Участие прокурора в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:13, контрольная работа

Описание работы

Сегодня прокуратура - это многофункциональный орган надзора за исполнением законов, имеющий необходимую правовую и организационно - распорядительную базу, подготовленные кадры, пусть далекие от идеальных, но материально - технические и иные условия для своей деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Цель и задачи участия прокурора в гражданском процессе
2. Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе
3. Процессуальные права и обязанности прокурора
4. Отличие участия прокурора в гражданском процессе от участия государственных органов, органов местного самоуправления, защищающих права, свободы и законные интересы других лиц
4.1. Основания и цель участия
4.2. Обращение в суд с иском (заявлением) в защиту нарушенных прав и законных интересов другого лица
4.3. Участие в судебном процессе для дачи заключения
5. Прокурорский надзор за законностью исполнения постановлений по гражданским делам
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

гражданский процесс.docx

— 45.65 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

1. Цель и задачи участия прокурора в гражданском процессе

2. Основания и формы  участия прокурора в гражданском  процессе

3. Процессуальные права  и обязанности прокурора

4. Отличие участия прокурора  в гражданском процессе от  участия государственных органов,  органов местного самоуправления, защищающих права, свободы и  законные интересы других лиц 

4.1. Основания и цель  участия

4.2. Обращение в суд  с иском (заявлением) в защиту  нарушенных прав и законных  интересов другого лица

4.3. Участие в судебном  процессе для дачи заключения

5. Прокурорский надзор за законностью исполнения постановлений по гражданским  делам

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня прокуратура - это многофункциональный  орган надзора за исполнением  законов, имеющий необходимую правовую и организационно - распорядительную базу, подготовленные кадры, пусть далекие  от идеальных, но материально - технические  и иные условия для своей деятельности. В ходе судебно - правовой реформы  прокуратуру существенно потеснили  в ее традиционных сферах, и прежде всего - в сфере надзора за законностью  дознания, следствия и оперативно - розыскной деятельности. Многие властные полномочия прокуратуры здесь поставлены под контроль суда. Надзор за законностью  судебных постановлений заменен  на участие прокурора в рассмотрении дел судами. Тотальный характер прежнего «общего» надзора, включая контроль правового поведения граждан, трансформирован  в прокурорское вмешательство на основании поступившей информации о фактах нарушения закона. Произошли  изменения и на некоторых других участках.

 

  1. Цель и задачи участия прокурора в гражданском процессе

Гражданским процессуальным законодательством прокурор отнесен  к лицам, участвующим в деле, что  связано с его юридической  заинтересованностью в защите субъективных прав и охраняемых законом интересов  граждан и организаций (ст. 34 ГПК). Однако эта заинтересованность иного  рода, чем заинтересованность сторон и третьих лиц, заявителей и жалобщиков по неисковым делам.

Последние лично заинтересованы в исходе дела, в котором участвуют  как субъекты предположительно нарушенных (оспариваемых) прав и законных интересов. Прокурор же от имени Российской Федерации  осуществляет надзор за исполнением  действующих на ее территории законов. Следовательно, заинтересованность прокурора  является государственно-правовой.

Участие прокурора в гражданском  судопроизводстве регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре  Российской Федерации» и другими  федеральными законами, международными договорами РФ, Гражданским процессуальным кодексом и другими законами.

Закон "О прокуратуре  Российской Федерации" предусматривает  осуществление прокуратурой Российской Федерации надзорной функции  в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и  гражданина.

Кроме того, прокуроры в  соответствии с процессуальным законодательством  РФ участвуют в рассмотрении дел  судами, вносят представления на противоречащие закону решения, определения и постановления  судов (п. 3 ст. 1 Закона «О прокуратуре  Российской Федерации»).

Вместе с тем законодатель не наделяет прокурора функцией надзора  за деятельностью судов по осуществлению  правосудия. В этом выражается одно из проявлений конституционного принципа независимости судей и подчинения их только Конституции: и Федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ).

В гражданском судопроизводстве прокурор выступает самостоятельно и независимо от других участвующих  в деле лиц, поскольку его заинтересованность в процессе вытекает из его компетенции.

Таким образом, цель (сущность) участие прокурора в гражданском  процессе заключается в том, что  прокурор обеспечивает законность действий всех участников судопроизводства, правильность выносимых судом постановлений, устраняет всякие нарушения закона, оказывает помощь суду в осуществлении  правосудия.

Задачами участия прокурора  в гражданском процессе являются:

1) защита прав и свобод  человека и гражданина;

2) защита охраняемых законов  интересов общества и государства;

3) обеспечение верховенства  закона;

4) обеспечение единства  и укрепления законности.

Решение поставленных задач  в процессе участия прокурора  в рассмотрении гражданских дел  или осуществлении надзора за законностью издаваемых судом правовых актов осуществляется путем применения предоставленных прокурору законом  полномочий. В п. 4 ст. 35 Закона о прокуратуре  сказано, что полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством  РФ. К сказанному следует добавить, что полномочия прокурора, не участвующего в судебном рассмотрении дел, но проверяющего законность решений суда по этим делам, также регламентируются процессуальным законодательством.

2. Основания и  формы участия прокурора в  гражданском процессе

В силу своей компетенции  прокурор может быть заинтересован  и может участвовать в рассмотрении и разрешении любого гражданского дела. Этим заинтересованность прокурора  отличается от заинтересованности государственных  органов и органов местного самоуправления, участие которых в гражданском  судопроизводстве ограничивается лишь сферой их деятельности, их функциями.

В соответствии с п. 3 ст. 35 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК прокурор участвует  в рассмотрении судами гражданских  дел, если того требует защита прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или  интересов Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований.

Из этого следует, что  основанием участия прокурора в  гражданском процессе является осуществление  им законоохранительной функции.

Вместе с тем от основания  участия прокурора в гражданском  судопроизводстве следует отличать поводы для такого участия.

Так, прокурор может участвовать  в процессе по конкретному гражданскому делу в связи с устными или  письменными заявлениями граждан, сообщениями государственных органов, общественных или иных организаций, публикациями в средствах массовой информации и так далее. Любое  заинтересовавшее его сообщение  может послужить поводом к  участию в судопроизводстве.

Необходимость участия в  конкретном гражданском деле в подавляющем  большинстве случаев определяется мнением прокурора. «Мнение» прокурора  означает, что прокурор сам, исходя из понимания своих обязанностей, решает вопрос о личном участии в  процессе по тому или иному гражданскому делу с учетом требований ст. 45 ГПК.

Однако есть категории  гражданских дел, при рассмотрении которых прокуроры обязаны принимать  участие в силу закона.

Так, прокурор обязан участвовать  при рассмотрении судом следующих  дел:

1) о защите избирательных  прав граждан (ст. 259 ГПК);

2) о признании гражданина  безвестно отсутствующим или  об объявлении гражданина умершим  (ст. 278 ГПК);

3) о признании граждан  недееспособными или ограниченно  дееспособными;

4) об ограничении или  о лишении несовершеннолетнего  в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно  распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (ст. 284 ГПК);

5) об усыновлении (удочерении) ребенка (ст. 273 ГПК);

6) об объявлении несовершеннолетнего  (ст. 288 ГПК) полностью дееспособным (эмансипация);

7) о принудительной госпитализации  гражданина в психиатрический  стационар или о продлении  срока принудительной госпитализации  гражданина, страдающего психическим  расстройством (ст. 304 ГПК).

С обязательным участием прокурора  также рассматриваются судом  дела о лишении родительских прав (ст. 70 СК), об ограничении родительских прав (ст. 73 СК), о восстановлении на работе, о выселении граждан без  предоставления жилого помещения, о  возмещении вреда, причиненного жизни  или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных в ГПК  и другими федеральными законами.

При рассмотрении гражданских  дел прокуроры должны участвовать  исходя из актуальности, сложности, общественного  и социального значения, состояния  законности в том или ином районе или городе.

В зависимости от основания  вступления в процесс различаются  две формы участия прокурора  в деле:

1) обращение в суд в  целях защиты прав и интересов  других лиц (предъявление иска, подача заявления);

2) вступление в процесс  с целью дачи заключения по  делу. Порядок вступления прокурора  в процесс, объем его процессуальных  прав и обязанностей зависят  от формы участия в деле  и от того, в какой стадии  процесса он вступает в него.

Участие прокурора в суде первой инстанции осуществляется в  основном районными прокурорами  или их заместителями, так как  гражданские дела по первой инстанции  подсудны преимущественно мировым  судьям и районным судам (ст. 23, 24 ГПК).

Но если дело по первой инстанции  подсудно судам субъектов РФ или  Верховному Суду РФ (ст. 26, 27 ГПК), то в  суд могут обращаться соответственно прокуроры субъектов Федерации  и Генеральный прокурор РФ, либо его заместитель.

В военные суды могут обратиться соответствующие военные прокуроры.

Обращение прокурора в  суд является основанием возбуждения  гражданского дела в случае необходимости  защиты прав, свобод и законных интересов:

1) граждан; 

2) неопределенного круга  лиц;

3) Российской Федерации,  субъектов Федерации, муниципальных образований (ч.1 ст. 45 ГПK).

Кроме того, ч.1 ст. 259 ГПК предусмотрено право прокурора, наряду с другими субъектами, обратиться в суд за защитой избирательных прав и права на участие в референдуме.

Из ч.1 ст. 45 ГПК РФ следует, что прокурор может предъявить иск или обратиться с заявлением по любому гражданскому делу в случаях нарушения интересов граждан, неопределенного круга лиц или государства. Однако исходя из принципа диспозитивности прокурор может предъявить иск (подать заявление) только в случае, если гражданин сам не может обратиться в суд по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам (ч.1 ст. 41 ГПК).

Прокурор, обратившийся в  суд в защиту прав и интересов  других лиц, пользуется всеми правами  и несет все процессуальные обязанности  истца, кроме права на заключение мирового соглашения и обязанности  по уплате судебных расходов (ч.2 ст. 45 ГПК). Исходя из этого можно сделать вывод, что прокурору может быть отказано в принятии заявления, если у лица, в интересах которого предъявляется иск, нет права на обращение в суд или прокурором не соблюден порядок обращения в суд. Однако прокурору нельзя возвратить заявление на основании п. 1, 3 и ч.1 ст. 135 ГПК в части, относящейся к представителю, так как он действует от своего имени в интересах другого лица.

В судебной практике возник вопрос о том, должен ли прокурор, предъявивший иск в публичных (государственных) интересах, соблюсти внесудебный порядок  разрешения спора, установленный федеральным  законом или предусмотренный договором сторон. В ч.3 ст. 4 ГПК 1995 г. было предусмотрено, что это требование на прокурора не распространяется. Однако в ГПК 2002 г. эта норма не воспроизведена.

Представляется, что данное требование должно быть соблюдено истцом, в защиту прав которого предъявлен иск. Если же дело представляет публичный  интерес, в нем нет субъекта материального  правоотношения (определенного истца), прокурор не должен соблюдать внесудебный  порядок урегулирования спора, поскольку  не является стороной в нем.

Прокурор обязан ссылаться  в заявлении на закон, подлежащий применению по предъявляемому иску. Согласно ч. 3 ст. 131 ГПК в заявлении прокурора, предъявляемом в защиту интересов  РФ, ее субъектов и муниципальных  образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного  круга лиц, должно быть указано, в  чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный  правовой акт, предусматривающие способы  защиты этих интересов.

В случае же обращения прокурора  в защиту законных интересов гражданина прокурор должен обосновать, почему гражданин  лично не может предъявить иск (абз. 2 ч. 3 ст. 131 ГПК).

В связи с этой нормой возникает вопрос: какое обоснование  должен представить прокурор, предъявляя иск в защиту прав и интересов  гражданина? Очевидно, в этих случаях, как правило, гражданин обращается с такой просьбой к прокурору  сам, прилагая соответствующие документы (справку о состоянии здоровья, инвалидности и так далее). Если же заявление подается в интересах  недееспособного лица, не имеющего представителя, прокурору об этом могут  сообщить соседи и другие лица, которым  стало известно о нарушении прав или злоупотреблении правами  недееспособного. О таких фактах прокурор может узнать и из средств  массовой информации.

Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе