Участие прокурора в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть институт участия прокурора в гражданском процессе во всех аспектах и уяснить для себя основные положения данной темы.
Задачами данной курсовой являются:
Раскрыть цель участия прокурора в гражданском процессе;
Определить задачи участия прокурора в гражданском процессе;
Определить процессуальные права и обязанности прокурора;
Выявить основания участия прокурора в гражданском процессе;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Цель и задачи участия прокурора в гражданском процессе……………5
2. Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе…….8
3. Процессуальные права и обязанности прокурора………………………19
4. Отличие участия прокурора в гражданском процессе от участия
государственных органов, органов местного самоуправления,
защищающих права, свободы и законные интересы других лиц…….23
4.1. Основания и цель участия………………………………………………23
4.2. Обращение в суд с иском (заявлением) в защиту нарушенных прав и
законных интересов другого лица………………………………………25
4.3. Участие в судебном процессе для дачи заключения………………….27
Заключение………………………………………………………………….....32
Список использованной литературы……………………………………….36

Файлы: 1 файл

Участие прокурора в гражданском процессе.docx

— 62.62 Кб (Скачать файл)

В своем заключении прокурор обязан кратко обосновать общественную значимость рассматриваемых правоотношений и самого дела, если таковая имеет  место, подробно проанализировать исследованные  в ходе судебного разбирательства  доказательства, оценить их, показать, какие из них следует признать достоверными, а какие недостоверными и почему, на существование каких  имеющих значения для дела обстоятельств  указывают достоверные доказательства, раскрыть характер правоотношений сторон, прокомментировать закон или  иной нормативный правовой акт, регулирующий данные правоотношения, и в конечном итоге высказать свое мнение, как  на основании этой правовой нормы  должно быть разрешено дело.

Высказанная прокурором точка  зрения по делу в целом не является обязательной для суда. Тем не менее, внимательное прослушивание речи прокурора, участвующего в деле, будь то его  выступление в прениях или  произнесенная в порядке дачи заключения, а также речей всех иных участвующих в деле лиц, позволяет суду более четко уяснить позицию каждого участника, воспринять их аргументацию, сопоставить различные точки как на фактическую, так и на правовую сторону рассматриваемого дела и, в полной мере сообразуясь с требованиями принципов законности, состязательности и других принципов гражданского процесса, сформировать свое внутреннее убеждение относительно оценки доказательств, круга обстоятельств, установленных по делу обоснованности и правомерности заявленных требований.

Прокурор, участвующий в  деле, вправе ознакомиться с протоколом судебного заседания и принести на него замечания, которые рассматриваются в порядке, установленном ст.232 ГПК РФ.

При несогласии прокурора, участвующего в деле для дачи заключения, с  решением суда, принятым по первой инстанции, им может быть принесено апелляционное  или кассационное представления (ст.320, 336 ГПК РФ).

Поскольку согласно ст.327 ГПК РФ рассмотрение дела судом апелляционной инстанции производится по правилам производства в суде первой инстанции, прокурор, принесший представление в эту судебную инстанцию, сохраняет свое право на участие в деле при его рассмотрении в апелляционном порядке. Аналогично решается вопрос об участии прокурора в апелляционной инстанции и в случае, если он, принимая участие в суде первой инстанции, не подавал апелляционное представление.

Прокурор, принесший апелляционное  представление, вправе его отозвать до принятия решения или определения  судом апелляционной инстанции. В случае принятия отзыва представления  суд выносит определение о  прекращении апелляционного производства, если решение или определение  суда первой инстанции не было обжаловано другими лицами.

Отзыв кассационного представления  возможен до начала судебного заседания  кассационной инстанции. Приняв отзыв, суд выносит определение о прекращении кассационного производства, при условии, если на решение суда первой инстанции не подавались жалобы других лиц (ст.345 ГПК РФ).

Обращение в суд надзорной  инстанции с представлением о  пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда предоставляется  должностным лицам органов прокуратуры, перечисленным в ст.377 ГПК РФ, лишь при условии, если в деле, при рассмотрении которого были постановлены эти судебные акты, принимал участие прокурор и независимо от формы участия.

Предоставленное ст.394 ГПК РФ право прокурора принести представление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, также связано с его участием в рассмотрении этого дела. При этом представление может быть подано прокурором в течение трех месяцев (ст.394 ГПК РФ). Таким образом, ныне действующее законодательство уравнивает прокурора по срокам обращения в суд по вопросу о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов с другими лицами, участвующими в деле.

Хотя прокурор не указан в числе лиц, участвующих в  исполнительном производстве, ни в  разделе VII ГПК РФ «Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов», ни в ФЗ «Об исполнительном производстве», ему нельзя отказать в праве на совершение процессуальных действий по исполнению тех судебных постановлений, принятых судом при рассмотрении дела, в котором прокурор принимал участие путем предъявления заявления, поскольку его правомочия в данном случае аналогичны тем, которыми обладает истец (взыскатель).17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Отличие участия прокурора  в гражданском процессе от  участия государственных органов,  органов местного самоуправления, защищающих права, свободы и  законные интересы других лиц

 

4.1 Основания и  цель участия

 

Участие в гражданском  судопроизводстве органов государственной  власти, органов местного самоуправления, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы других лиц по их просьбе либо нарушенные или оспариваемые права, свободы  и законные интересы неопределенного  круга лиц, преследует общественные и государственные цели.18

Данная правозащитная  функция возложена на государственные  органы и на органы местного самоуправления как средства непосредственного  и оперативного руководства обществом. Поэтому одним из способов осуществления  правозащитной функции государства  является участие государственных  органов и органов местного самоуправления в гражданском процессе.

Участие в гражданском  процессе органов по вопросам своей  компетенции представляет собой  самостоятельный гражданский процессуальный институт. Поэтому юридическая заинтересованность в исходе того или иного гражданского дела органов, участвующих в гражданском  судопроизводстве в порядке ст. 46, 47 ГПК по вопросам своей компетенции, явилась основанием для отнесения  их к лицам, участвующим в деле.

Следовательно, государственные  органы и органы местного самоуправления являются заинтересованными в силу компетенции лицами, участвующими в деле. Однако их заинтересованность носит исключительно государственно- правовой или общественный характер.

Государственные органы и  органы местного самоуправления, будучи лицами, участвующими в деле, обладают всеми процессуальными правами, принадлежащими этой категории лиц, закрепленными в ст.35 ГПК.

В лице своих представителей они имеют право знакомиться  с материалами дела, заявлять ходатайства (в том числе об отводах), давать объяснения, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом (ч.2 ст.46 ГПК).

Вместе с тем, не являясь  субъектами спорного правоотношения, они не могут совершать такие  процессуальные действия, которые направлены на распоряжение объектом процесса, то есть спорным правом (признать иск, заключить мировое соглашение).

Следовательно, цель участия  в гражданском процессе государственных  органов и органов местного самоуправления состоит именно в защите нарушенных прав, свобод и законных интересов  других лиц.

Поэтому основаниями участия  данных органов будет являться государственная  или общественная заинтересованность в гражданском деле, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены  на них в силу функциональных полномочий. Государственные органы и органы местного самоуправления, участвующие в гражданском судопроизводстве, выступают в процессе от своего имени.

Действующее гражданское  процессуальное законодательство предусматривает  две формы защиты прав, свобод и  законных интересов других лиц:

  1. Обращение в суд с иском или заявлением;
  2. Дача заключения по делу.19

 

4.2 Обращение в суд  с иском (заявлением) в защиту  нарушенных прав и законных  интересов другого лица

 

Согласно ч.2 ст.4 и ч.1 ст.46 ГПК государственные органы и органы местного самоуправления могут обращаться в суд в целях защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц, а заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть предъявлено независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Однако в ст.46 ГПК также предусмотрено, что такое обращение возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. По этому в решении этого вопроса следует исходить из того, что право на обращение с суд в целях защиты интересов других лиц обусловлено функциональными полномочиями, компетенцией того или иного органа, которая определяется законом, уставом, положением.

Указанные заявления, подаваемые органами в порядке ст.46 ГПК в защиту прав и интересов других лиц, государственной пошлиной не оплачиваются.

В гражданском процессуальном законодательстве не существует специального термина для обозначения органов, которых закон уполномочивает на обращение в суд с иском  в целях защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц, что  нередко вызывает затруднения при  определении их процессуального  положения.

В науке гражданского процессуального  права и на практике этих органов  нередко относят к сторонам и  называют истцами в процессуальном смысле, процессуальными истцами  или истцами особого рода. Однако использование данного термина  в не свойственном ему смысле для  обозначения органа, участвующего в  гражданском процессе в порядке ст.46 ГПК, может послужить поводом для судебных ошибок.

Вместе с тем, несмотря на то, что довольно широкий круг общих процессуальных прав государственных  органов, органов местного самоуправления, обращающихся в суд с целью  защиты "чужих" интересов, такой  же, как у остальных лиц, участвующих  в деле, в целом объем этих прав не всегда не совпадает. Поэтому различная  по характеру заинтересованность обусловливает  и различие содержания и объема, процессуальных прав и обязанностей лиц, обращающихся в суд за защитой  субъективных прав и охраняемых законом  интересов, и лиц, по заявлению которых  возбуждаются гражданские дела в  защиту, законно порученных им прав других лиц или в целях охраны государственных и общественных интересов.

В связи с тем, что государственный  орган, орган местного самоуправления, участвующие в процессе в целях  защиты "чужих" прав и охраняемых законом интересов, не являются стороной (истцом) по делу, личность представителя, уполномоченного ими на выступление  в процессе, для суда не имеет  значения.

Поэтому правило ст.167 ГПК, предусматривающее обязанность стороны по требованию суда лично явиться в суд для дачи объяснений по делу, если разбирательство было отложено из-за ее неявки, к таким представителям неприменимо.

Также на органы, обращающихся в суд в порядке ст.46 ГПК, не может быть возложена обязанность выплаты денежных сумм свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (ч.1 ст.96 ГПК).

Поэтому использование терминов "сторона", "истец" по отношению  к органам и лицам, предъявляющим  иск в защиту прав и интересов  других лиц, хотя бы с той или иной оговоркой, нельзя признать удачным  и соответствующим закону.

Кроме того, в ч.2 ст.38 ГПК определено, что лицо, в интересах которого дело начато по заявлению лиц, обращающихся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца. Поэтому можно согласиться с мнением ряда ученых о том, что тех, кто обратился в суд за защитой прав других лиц, для практического удобства можно было бы называть в гражданском процессе, например, "госорганами-заявителями".

 

4.3 Участие в  судебном процессе для дачи  заключения

Согласно ст.47 ГПК государственные органы, органы местного самоуправления в предусмотренных федеральным законом случаях могут до принятия решения судом первой инстанции вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Так, дела о признании  гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным, об ограничении  или о лишении несовершеннолетнего  в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться  своими доходами суд рассматривает  с обязательным участием органов  опеки и попечительства (ч.1 ст.284 ГПК).

При рассмотрении споров, связанных  с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле также должен быть привлечен орган опеки и попечительства (ст.78 СК). С участием органов опеки и попечительства (ст.125 СК)

 должны рассматриваться дела об установлении усыновления (удочерения).20

Закон предусматривает и  другие категории гражданских дел, в которых обязательно дают заключение органы местного самоуправления.

Кроме случаев обязательного в силу закона участия в гражданском судопроизводстве органы местного самоуправления могут вступать в процесс по собственной инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле или привлекаться судом к участию и в других делах. Основанием для такого участия государственных органов и органов местного самоуправления является их заинтересованность в правильном разрешении дела, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на них в силу их компетенции.

Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе