Порядок определения размера трудовых пенсий в соответствие с действующим законодательством РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:38, реферат

Описание работы

В декабре 2001 года были приняты важнейшие законодательные акты, способствующие обеспечению устойчивости, всемерному укреплению и дальнейшему развитию трудовых отношений.
С 1 января 2002 г. Вступили в действие 4 федеральных закона, относящиеся к пенсионной реформе: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.201 г. №166-ФЗ; «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. №167-ФЗ; «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ; «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 31 декабря 2001 г. №198-ФЗ.

Файлы: 1 файл

Структура и порядок определения трудовых пенсий в рф.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Порядок определения размера трудовых пенсий в соответствие с действующим  законодательством РФ

 

 

Введение

 

В декабре 2001 года были приняты  важнейшие законодательные акты, способствующие обеспечению устойчивости, всемерному укреплению и дальнейшему развитию трудовых отношений.

С 1 января 2002 г. Вступили в действие 4 федеральных закона, относящиеся к пенсионной реформе: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.201 г. №166-ФЗ; «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. №167-ФЗ; «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ; «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 31 декабря 2001 г. №198-ФЗ.

Соответственно с момента  вступления в действие новых законов  утратили силу закон РФ «О государственных  пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий от 21 июля 1997 г. Другие принятые до 1 января 2002 г. Федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются лишь в части, не противоречащей закону о трудовых пенсиях от 17.12.2001 г. (п. 2 ст. 31 этого Закона). Сказанное не означает, что теперь все вопросы пенсионного обеспечения решаются абсолютно по новому. Значительная часть норм старых законов в прежнем либо несколько измененном виде воспроизведена и в новых. Некоторые новые нормы сформулированы таким образом, чтобы большая часть пенсионеров получала пенсию в полном объеме.

В работе исследуются  основные критерии, параметры, расчетов и источники для всех категорий  пенсионеров, получающих свои пенсии в  соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Работа посвящена непосредственно  трудовым пенсиям. Законом предусмотрены  трудовые пенсии:

– по старости;

– по инвалидности;

– по случаю потери кормильца.

Пенсии по старости и  инвалидности состоят из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Пенсия по случаю потери кормильца только из двухбазовой и страховой.

Каждый из видов трудовых пенсий имеет свою категорию получающих ее пенсионеров, составные части  каждого из видов трудовых пенсий рассчитываются по различным формулам и имеют несколько отличные составные части.

Формирование пенсий для лучшего восприятия приведены  с конкретными примерами по расчетам каждой из составных частей.

 

 

1. Виды, составные части и условия  назначения трудовой пенсии

 

Ведущее место  в российской пенсионной системе  принадлежит трудовым пенсиям. Основанием для получения этой разновидности пенсионного обеспечения приобретает подавляющая масса занятых в производственной сфере и обслуживанию.

Федеральный закон  «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ (далее Закон о трудовых пенсиях) вступил в действие 1 января 2002 г.

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата  в целях компенсации гражданам  заработной платы или иного дохода. Которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом о трудовых пенсиях.

 

1.1 Лица, имеющие право на трудовую пенсию

 

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с  Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Нетрудоспособные  члены семей лиц, указанных в  части первой части закона о трудовых пенсиях, в случаях, предусмотренных  статьей 9 Федерального закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно  проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

 

1.2 Виды  трудовых пенсий

 

Подавляющее число  пенсионеров (нынешних и будущих) подпадает под действие Закона о трудовых пенсиях. Этим Законом предусмотрены трудовые пенсии:

– по старости;

– по инвалидности;

– по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

1) базовой части;

2) страховой  части;

3) накопительной  части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит  из следующих частей:

1) базовой части;

2) страховой  части.

Гражданам, не имеющим  по каким-либо причинам право на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Для назначения трудовой пенсии инвалидам требуется  подтвердить ограничение способности  к трудовой деятельности III, II и I степени. Однако до 1 января 2004 г. на равных основаниях пенсия устанавливается соответственно инвалидам I, II и III групп.

Отсутствие  в Законе трудовой пенсии за выслугу  лет не означает, что лица, имеющие  длительный профессиональный стаж, утратили право на пенсионное обеспечение. Но теперь такая пенсия именуется досрочной пенсией по старости.

пенсия  трудовой досрочный право

1.3 Источники  и составные части трудовой  пенсии

 

По новому пенсионному  законодательству, вступившему в  действие с 1 января 2002 г., трудовая пенсия российского гражданина состоит из трех частей – базовой, страховой и накопительной (причем право на последнюю приобретают только более молодые возрастные группы – мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1958 года рождения и моложе).

Эти части существенно  различаются между собой по порядку  назначения, источникам и способам формирования источников для их финансирования.

Базовая пенсия по сути представляет государственное  пособие по старости и утрате дохода в форме заработной платы, назначаемое всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста (по новому законодательству он равен для мужчин, как и ранее, 60 годам, для женщин – 55). Второе, кроме достижения пенсионного возраста, условие назначения базовой пенсии – наличие не менее пяти учтенных в системе пенсионного обеспечения и оплаченных страховых лет. Только в этом случае по новому законодательству у государства возникают обязательства по выплате базовой части пенсии, которые оно обязано выполнять независимо от того, прекратил застрахованный работать или нет.

Размер базовой  пенсии будет утверждаться ежегодно в Законе о федеральном бюджете  вместе с указанием того объема финансовых ресурсов, которыми должны быть обеспечены необходимые объемы выплат.

Одним из важнейших  показателей для назначения трудовой пенсии является в соответствии с  Законом страховой стаж, в который  включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполненные на территории Российской Федерации, т.е. граждане Российской Федерации, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию и за которых уплачивались обязательные страховые взносы.

При подсчете страхового стажа учитывается то обстоятельство, что он подразделяется на часть стажа  до регистрации гражданина в качестве застрахованного и часть стажа после регистрации. Часть стажа, предшествующая регистрации, должна подтверждаться документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателем. После регистрации страховой стаж подтверждается данными индивидуального (персонифицированного) учета.

Источником  финансирования базовой пенсии является федеральный налог, собираемый налоговыми органами в федеральный бюджет. По нормам утверждаемым законами о федеральном  бюджете и о бюджете Пенсионного  фонда на тот или иной год, собранные таким образом средства перечисляются в бюджет ПФР и становятся источниками финансирования выплат базовой части пенсии. Сегодня механизмом, обеспечивающим сбор и поступление средств на эти цели, является единый социальный налог (ЕСН). Однако обсуждаются возможности выделения из ЕСН прямого пенсионного налога с перспективой уменьшения его и снижения налогового бремени на работодателей, осуществляющих уплату налогов и страховых платежей за своих работников.

Страховая часть  пенсии формируется и финансируется в рамках системы государственного пенсионного страхования, ядром которой является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Источником  финансирования страховой части  пенсии является страховой платеж, собираемый налоговыми органами и перечисляемый в бюджет Пенсионного фонда. Страховые платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных, фиксируясь в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на их личных счетах. Сами же поступившие средства идут после этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах будет происходить накопление не непосредственно средств, а обязательств государства перед гражданином.

Размер страхового платежа для разных возрастных групп различен. Для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1957 года рождения он установлен в размере 14% от размера их заработной платы. Для мужчин, родившихся в интервале от 1953 до 1967 гг., и женщин в интервале от 1958 до 1967 г. он составляет 12%. И, наконец, для тех, кто родился после 1967 г. тариф платежа предусмотрено в период с 2002 по 2006 гг. снижать по одному проценту в год – с 11% в 2002 до 8% в 2006 г.

В отличие от базовой части пенсии, которая  ни в коей мере не связана с тем, сколько зарабатывал пенсионер до выхода на пенсию, страховая часть непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного. Чем выше размер заработной платы, тем выше страховые платежи с нее и, следовательно, тем дополнений и изменений в Налоговый кодекс изменился и сам механизм финансирования пенсионной системы. Введенный с 1 января 2001 года единый социальный налог и зачисляемый в государственные социальные внебюджетные фонды был рассчитан исключительно на распределительную солидарную пенсионную систему. Это связано с тем, что в соответствии с российским законодательством налогом является обязательный индивидуально безвозмездный платеж. Применительно к пенсионной системе это означает, что работник, за которого работодатель уплатил единый социальный налог, по выходе на пенсию будет получать некую обезличенную сумму пенсии, размер которой фактически никак не будет зависеть от суммы взносов, уплаченных за него в пенсионную систему.

Вместе с  тем введение накопительной части  трудовой пенсии по старости потребовало установления такой модели пенсионных прав граждан, при которой учитываются денежные средства, уплаченные за конкретное застрахованное лицо и предназначенные на выплату пенсий конкретному человеку. В этих условиях фактически единственным вариантом придания платежам на обязательное пенсионное страхование статуса индивидуально возмездных применительно к конкретному застрахованному лицу остался вариант с обособлением страховых взносов на пенсионное страхование в рамках Налогового кодекса Российской Федерации.

Принята и уже  действует схема, по которой сумма  единого социального налога в  части, касающейся зачисления в ПФР, разделяется на единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет на базовую часть трудовой пенсии, и на страховые взносы, зачисляемые в бюджет ПФР для финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Иначе говоря, сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за этот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Законами предусмотрено, что обязательные платежи уплачиваются только налогоплательщиками (страхователями) за своих работников (застрахованных). При этом совокупная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда не увеличивается  и остается на уровне прежней (28% от заработка работника для основной массы плательщиков).

Для страховой  и накопительной частей трудовой пенсии помимо регрессивной шкалы базы для начисления страховых взносов  на каждого отдельного работника  вводится дифференцированная шкала тарифов, зависящих от возраста застрахованного лица.

Изменение ежегодного процентного отношения, приходящегося  на финансирование страховой и накопительной  частей трудовой пенсии показано в  таблице 1.1. (Приложение 1) Куртин А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы российской Федерации // Трудовое право. – 2002. – №4.-с. 40–47.

Страховые взносы, направляемые на накопительную часть  трудовой пенсии, не могут быть израсходованы  на выплату пенсий по текущим обязательствам, а предназначены на выплату пенсии конкретному застрахованному лицу, за которое они уплачены. До выхода на пенсию указанного лица они будут инвестироваться в порядке, который должен быть установлен федеральным законом.

Принципиально новым шагом в финансировании будущих пенсионных выплат является введение фиксированного платежа, являющегося по своей природе разновидностью страховых взносов. Страхователи, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты и некоторые другие профессии, приравненные к индивидуалам, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа.

Информация о работе Порядок определения размера трудовых пенсий в соответствие с действующим законодательством РФ