудсмана в зарубежных странах;
- выявить особенности становления (предпосылки и этапы формирования) института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
- исследовать конституционно-правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: порядок назначения и освобождения от должности; полномочия; принципы создания и функционирования аппарата Уполномоченного по правам человека;
- установить формы и методы деятельности Уполномоченного по правам человека по защите субъективных прав;

Файлы: 1 файл

курс по конст праву.docx

— 86.59 Кб (Скачать файл)

Введение 

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации признаются и гарантируются  права и свободы человека и  гражданина согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Должность Уполномоченного по правам человека в современном мире занимает очень  важное место. Этот орган помогает сделать  механизм защиты прав человека в России более эффективным, максимально  затруднить возможность их бесконтрольного  попрания со стороны государства  и его служащих.

Его особая роль состоит в том, что он находится  как бы между обществом и властью, являясь своеобразным "мостом" между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган  государства, имеющий достаточную  степень самостоятельности, но в  то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны  государственных структур и чиновников и применять предоставленные  ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно  стремление подмять под себя общество. Весь вопрос лишь в эффективности  сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком  глубоко.

Политика  Российской Федерации как социального  государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7). Конституция нашей страны исходит из того, что права и  свободы человека незыблемы и  никакие другие ее положения не могут  им противоречить. Защита государственными органами и институтами, в том числе и внесудебными, прав и свобод основывается на конституционной гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ). 

Актуальность  темы данного исследования обусловлена  теоретической и практической значимостью  вопросов, связанных с необходимостью обеспечения охраны и защиты прав и свобод личности.

Целью курсовой работы является правовой статус и комплексная характеристика Уполномоченного по правам человека в РФ.

Достижению  поставленной цели способствуют следующие  задачи:

-проанализировать  понятие и место Уполномоченного  по правам человека в системе  государственной власти;

- рассмотреть  условия становления и развития  института омбудсмана в зарубежных странах;

- выявить  особенности становления (предпосылки  и этапы формирования) института  Уполномоченного по правам человека  в Российской Федерации; 

- исследовать  конституционно-правовые основы  деятельности Уполномоченного по  правам человека в Российской  Федерации: порядок назначения  и освобождения от должности;  полномочия; принципы создания и  функционирования аппарата Уполномоченного  по правам человека;

  - установить формы и методы деятельности Уполномоченного по правам человека по защите субъективных прав;

Объектом  исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе закрепления правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ.

        Предметом являются совокупность нормативно-правовых актов, специальной научной литературы, посвященной регламентации правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ.         Методологическую основу исследования составляют следующие методы научного познания: формально-юридический, логический, исторический, социологический и сравнительно-правовой.

 

 

Правовое  государство для выполнения своей основной функции защиты и охраны прав и свобод граждан должно иметь систему процедур, механизмов, институтов, гарантирующих защиту прав и свобод личности. Институт омбудсмена в правовых системах стран мира является важным механизмом защиты прав человека и укрепления законности в деятельности государственных органов1.

В отношении  термина "омбудсмен" существует несколько этимологических версий. В средневековом шведском языке слово "ombud" означало силу и авторитет. Норвежским словом "ombud" первоначально называлось лицо -посол или делегат, которое обращалось с посланием к народу от имени короля. Шведы и другие скандинавские народы переводили слово "омбудсмен" как "поверенный", "управляющий делами", "доверенное лицо". В средневековых германских племенах омбудсменами были лица, которым поручалось собирать штрафы с семей, виновных в преступлениях, в пользу семьи жертвы. Так или иначе, по прошествии времени основным смысловым значением омбудсмена стало понятие авторитетного представителя других лиц, защитника интересов слабых от нарушений со стороны сильных. Существуют различные подходы к определению института омбудсмена, раскрывающие сущность и природу термина "омбудсмен". Международная ассоциация юристов формально определяет институт омбудсмена как службу, предусмотренную конституцией или актом законодательной власти и возглавляемую независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по своему усмотрению и уполномочено проводить расследование, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады2.

Другое международное  определение института омбудсмена: "государственная служба, предусмотренная Конституцией и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высшего ранга, которое ответственно только перед законом"3.

Британская  энциклопедия (1972 г.) определяет институт омбудсмена как уполномоченный законодательный орган, который призван разбирать жалобы граждан на злоупотребления бюрократического аппарата4.               Во Всемирной энциклопедии (1972 г.) содержится определение омбудсмена как независимого публичного должностного лица, расследующего жалобы граждан в отношении должностных лиц правительственных органов.             В России Энциклопедический словарь "Конституция Российской Федерации" определяет омбудсмена как лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц5.  Юридическая энциклопедия содержит сходное определение: омбудсмен в ряде стран специальное должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод граждан6.                                                                                                    

В целом, по мнению А.Ю. Сунгурова, под омбудсменом понимается достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений7.

Н.Ю. Хаманеева выделяет следующие общие черты института омбудсмена, С.Н. Конституционно (уставно-)-правовые основы статуса Уполномоченного по правам человека в субъектах составляющие единую концепцию этого института.                                                                                                                  1. Институт омбудсмена представляет собой важное дополнение правообеспечительного механизма, действующего в государстве. Его введение является закономерным итогом демократизации общества.              2. Главная задача деятельности омбудсмена - охрана прав граждан, что конкретизирует его позицию как элемента системы охраны правопорядка в широком смысле, существующего наряду с парламентским, судебным, административным и иными формами контроля и надзора.                                3. Должность омбудсмена относится к высшим должностям государства.       4. Важнейшая черта института омбудсмена - его независимость. В большинстве стран он избирается парламентом, отчитываясь лишь перед ним.                                                                                                                             В основную функцию омбудсмена входит контроль за деятельностью исполнительных органов. Этот контроль является внешним и своего рода чрезвычайным. Он осуществляется по инициативе омбудсмена либо по жалобам граждан.

5. В ряде случаев омбудсмен рассматривает дело не только с точки зрения соответствия закону решений и действий административных структур, но, что очень важно, особенно для государств, в которых этот контроль осуществляется в рамках системы административных судов, может рассматривать комплексно деятельность государственных органов и должностных лиц и выносить решение о человечности, справедливости и целесообразности их действий.

6. Институт  омбудсмена обладает редким качеством - с одной стороны, способностью модифицироваться исходя из различных социально- политических условий государства, а с другой - не изменять своим основным принципам и содержанию.

7. Контрольные  мероприятия омбудсмена направлены прежде всего на реализацию прав граждан и исправление нарушений в функционировании государственной администрации. Он добивается этого, используя арсенал средств, специфичных только для него, методы убеждения, критику, гласность.

8. В его  распоряжении нет административных императивных полномочий. Существование этого института направлено на развитие и совершенствование нетрадиционных способов воздействия на административное поведение.

Основным  в этой форме контроля является ее простой и понятный для граждан способ деятельности, связанный с непосредственным доступом населения к омбудсмену (кроме Франции и Великобритании) и подкрепленный принципом бесплатности производства.

9. Гражданин  видит в омбудсмене независимое  должностное лицо, не связанное отношениями служебной или иной подчиненности с административными органами, нарушившими его права, обеспечивающее взаимосвязь гражданина с органами государства и стоящее на стороне интересов гражданина8. Должность омбудсмена носит в разных странах различные наименования. В Скандинавских странах, на родине этого института, используется название "Омбудсмен юстиции", в англоязычных провинциях Канады - "Парламентский уполномоченный (омбудсмен)", в Великобритании, Северной Ирландии, Шри-Ланке - "Парламентский уполномоченный по делам администрации", в Новой Зеландии - "Парламентский уполномоченный для расследований". В трех странах применяется термин "уполномоченный" без прилагательного "парламентский": Уполномоченный по жалобам (Израиль), Уполномоченный по правам граждан (Польша), Уполномоченный по правам человека (Россия). Используются также термины "посредник", "медиатор" (Франция), "проведор (поручитель) юстиции" (Португалия), "помощник граждан" (штат Айова, США), "адвокат народа" (Румыния). В названии этого института применяется также термин "защитник", подчеркивающий его направленность именно на защиту прав граждан: Защитник граждан (провинция Квебек, Канада), Народный защитник (омбудсмен) (Испания), Публичный защитник (штат Небраска, США), Гражданский защитник (итальянские провинции). Народный правозащитник (Хорватия). Иногда функцию омбудсмена выполняет коллективный орган: Коллегия народной правозащиты (Австрия), Комиссия по расследованиям злоупотреблений администрации (Непал), Парламентская комиссия по правам человека (Латвия)9.

Также могут  вводиться должности "специализированных" омбудсменов, т.е. работающих по конкретным направлениям защиты прав человека (по правам потребителей, по делам армии, по тендерным вопросам, по проблемам дискриминации и т.п.).

При всем разнообразии в наименованиях термин "омбудсмен" является собирательным и представляет собой родовое понятие, образ специальной службы, не похожей на другие государственные и общественные структуры. Институт омбудсмена создается на различных уровнях - национальном, региональном и местном.

Институт  омбудсмена, являясь одним из элементов в системе политического и общественного контроля над аппаратом управления, наряду с другими контрольными институтами, не допускает отрыва бюрократии от общества, обеспечивает положение, при котором все более возрастающий государственный аппарат служит человеку, обществу, а не самому себе и не какой-либо элитарной группе.

При всех национальных отличиях основными функциями омбудсмена являются:                                                                                                                   1) содействие в восстановлении нарушенных органами государственной власти прав граждан;

2) содействие  эффективной работе государственной  власти;

3) функция  посредника между обществом и  властью;

4) функция внесудебного разбирательства10.

"Роль  омбудсмена защищать людей от  нарушения их прав, злоупотребления властью, ошибок, халатности, несправедливых решений и плохого управления, для того чтобы усовершенствовать публичную администрацию и сделать правительственные действия более открытыми, а правительство и его служащих - более ответственными перед обществом" – так определяется смысл института в материалах Международного института омбудсмена. Омбудсмен принимает жалобы граждан на нарушения их прав и свобод действием (или бездействием) правительственных чиновников и ведомств, рассматривает их и выносит свои заключения. И хотя эти заключения носят рекомендательный характер, в подавляющем большинстве случаев рекомендации омбудсмена принимаются к исполнению11. Юридическая сила решений омбудсмена основывается не на законе, а на убедительности его доводов и его способности завоевывать доверие государственных органов, прессы. Общественное мнение играет огромную роль в поднятии престижа омбудсмена, а важнейший способ воздействия на органы власти со стороны омбудсмена - предание гласности поведения государственных служащих, что является существенным стимулом для восприятия рекомендаций омбудсмена.

Информация о работе Уполномоченый по правам человека в РФ: правовой статус