Производство по делам возникающих из административных и иных публичных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем что, одна из основных гарантий осуществления гражданского права - возможность его защиты. Поэтому Конституция России, провозгласив наше государство правовым, не могла обойти вниманием один из классических признаков такового — гарантированность прав граждан и организаций по отношению к органам публичной власти. Согласно п. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Без эффективного механизма защиты прав граждан и юридических лиц становятся бессмысленными и бесполезными нормы материального права, какими бы совершенными они не были.

Содержание работы

Введение 3
1.Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений 7
1.1 Общие положения 7
1.2. Общий порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений 11
2.Особенности рассмотрения отдельных категории дел 15
2.1. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов 15
2.2. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц 22
2.3. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности 34
2.4. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций 44
Заключение 51
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

Курсовая осн файл1.docx

— 195.99 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций

1. Особенности рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и  санкций. 
   Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотре-нных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 26 АПК РФ.  
 Необходимо учитывать Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.02.2006 г. N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратив-шими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершению административных процедур урегулирования споров".  
   Судебное взыскание санкций носит редкий характер, поскольку для этого существуют административные процедуры.  
  Производство по данной категории дел возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с  требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций. Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ). Заявление может быть подано по месту нахождения филиала юридического лица (п. 5 ст. 36 АПК РФ). 26 
  Дела данной категории подведомственны арбитражному суду при следующих условиях: 
  - участниками спора являются государственные органы, органы местного  самоуправления, иные органы, осуществляющие контрольные функции; юрид-ические лица; индивидуальные предприниматели;  
  - обязанность по уплате обязательных платежей (привлечение к ответственно-сти в виде взыскания санкций) у юридических лиц, индивидуальных предприн-имателей возникла в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.  
   При рассмотрении данной категории дел необходимо учитывать следующее: 
  - уплата обязательных платежей и, соответственно, их взыскание, взыскание санкций должно быть предусмотрено федеральным законом. В настоящее время перечень обязательных платежей, т.е. налогов и сборов предусмотрен ст. 13-15 НК РФ;  
  - государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы должны обладать правом контроля за уплатой обязательных платежей и, соответственно, правом взыскания этих платежей и санкций. В качестве примера можно привести полномочия по контролю за правильностью уплаты и взысканию обязательных платежей, санкций Федеральной налоговой службы, таможенных органов и их территориальных подразделений, органов внебюджетных фондов (пенсионный фонд и т.д.);  
  - наряду со взысканием обязательных платежей и санкций по правилам настоящей главы возможно взыскание пени, так как этот платеж является обеспечите-льной мерой по уплате обязательных платежей;  
  - при определенных условиях дела данной категории могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства (см. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.01.2005 г. N 89 "О некоторых вопросах рассмотрения дел в порядке упрощенного производства").  
  В соответствии со ст. 53 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных федеральным законом.  
  Статьями 31, 48 НК РФ закреплено право налоговых органов на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей обязательных платежей, пени, санкций. Необходимо учитывать, что такое право может быть реализовано при условии отсутствия иного порядка взыскания, установленного федеральным законом. 
  Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ взыскание обязательного платежа, пени с юридического лица предусмотрено в бесспорном порядке . 
   В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.  
 Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателяпроизводится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимател-ем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ. 
   Взыскание налога в судебном порядке производится:  
1) с организации, которой открыт лицевой счет;  
2) в целях взыскания недоимки, числящейся более 3 месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);  
  3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.  
  Общие требования к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций изложены в п. 3 ст. 46, ст. 125, 126 НК РФ. В заявлении должны быть также указаны:  
  - наименование, размер и расчет суммы платежа, подлежащего взысканию; 
  - нормы закона, предусматривающие уплату платежа;  
  - сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке. 
   Указанное требование и доказательства его направления должны быть приложены к заявлению. Требование об уплате платежа в добровольном порядке может быть выражено в отдельном документе, а также может содержаться в решении налогового органа, принятого по результатам проверки, или доведено до лица в иной форме.  
   По данной категории дел заявители освобождены от уплаты государственной пошлины (п. 1 ст. 333.37 НК РФ).  
   При соблюдении требований к заявлению арбитражный суд принимает его к производству, о чем выносится соответствующее определение. Копии  определения направляются лицам, участвующим в деле. Несоблюдение порядка оформления заявления влечет последствия, предусмотренные ст. 128, 129 АПК РФ, - оставление заявления без движения, возвращение заявления.  
   Общие правила рассмотрения данной категории дел установлены гл. 26 АПК РФ. 
  Дела данной категории рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела и принятие решения.  
  Неявка лиц, участвующих в деле и надлежащим образом уведомленных арбитражным судом, не является препятствием для рассмотрения дела.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, о чем отмечается в определении о принятия заявления к производству и о подготовке дела к судебному разбирательству. В этом случае неявка лиц, участвующих в деле, является основанием для наложения штрафа в порядке и размере, установленных в гл. 11 АПК РФ.  
 По данной категории дел обязанность доказывания обстоятельств, посл-уживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на контролирующий орган; арбитражный суд имеет право истребовать необходимые доказательства по собственной инициативе. Доказательствами по делу могут быть первичные бухгалтерские документы, акты проверок, акты встречных проверок, договоры, налоговые декларации и т.п. 
  При рассмотрении дела арбитражный суд должен установить:  
  - наличие оснований для взыскания требуемой суммы;  
  - полномочия контролирующего органа;  
  - правильность расчета взыскиваемой суммы.  
  При взыскании недоимок по налогам, пени, соответствующих санкций арбитражный суд проверяет соблюдение сроков, установленных п. 2 ст. 48, ст. 113, 115 НК РФ. Пропуск названных пресекательных сроков влечет оставление заявления без удовлетворения . 
  2. Принятие решения по делу о взыскании обязательных платежей и санкций 
   Общие правила принятия решения по делу о взыскании обязательных платежей и санкций установлены ст. 169-173, 178 АПК РФ. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из следующих видов решений: 
  - об удовлетворении заявления полностью или в части и взыскании определе-нных сумм;  
  - об отказе в удовлетворении заявления. Во вводной части решения  указываются: 
  - наименование арбитражного суда;  
  - состав суда;  
  - фамилия лица, которое вело протокол судебного заседания;  
  - номер дела, дата и место принятия решения;  
  - наименование лиц, участвующих в деле;  
  - предмет спора;  
  - фамилии лиц, присутствующих в заседании, с указанием их полномочий. 
  В описательной части решения излагаются заявленные требования и  возражения, объяснения заявителя и ходатайства лиц, участвующих в деле. 
   В мотивировочной части решения указываются:  
  - фактические и иные обстоятельства, установленные арбитражным судом; 
  - доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения;  
  - мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле;  
  - законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле. 
 В резолютивной части решения указываются:  
- наименование лица, обязанного уплатить сумму задолженности;  
- его место нахождения или место жительства;  
- сведения о его государственной регистрации;  
  - общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с раздельным определением сумм основной задолженности, пени, санкций.  
  Решение по данной категории дел вступает в законную силу и обжалуется в общем порядке (ст. 180, 181, 259, 276 АПК РФ). Копии решения направляются лицам, участвующим в деле, в 5-дневный срок со дня принятия заказным письмом с уведомлением или вручаются им под расписку.  
 Детальное урегулирование в арбитражном процессе правил администрат-ивного судопроизводства призвано обеспечить защиту прав и интересов участников публичных правоотношений. В связи с этим, по нашему мнению, эти дела не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства (гл. 29 АПК РФ). Еще одним аргументом является то, что в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены только дела по имущественным требованиям (ст. 227 АПК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы.

- Материально-правовая основа каждой из категорий производства по делам, возникающим из административных и иных публичных  правоотношений, заметно отличает соответствующий вид производства от дел искового производства и других форм производства в арбитражных судах. Поэтому обоснованность существования производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, как отдельного вида производства в арбитражном суде, определяется чертами материально-правовых отношений каждой из категорий дел, рассматриваемых в рамках такого производства, характерными и специфичными для соответствующей категории дел и существенно различающимися друг от друга.

- Особенности материально- правовой основы производства по делам, возникающим из административных и иных публичный правоотношений, хотя и существенно отличается для каждой из категорий дел данного вида производства, тем не менее имеют существенные отличия от других видов производства в арбитражных судах, в том числе от искового производства. Такие отличия порождают необходимость в иных формах защиты прав, которые и определяют процессуальные особенности рассмотрение дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Данные особенности и обуславливают необходимость создания нового вида производства. Таким образом, законодательное закрепление производства по таким делам как самостоятельного вида производства является положительным итогом развития законодательства.        

-Создание самостоятельного вида производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, рассматривается мно-гими учеными административистами как шаг к созданию административного процесса а сам вид производства в арбитражных судах как часть административного процесса. Арбитражные суды, соответственно, рассматриваются как органы административного производства. Такой подход представляется неверным. При рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, осуществляется арбитражное судопроизводство, а не административное. Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений полностью укладывается в гражданское (арбитражное) судопроизводство и является его составной частью.

- В АПК РФ достаточно подробно определены особенности производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Существует достаточно большое количество норм, обеспечивающих достаточный уровень процессуальной защиты прав сторон по таким делам, и касающихся других особенностей производства. В их числе особенности состава арбитражного суда при производстве по таким делам, особенности перераспределения бремени доказывания, сокращение сроков производства по делам. Но сроки производства по делам о привлечении к административной ответственности, обжалования привлечения к администрат-ивной ответственности, установлены без учета требований арбитражного процесса и не позволяют арбитражным судам осуществить производство по делу без нарушения норм арбитражного процесса.

-Необходимо внести поправки в АПК РФ, в соответствии с которыми вступление в законную силу решений по делам об оспаривании нормативных правовых актов будет осуществляться после их кассационного рассмотрения или истечения срока на кассационное обжалование.

-При этом, должен быть установлен единый порядок обжалования и пересмотра всех судебных актов, принимаемых по делу об оспаривании нормативных предписаний, что позволит обеспечить более быстрое и правильное рассмотрение и разрешение дел данной категории

- В целом же следует отметить, что в настоящий момент регулирование производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, защита интересов граждан, осуществляющих предпринимат-ельскую деятельность без образованию юридического лица и юридических лиц, по вопросам связанным с административными и иными публичными правоотношениями, получили достаточно подробное и  качественное закпрелпение в нормах АПК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

I. Нормативные правовые акты 

  1. Конституция Российской Федерации.М.,2013.
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.М.,2013.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая). М.,2013.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая). М.,2013.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях М.,2013.

II. Специальная литература

  1. Арбитражный процесс: Учебник /Отв. ред. проф. В.В. Ярков. М., 2011.485с.
  2. Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. проф. М.К. Треушникова М., 2010. 370с.
  3. Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. проф. Т.А. Григорьевой. М., НОРМА, 2012. 410с.
  4. Боннер, А.Т. Некоторые особенности доказывания по делам, возникающим из административно-правовых отношений / А.Т. Боннер // Вопросы советского государства и права: Сб. науч. тр. Иркутск, 1965г.С.223-250.
  5. Веденеев, Е.Ю. Роль суда в доказывании по делу в российском гражданском судопроизводстве/Е.Ю. Веденеев // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. № 2.48с.
  6. Викулова, Н.А. Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений в арбитражном процессе: специфика стадии возбуждения дела/Н.А. Викулова // Арбитражный и гражданский процесс. 2011г. №1.32с.
  7. Женетль, С. З. Административный процесс и административные процесудры в условиях администратиной реформы. Автореф. … докт.юрид.наук. М., 2010.123с.
  8. Жилин, Г.А. Признание нормативных актов недействительными/Г.А. Жилин // Российская юстиция. 1998. № 7.22с.
  9. Зоммерман, К.П. Административное судопроизводство (юстиция) в Германии: история развития и основные черты / К.П.Зоммерман, Ю.Н.Старилов // Государство и право. 1999. № 7.375с.
  10. Каган, Е.В. Особенности рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании решения налогового органа о взыскании недоимки: Автореф. дис… к-та юрид. наук. М., 2010.134с.
  11. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Ф. Яковлева, М.К. Юкова. М., 2011.321с.
  12. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Э.Н. Ренова. М., 2012.211с.
  13. Комментарий Налогового кодекса РФ (постатейный) / Под ред. В.Р. Захарьина. М., 2003.353с.
  14. Тихомиров, Ю.А. Административное судопроизводство в России: перспективы развития/Ю.А.Тихомиров // Российская юстиция. 1998. № 8.22с.
  15. Ткаченко, Е.В. Письменные доказательства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений в арбитражном процессе: Автореф. дис. к-та юрид. наук. Саратов, 2010.189с.
  16. Туманова, Л.В. Рассмотрение судами дел, возникающих из публично-правовых отношений. Тверь, 1998.221с.
  17. Тупиков, В.А Природа дел, возникающих из административно-правовых отношений/В.А.Тупиков // Российская юстиция. 1999. № 7.22с.
  18. Уксусова, Е.А. Процессуальные особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных актов/Е.АУксусова // Российская юстиция. 1999. № 1.26с.
  19. Цацулина, Е.И. Производство по делам об оспаривании ненормативных актов и действий (бездействий) налоговых органов в арбитражных судах первой инстанции: Автореф. дис.к-та юрид. наук. Саратов, 2011.162с.
  20. Чечот, Д.М. Административная юстиция./Д.М. Чечот //Избранные труды по гражданскому процессу. СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Изд-во юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2005.363с.
  21. Шакирьянов, Р.В. Создание административных судов как способ защиты частноправовых интересов/Р.В. Шакирьянов // Российский судья. №7.327с.
  22. Ярославцева, С.В. Досудебное урегулирование как основной элемент механизма разрешения налоговых споров/C.В. Ярославцева // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. № 7.318с.

III. Материалы судебной практики

  1. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 №117(ред. от 12.03.2013 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации»//Справочно-правовая система Консультант плюс: Законодательство(10.04.2013)
  2. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного РФ от 17 марта 2003 г. № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2003. № 5.С.1-17.
  3. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. № 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» // Вестник ВАС РФ. 2004.С.1-4.
  4. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2008 г. по делу N А13-10553/2007//Справочно правовая система Консультант плюс: Судебная приктика(10.04.2013)
  5. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.11.2006 г. N Ф08-5900/2006 по делу N А61-966/2006-8//Справочно правовая система Консуль-тант плюс: Судебная практика(10.04.2013)
  6. Постановление ФАС Центрального округа от 13.07.2007 г. по делу N А08-6220/06713//Справочно правовая система Консультант плюс: Судебная прак-тика (10.04.2013)
  7. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9.03.2007 г. по делу N А31-1843/200617//Справочно правовая система Консультант плюс: Судебная пра- ктика (10.05.2013)

 

1 Жуйков В.М. Проблемы арбитражного процессуального права. М., 2011.С.21.

2 Судебно-арбитражная статистика. Основные показатели работы арбитражных судов в 2000-2010г. // Вестник ВАС РФ. 2010. № 2. С.36.

3 Викулова Н.А. Арбитражный и гражданский процесс.М.,2012. – С.13-17.

4 Баранов В.А, Приженникова А.Н. – Арбитражный и гражданский процесс. М.,2012. – С.15-22.

5 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.М.,2013.

6 Абушенко Д.Б. Обеспечительные меры в административном судопроизводстве: практика арбитражных судов. М., 2011.-С.22-23.

7 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 г. N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов//Справочно-правовая система Консультант плюс: Законодательство(10.04.2013).

8 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая).М.,2013.

Информация о работе Производство по делам возникающих из административных и иных публичных правоотношений