Социально-экономическая основа потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

За последние годы проделана большая работа по возрождению потребительской кооперации. Создано полномасштабное правовое обеспечение, разработаны концепция и программа развития потребительской кооперации. Ежегодно по инициативе Центросоюза РФ проводятся научно - практические конференции, на которых ученые, руководители и специалисты потребительской кооперации обсуждают конкретные рекомендации по улучшению деятельности кооперативных организаций, по эффективной реализации социальной миссии потребительской кооперации.

Файлы: 1 файл

Курсовая Ефимова.docx

— 48.31 Кб (Скачать файл)

Стимулирование пайщиков за активное участие в органах управления и контроля и за эффективный труд способствует: во-первых, повышению активности пайщиков в управлении и развитию демократии а потребительских, обществах и их союзах; во-вторых, повышению производительности и качества труда работников потребительских обществ; в-третьих, совершенствованию социально-экономической деятельности потребительских обществ.

Выводы

      1. Пайщики стимулируются за следующие виды участия в деятельности потребительского общества:
  • экономическое участие пайщиков;
  • участие пайщиков в органах управления и контроля;
  • эффективное трудовое участие пайщиков-работников.
      1. Пайщики, активно участвующие в деятельности потребительского общества, получают прямые и косвенные доходы.

3. Стимулирование пайщиков направлено на повышение активности пайщиков в деятельности потребительских обществ и их союзов, на развитие демократии и выполнение социальной миссии потребительской кооперации.

 

 

      1. Особенности управления имуществом потребительского общества

Экономическую основу социально-экономической деятельности граждан и юридических лиц, в том числе потребительских обществ и потребительских союзов, составляет имущество, которое принадлежит им на праве собственности. Собственность -- это отношения по присвоению материальных благ (имущества).

 В Конституции  Российской Федерации и Гражданском  кодексе Российской Федерации  определены следующие основные  формы собственности: частная, государственная, муниципальная.

 Собственность  потребительской кооперации –  это частная коллективная собственность. Первоначально при образовании  первых потребительских обществ  имущество создавали пайщики (частные  лица) путем внесения паевых взносов. В дальнейшем имущество приумножалось  на основе экономического участия  пайщиков.

 Потребительские  общества за счет своих взносов  создали потребительские союзы. Потребительские общества – члены  союзов. Поэтому собственность потребительских  обществ и их союзов, а значит, собственность всей системы потребительской  кооперации, по своей социально-экономической  природе является частной коллективной  собственностью.

 В отношениях  собственности различают объект  и субъект права собственности. Объект права собственности – это то имущество, которым владеет субъект. Объектами собственности являются здания, сооружения, деньги, ценные бумаги, товары, сырье и другое имущество.

 

Субъект права собственности – это лицо, которое владеет имуществом. Имуществом может владеть индивидуальное лицо (гражданин) или юридическое лицо (коллектив).

 В потребительской  кооперации субъектами права  собственности являются два вида  организаций:

    • потребительские общества;
    • потребительские союзы.

Потребительская кооперация как система потребительских обществ и их союзов объединяет более 3000 потребительских обществ и более 300 потребительских союзов. То есть, в потребительской кооперации много субъектов права собственности. Поэтому собственность потребительской кооперации называется многосубъектной.

 В Законе «О  потребительской кооперации...» записано:

    • собственником имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо;
    • собственником имущества союза является данный союз как юридическое лицо.

Потребительские общества и потребительские союзы как полноправные собственники наделены законом и уставами всеми необходимыми полномочиями для осуществления социально-экономической деятельности.

Поэтому каждое потребительское общество и каждый союз потребительских обществ выступают как самостоятельный субъект права собственности и как самостоятельный субъект рыночной экономики. Потребительским обществам и их союзам как субъектам собственности принадлежат объекты собственности: здания, сооружения, оборудование, товары, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного и социального назначения, продукты интеллектуального и творческого труда. Потребительские общества и их союзы занимаются разными видами хозяйственной деятельности: торговлей, общественным питанием, заготовками, промышленностью, оказанием услуг. Поэтому магазины, столовые, производственные и другие хозяйственные предприятия с их оборудованием, товарами и прочим имуществом являются объектами собственности потреб Необходимо отметить, что имущество потребительских обществ и потребительских союзов накоплено многими поколениями пайщиков потребительской кооперации.

Таким образом, собственность потребительской кооперации – это  частная коллективная многосубъектная собственность потребительских обществ и потребительских союзов.

 Имущество потребительского общества: особенности управления имуществом общества

Экономической основой социально-экономической деятельности потребительского общества как субъекта права собственности является его имущество (объект права собственности). В примерных уставах потребительского общества с кооперативными участками и без кооперативных участков записано:

Основой экономической деятельности потребительского общества является его имущество, которое принадлежит ему на праве собственности как юридическому лицу.

 Потребительское  общество правомочно владеть, пользоваться  и распоряжаться объектами своей  собственности, т. е. воздействовать  на имущество желаемым образом, управлять им.

Управление собственностью – это  реализация права собственности, предоставленного потребительскому обществу законом. Реализовать право собственности могут только люди.

Потребительское общество (кооператив) – это  организация, совместно владеемая пайщиками.

Чтобы управлять потребительским обществом, его имуществом, пайщики создают коллективные органы управления и контроля, которые состоят либо из пайщиков, либо Правление потребительского общества нанимает аппарат управления, других работников и осуществляет управление объектами собственности -- предприятиями торговли, общественного питания, заготовок, промышленности, услуг из профессиональных менеджеров.

Изменение объектов собственности в потребительской кооперации системы Центосоюза представлено в таблице 3.

 

Таблица 3

Динамика объектов собственности по отдельным союзам потребительских обществ системы Центросоюза РФ за 1990 – 2005 годы

Наименование потребсоюзов

Количество объектов

Сокращено по сравнению  с 1990 годом

На 01.01.1991

На 01.01.2006

количество

В %

1

2

3

4

5

Орловский

1216

1034

182

15,0

Липецкий

1481

1159

322

21,7

Волгоградский

1154

887

267

23,1

1

2

3

4

5

Астраханский

1249

800

449

235,9

Курский

2404

1533

871

36,2

Дагестанский

2443

1540

903

37,0

Ростовский

4718

2435

2283

48,4

Северо-Осетинский

716

369

347

48,5

Воронежский

4081

2083

1998

49,0

Белгородский

2120

938

1182

55,8

Ставропольский

3268

1272

1996

61,1

Тамбовский

2176

805

1371

63,0

Краснодарский

8277

3063

5214

63,0


 

Органы управления, состоящие из пайщиков и профессиональных менеджеров, должны руководствоваться основными принципами ведения экономической деятельности, изложенными в примерных уставах потребительских обществ:

    • безубыточность общества;
    • демократичность управления;
    • ответственность председателя совета общества, членов совета общества, председателя правления общества и членов правления общества за результаты экономической деятельности общества;
    • финансовая и хозяйственная дисциплина;
    • обязательное информирование пайщиков советом общества и правлением общества о результатах экономической деятельности потребительского общества.

За сохранностью и использованием имущества потребительского общества ведут контроль как пайщики, так и правление.

 В процессе  хозяйственной деятельности потребительское  общество совершает сделки (договора) со многими другими субъектами  собственности.

Если потребительское общество не выполняет договорных обязательств и причиняет убытки другой стороне по договору, то потребительское общество должно погасить убытки. Это означает, что потребительское общество несет имущественную ответственность по своим обязательствам (долгам).

 В Законе «О  потребительской кооперации...» указано, что потребительское общество  отвечает по своим обязательствам  всем принадлежащим ему имуществом: денежными и материальными средствами (зданиями, оборудованием, товарами).

 Если имущества  потребительского общества недостаточно  для погашения задолженности, то  оставшиеся долги должны погасить  пайщики как коллективные собственники – совместные владельцы потребительского общества.

Потребительское общество является самофинансируемой организацией: общество само организует социально-экономическую деятельность и получает доходы; из своих доходов возмещает расходы, платит налоги и другие платежи. За счет своих доходов общество выполняет социальную миссию. Потребительское общество само распоряжается полученной прибылью. На общем собрании потребительского общества принимается решение о распределении прибыли, о том, сколько средств направить на пополнение имущества, на социальное развитие, на выплаты пайщикам.

 Управление имуществом  потребительских обществ должно  быть направлено на выполнение  социальной миссии потребительского  общества, на использование имущества  в интересах пайщиков, на его  сохранение и приумножение для будущих поколений, обеспечивая функционирование потребительского общества как самофинансируемой организации.

Имущество потребительских обществ формируется из разных источников, к основным из них относятся:

- паевые взносы  пайщиков (граждан и юридических  лиц);

- доходы от предпринимательской  деятельности потребительского  общества и созданных им организаций;

- доходы, полученные  от размещения его собственных  средств в банках и от ценных бумаг;

- средства, полученные  из иных источников, не запрещенных  законодательством РФ.

Паевые взносы пайщиков (сокращенно: пай)- это обязательное участие пайщиков в образовании имущества потребительского общества. Паевой взнос до внесения его в потребительское общество является частной собственностью гражданина или юридического лица. Если гражданин (юридическое лицо) вступает в члены потребительского общества, т.е. приобретает статус пайщика, то гражданин (юридическое лицо) передает пай в полное распоряжение потребительского общества. Пай становится источником формирования имущества потребительского общества.

В то же время пай потребительском обществе не обезличивается, а остается закрепленным персонально за каждым пайщиком. Если пайщик выбывает из потребительского общества, то ему возвращается паевой взнос и дивиденды на него. Паевой взнос и дивиденды на него возвращаются также наследнику пайщика.

Паевой взнос может вноситься, а затем и возвращаться деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другими имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку и пользующимися спросом на рынке. Для лиц, не имеющих самостоятельного заработка, а так же для лиц, получающих государственные пособия (пенсию, стипендию и т.п.), по решению общего собрания потребительского общества размер паевого взноса может быть установлен в меньшем размере, чем для других пайщиков.

Доходы, полученные от хозяйственной деятельности потребительского общества. Потребительские общества (некоммерческие организации) занимаются предпринимательской деятельностью, чтобы иметь доходы для выполнения своей социальной миссии - удовлетворения материальных и иных потребностей пайщиков.

Доходы, полученные от хозяйственной деятельности потребительского общества (торговой, производственной и др.), являются самым основным источником формирования имущества потребительского общества. Так как от предпринимательской деятельности потребительское общество может получить больше всего доходов, то необходимо увеличивать объемы торговли, закупок и другой деятельности, экономить расходы, развивать новые виды деятельности. Часть доходов потребительского общества направляется на решение социальных задач (строительства жилья; помощь пенсионерам, инвалидам; обучение пайщиков; организацию культурно-массовых мероприятий; осуществление кооперативных выплат пайщиками).

Информация о работе Социально-экономическая основа потребительской кооперации