Социально-экономическая основа потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

За последние годы проделана большая работа по возрождению потребительской кооперации. Создано полномасштабное правовое обеспечение, разработаны концепция и программа развития потребительской кооперации. Ежегодно по инициативе Центросоюза РФ проводятся научно - практические конференции, на которых ученые, руководители и специалисты потребительской кооперации обсуждают конкретные рекомендации по улучшению деятельности кооперативных организаций, по эффективной реализации социальной миссии потребительской кооперации.

Файлы: 1 файл

Курсовая Ефимова.docx

— 48.31 Кб (Скачать файл)

Введение

За последние годы проделана большая работа по возрождению потребительской кооперации. Создано полномасштабное правовое обеспечение, разработаны концепция и программа развития потребительской кооперации. Ежегодно по инициативе Центросоюза РФ проводятся научно - практические конференции, на которых ученые, руководители и специалисты потребительской кооперации обсуждают конкретные рекомендации по улучшению деятельности кооперативных организаций, по эффективной реализации социальной миссии потребительской кооперации.

Развиваются новые направления деятельности потребительской кооперации, в том числе в сфере услуг, переработке сельскохозяйственной продукции, в оказании социальных услуг.

Исследования показали, что важнейшей проблемой является коренное улучшение работы с пайщиками. В жесткой конкурентной борьбе можно выиграть при условии, если потребительская кооперация будет иметь своего постоянного клиента, который будет предпочитать всем магазинам торговые предприятия потребительской кооперации. Таким постоянным клиентом может и должен стать пайщик, который создал потребительское общество. Но, в свою очередь, этому постоянному клиенту должно быть выгодно покупать, обслуживаться в предприятиях потребительской кооперации.

Любое потребительское общество создается пайщиками и для удовлетворения прежде всего своих потребностей. В Законе РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» об этом сказано: «потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов».

Это положение конкретизируется в статье 4 (пункт 2): «Потребительское общество создается и действует на основе … взаимопомощи обеспечения пайщикам, участвующим в хозяйственной и иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды».

Таким образом, потребительское общество создается на средства пайщиков для удовлетворения их потребностей при обязательной экономической выгоде. 

Целью моей курсовой работы является выявление экономической роли пайщика и роли пайщика в управлении. Доказательство того, что пайщик действительно является социальной основой потребительской кооперации.  

  1. Пайщики – социальная основа потребительской кооперации

Члены потребительского общества называются пайщиками. Пайщики являются социальной основой потребительского общества и системы потребительской кооперации.

Членами потребительского общества (пайщиками) могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и юридические лица.

В соответствии с Законом «О потребительской кооперации…» 

Пайщик – это гражданин (или юридическое лицо), внесший вступительный паевой взносы и принятый в члены потребительского общества.

И граждане, и юридические лица могут стать пайщиками при создании или при вступлении в действующее потребительское общество.

При создании потребительского общества граждане или юридические лица выступают учредителями потребительского общества, т.е. они сами его создают. Потребительское общество считается созданным (приобретает статус юридического лица) с момента его государственной регистрации – включения потребительского общества в государственный реестр организаций Российской Федерации. Только после этого учредители общества (граждане, юридические лица) становятся его пайщиками. 

При вступлении в действующее потребительское общество гражданин ( или юридическое лицо), желающий стать пайщиком, подает в совет потребительского общества заявление в письменной форме. В заявлении гражданина должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и место жительства. Граждане, не имеющие самостоятельного заработка, получающие государственные пособия или пенсию, сообщают об этом в заявлении.

В заявлении юридического лица должны быть указаны его наименование, место нахождения и банковские реквизиты. 

Совет потребительского общества обязан в течение 30 дней рассмотреть поступившее заявление и вынести решение.

Вступающий признается пайщиком с момента вынесения положительного решения советом потребительского общества и уплаты вступительного взноса, а также паевого взноса или его части, установленной уставом потребительского общества. 

Лица, принятые в потребительское общество, получают документ, удостоверяющий их членство,- книжку пайщика.

Как при создании потребительского общества, так и при вступлении в действующее потребительское общество пайщик уплачивает два вида взносов: вступительный и паевой.

Вступительный взнос – денежная сумма, направляемая в основном на покрытие расходов, связанных со вступлением в потребительское общество.

Паевой взнос – имущественный взнос пайщика, зачисляемый в паевой фонд потребительского общества. На паевой взнос начисляются дивиденды. Этот взнос дивиденды на него возвращаются пайщику при его выбытии из потребительского общества или передаются наследнику пайщика (в случае смерти последнего).

Однако право участия в общих собраниях потребительского общества и другие права пайщиков по наследству не передаются.

При ликвидации потребительского общества имущество, оставшееся после требований кредиторов, за исключением имущества неделимого фонда потребительского общества, распределяется между пайщиками, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества. 

Если имущества на покрытие долгов потребительского общества недостаточно, то пайщики несут субсидиарную ответственность по обязательствам своего общества. 

Прекращение членства не освобождает гражданина (юридическое лицо) от ответственности по обязательствам потребительского общества за тот хозяйственный год, в котором он состоял пайщиком.

В соответствии с Законом «О потребительской кооперации…»пайщики имеют право быть принятыми на работу в потребительское общество в первоочередном порядке по сравнению с гражданами, не являющимися пайщиками.

По признаку трудового участия в потребительском обществе пайщики делятся на группы:

    1. пайщики, работающие в организациях потребительской кооперации;
    2. пайщики, не работающие в организациях потребительской кооперации. 

В соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации…» минимальное число пайщиков-учредителей ограниченно и должно быть не менее пяти граждан или трех юридических лиц. Максимальное количество пайщиков в потребительском обществе неограниченно. В то же время количество рабочих мест ограниченно. Поэтому большинство пайщиков в потребительском обществе – это пайщики, не работающие в организациях потребительской кооперации. Так, в 1999 году в потребительской кооперации общая численность пайщиков составляла около 12 млн. человек, а работников – около 450 тыс. человек. Численность пайщиков за годы реформ значительно изменилась.

 

Таблица 1

Динамика численности пайщиков потребительской кооперации за

1990 -2006 годы (тыс. человек)

Наименование потребсоюзов

На 01.01.1991

На 01.01.1998

На 01.01.2000

На 01.01.2006

На

01.01.2007

1

2

3

4

5

6

Адыгейский

124,7

83,8

81,1

2158,8

2024,8

Астраханский

279,2

114,0

107,9

94,5

94,3

Белгородский

428,2

210,5

186,3

71,4

71,4

Воронежский

593,5

279,6

265,9

155,2

127,3

Дагестанский

415,2

725,9

726,3

727,6

727,8

Калмыцкий

107,8

55,3

51,7

42,0

41,9


 

 

Таким образом, потребительское общество – членская организация. Члены потребительского общества – пайщики – образуют потребительское общество и составляют социальную основу потребительского общества. Потребительские общества являются членами потребительских союзов, причем коллективными членами, состоящими из пайщиков. Поэтому правомерно утверждать, что пайщики являются социальной основой и потребительских обществ, и потребительских союзов, а значит, и всей системы потребительской кооперации.

Пайщики потребительского общества наделены Законом «О потребительской кооперации…» определенными правами и обязанностями.

Пайщики потребительного общества имеют следующие права:

  •  
    вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе;

  •  
    участвовать в деятельности потребительского общества, избирать и быть избранным в органы управления и органы контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов; 

  •  
    получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества; 

  •  
    приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары и услуги в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского общества;

  •  
    пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от коммерческой деятельности потребительского общества;

  •  
    сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственную продукцию и сырье для переработки, в том числе на давальческих началах;

  •  
    быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество;

  •  
    получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;

  •  
    пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых общим собранием потребительского общества;

  •  
    получать информацию от органов управления и органов контроля потребительского общества об их деятельности; 

  •  
    обращаться к общему собранию потребительского общества с жалобами на неправомерные действия других органов управления и органов контроля потребительского общества, затрагивающие их интересы.

 
Общее собрание потребительского общества может устанавливать и иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской Федерации. 
 
Пайщики потребительского общества имеют следующие обязанности: 

  •  
    соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения органов управления потребительского общества и потребительского союза;

  •  
    принимать участие в органах управления и контроля потребительского общества и потребительского союза;

  •  
    выполнять свои обязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности: по пользованию услугами потребительского общества, поставке сельскохозяйственной продукции потребительскому обществу и др.

  •  
    нести субсидиарную, материальную ответственность по обязательствам потребительского общества.

Пайщик может быть исключен из потребительского общества решением общего собрания потребительского общества в случае неисполнения им без уважительных причин своих обязанностей перед обществом, установленных Законом РФ «О потребительской кооперации…»или уставом потребительского общества, либо совершения действий, наносящих ущерб обществу.

Права и обязанности пайщиков могут быть представлены более широко в уставах потребительских обществ.

Реализация прав и обязанностей пайщиков способствует укреплению демократии, повышению эффективности социально-экономической деятельности и выполнению социальной миссии потребительской кооперации. 

 

  1. Экономическое участие пайщиков в деятельности потребительского общества

Информация о работе Социально-экономическая основа потребительской кооперации