Нотариат в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 12:05, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение анализа эффективности осуществления институтом нотариата нотариальных действий, определенных Законом Республики Казахстан «О нотариате» от 14 июля 1997 года № 155-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2013 г.).
Достижение главной цели дипломной работы реализуется через решение следующих взаимосвязанных задач:
1) Раскрыть понятие нотариата.
2) Отразить историю становления и развития нотариата в Республике Казахстан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…... 2
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………... 6
1.1. Понятие нотариата и нотариальной деятельности
по законодательству Республики Казахстан……………………………………..... 6
1.2. История возникновения и развития нотариата в Республике Казахстан….. 11
2. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ... 22
2.1. Понятие и виды нотариальных действий……………………………………. 22
2.2. Основные правила совершения нотариальных действий………………....... 33
3. ОСОБЕННОСТИ НОТАРИАТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……….. 41
3.1. Роль частного нотариуса в системе нотариата РК………………………….. 41
3.2. Некоторые проблемы нотариата на современном этапе…………………… 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... 59

Файлы: 1 файл

diplom_work.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, на протяжении истории развития государства и права нотариат является составной частью правовой системы любой страны, поскольку функции, осуществляемые нотариусами, необходимы и востребованы. Частный нотариат в Казахстане с момента своего внедрения в 1997 году и по сегодняшний день претерпел значительные изменения. После принятия закона о нотариате был разработан ряд нормативных правовых актов, регулирующих деятельность нотариата. Однако в этот период еще существовало недоверие населения к частнопрактикующим нотариусам [50].

Но за следующие годы частный нотариат претерпел качественные и количественные изменения, начали функционировать территориальные и Республиканская нотариальные палаты, увеличилось количество сделок, совершенных х частными нотариусами.

В 2000 году состоялся Первый учредительный Съезд нотариусов страны.

В это время уже стали вырисовываться механизмы взаимодействия территориальных органов юстиции и нотариальных палат. Совместно эти органы осуществляют контроль за законностью совершаемых нотариальных действий нотариусами.

В 2003 г. в законодательство о нотариате были внесены существенные изменения и дополнения. Теперь казахстанский частный нотариус не имел больше статуса предпринимателя; оплата его услуг стала осуществляться по ставкам, которые равны размерам госпошлины, право регулирования численности нотариусов закреплено за Министерством юстиции, а также введена норма об обязательности проведения конкурсов.

За прошедшие 16 лет частный нотариат в Республике Казахстан претерпел различные изменения, преодолел множество проблем, но тем не менее, сохранил основную, заложенную в законе о нотариате цель – создание независимого института нотариата, который призван служить народу Казахстана, а именно: защищать их права и интересы посредством совершения нотариальных действий, которые направлены на удостоверение бесспорных прав и фактов.

 

 

3.2. Некоторые проблемы нотариата на современном этапе

 

Следует отметить, что 2012-2013 годы являются особым периодом в истории развития казахстанского нотариата.

В 2012 году были приняты важнейшие нормативные акты, регулирующие различные аспекты деятельности института нотариата Республики Казахстан:

    • приказ Министра юстиции Республики Казахстан «Об утверждении требований к помещению нотариуса» от 31.01.12 г. № 29;

    • приказ Министра юстиции Республики Казахстан «Об утверждении правил прохождения учетной регистрации частных нотариусов» от 31.01.12 г. № 30;

    • приказ Министра юстиции Республики Казахстан «Об утверждении правил совершения нотариальных действий нотариусами» от 31.01.12 г. № 31;

    • приказ Министра юстиции Республики Казахстан «Об утверждении правил по нотариальному делопроизводству» от 31.01.12 г. № 32;

    • приказ Министра юстиции Республики Казахстан «Об утверждении форм нотариальных свидетельств, постановлений, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых нотариусами документах» от 31.01.12 г. № 33;

    • приказ Министра юстиции Республики Казахстан «О минимальном количестве нотариусов в Республике Казахстан» от 31.01.12 г. № 34;

    • приказ Министра юстиции Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 29 июня 2011 года № 245 «Об утверждении форм проверочных листов и Критериев оценки степени рисков в сфере нотариальной деятельности» от 31.01.12 г. № 35;

    • приказ Министра юстиции Республики Казахстан «Об утверждении Единой программы профессиональной подготовки стажеров и признании утратившими силу некоторых приказов Министра юстиции Республики Казахстан» от 31.01.12 г. № 36.

 

Также был принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственных символов» от 28 июня 2012 года №24-V ЗРК, в котором статья 22 регулирует требования к печати, штампу и бланкам нотариуса.

«На печати нотариуса должно быть изображение Государственного Герба Республики Казахстан, фамилии, имени, отчества (при наличии) нотариуса, наименования государственной нотариальной конторы (печать государственного нотариуса) или номер и даты выдачи лицензии нотариуса (печать частного нотариуса)

Также нотариус должен иметь штампы удостоверительных надписей и личные бланки.

Оттиски печати и образцы подписи нотариусов должны храниться не только в Министерстве юстиции Республики Казахстан, но и в территориальном органе юстиции, а также в нотариальной палате.

Осуществление заказа и выдачу печати для совершения нотариальных действий нотариусами производит территориальным орган юстиции.

Изготовление печати частного нотариуса производится за счет его средств, а государственного нотариуса – за счет бюджетных средств» [51].

Также в целях реализации Закона внесены изменения и дополнения в приказы Министра юстиции «Об утверждении Правил по нотариальному делопроизводству», «Об утверждении Правил прохождения учетной регистрации частных нотариусов».

В 2013 году приняты Закон Республики Казахстан от 3 июля 2013 года № 122-V «О гарантированной государством юридической помощи», а также Закон Республики Казахстан от 21 мая 2013 года № 94-V «О персональных данных и их защите» (не введен в действие).

 

Согласно информации о проделанной Министерством юстиции Республики Казахстан работе за 1 квартал 2013 года, размещенной на официальном сайте Минюста, «общая численность нотариусов в настоящее составляет 2 970 человек. На сегодняшний день нотариальным обслуживанием обеспечены все районы.

За законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдение правил делопроизводства было проведено 211 проверок. По результатам проведенных проверок было приостановлено действие лицензий 25 нотариусов. К дисциплинарной ответственности было привлечено 27 нотариусов, за нарушение Правил предоставления субъектами финансового мониторинга сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, к административной ответственности – 1 нотариус.

Решениями судов удовлетворено 22 иска, из них по вине нотариуса – 1. Факты возбуждения уголовных дел правоохранительными органами в отношении нотариусов отсутствуют.

Все нотариусы подключены к Единой нотариальной информационной системе (ЕНИС).

Для реализации действенных мер по повышению профессионализма нотариусов и в целях сокращения жалоб и нареканий граждан в феврале 2013 года был проведен анализ судебной практики о признании сделок недействительными, которые были удостоверены нотариусами в 2012 году.

Анализ показал, что территориальными органами юстиции ведется мониторинг поданных исков в судебные органы о признании недействительными нотариальных действий, удостоверенных нотариусами. Своевременно отслеживается движение каждого гражданского дела. В случае установления судом вины нотариуса в отношении виновных лиц принимаются меры наказаний,  вплоть до приостановления действия лицензии.

За допущенные нарушения законности к различным видам дисциплинарной ответственности привлечено 9 частных нотариусов, приостановлены действия лицензий у 8 нотариусов.

Результаты анализа направлены в территориальные органы юстиции и нотариальные палаты.

За отчетный период выдано 268 лицензий, из них – 65 на занятие адвокатской деятельностью; 203 – на занятие нотариальной деятельностью. Отказано в выдаче лицензий – 75, из них  23 – на занятие адвокатской деятельностью; 52 – на занятие нотариальной деятельностью» [52].

Как видно из информации Министерства юстиции РК, проводится работа по недопущению нотариусами неправомерных действий и постоянный контроль за совершением нотариальных действий нотариусами.

 

Рассмотрим более подробно состояние нотариата на современном этапе. Поскольку законодательные нововведения имеют взаимосвязанный как положительный, так и отрицательный эффект, мы рассмотри их в совокупности, обозначив негативные последствия знаком «–», положительные – «+».

 

«+» Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственных символов» от 28 июня 2012 года №24-V ЗРК позволил исключить административные барьеры и избавил физические и юридические лица от лишних затрат, так как документы, которые удостоверены частным нотариусом и скреплены печатью с Государственным гербом, имеют официальный характер.

«+» Внедрена Единая нотариальная информационная система (ЕНИС), которая позволяет получать достоверную информацию как о физических, так и юридических лицах, об их движимом и недвижимом имуществе, о земельных участках, с помощью ЕНИС можно проверить действительность тех или иных документов, что позволяет экономить время и нотариусам, и их клиентам. Таким образом, электронный нотариат облегчает работу нотариуса за счет доступа к базам данных – реестру физических лиц, регистру недвижимости, базе данных юридических лиц. При этом граждане освобождаются от необходимости собирать справки. Также введение реестра нотариальных сделок позволит сделать эту сферу прозрачной и будет препятствовать участию нотариусов в незаконных сделках. Причем тайна совершения нотариального действия соблюдается, так как в реестр нотариальных сделок заносится не содержание сделки, а только ее название.

«–» Однако многие нотариусы озабочены недостаточной проработкой самой программы электронного нотариата, так как технически защищенность электронного реестра не обеспечена и вся попадающая в него информация доступна. Так, в интервью, опубликованном в газете «Мегаполис», Руслан Енсебаев – заместитель председателя АО «Национальные информационные технологии» (оператор программы ЕНИС) сказал: «Информация, вносимая в журнал регистрации нотариальных актов, не относится к категории секретных… Напомню, что система «Е-нотариат» внедрялась в первую очередь для того, чтобы Министерство юстиции имело полноценную статистику нотариальных актов как в разрезе регионов, так и в разрезе конкретных нотариусов. Очевидно, что на нынешнем этапе мы решили эту задачу. Конечно, в будущем было бы хорошо, чтобы все нотариально заверяемые документы имели электронную версию и могли передаваться по электронным каналам передачи данных. Но пока точных сроков запуска подобной версии системы нет … Данные, циркулирующие сегодня в системе «Е-нотариат», не носят конфиденциальный характер» [53].

«+» Впервые внедрены единые тарифы в МРП по всей территории республике, что исключает возможности торга при обращении за совершением нотариальных действий. Это стало положительным достижением казахстанского института нотариата. Оплата нотариальных действий, совершаемых частным нотариусом, осуществляется по ставкам, соответствующим размерам государственной пошлины, установленной налоговым законодательством РК (Закон Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 516-IV «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О нотариате»).

«+» Вместе с тем, как мы уже отметили, заработала новая система государственного контроля за нотариальной деятельностью (Закон Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 516-IV «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О нотариате»).

«–» Отмена квотирования нотариусов (Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 31 января 2012 года № 34 «Об утверждении Минимального количества нотариусов в нотариальном округе»), которая, как показывает практика, не имеет положительного эффекта. При неограниченном количестве нотариусов Министерству юстиции РК очень сложно выполнять контролирующую функцию. Отмена показателя максимального количества частных нотариусов в территориальных нотариальных округах повлекла за собой следующие негативные последствия:

      • нарушился территориальный и качественный баланс в сфере нотариальной деятельности;

      • усилилась экономическая конкуренция между нотариусами, которая неприемлема в любой публичной сфере;

      • отмена показателя максимального количества нотариусов объективно привела к снижению их доходов поставило под сомнение возможность реализации принципа полной имущественной ответственности нотариуса из-за недостаточности средств, которые выплачиваются страховыми компаниями в качестве страховых выплат. Также снижение дохода автоматически повлекло уменьшение финансирования нотариальных контор, что неизбежно ухудшило условия осуществления нотариальных действий. В целом отмена конкурсного отбора претендентов привела к падению уровня профессионализма нотариусов, а следовательно, – к снижению уровня безопасности общественных отношений.

 

Кроме этого, для решения актуальных проблем современного института нотариата и осуществления его деятельности «необходимы следующие меры.

    • Необходимо реформировать нотариальное производство, которое в современном его состоянии не отвечает в полной мере актуальным запросам гражданского оборота, интересам субъектов экономических отношений, возможностям обеспечения и защиты их прав, свобод.

    • Необходимо завершить внедрение принципов нотариата латинского типа в казахстанскую нотариальную систему, так как относясь к таковому по формальным признакам, по своему содержанию казахстанский институт нотариата таким еще не является.

    • Существует настоятельная необходимость в определении юридической силы и значении документов, оформленных нотариально [54].

Информация о работе Нотариат в Казахстане