Уполномоченый по правам человека в РФ: правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является правовой статус и комплексная характеристика Уполномоченного по правам человека в РФ.
Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи:
-проанализировать понятие и место Уполномоченного по правам человека в системе государственной власти;
- рассмотреть условия становления и развития института омбудсмана в зарубежных странах;
- выявить особенности становления (предпосылки и этапы формирования) института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
- исследовать конституционно-правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: порядок назначения и освобождения от должности; полномочия; принципы создания и функционирования аппарата Уполномоченного по правам человека;
- установить формы и методы деятельности Уполномоченного по правам человека по защите субъективных прав;

Файлы: 1 файл

курс по конст праву.docx

— 86.59 Кб (Скачать файл)

Эффективность усилий омбудсмена во многом определяется тем, что чиновник боится попасть в его ежегодный доклад, и уже это само по себе заставляет его прислушиваться к рекомендациям омбудсмена.

Важной функцией института омбудсмена стала функция  посредника.

Институт  омбудсмена становится своеобразным "дружелюбным интерфейсом" государственного механизма. Эта функция получила отражение в названии омбудсмена во Франции - институт Медиатора (посредника).

Институт  омбудсмена берет на себя также функции внесудебного рассмотрения дел, осуществляя своей деятельностью своеобразный "туннельный эффект" в условиях все усложняющейся и все более дорогой судебной власти. Анализ происходящих в мире интеграционных процессов приводит к выводу, что необходим конкретный внутригосударственный механизм осуществления международно-правовых стандартов и норм в сфер прав человека12. В отличие от других институтов защиты гражданских прав и свобод, омбудсмен является важнейшей частью такого механизма, поскольку может руководствоваться не только правовыми нормами и принципами, но и действовать, исходя из моральных соображений и идеалов справедливости.

Можно выделить следующие основные принципы деятельности омбудсмена:

1) независимость  омбудсмена;

2) принцип  статуса органа государственной  власти;

3) доступность  омбудсмена;

4) беспристрастность,  честность и справедливость омбудсмена.

Критериями, характеризующими принцип независимости омбудсмена, являются: провозглашение принципа независимости омбудсмена в законодательстве зарубежных стран; связь с парламентом и другими органами власти; срок полномочий и порядок освобождения от должности; ограничения для лиц, занимающих должности омбудсмена; иммунитет омбудсмена; материально-техническая и финансовая независимость.

Современные принципы деятельности омбудсмена содержатся в проекте Декларации европейских омбудсменов, разработчиком которого стал Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Ее принятие поддержали участники международной конференции в Дубровнике (Хорватия) под председательством Верховного Комиссара ООН по правам человека Мэри Робинсон в октябре 2001 г.

Декларация  предусматривает возможность совместных действий омбудсменов в соответствии с Конституцией и законами государств, международными договорами в целях обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения публичными властями, предоставления всем и каждому возможностей защиты от произвола и бюрократии, в интересах построения гражданского общества. Принимая во внимание появление новых вызовов демократии, верховенству закона, правам и свободам человека, включая международный терроризм, угрозы среде обитания, глобальную информатизацию, омбудсмены должны еще больше развивать сотрудничество и взаимодействие на многосторонней основе.

Принципы, заложенные в Декларации, позволят омбудсменам действовать сообща и оперативно в области защиты прав и свобод человека и гражданина, работать с перспективой, предвидеть и предотвращать проблемы, создающие угрозы правам и свободам людей.

Омбудсмен защищает и те права, которые не получили конституционного или законодательного закрепления. Для омбудсмена не существует внешних, заранее заданных приоритетов: он полагается на собственный практический опыт деятельности в качестве защитника гражданских прав и свобод и демонстрирует саморегулирующие возможности гражданского общества. Сила института заключается в том, что он воплощает в себе социальную власть общества. Даже лингвистическое значение термина "омбудсмен" (власть, авторитет) отражает общую тенденцию усиления влияния гражданского общества на государственный механизм.

Деятельность  омбудсмена основывается на принципах, которые имеют особое значение для выполнения им функции защиты прав и свобод человека от злоупотреблений и произвола со стороны государственного аппарата и должностных лиц.

Как отмечает А.Ю. Сунгуров, с позиции общества институт омбудсмена будет иметь хорошие перспективы развития, если он будет:

- обеспечивать  более систематическое расследование;

- слушая  проблемы людей, предлагать способы их лучшего обслуживания властью;

- направлять  авторов жалоб к нужным им  адресатам;

- развивать  сотрудничество с другими правозащитными  структурами;

- проводить  больше консультаций с экспертами.

Этот же автор, с позицией которого мы согласны, вполне обоснованно полагает, что институт омбудсмена будет иметь хорошие перспективы для развития, с позиции (публичной, просвещенной) власти, если он будет:

- помогать  создавать внутренние системы  контроля качества;

- играть  роль медиатора не только власти и общества, но и между департаментами власти;

- повышать  качество с помощью инновационных  подходов;

- давать  хорошее образование чиновникам (в том числе и личным

примером, примером деятельности своего офиса);

- усиливать  влияние этического фактора в  деятельности государственной

власти13.

Таким образом, омбудсмен, или уполномоченный по правам человека, - это институт и государственный правозащитный орган, осуществляющий свою деятельность в целях соблюдения прав и свобод индивида при его взаимоотношениях с государством, который должен способствовать совершенствованию отдельно взятого человека и гармонизации общественных отношений14.

 

 

 

 

 

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННЫХ

ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Формирование  общепризнанных европейских стандартов по защите прав человека проходило  с учетом многолетнего опыта становления  национальных законодательств в  этой области. Со временем перечень признаваемых прав и свобод человека расширялся, но они еще долго оставались в  рамках национального права. Лишь в  середине ХХ столетия государства смогли договориться о совместном гарантировании определенных прав личности.

Первым универсальным  актом, в котором наряду с другими  закреплены принципы самоопределения  народов и защиты прав человека, стал Устав Организации Объединенных наций. А в декабре 1948 г. Генеральная  Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой  нашли развитие положения Устава ООН, направленные на защиту прав и  основных свобод человека. Декларация провозгласила принципы, направленные на обеспечение гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав человека. Всеобщая декларация не подписывалась государствами-участниками  и не ратифицировалась как международный  документ, имеющий юридическую силу. Однако ее авторитет и моральное  влияние огромны, и большинство  государств в настоящее время  признают записанные в ней права  в качестве юридически обязательных обычных или договорных норм.

В отличие  от этих международных актов Европейская  Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в 1950 году под эгидой Совета Европы, стала  международно-правовым договором, установившим первую международную процедуру  подачи жалоб в первый международный  суд для рассмотрения вопросов, связанных  с нарушениями прав человека. Главной  движущей силой принятия Конвенции  стало стремление европейских правительств обеспечить мирное сосуществование в Европе путем создания единых стандартов прав и свобод человека и добровольного возложения на себя государствами-участниками Конвенции обязательств по их соблюдению. Основным отличием Конвенции от более ранних международных актов стало то, что в ней закреплено право на подачу индивидуальной жалобы, т.е. жалобы от частного лица или организации на действия Государства15 .

Конституции многих стран мира непосредственно  ссылаются на этот документ и включают в себя целый ряд его положений. При этом изложенные в ней принципы и нормы постоянно развиваются  и уточняются в ходе заключения новых  международных соглашений. Это свидетельствует  о реалистичности документа и  его большом значении для развития международных отношений.

Вступление  Российской Федерации в состав Совета Европы ознаменовалось подписанием и ратификацией в 1998 году Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С этого момента Конвенция стала составной частью российской правовой системы. Данное положение нашло свое отражение в п.4 ст.15 Конституции РФ, где сказано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной ее частью»16 .

Развитие  положений Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г., нашло свое выражение в последующем принятии более чем 50 основополагающих международных кодексов, договоров и соглашений по правам человека. Среди них можно выделить такие основные международные соглашения как Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (принята в декабре 1965 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (принят в декабре 1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят в декабре 1966 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принята в декабре 1979 г.), Конвенция против пыток и других и других жестких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята в декабре 1984 года), Конвенция о правах ребенка (принята в ноябре 1989 г.), Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (принята в декабре 1990 г.).

В середине ХХ века, наряду с традиционными, классическими механизмами за деятельностью государственной администрации и обеспечения соблюдения ею прав и свобод граждан (судебный, парламентский и общественный контроль), в мировой практике получил массовое распространение  новый институт. Это институт омбудсмана, известный в Швеции с XIX века.

Сегодня около  ста стран государств мира имеют  такой институт, хотя он обладает различной  компетенцией, правовым статусом, организационными формами и возможностями воздействия. При всех национальных отличиях основные функции омбудсмана состоят в том, что он принимает жалобы граждан на нарушения прав и свобод действиями (или бездействием) правительственных чиновников и ведомств, рассматривает их и выносит свои заключения. И хотя эти заключения носят рекомендательный характер, в подавляющем большинстве рекомендации омбудсмана принимаются к исполнению.

Россия также  объявила защиту прав и свобод человека задачей первоочередной государственной  важности. Данное положение нашло  свое отражение в статье 2 Конституции  Российской Федерации 1993 года, провозгласившей  человека, его права и свободы  высшей ценностью и возложившей на государство обязанность их защищать.

Это означает то, что отныне деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения  и используемые процедуры, равно  как и решения законодательных  органов, не должны противоречить европейским  стандартам по защите прав человека, которые  включают в себя нормы принятых Советом  Европы документов. Аналогом института  омбудсмана в России стал Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, должного которого впервые появилась в 1994 году. А вскоре параллельно институту федерального Уполномоченного стал развиваться институт регионального Уполномоченного.

Несмотря  на исторически небольшой период существования института омбудсмана в России, он занял важное место в системе защиты прав и свобод и стал темой исследований в трудах М.С. Башимова, В.В. Бойцовой, Л.В. Бойцовой, Н.В. Бутусовой, В.А. Карташкина, С.А. Князькина, В.В. Комаровой, Г.Н. Комковой, Н.В. Корнеевой, Г.И. Курдюкова, А.Г. Майо-рова, О.О. Миронова, Н.Ю. Хаманевой.

Вклад в изучение вопросов, связанных с формированием  института регионального Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  внесли А.Г. Аракелян, Е.Л. Бестужев, Р.Г. Вагизов, Л.М. Вокуев, Н.А.Волков, С.Б. Крыжов, А.С Ландо, Е.Г. Маркелова, А.Ю. Сунгуров, А.В. Шишлов и другие.

Учитывая, что  деятельность Уполномоченного направлена на защиту прав и свобод граждан, в  первую очередь социально уязвленные слои населения, такие как пенсионеры, инвалиды, дети и жертвы массовых политических репрессий и т.д., исследования, посвященные  роли и месту в обществе нового правозащитного института приобретают  особую социальную значимость.

Бесспорным  представляется вывод о том, что  этап становления института Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  как государственного правозащитного органа базирующегося на принципах открытости, профессионализма, диалога с государственными органами и общественными организациями, можно считать завершенным.

Дальнейшее  совершенствование государственной  национальной системы защиты прав и  свобод человека должно быть связано  с поиском новых и повышением эффективности уже существующих правозащитных механизмов.

 

 

Место и роль Уполномоченного по правам человека в РФ в системе органов государственной  власти.

Институт  Уполномоченного по правам человека как гаранта государственной  защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими является одним из важнейших элементов механизма защиты прав граждан в РФ и занимает особое место в системе органов государственной власти.

Информация о работе Уполномоченый по правам человека в РФ: правовой статус