Социально-экономическая основа потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

За последние годы проделана большая работа по возрождению потребительской кооперации. Создано полномасштабное правовое обеспечение, разработаны концепция и программа развития потребительской кооперации. Ежегодно по инициативе Центросоюза РФ проводятся научно - практические конференции, на которых ученые, руководители и специалисты потребительской кооперации обсуждают конкретные рекомендации по улучшению деятельности кооперативных организаций, по эффективной реализации социальной миссии потребительской кооперации.

Файлы: 1 файл

Курсовая Ефимова.docx

— 48.31 Кб (Скачать файл)

Участие пайщиков в деятельности потребительского общества в основном связанно с экономической деятельностью общества.

Основными формами экономического участия пайщиков являются: 

  •  
    покупка товаров и услуг в предприятиях потребительского общества;

  •  
    внесение паевых взносов и вкладов в потребительское общество;

  •  
    поставка сельскохозяйственной и другой продукции в потребительское общество;

  •  
    труд в потребительском обществе.

Пайщики могут принимать и другое участие в хозяйственных операциях потребительского общества.

Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества осуществляется на основе баланса интересов.

Интересы пайщиков как членов потребительского общества заключаются в следующем:

  •  
    покупке в предприятиях потребительского общества качественных товаров и услуг на более выгодных условиях;

  •  
    получении дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества;

  •  
    сбыте потребительскому обществу сельскохозяйственной и другой продукции, произведенной в хозяйствах пайщиков-товаропроизводителей;

  •  
    предоставлении потребительским обществам рабочих мест и заработной платы в размере, обеспечивающем пайщикам достойную жизнь;

  •  
    социальной защите (в ней заинтересованы как пайщики-работники, так и пайщики, не работающих в потребительском обществе).

Потребительское общество, стремясь выполнить социальную миссию, заинтересовано в том, чтобы пайщики активно участвовали в экономической деятельности потребительского общества:

  •  
    покупали товары и услуги в предприятиях потребительского общества;

  •  
    вносили паевые взносы и вклады для пополнения денежных средств общества;

  •  
    поставляли (сдавали) потребительскому обществу сельскохояйственную и другую продукцию.

Потребительское общество также заинтересовано в том, чтобы работающие пайщики были квалифицированными работниками и добросовестно трудились в хозяйственных предприятиях – торговых, заготовительных, производственных, по оказанию услуг населению и др.

Таким образом, экономическое участие пайщиков и экономическая деятельность потребительского общества осуществляются с учетом взаимных интересов.

Взаимоотношения, обеспечивающие баланс экономических интересов между пайщиками и их потребительскими обществами, регулируются законодательством и органами самоуправления потребительских обществ.

Повышение экономического участия пайщиков в значительной степени зависит от условий, созданных государственными органами и организациями потребительской кооперации для установления взаимовыгодных экономических отношений между пайщиками и потребительскими обществами. 

Потребительское общество заинтересовано в активном участии пайщиков, так как это участие способствует более эффективной работе потребительского общества и получению дохода от хозяйственной деятельности.

По экономическому участию всех пайщиков можно разделить на пайщиков-вкладчиков, пайщиков-покупателей, пайщиков-поставщиков, пайщиков-работников.

Все пайщики принимают участие в формировании собственного имущества потребительского общества путем внесения имущественных паевых взносов (паев), поэтому каждый пайщик вправе ожидать получения дохода на внесенный пай (дивиденд).

Пайщики-вкладчики. Пайщики вносят денежные вклады в потребительское общество, т.е. предоставляют ему кредиты. Такие пайщики являются пайщиками-вкладчиками. Они получают доход, установленный в процентах к сумме вклада. Значит, внесение вклада приносит пайщику дополнительный доход.

Потребительское общество имеет от пайщика-вкладчика выгоду в том, что в виде пая и вклада получает денежные средства, которые использует в хозяйственном обороте. В связи с этим потребительское общество привлекает меньше заемных средств от банков и коммерческих структур.

Участие пайщиков в пополнении заемных средств потребительского общества представлено в таблице 2.

 

Таблица 2

Привлеченные средства населения организациями потребительской кооперации на 01.07.2006 года

Наименование

потребсоюзов

Привлеченные средства населения

Всего, тыс. рублей

На 1 взрослого человека обслуживаемого населения, руб.

1

2

3

Центросоюз

2180630

98,7

Центральный

453592

115,0

Белгородский

63992

179,1

Брянский

46609

163,8

Владимирский

28519

92,1

Воронежский

89769

187,5

Ивановский

21288

165,7

Калужский

12780

76,1

1

2

3

Липецкий

39310

127,7

Орловский

23030

74,8

Смоленский

12026

55,6

Тамбовский

17128

51,0

Тверской

14152

42,4

Тульский

11775

67,7

Ярославский

35559

186,7

Южный

358010

67,0

Адыгейский

1800

8,9

Дагестанский

16460

21,4

Кабардино-Балкарский

7091

22,6

Калмыцкий

3068

23,5

Карачаево-Черкесский

3833

21,0

Северо-Осетинский

8189

28,7

Краснодарский

123386

113,8

Ставропольский

91917

126,1

Астраханский

8447

21,4

Волгоградский

34826

138,3

Ростовский

55993

65,3

     

 

Пайщики-покупатели. Пайщики проживают на той же территории, на которой расположены хозяйственные предприятия потребительского общества (магазины, столовые и др.). Поэтому пайщики являются покупателями товаров и услуг у потребительского общества. Это выгодно пайщикам. Им не нужно выезжать за покупкой товаров в другие населенные пункты. Кроме того, торговые предприятия и предприятия услуг потребительского общества стараются обеспечить пайщиков нужными товарами и услугами по доступной цене и хорошего качества.

Значит, покупка товаров в потребительском обществе обеспечивает удовлетворение материальных потребностей пайщиков в товарах и услугах на более выгодных для них условиях.

Для потребительского общества покупка пайщиками товаров и услуг означает реализацию товаров, т.е. пайщики обеспечивают своему кооперативу гарантированный сбыт товаров и услуг для потребтельского общества.

Увеличение объемов продажи товаров и услуг обеспечивает потребительскому обществу получение дохода.

Пайщики-поставщики. Многие пайщики ведут личное подсобное хозяйство. Для таких пайщиков-товаропроизводителей в рыночных условиях важно сбыть выращенную сельскохозяйственную продукцию и получить доход. 

Потребительское общество закупает сельскохозяйственную продукцию у пайщиков. В этом случае пайщики-товаропроизводители являются поставщиками сельскохозяйственной продукции, которую потребительское общество направляет в магазины, увеличивая ассортимент товаров; в производственные предприятия для изготовления пищевой продукции – консервантов, колбасных изделий, соков и др. Закупка сельскохозяйственной продукции у пайщиков-поставщиков выгодна потребительскому обществу. Пайщики- это местные поставщики, и при доставке сельскохозяйственной продукции обеспечивается значительная экономия транспортных расходов. Кроме того, потребительское общество может договориться с пайщиком о более приемлемых условиях расчета за купленную продукцию, приобрести более качественную сельскохозяйственную продукцию разнообразного ассортимента.

Развитие народных промыслов значительно расширяет ассортимент продукции, закупаемой у членов потребительских обществ.

Пайщики-работники реализуют в потребительском обществе право на труд. Добросовестный, эффективный труд пайщиков приносит доход потребительскому обществу.

Потребительское общество предоставляет пайщикам рабочие места и использует их труд для осуществления социально-экономической деятельности. За труд пайщикам-работникам потребительское общество выплачивает заработную плату, которая является основным материальным доходом пайщика-работника.

Следует отметить, что, увеличивая рабочие места, организации потребительской кооперации способствуют сокращению безработицы, что имеет особое социальное значение для сельских территорий. 

Обоснование преимуществ экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества показывает, что экономические отношения между пайщиками-вкладчиками, пайщиками-покупателями, пайщиками-поставщиками, пайщиками-работниками, с одной стороны, и потребительскими обществами с другой стороны, осуществляются на основе взаимных интересов.

 

  1. Стимулирование пайщиков за экономическое участие в деятельности потребительского общества

В потребительском обществе осуществляется стимулирование пайщиков за следующие виды участия:

    • экономическое участие;
    • участие в органах управления и контроля;
    • эффективное трудовое участие.

Стимулирование пайщиков за активное экономическое участие в деятельности потребительского общества направлено на реализацию принципа Международного кооперативного альянса об экономическом участии членов.

В Законе «О потребительской кооперации...» с целью стимулирования экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества предусмотрены кооперативные выплаты:

Кооперативные выплаты — это часть доходов потребительского общества, распределяемая между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности потребительского общества, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества.

Кооперативные выплаты — это прямые денежные доходы пайщиков (выдача пайщикам денег) за экономическое участие в деятельности потребительского общества.

Пайщики могут получать как прямые, так и косвенные доходы за экономическое участие. Косвенные доходы пайщики получают за счет экономии расходов, при этом не делаются денежные выплаты.

Например, у пайщика закуплена сельскохозяйственная продукция, которая вывезена транспортом потребительского общества. Транспортные услуги пайщик не оплачивает. В этом случае пайщик получает прямые денежные доходы за сданную сельскохозяйственную продукцию и косвенные доходы за счет экономии транспортных расходов.

Формы экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества и получение ими прямых и косвенных доходов показаны на рисунке 12.

Прямые денежные доходы пайщик может получать за такие формы экономического участия: внесение паевого взноса, внесение вклада (предоставление заемных средств), покупку товаров, сдачу сельскохозяйственной продукции. При этом пайщик получает прямые денежные доходы (деньги), выплачиваемые в форме дивиденда* на паевой взнос, в форме процента на заемные средства, бонуса1 на сумму купленных товаров, оплаты за сданную продукцию.

Косвенные доходы пайщик может получать за следующие виды участия: сдачу сельскохозяйственной и другой продукции, переработку продукции на предприятиях потребительского общества, покупку услуг, покупку товаров. Косвенные доходы пайщик получает за счет экономии транспортных средств при доставке товаров транспортом потребительского общества, при покупке товаров по сниженным ценам.

В условиях несвоевременной выплаты пенсий и зарплат пайщик может получить продукты в долг в магазинах своего потребительского общества, причем сумма долга им возвращается без учета инфляции. Учитывая резкое снижение доходов малообеспеченных слоев сельского населения, в магазинах потребительского общества пайщикам осуществляется продажа хлеба и других продуктов по себестоимости. При приобретении товаров на вышеизложенных условиях пайщики также получают косвенные доходы.

Пайщики могут получать доходы и от других видов экономического участия: от сдачи потребительскому обществу дикорастущей продукции и лекарственно-технического сырья, продукции индивидуальной трудовой деятельности (швейных и трикотажных изделий, изделий народных и художественных промыслов, а также других товаров).

Таким образом, пайщики за экономическое участие в деятельности потребительского общества получают прямые и косвенные доходы.

Пайщики должны активно участвовать в работе органов управления и контроля потребительского общества. Это является обязанностью их как членов потребительского общества.

Пайщики как совместные владельцы потребительского общества участвуют в принятии управленческих решений и контролируют финансовую и хозяйственную деятельность общества. Поскольку эта работа осуществляется на общественных началах, то она нуждается в материальном стимулировании.

Для стимулирования пайщиков, активно участвующих в органах управления и контроля, в потребительских обществах создается фонд стимулирования пайщиков потребительского общества.

Средства фонда стимулирования пайщиков используются на поощрение членов потребительских обществ, не являющихся работниками потребительской кооперации, а также членов советов, членов ревизионных комиссий, комиссий кооперативного контроля, уполномоченных потребительских обществ и других пайщиков, активно участвующих в органах управления и контроля.

Стимулирование труда пайщиков-работников

Эффективная социально-экономическая деятельность потребительского общества обеспечивается трудом работников аппарата управления (руководителей, специалистов) и работников массовых профессий.

В настоящее время работниками потребительской кооперации в основном являются пайщики.

Стимулирование труда пайщиков-работников в основных отраслях хозяйственной деятельности потребительского общества осуществляется путем увеличения заработной платы, поощрений и дополнительных выплат за эффективный труд. В каждом потребительском обществе разрабатываются положения по стимулированию работников административно-управленческого аппарата и работников торговых, заготовительных, производственных и других предприятий. 

Информация о работе Социально-экономическая основа потребительской кооперации