Участие прокурора в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть институт участия прокурора в гражданском процессе во всех аспектах и уяснить для себя основные положения данной темы.
Задачами данной курсовой являются:
Раскрыть цель участия прокурора в гражданском процессе;
Определить задачи участия прокурора в гражданском процессе;
Определить процессуальные права и обязанности прокурора;
Выявить основания участия прокурора в гражданском процессе;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Цель и задачи участия прокурора в гражданском процессе……………5
2. Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе…….8
3. Процессуальные права и обязанности прокурора………………………19
4. Отличие участия прокурора в гражданском процессе от участия
государственных органов, органов местного самоуправления,
защищающих права, свободы и законные интересы других лиц…….23
4.1. Основания и цель участия………………………………………………23
4.2. Обращение в суд с иском (заявлением) в защиту нарушенных прав и
законных интересов другого лица………………………………………25
4.3. Участие в судебном процессе для дачи заключения………………….27
Заключение………………………………………………………………….....32
Список использованной литературы……………………………………….36

Файлы: 1 файл

Участие прокурора в гражданском процессе.docx

— 62.62 Кб (Скачать файл)

Поэтому, участвуя в рассмотрении и разрешении гражданских дел, государственный  орган и орган местного самоуправления в своеобразной по сравнению со своей  обычной деятельностью форме, таким  образом, осуществляют функциональные полномочия по управлению какой-либо отраслью народного хозяйства или культуры либо определенной областью общественных отношений.

Целью участия в гражданском  процессе государственного органа, органа местного самоуправления, дающего заключение по делу, является осуществление возложенных  на них обязанностей, что прямо оговорено в законе (ч.1 ст.47 ГПК).

В гражданском процессе государственные  органы, органы местного самоуправления, участвующие в деле для дачи заключения, наделены такими же процессуальными правами, что и органы и лица, обращающиеся в суд с иском за защитой прав и интересов других лиц, за исключением права на заключение мирового соглашения.

В случае отказа государственных  органов, органов местного самоуправления поддерживать требование, заявленное ими в интересах другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если лицо, в чьих интересах заявлено требование, или его законный представитель не заявят об отказе от иска. При отказе же истца от иска, заявленного в защиту его нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, суд должен прекратить производство по делу.

Порядок участия государственных  органов и органов местного самоуправления в судебном заседании регулируется ст.189, 190 ГПК.

Согласно ст.189 ГПК, после исследования всех доказательств, председательствующий предоставляет слово для дачи заключения представителю государственного органа и органа местного самоуправления, привлеченного судом к участию в процессе или вступившего в процесс по своей инициативе. В ст.189 ГПК не оговорено, в какой форме это заключение должно быть дано в суде.

Как правило, письменное заключение составляется до судебного разбирательства  и подписывается руководителем  государственного органа, органа местного самоуправления, и оно непосредственно  оглашается в судебном заседании.21

Будучи заинтересованными  в исходе дела, государственный орган, орган местного самоуправления в  своих заключениях касаются не только отдельных фактов, но и существа спора (чем они отличаются от юридически незаинтересованного в исходе дела эксперта).

В своем заключении государственный  орган, в компетенцию которого входит охрана определенной группы общественных отношений, оценивает конкретный судебный спор не только с позиции интересов  сторон, но и с позиции государственного интереса, помогая суду правильно разрешить этот спор.

Таким образом, выраженное в  письменном заключении его мнение по делу окончательно формируется только в процессе установления фактических  обстоятельств дела в самом судебном заседании, и оно существенно  может отличаться от предварительного заключения.

После дачи заключения лица, участвующие в деле, и их представители  могут задавать уполномоченным этих органов вопросы в целях разъяснения  и дополнения заключения.

В судебных прениях представители  государственных органов, органов  местного самоуправления выступают с речью первыми (ст.190 ГПК). Именно в судебных прениях представитель государственного органа, органа местного самоуправления оглашает краткое окончательно сформированное заключение.

Однако заключение государственного органа, органа местного самоуправления для суда не носит обязательный характер. Вместе с тем, если суд не согласился с данным заключением, он должен подробно мотивировать свое несогласие в решении.

Поскольку заинтересованность в деле государственного органа, органа местного самоуправления носит государственно-правовой характер, то это обстоятельство сближает его положение в процессе с  положением прокурора. Однако если прокурор вправе участвовать в рассмотрении и разрешении судом указанных  в законе категорий дел и давать заключение, как по отдельным вопросам, так и по делу в целом в целях  именно обеспечения законности, то государственный орган, орган местного самоуправления участвуют в гражданском  судопроизводстве, лишь в целях осуществления  возложенных на них функциональных обязанностей и только в случаях, предусмотренных законом.

Нередко органы, участвующие  в гражданском судопроизводстве по вопросам своей компетенции, иногда признаются судом третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора. Однако такое решение вопроса является ошибочным, поскольку третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, имеют к исходу дела материально-правовой, личный интерес, который основан на связи третьего лица с одной из сторон материально-правовым отношением.

Кроме того, третьи лица никакого заключения по делу не дают.

Следовательно, цель участия  государственного органа и органа местного самоуправления в гражданском процессе и характер его заинтересованности в деле являются теми критериями, с помощью которых можно определить, кто участвует в процессе - либо государственный орган, орган местного самоуправления, дающий заключение по делу, либо третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе я  рассмотрела институт участия прокурора  в гражданском процессе.

Итак, существует две формы  участия прокурора в гражданском  процессе:

  1. Обращение в суд с заявлением о возбуждении производства по гражданскому делу в целях защиты прав и интересов других лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случаях, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд;
  2. Вступление в процесс, начатый по инициативе заинтересованного лица.

Особенности участия прокурора  в суде:

  1. Прокурор от имени Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокурор отнесен к лицам, участвующим в деле, поскольку он имеет определенную заинтересованность в исходе дела. Заинтересованность прокурора является государственно-правовой;
  2. В гражданском судопроизводстве прокурор выступает самостоятельно и независимо от других участвующих в деле лиц, поскольку его заинтересованность в процессе вытекает из его компетенции;
  3. Прокурор обеспечивает законность действий всех участников судопроизводства, правильность выносимых судом постановлений, устраняет всякие нарушения закона, оказывает помощь суду в осуществлении правосудия;
  4. В силу своей компетенции прокурор может быть заинтересован в деле и может участвовать в рассмотрении и разрешении любого гражданского дела;
  5. Основанием для участия прокурора является то, что прокурор участвует в рассмотрении судами гражданских дел, если того требует защита прав граждан, их свобод и законных интересов общества и государства;
  6. Поводом для участия прокурора в процессе является устное или письменное заявление граждан, сообщение государственных органов, общественных или иных организаций, публикации в средствах массовой информации и другое.

Категории гражданских дел, в рассмотрении которых прокуроры  обязаны принимать участие в  силу закона: 1) о защите избирательных  прав граждан; 2) о признании гражданина безвестно отсутствующим или  объявлении гражданина умершим; 3) об усыновлении (удочерении) ребенка;

4) об ограничении дееспособности гражданина, признании гражданина недееспособным, ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; 5) о лишении родительских прав.

Прокурор обладает кругом процессуальных прав: 1) знакомиться  с материалами дела; 2) заявлять отводы и другие ходатайства; 3) представлять доказательства и участвовать в исследовании доказательств; 4) задавать в судебном заседании вопросы другим участвующим в деле лицам, свидетелям, экспертам; 5) давать заключения по всем вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства; 6) давать заключения по существу дела в целом, опротестовывать решения и определения; 7) совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом. Процессуальные права прокурора являются одновременно и его обязанностями.

 

Органы государственной  власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе  либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга  лиц. При этом данные органы имеют  определенную заинтересованность, которая  носит государственно-правовой или  общественный характер, и, значит, их можно  отнести к лицам, участвующим  в деле. Государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы и лица, участвующие в гражданском судопроизводстве, выступают в процессе от своего имени.

Условия для подачи иска в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов:

  1. Подача иска должна быть предусмотрена законодательством;
  2. Необходимо наличие просьбы лица, в защиту прав которого возбуждается гражданское дело. Но при этом законодатель предусмотрел исключение из этого правила, то есть заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Субъекты, подавшие заявление  в защиту интересов других лиц, занимают положение процессуального истца. Не являясь стороной по делу, они  пользуются всеми процессуальными  правами истца, кроме права на заключение мирового соглашения. В  лице своих представителей они имеют  право знакомиться с материалами  дела, заявлять ходатайства, давать объяснения, представлять доказательства, участвовать  в исследовании доказательств, совершать  другие процессуальные действия, предусмотренные законом. Указанные процессуальные истцы освобождены от обязанности по уплате судебных расходов, к ним не может быть предъявлен встречный иск.

В случае отказа органа государственной  власти, органа местного самоуправления, организации или гражданина от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает прав и законных интересов других лиц. Целью участия в гражданском судопроизводстве государственных органов, органов местного самоуправления, а также иных органов и лиц, участвующих в процессе, является защита прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Основание участия – государственная  или общественная заинтересованность в гражданском деле, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены  на органы и лица в силу функциональных полномочий.

Гражданское процессуальное законодательство предусматривает 2 формы защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц:

  1. Обращение в суд с иском или заявлением в защиту какого-либо лица;
  2. Дача заключения по делу, если это требуется в связи с рассмотрением дела.

Поскольку заинтересованность в деле государственного органа, органа местного самоуправления носит государственно-правовой характер, то это обстоятельство сближает его положение в процессе с  положением прокурора. Однако если прокурор вправе участвовать в рассмотрении и разрешении судом указанных  в законе категорий дел и давать заключение, как по отдельным вопросам, так и по делу в целом в целях  именно обеспечения законности, то государственный орган, орган местного самоуправления участвуют в гражданском  судопроизводстве лишь в целях осуществления  возложенных на них функциональных

обязанностей и только в случаях, предусмотренных законом.

 

 

 

 

Список используемой литературы

Нормативно –  правовые акты:

  1. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. №138 –ФЗ, с изм. и доп. вступил в силу 1.09.2012г.;
  2. Конституция РФ от 25.12.1993г., с изм. и доп. 2012г.;
  3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223 – ФЗ, с изм. и доп. вступил в силу 12.11.2012г.;
  4. Федеральный закон «о Прокуратуре РФ». «Российская газета», 1992г;

Учебная литература:

5. Бессабаров В.Г. «прокурорский  надзор» - М.: Законность, 2011г.;

6. Винокуров Ю.Е. «Прокурорский  надзор» - М.: Высшее образование, 2008г.;

7. «Гражданское процессуальное  право России: Учебник»// под ред.  Тумановой Л.В., алексия Л.В., Амаглобели  Н.Д., Изд.: ЮНИТИ – ДАНА, 2011г.;

8.  «Гражданский процесс:  Учебник»// под ред. Коршунова  Н.М., Изд.: ЮНИТИ – ДАНА. Закон и право, 2012г.;

9. Комментарий к Гражданскому  процессуальному кодексу РФ//под  ред. Жуйкова В.М., Треушникова  М.К. – М., 2007г.;

10. Крутиков М., Исаева  Л. «Участие прокурора в гражданском  процессе». М.: Законность, 2006г. №1;

11. Поляков М.П., Федулов  А.Ф. «Прокурорский надзор: конспект  лекций», 3-е изд. испр. и доп.  – М.: Высшее образование, 2009г.;

Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе